Как провести тендер
Тендеры — это всегда много бумаг и формальностей с плохо предсказуемым результатом, если проводить тендеры честно. Но если вам всё-таки нужно найти исполнителей через тендер, держите нашу инструкцию.
Не всегда участники тендера честны: они могут подать заявку, в которой скрыты важные детали. Подробнее рассказываем в статье.
Эксперт — Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Ольга Ткачева, редактор.
Государственные и коммерческие тендеры
Тендер — это торги, в которых заказчик объявляет, что ему нужно выполнить определенную работу в пределах определенной суммы, а исполнители соревнуются за то, чтобы получить этот заказ. Тендеры могут быть от госзаказчиков и от частных компаний. Гостендеры подчиняются двум законам — 223 ФЗ и 44 ФЗ, изменения в этих законах происходят почти каждый день.
Коммерческие тендеры чаще проходят в форме конкурса и аукциона и подчиняются статьям 447-449 гражданского кодекса и положению 135 ФЗ о защите конкуренции.
Инструкции, как провести тендер на закупку или услуги, нет, основные правила прописаны в двух законах и статьях гражданского кодекса, но есть действия, без которых нельзя зайти на торги. Рассказываем по порядку про коммерческие торги, а государственные — это отдельная тема, про которую расскажем отдельно.
Получить цифровую подпись
Основная часть торгов проходит на электронных торговых площадках. Чтобы в них участвовать, надо получить цифровую подпись. Где и какую подпись получать, зависит от торговой площадки. Есть универсальные цифровые подписи, которые работают, например, на шести государственных и нескольких коммерческих площадках для тендеров и аукционов. Есть только те, которые работают на специальных площадках, например на площадке «РТС-тендер». Универсальная подпись для нескольких торговых площадок стоит в Москве 4000 рублей.
Электронные подписи выдают в удостоверяющих центрах. Там же могут помочь с документацией для тендеров.
Цифровую подпись делают не дольше трех дней; есть центры, которые делают за один-два часа, если все документы готовы и в порядке.
Электронная подпись
Зарегистрироваться на торговой площадке
Теперь надо выбрать торговую площадку для размещения тендера. В поисковых системах их десятки.
Самые крупные торговые площадки:
На коммерческих торговых площадках нет строгого отбора, можно размещать любой тендер. На Главном портале закупок тендеры размещают только госзаказчики вроде школ, университетов, больниц.
Чтобы зарегистрироваться на любой торговой площадке, нужна цифровая подпись и пакет документов, который агрегатор или площадка запрашивает для регистрации. Чаще просят:
- копию устава;
- ИНН;
- ЕГРЮЛ;
- документы о том, что руководитель организации вправе подавать такие заявки на регистрацию.
ИП отправляют выписку из налоговой.
Если есть все нужные для участия в тендере документы и электронная подпись, регистрация занимает не больше двух часов.
После регистрации можно участвовать в закупках — создать тендер и подготовить конкурсную документацию:
- проект заявки;
- проект договора;
- положение о проведении этого аукциона — подробно описать, что надо закупить, для чего, кому.
Подготовить и разместить конкурсную документацию тендера
Особых требований к документации тендера в законе нет. Есть общие юридические рекомендации — например, заказчик готовит документы к тендеру: пишет инструкции по заполнению документов, описывает порядок заключения контракта, порядок рассмотрения и изменения заявок, а также объект закупки — что именно хочет купить или сделать.
В документации не должно быть разногласий между данными в сопровождающих документах и в объявлении тендера. Например: заказчик хочет достроить здание и выставляет тендер, чтобы найти строителей. В тендере нет чертежей, данных по объекту. Строительная компания хочет участвовать и просит заранее показать чертежи, обозначить объем работы, чтобы понять, насколько выгодно это предложение. А заказчик отвечает, что все данные по объекту получат только те, кто выиграет тендер. Может оказаться, что придется достраивать, но деньги на такую работу не заложены в тендере, а в договоре написано, что нужно сделать все необходимые работы на объекте.
Поэтому надо внимательно собирать документы к тендеру. Например, если необходимо что-то построить, надо указать объем; если нужна мебель — описать какая и из каких материалов, можно прикрепить картинку в качестве примера.
Условия тендера должны быть прописаны четко и просто. Если простоты и точности нет, тогда исполнитель будет писать и уточнять информацию. Публиковать тендер можно после того, как вся информация будет доступной и понятной.
