Новые правила в строительных тендерах на разработку проектной документации 2022 г.

 

Сметы

Смета – это ключевая стадия подготовки к реализации проекта. На ее основании будет формироваться календарный план проекта, график поставок материалов и инструментов. Смета фиксирует стоимость всех работ, инструментов и материалов. Она включает в себя накладные и непредвиденные расходы, прибыль подрядной компании. Это крайне важный документ. К его составлению могут привлекаться даже отдельные подразделения.

Основные особенности

Смета обычно составляется в рамках строительства. Само такое понятие появилось в плановой экономике. Но оно осталось актуальным и в рамках рыночной экономики. Смета – это ориентир для определения цены, которая устроит заказчика. Она также нужна для качественного анализа расходов обеих сторон. Документ потребуется для осуществления расчетов между участниками проекта в процессе его воплощения. Сметная стоимость – это предполагаемый объем расходов, нужных для полноценной реализации проекта.

  • Распределение вкладов по стадиям строительства.
  • Установление источников появления средств.
  • Определение цен на материалы/инструменты, которые устраивают и заказчика, и исполнителя.

При оформлении соглашения подряда смету составлять не обязательно. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но смета может быть затребована заказчиком. Как правило, она и запрашивается с целью детализации расходов на строительства. Обязательно составляется смета, если заказчик – это государственное учреждение.

Особенности установления

Сметная стоимость рассчитывается на каждой из стадий проектирования. Нужно это для дополнительной детализации, точного уточнения. Рассмотрим эти стадии:

  • Предпроектная. Устанавливается предварительная стоимость проекта. Нужно это для обоснования инвестиций.
  • Проектная. На этом этапе формируются укрупненные расчеты с большей степенью раскрытия сведений.

Если проводится несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.

Способы расчета

В РФ распространены эти методы установления стоимости:

  • Ресурсный. Представляет собой калькулирование в нынешних и планируемых ценах. Метод обеспечивает точный пересчет сметной стоимости на новые цены.
  • Ресурсно-индексный. Сочетает в себе ресурсный способ с индексами. Последние представляют собой отношение нынешних цен к ценам на 1991 год.

Есть еще несколько методов установления стоимости.

Состав

Сметная стоимость подразделяется на 3 части. Рассмотрим их особенности:

  • Прямые траты. В них входит стоимость объектов, траты на эксплуатацию оборудования, ЗП сотрудников.
  • Накладные траты. Это расходы, направленные на формирование общий условий работы. К примеру, это траты на организацию и обслуживание объекта.
  • Сметная прибыль. Представляет собой расходы, не связанные с возведением объекта, но требующиеся для обеспечения работы строительной компании. К примеру, это могут быть налоги, траты на развитие производства, материальное стимулирование, создание нормальных условий для работы сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если строится уникальное здание, для создания сметы обычно используются укрупненные сметные нормы. Если же УСН нет, могут применяться единичные расценки.

Разновидности сметы

Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:

  • Сводный расчет.
  • Сводка трат.

Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:

  • Локальные сметы. Входят в состав первичной документации. Заполняются на отдельные направления работы.
  • Локальные расчеты. Актуальны тогда, когда масштабы работ и размеры расходов пока не установлены или уточнить все значения можно только в ходе строительства.

Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.

Программы для составления сметы

Обычно смета составляется посредством специальных программ. Это наиболее простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простейших расчетов. Произвести их можно в обычной Microsoft Excel. Есть также профессиональные программы. К примеру, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».

Новые правила в строительных тендерах на разработку проектной документации 2022 г.

тендер

Министерство строительства разместило проект приказа, утверждающего новый регламент для закупок на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение строительных работ, реконструкции или капремонта объектов капитального строительства для реализации нацпроектов.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

1. Новые правила обоснования начальной (максимальной) цены контракта

Отныне начальную (максимальную) цену контракта будут определять по ценам на период исполнения контракта с применением укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). При отсутствии таковых следует воспользоваться стоимостными показателями, принятыми в сметной документации и указанными в проектных документах объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, конструктивным решениям, природным и прочим условиям территории, на которой планируют строить (далее — стоимостные показатели объектов-аналогов).

Читать статью  Как осуществляется аудит в сфере закупок

Сметная документация должна иметь положительное заключение после проверки достоверности сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие органы. При отсутствии НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов, НМЦК формируется при помощи стоимостных показателей отдельных видов затрат или конструктивных решений объектов капитального строительства, идентичных по техническим, технологическим, конструктивным характеристикам, специфическим особенностям и условиям строительства соответствующим видам затрат или конструктивным решениям объекта строительства, который планируется создать (далее — стоимостные показатели конструктивных решений-аналогов). Сметная документация, используемая для вычисления стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов, должна иметь положительное заключение после проверки на достоверность определения сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие контролирующие органы.