Участие в тендере
Электронный аукцион проходит онлайн на сайте, такие сайты называются — электронными торговыми площадками. После того как все заявки допущены, начинаются торги.
Проходят они так: есть начальная максимальная цена контракта — это максимальная цена, по которой заказчик готов заключить контракт. Есть условные три компании, которые готовы участвовать в этих торгах.
Вот пример аукциона, когда цена постепенно снижается:
Компания «Программы» готова заплатить за мебель 10 000 000 рублей. Три компании предлагают свои условия: одна может сделать мебель за 9 800 000 рублей, другая — за 9 780 000 рублей. Торги длятся до тех пор, пока заказчика и исполнителя не устроит цена.
Дальше с компанией-победителем заключают контракт. В контракте не должно быть разногласий между данными, которые были в заявке и которые есть в договоре.
Есть еще конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. На конкурсе выбирают компанию, которая сделает лучшее предложение за те деньги, которые заказчик готов платить.
По данным запросов котировок и запросов предложений выбираются наилучшая цена и наилучшее предложение, но запросы проводятся в определенных случаях, и это отдельная статья. Чаще всего проходят аукционы и конкурсы.
Проверить участника
В документации тендера заказчик может написать требование, чтобы участник отсутствовал в реестре недобросовестных поставщиков. Эту информацию можно проверить на специальном сайте.
Туда попадают те, кто отказывается от заключения госконтракта, когда побеждает в торгах, кто выполняет заказ не в срок или после кого работу приходится переделывать другим исполнителям.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Главное
Тендеры бывают государственными и коммерческими, их контролирует Антимонопольная служба
За отказ от госконтракта можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Бывают тендеры, в которых участвуют по сговору, — их можно отследить по тому, как прописаны условия
Что делать, если закупка не состоялась
Что делать, если конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ не состоялся:
- заключить контракт с ед. источником (если есть заявка, которая соответствует требованиям);
- продлить срок подачи заявок (если подходящих предложений нет);
- провести новую закупку или повторный тендер (если заявки не поступили).
Основания для признания закупки несостоявшейся
В большинстве случаев при оглашении фразы «закупка не состоялась» у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Рассмотрим это для разных этапов процедуры.
Все основания, когда закупку можно признать несостоявшейся, собраны в таблице.
1. Отсутствуют предложения.
2. Подана только одна заявка.
- Отклонены все предложения.
- Только одна признана соответствующей требованиям.
При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
- Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям (если закупка не состоялась по причине некорректных заявок участников).
- Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
- Отсутствуют предложения.
- Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
- Только одна заявка признана соответствующей требованиям.
С 2022 года для конкурентных заказов действуют единые основания, которые позволяют считать их несостоявшимися (п. 1 ст. 5 360-ФЗ):
- подано или допущено только одно предложение;
- не подано ни одного предложения или они все отклонены;
- все участники признаны уклонившимися;
- заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.
Если совместная конкурсная покупка не состоялась, каждый заказчик согласовывает контракт с контрольным органом отдельно. Это правило действует с 01.01.2022.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заключить контракт с единственным поставщиком. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Конкурсные процедуры
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся по 44-ФЗ, сначала заказчик продлевает срок подачи заявок на 10 дней. Это правило работает, когда не поступило ни одной заявки либо они все отклонены. Когда по результатам продления конкурс опять не состоялся, госучреждение проводит новый (или повторный) тендер. Закупку у единственного поставщика проводят, если есть одна заявка, которая соответствует требованиям.
44-ФЗ уточняет, можно ли провести закупку с единственным поставщиком, если 2 раза не состоялась закупка: да, это допустимо, даже если покупка не состоялась один раз. Обязательное условие — наличие соответствующей требованиям заявки.
Контрактное законодательство разъясняет, можно ли увеличить цену, если закупка не состоялась: НМЦК тендера рассчитывают заново, если заказчик проводит новый тендер, а не запускает его повторно. Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, и начальной цены, которую увеличивают не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.
Перечисляем действия заказчика, если закупка признана несостоявшейся по 44-ФЗ: когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится продление срока подачи заявок, а затем — повторная или новая процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи предложений до 5 рабочих дней или иным способом на усмотрение заказчика.
Если тендер не состоялся, единственный поставщик заключает контракт, если его предложение соответствует требованиям закона и документации. Для этого заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п. 25 ч. 1 ст. 93).
В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Госучреждение проводит тендер снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.
Со следующего года проводить продление срока подачи предложений не требуется. Заказчику разрешат сразу проводить новый тендер либо произвести закупку у единственного поставщика.
Электронный аукцион
При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Согласование с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).
Вот как заключить госконтракт, если аукцион по строительству не состоялся: так же, как и в других случаях: обязательны изменения в плане-графике. После заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69).
С 01.01.2022 заказчику разрешат проводить новый аукцион (без уточнения способа) либо произвести закупку у единственного поставщика.
Запрос котировок
44-ФЗ разъясняет, можно ли заключить договор напрямую, если запрос котировок не состоялся: при признании запроса котировок несостоявшимся заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (согласование с контрольным органом не требуется). Также допустимо повторное проведение тендера после изменений в план-графике.
С 2022 года, если запрос котировок в электронной форме не состоялся (нет заявок или все отклонены), заказчику разрешат проводить новый тендер либо произвести покупку у единственного поставщика (360-ФЗ от 02.07.2021).
Запрос предложений
Рассмотрим, что делать с несостоявшимися тендерами на разных этапах процедуры.
Закрытые процедуры
Несостоявшейся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях, аналогичных открытым способам определения поставщика. Вот возможные последствия, если закупка не состоялась: согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом провести покупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.
Почему не проводят тендеры
Это B2G (Business To Government), или рынок госзакупок.
Честно скажу, сам я не сторонник ориентации исключительно на этот сегмент: в реальных условиях компании, работающие с бюджетной сферой, подстраиваются под требования конкретного заказчика, а не под рынок в целом. Стараются выиграть ценовую борьбу в ущерб качеству и зачастую из профессиональных производителей и предпринимателей превращаются в профессиональных участников «госторгов».
Но и вовсе отказываться от B2G не стоит: бизнес должен искать клиентов везде, где они есть!
Ни одно направление продаж не породило столько мифов, сколько B2G. Хотя, казалось бы, чего проще – есть множество сайтов госзакупок, есть законодательство. И, что самое важное, есть заказчики с понятным и прозрачным бюджетом.
Так почему же коммерческие поставщики неохотно работают в этой сфере и тратят рекламные бюджеты на работу с B2C и B2B? Проблем несколько.
Проблема №1: «Непонятно, с чего начать»
Открытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и прочие не знакомые простому человеку термины. Несколько крупных площадок, в названиях которых так или иначе фигурируют госзакупки. Пухлые брошюры с кратким и не очень изложением федерального законодательства в этой области.
Объем новой информации вгоняет в ступор, изучение специфики откладывается на завтра, на понедельник, на следующий квартал. А в следующем квартале владельцы компаний снова «дрючат» своих сотрудников и требуют от них увеличения продаж…
Ну что же, для тех, кто, как и я, исповедует принцип «решили – сделали», привожу краткую и простую инструкцию, с чего начать работу с госзакупками:
1. Скачайте Федеральные законы № 44 и 223 с последними изменениями за 2016 год. Читайте каждый день – отныне это ваша любимая книга.
2. Из прочитанного выделите главное: вас, как поставщика, прежде всего интересуют следующие формы закупок:
- открытые конкурсы (работают как в электронном, так и в «оффлайновом» варианте; выбор поставщика осуществляется по нескольким функциональным критериям; цена в данном случае не является главным критерием);
- запросы котировок (основной критерий выбора поставщика – цена, по остальным критериям поставщик должен соответствовать требованиям документации);
- открытый аукцион в электронном виде (наиболее распространенный вид закупок для госучреждений, при котором назначается заказчик назначает стартовую цену, а поставщики, конкурируя между собой, предлагают минимальную возможную для себя цену).
3. Получите ЭЦП (электронную цифровую подпись) для госзаказа. Работать с госучреждениями без ЭЦП нельзя!
4. Зайдите на сайт zakupki.gov.ru. С 2016 года это Единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок. Правда, пока через ЕИС нельзя подать заявку на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и получить окончательное предложение. Полный функционал будет доступен не позднее 1 января 2017 года (по крайней мере, этот срок указан в ч. 5 статьи 112 44-ФЗ).
Сейчас на сайте можно найти заказы по специфике деятельности вашей организации и список сайтов, на которых проводятся электронные аукционы. Список, кстати, совсем небольшой, так что не запутаетесь:
5. Зарегистрируйтесь на ВСЕХ перечисленных электронных площадках.
6. Ищите заказы в своей отрасли, изучайте условия контракта и подавайте заявки! Заявки заполняйте внимательно: за несоответствие требованиям документации или закону ее могут отклонить.
Все просто, как вы видите.
Но наверняка, если бы проблемы при работе с госзакупками сводились к изучению короткой инструкции, эту статью мне писать бы не пришлось. Давайте теперь поговорим о других причинах, по которым малый и средний бизнес неуютно себя чувствует в госзакупках.
Проблема №2: «Где взять деньги, чтобы заработать деньги»
Чтобы принять участие в торгах на электронных площадках вы должны внести деньги для обеспечения заявки на участие, а если победите, — то и для исполнения контракта по этому заказу, в случае если требование обеспечения указано в документации.
К тому же, госучреждения используют метод постоплаты при работе с коммерческими компаниями. В итоге до момента получения «живых денег» поставщик едва сводит концы с концами, а многие и вовсе отказываются от исполнения контрактных обязательств из-за угрозы разорения и… переходят в список неблагонадежных исполнителей.
Этот существенный нюанс останавливает многих.
Например, генеральный директор компании «Успешные проекты» Илья Казарин считает, что у малого и среднего бизнеса практически нет возможностей для обеспечения контракта. Его компания иногда принимает участие в госзакупках, внимательно изучая тендеры на предмет «подвоха», чтобы понять, реально ли вообще выиграть тот или иной тендер. Подробнее о своем опыте Илья рассказал в эфире моей авторской программы «Макрономика – среда обитания бизнеса» на радио «Комсомольская правда».
Где взять деньги – эту проблему каждый бизнес решает по-своему: у кого-то есть значительные оборотные средства, а кто-то получает коммерческий кредит в банке. Во втором случае советую вам обратить внимание на два нюанса, которые помогут вам сэкономить если не деньги, то хотя бы время на получение кредита.
- Специальные банковские продукты для участников госзакупок. Некоторые финансовые организации специализируются на таких продуктах: в них вы можете получить необходимые средства как на участие в тендере, так и на обеспечение контрактных обязательств.
- Государственные гарантии. Федеральные и региональные агентства поддержки бизнеса могут предоставить свои гарантии и способствовать выдаче кредита в банке.
Проблема №3: «Некомпетентность заказчиков»
Далеко не все представители госучреждений берут на себя труд изучить рынок, специфику заказываемой продукции и цены на нее. В результате зачастую условия конкурсов больше подходят посредникам, а не прямым поставщикам, которые могли бы предложить свои товары по гораздо меньшей цене.
Ольга Косец, руководитель швейного производства «Софиано» жалуется:
«Для меня и моих сотрудников самым сложным оказался поиск заказов, которые мы сможем выполнить. Даже небольшие заказы сформированы таким образом, что мы не всё можем выполнить самостоятельно и будем вынуждены обращаться к другим компаниям по поставке части изделий. Например, в закупке постельного белья для городской больницы среди наволочек и простыней числятся подушки, одеяла шерстяные и фланелевые, а также полотенца.
Очевидно, что при формировании закупки не учитываются возможности производителей. Прямого доступа к государственным заказам реальным производителям без этих нюансов еще долго не видать. Именно поэтому до сих пор на сайтах госзакупок промышляют в основном посредники, у которых штат обученного персонала, начиная от менеджеров и заканчивая юристами по сопровождению контракта.
Самостоятельно они ничего не производят, но умело пользуются доступными открытыми данными компаний и имеют приличную маржу на сделках. Зачастую она превышает прибыль самих производителей товаров или прямых поставщиков».
Некомпетентность заказчика может проявляться и в расчете стоимости тендера. Вместо того, чтобы вникнуть в специфику отрасли, разобраться в ценообразовании, горе-заказчик из бюджетной сферы набирает в поисковике запрос «купить мыло / веревку / табурет / все что угодно» и, увидев первое же рекламное объявление вроде «Только сегодня! Супер-скидки! 99 рублей за комплект из веревки, мыла и табуретки!», на его основе прописывает условия тендера. Ну и какую цену он заложит в тендер? Представляете?!
Проблема некомпетентности заказчика на самом деле глубже. Необоснованно низкие цены в условиях тендера на самом деле поощряют серые схемы ведения бизнеса. Приведу наглядный пример.
Сколько стоит сделать простенький сайт-визитку?
Давайте посчитаем: для создания сайта требуется труд дизайнера, верстальщика и программиста. Работодатель, кроме заработной платы, несет и другие расходы – аренда офиса, соцвзносы, налоги и так далее. Так что, даже при самых скромных расценках, если веб-студия работает «в белую», себестоимость сайта начинается от 100 тысяч рублей.
Эту сумму сама же веб-студия может существенно снизить, если начнет работать «в черную» или хотя бы «в серую».
Еще ниже себестоимость создания сайта у фрилансера, который «соберет» вам сайт на бесплатном движке, а при первых же технических проблемах попросту перестанет выходить на связь. Зато в его профиле на всевозможных сервисах для фрилансеров будет красоваться гордая надпись: «Создание сайтов от 10 тысяч рублей! В срок от 1 до 3 дней!».
К счастью, госзаказчики не могут работать с фрилансерами. Но могут заказать товар или услугу компании, которая экономит на налогах и поэтому предлагает более низкую цену. А страдают в итоге наиболее законопослушные и честные представители бизнеса!
Проблема №4: «Конкуренция с недобросовестными поставщиками»
Конечно же вы – честный человек, а ваша компания – добросовестный исполнитель. Если уж вы взяли на себя обязательства перед государством, то в лепешку расшибетесь, квартиру свою заложите, сотрудников продадите в рабство, но условия контракта выполните.
К сожалению (или к счастью для непроданных в рабство сотрудников), так поступают не все. Некоторые компании в погоне за желанным госконтрактом снижают сумму контракта ниже себестоимости. В итоге они конечно выигрывают конкурс, оставив с носом вас и других добросовестных конкурентов.
Смогут ли они выполнить свои обязательства перед заказчиком? Вряд ли. Что заставляет их так поступать, мне не понятно. Извечный русский авось, неумение считать или еще какие-то причины, но факт остается фактом – в проигрыше оказываются все: добросовестные поставщики, государственный заказчик и все мы – граждане, для нужд которых и работают госучреждения.
Проблема №5: «Коррупция»
Даже неудобно как-то об этом говорить, но есть, так сказать, отдельные в нашей стране случаи коррупции. Чтобы не нарваться на обвинения в клевете на конкретных чиновников, приведу только описания общих ситуаций.
Например, в аукционной документации могут быть указаны следующие требования:
- Максимальный линейный размер поры или шлакового включения – не более 1,5 мм
- Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла – не менее 42 кгс/мм 2
- Минимальная температура, при которой ударная вязкость металла шва и наплавленного металла аH45 (при испытании образцов типа IX) не менее 35 кгс х м/см 2 – не более 20
Если вы думаете, что это требования к конструкции ядерного реактора, то я вас разочарую. Это всего лишь требования к электродам, применяемым при реконструкции сквера… Понятно: когда заказчик выставляет такие условия, он рассчитывает на какого-то определенного исполнителя, целиком и полностью выполняющего эти условия. Правда, доказать это очень сложно.
Что же делать?
Не участвовать в госзакупках? Вовсе нет! Несмотря на все сложности, рынок государственных заказов остается интересным и перспективным. Так, всего за 6 месяцев 2015 года через сайт госзакупок прошло 2,5 млн заявок на общую сумму 9,5 трлн рублей. За последний год на сайте зафиксировано почти 250 тысяч покупателей. Большинство заказов сравнительно не большие: от 1 до 10 млн рублей, то есть как раз для малого и среднего бизнеса.
Если вы чувствуете, что вам по силам выиграть конкурс и получить заказ, смело участвуйте! Не бойтесь бороться за свои права и указывать на необоснованные требования заказчиков. Разобраться в ситуации и поддержать вас могут как общественные, так и государственные организации:
- – структура, специально созданная для того, чтобы защищать права малого и среднего бизнеса; Народный Фронт – общественная организация, занимающаяся проверкой действий чиновников;
- Вышестоящие для каждого непосредственного заказчика организации;
- Прокуратура – как последний аргумент.
По всем этим адресам вы можете обратиться, если считаете, что ваши права, как исполнителя, ущемляются заказчиком. Но надеюсь, что этот пункт моей статьи вам никогда не пригодится.
Источник https://delo.modulbank.ru/sales/tender
Источник https://goscontract.info/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya
Источник https://rb.ru/opinion/b2g-problems/