Определить и обосновать НМЦК по новым правилам можно любым из указанных способов. В расчет НМЦК в целом по объекту закупки включают траты на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, затраты на строительные работы, реконструкцию или капремонт объекта капстроительства и издержки на поставку медоборудования (при наличии в проекте обязательства поставки).

1) Определяют НМЦК с использованием показателей НЦС при условии сопоставимости назначения, проектной мощности и других характеристик объекта-представителя, который учтен в показателе НЦС и планируется к возведению объекта капстроительства.

2) Определяют и обосновывают НМЦК путем составления расчетов на основе стоимостных показателей объектов-аналогов, принимают объекты-аналоги, которые соответствуют критериям по приказу Министерства строительства № 662/пр от 16 октября 2018 г.

3) Определяют НМЦК с показателями НЦС в уровне цен периода выполнения контракта, применяют главу IV методики разработки и применения укрупненных НЦС. Эта методика утверждена приказом Министерства строительства № 314/пр от 29 мая 2019 г.

4) Определяют НМЦК со стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов учитывают условие идентичности (сопоставимости) конструктивных решений-аналогов и конструктивных решений объекта капитального строительства, который планируют построить.

Основные критерии идентичности:

— состав (структура) затрат,

— условия для работы.

4) Определяют начальную цену контракта со стоимостными показателями объектов-аналогов и одновременно стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов пересчитывают стоимостные показатели объектов-аналогов или конструктивных решений-аналогов применительно к условиям возведения объекта капитального строительства.

Для пересчета стоимостных показателей объектов-аналогов и конструктивных решений-аналогов из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК, применяют индексы цен Росстата на продукцию инвестиционного назначения по видам экономической деятельности.

Также используются индексы фактической инфляции, установленные региональными властями при закупках на средства регионального бюджета. Для пересчета стоимостных показателей объектов-аналогов и конструктивных решений-аналогов из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень периода исполнения контракта, применяются индексы-дефляторы по строке «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования», размещенные Министерством экономики и развития в базовом варианте социально-экономического прогноза развития России в течение планового периода.

Помимо этого, используют прогнозные индексы инфляции, установленные региональными властями, при закупке на средства регионального бюджета. НМЦК определяется с учетом налога на добавленную стоимость (НДС). Исключением являются случаи, когда в рамках налогового законодательства данный налог не взимается. Итоги определения НМЦК заносят в протокол.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

2. Новые правила изменения контрактов

Изменять контракты на возведение объектов капитального строительства «под ключ» в рамках национальных проектов станут когда:

— сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства, определенная по итогам проверки на достоверность в ходе государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта;

— цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, определенную в результате проверки на достоверность ее определения в ходе государственной экспертизы проектной документации.

Цена контракта будет изменяться после выполнения обязательств, связанных с подготовкой проектной документации либо выполнением инженерных изысканий, и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. Оформление поправки производится при помощи дополнительного соглашения.

Цена, согласно новым правилам останется неизменной при выполнении строительных работ, реконструкции или капремонту объекта капитального строительства. В случае изменении цены контракта придется применять: статистические сведения об индексах цен Росстата на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство).

Читать статью  Торговля от уровней – рабочая стратегия

Еще используют индексы фактической инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупают на деньги из регионального бюджета. Эти индексы фактической инфляции применяются, когда пересчитывают сметную стоимость строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК; индексы-дефляторы Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозные индексы инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупка осуществляется на средства регионального бюджета. Данные индексы прогнозной инфляции применяются при пересчете сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень соответствующего периода реализации проекта.

Изменять будут по следующей формуле: стоимость договора уменьшат по формуле для изменения контракта, если цена контракта, которую определили по итогам закупки после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации или выполнением инженерных изысканий, получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости, превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, которая определена в ходе проверки на предмет достоверности ее определения.

Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

3. Новая методика составления смет

Смета контракта будет составляться и оформляться дополнительным соглашением после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и изменения цены контракта по новому порядку. Составлять смету контракта будет нужно на основе ее проекта, который составят согласно правилам раздела VI порядка определения НМЦК в закупках в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования). Данный регламент утвержден приказом Министерства строительства № 841/пр от 27 декабря 2019 г. Готовую смету надо будет составлять и изменять по методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капстроительства. Данная методика утверждена тем же приказом министерства.

Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

4. Видео инструкция «Тендеры, госзакупки (строительство): общие вопросы, плюсы и минусы работы. Участие в тендерах»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Статьи

Смета контракта по 44-ФЗ

Статья 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что оплата контракта, предметом которого является строительство или реконструкция объекта капитального строительства, осуществляется заказчиком в соответствии со сметой контракта, являющейся обязательным его приложением. Смета контракта должна составляться в соответствии с методикой, утвержденной Минстроем России (приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр), действующей с 15.02.2020 (ч.ч. 6.1 и 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Однако, что ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не распространяет свое действие на контракты, предметом которых выступает капитальный ремонт, снос или реставрация объектов капитального строительства. Помимо этого, ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ не наделяет Минстрой России правом на утверждение методики формирования сметы контракта для указанных контрактов. Вместе с тем, ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ предусматривает, что сметная стоимость работ по капитальному ремонту, сносу, реставрации объектов капитального строительства определяется при проектировании таких работ, но не используется при формировании сметы контракта. Смета контракта на выполнение указанных работ, также как и работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства, формируется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, если иное прямо не предусмотрено контрактом.

В связи с этим, если предметом контракта, например, выступает капитальный ремонт, снос, реставрация объекта капитального строительства, приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр наделяет стороны контракта правом на использование сметы контракта, составленной в соответствии с Методикой, утвержденной приказом.

“2. Смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее — Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта. Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в приложении N 6 к Порядку.”

Как видно из приведенной выше цитаты, при осуществлении закупок строительных работ, не связанных со строительством и реконструкцией объекта капитального строительства, соглашение сторон по применению сметы контракта может быть достигнуто только при условии, что сам проект контракта содержал проект сметы контракта, составленной в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Указанное соглашение достигается простой подачей участником закупки заявки на участие в процедуре, которой он соглашается со всеми условиями документации о закупке, изложенными заказчиком, включая использование сметы контракта.

Читать статью  Виды тендеров | блог Синапс

Подводя итог вышеизложенному отметим, что с 15.02.2020 заказчик при осуществлении закупок, предметом которых является строительство или реконструкция объектов капитального строительства, не вправе при составлении сметы контракта использовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов в силу прямого запрета на это ч. 6.1. ст. 11.2 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок иных видов работ заказчик вправе использовать смету контракта, составленную в соответствии с приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, или составлять смету “классическим” образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием НМЦк и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Проект сметы контракта

В статье Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” не будет расписывать весь алгоритм составления проекта сметы контракта, уже описанный в приказе Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, суть которого сводится к укрупнению единичных расценок, содержащихся в сметной документации, до цен основных конструктивных элементов объекта. Читатель с данным алгоритмом может ознакомится самостоятельно. В статье будут отмечены лишь те моменты, на которые следует, по мнению сотрудников центра, обратить отдельное внимание.

1. Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ в проекте сметы контракта осуществляется таким образом, чтобы было возможно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе исполнения контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, являющемся обязательным приложением контракту (пп. “б” п. 33 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Таким образом, все укрупненные работы, нашедшие свое отражение в проекте сметы контракта, должны быть также отражены в графике выполнения работ. Если проект сметы контракта будет более детализирован по работам, чем график выполнения работ, то это будет означать, что в отношении части работ, указанных в проекте сметы контракта невозможно идентифицировать срок их начала и окончания, что будет рассматриваться как несоблюдение требований приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Однако, следует заметить, что составление самого графика выполнения работ является обязательным только в случае, если предметом контракта выступает новое строительство или реконструкция объекта капитального строительства (ч. 6 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупок иных строительных работ график, как приложение к контракту, может не формироваться вовсе.

2. Проект сметы контракта составляется на основании Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплектов (видов) работ и, фактически, является производной от такой Ведомости (пп. “б” п. 31 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Сама ведомость может формироваться заказчиком после осуществления проектных работ либо подготовка такой Ведомости может быть предусмотрена в качестве обязанности проектировщика, если это содержалось в задании на проектирование. По мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” является предпочтительным для заказчика.

3. Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений могут включаться в проект сметы контракта отдельной строкой, а могут и не выделяться в проекте сметы контракта. Все зависит от порядка определения таких затрат проектировщиком (см. п.п. 39-41 Раздела VI приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр). Вместе с тем, если затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений не будут выделены в проекте сметы контракта отдельной строкой, то это, по мнению Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”, не освобождает заказчика от их приемки в эксплуатацию, а также зачислению в основные средства заказчика с последующей передачей генподрядчику в пользование в порядке, установленном в контракте (п. 3.4 ГСН 81-05-01-2001).

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Источник https://assistentus.ru/forma/smeta/

Источник https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/novye-pravila-v-stroitelnykh-tenderakh-na-razrabotku-proektnoy-dokumentatsii-/

Источник https://44fz.ru/article/smeta-kontrakta

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: