Алексей Андреев оседлает финансовые потоки на ЦКАД
Испанская фирма Sacyr Concession перестала быть подрядчиком московской Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Единственной фирмой, которая должна достроить жизненно важную для столицы магистраль, осталась ДСК «Автробан» миллиардера и депутата из Югры Алексея Андреева…
«В круге ЦКАДа»
В свое время компания «Автодор» сообщила, что поступила лишь одна заявка на постройку третьего участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) – от консорциума «Автодорожная строительная корпорация», в который входят ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concession. Пикантность ситуации в том, что у «Автобана» нет опыта работы по концессиям! Зато есть влиятельный руководитель. Генеральный директор ОАО «ДСК «Автобан»» Андреев Алексей Владимирович – бывший руководитель Департамента строительства автомобильных дорог и методологии проектирования Министерства транспорта РФ.
Никто другой не захотел претендовать на реализацию дорогостоящего проекта. У «Автодора» 30 дней на изучение заявки. Если она соответствует требованиям, то концессионное соглашение заключат с этим консорциумом. Отметим, что Третий участок – это 105,3 км, которые соединят новую скоростную дорогу Москва – Петербург и дорогу М7 «Волга». Интересно, что у конкурсной комиссии было еще четыре заявки: от «Северо-Восточной магистрали», «СОК 24 раша», «Инвест финанс», «Кольцевой магистрали». Почему же все они «слились»?
Неожиданно в начале 2015 года потенциальные участники попросили изменить условия конкурса из-за ухудшившейся макроэкономической ситуации, и правительство перенесло конкурс. Государство частично взяло на себя инфляционные риски. «Автодор» согласился индексировать инвестиционные платежи на инфляцию и снизить гарантийное обеспечение с 1 млрд до 400 млн руб. Все бы хорошо: на строительство понадобится 74,9 млрд рублей, из них 42,2 млрд даст «Автодор». Но нашелся только один участник конкурса! Бывшие конкуренты говорят, что после махинаций и угроз приняли решение отказаться от тендера.
Теперь финансовым партнером «Автобана» будет РФПИ с соинвесторами – суверенными фондами Ближнего Востока. После этого «Автобан» договорился о займах со «Сбербанком», «Россельхозбанком» и другими структурами. Самое интересное, «Автобан» будет генеральным подрядчиком, и его руководство не исключает привлечения субподрядчика. Другими словами, не прошедших конкурс Андреев может нанять за меньшую сумму.
Отправить «в бан»
Ключевой фигурой и единственным владельцем «Автобана» является Алексей Андреев. Не просто бывший высокопоставленный чиновник, но и действующий депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа, член партии «Единая Россия». В 2011 году Forbes единственный раз включил Андреева в список богатейших россиян с состоянием в 500 млн долларов. В 2014 году бизнесмен вошел в рейтинг «Короли госзаказа-2014» — «Автобан» в 2013 году выиграл 15 госконтрактов на общую сумму около 28 млрд руб. Самое смешное, представитель Андреева поясняет, что он является депутатом на непостоянной основе, поэтому может совмещать бизнес с общественной деятельностью! Т.е. бизнесмен-депутат!
Здесь стоит отметить, что среди объектов «Автобана» — федеральные трассы М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-7 «Волга», подходы к мостовым переходам через реки Обь и Иртыш и другие объекты в ХМАО — Югре. Выручка группы за 2014 год — 24,9 млрд рублей, чистая прибыль — 1,3 млрд рублей. Поговаривают, что с руководителем «Автодора» Сергеем Кельбахом Андреев познакомился через Аркадия Ротенберга, частенько бывающего в Югре.
Ведь именно из Югры растут корни успеха Андреева. В 1999 году он возглавил дорожно-строительную компанию «Автобан», объединившую несколько строительных компаний Ханты-Мансийского автономного округа.
«Активный» сектант?
Несомненно, вера в бога или участие в секте – свободный выбор любого человека. Господин Андреев не сатанист, но сайентолог. Тут стоит вспомнить скандал, когда член Общественной палаты РФ Георгий Федоров начал ознакомление с материалами для подготовки запроса на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой проверить факты незаконной деятельности руководства дорожно-строительного концерна «Автобан». Причем тут сайентология? Как оказалось, часть бюджетных средств, выделяемых на дорожное строительство, по фиктивным сделкам уходила за рубеж, в том числе в пользу Сайентологической церкви!
«Надеюсь, что правоохранительные органы проверят деятельность «Автобана» и господина Андреева и вынесут свое компетентное решение по имеющимся фактам. Хотелось бы, чтобы борьба с коррупцией в стране носила не разовый, а системный характер. Чтобы нигде и никогда коррупционеры не чувствовали себя в безопасности и безнаказанными. Сейчас я изучаю материалы дела, и если с моей точки зрения все подтвердится, то буду готовить запрос», — говорил Федоров в середине 2015 года.
Но, похоже, с правоохранительными органами Андреев смог договориться так же, как с «Автодором».
«Религия не позволяет»
Напомним еще один сомнительный эпизод из бизнес-жизни господина Андреева. В 2015 году Андреев обратился в Управление собственной безопасности МВД с жалобой на многомиллионное вымогательство сотрудниками следственных органов. Депутат-предприниматель заявил, что сыщики потребовали у его подчиненных солидную сумму денег, чтобы закрыть уголовное дело против его компании. При этом, по словам Андреева, сыщики уже успели нажиться за его счет на 35 миллионов рублей! Что же случилось? За что просили – если просили? В 2014 году югорские силовики заподозрили руководство крупнейшей дорожно-строительной компании в махинациях со счетами и пришли в центральный офис фирмы с обысками.
Андреев, обнаружив, что 35 миллионов исчезли именно во время проведения оперативных мероприятий, решил опросить своих сотрудников. В результате трое охранников признались, что добровольно передали деньги следователям, чтобы дело было закрыто! «После того, как наши сотрудники отдали эту сумму правоохранителям, уголовное преследование не только не прекратили, но и возбудили новое дело уже по статье «Мошенничество». Тогда следователи запросили у нашей фирмы еще четыре миллиона долларов: за эти деньги они обещали спустить «на тормозах» уголовные дела и прекратить все следственные мероприятия в компании», — негодовала помощница Андреева Елена Усманбаева.
После этого Следственный комитет по юго-восточному округу Москвы возбудил дело на этих же сотрудников фирмы Андреева по статье «Дача взятки». Следователи предъявили обвинения руководителю службы безопасности «Автобана» Юрию Корабельникову и двум его подчиненным — Юрию Нарожнему и Олегу Иванову, которые и передали правоохранителям те самые 35 миллионов.
Управление собственной безопасности МВД не обнаружило факта получения следователями взятки (!), при этом уголовное дело в отношении охранников продолжается. Но у Андреева все хорошо, после контракта с «Автодором» можно будет еще «заправить деньгами» силовиков, чтобы они умолкли.
Горе-строитель?
Муниципальные власти Нефтеюганска потребовали с ОАО «ДСК «Автобан» более 40 млн рублей, потраченных бюджетом на восстановление дома №87 в микрорайоне №16 а. Между тем строители ранее отрицали свою причастность к ситуации, которая создала риски «обрушения жилого дома». В ДСК указывали, что «проблемы этого здания начались задолго до выхода на строительную площадку компании». Впрочем, суды различных инстанций на данный момент «усматривают связь между работами ДСК «Автобан» и ущербом жилому дому», что дает возможность администрации вернуть деньги в бюджет.
К 2012 году возведение жилого дома №25 было завершено, но в ходе работ в соседнем здании №87 стали появляться трещины и деформации дверных проемов. Жильцы связывали эту ситуацию непосредственно со стройкой, которую вел «Автобан». Причем со временем ситуация только ухудшалась – возникла опасность обрушения жилого дома. В результате в 2013 году постановлением главы администрации города в границах земельного участка жилого дома был введен режим чрезвычайной ситуации. Тогда же была проведена экспертиза, которая признала дом № 87 аварийным.
Однако, следует вернуться к главному лоббисту Андреева. Это госкорпорация «Автодор» во главе с Сергеем Кельбахом.
Сомнительный тендер
Скандалы, связанные со стройкой трассы Москва – Санкт-Петербург, продолжаются. Сейчас государственная корпорация «Автодор» ищет претендентов на строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию участка дороги Москва – Санкт-Петербург (М11) с 58-го по 149-й км. Об этом сообщили корреспонденту The Moscow Post эксперты в автодорожной сфере. Речь идет о последним не разыгранном участке платной трассы М11, которая должна быть полностью готова к чемпионату мира (ЧМ-2018) по футболу в 2018 году.
«Подарок» для подрядчика
В СМИ сказано, что начальная стоимость контракта (уменьшается в ходе конкурса) выросла с 69,8 млрд до 74,6 млрд руб., а расходы исполнителя снизились почти вдвое – с 13,96 млрд до 7,5 млрд руб. Конкурс теперь будет одноэтапным, а не двухэтапным, что упрощает и ускоряет процедуру. Но самым интересным является то, что этот конкурс еще не состоялся, а в СМИ сказано, что в тендере будет участвовать «Мостотрест», обладающий наибольшими шансами на победу. Не исключено, что реальных конкурентов «Мостотреста» просто не допустят до этого тендера.
Похоже, глава «Автодора» Сергей Кельбах специально облегчил условия конкурса для «Мостотреста» и имеет с руководством этой компании некие «закулисные договоренности».
Кто стоит за «Мостотрестом»?
Ранее компанию «Мостотрест», которая является одним из крупнейших генподрядчиков России, контролировал Аркадий Ротенберг (владелец СМП-Банка). Однако в апреле 2015 года контролирующим акционером «Мостотреста» стал подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние». Этот пенсионный фонд получил 63,63% акций «Мостотреста».
Формально сейчас «Мостотрест» подконтролен структурам РЖД, но эксперты уверены, что Аркадий Ротенберг сохранил свое влияние на руководство этого подрядчика.
Связь с главой РЖД
А вот партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин принимал участие в работе дзюдоистского клуба «Явара-Нева», созданного Ротенбергом вместе с Геннадием Тимченко. Кроме того, Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка «Северный морской путь» (СМП-Банк), принадлежащего Ротенбергам.
Тендеры для «своих»
Разумеется, что дружба Белозерова и Ротенбергов имела свой «финансовый эквивалент». Все дело в том, что бывший заместитель министра транспорта РФ и нынешний глава РЖД Олег Белозеров с 2004 по 2009 год возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство. Уже тогда Белозеров назывался в прессе «человеком Ротенбергов». По мнению экспертов, его лояльность к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия» и т.д.
«Распил» на двоих
В экспертных кругах сложилось мнение, что Белозеров, находясь на должности замглавы Минтранса, мог лоббировать, чтобы структурам Ротенберга доставались тендеры «Автодора». Тем более, Сергей Кельбах был явно не против такого варианта развития событий. Эту трассу строила компания Аркадия Ротенберга (такого же выходца из «петербургской команды», как и глава «Автодора» Кельбах). Эксперты заподозрили, что эти 6,6 млрд руб могли быть «распилены» между Кельбахом и Ротенбергом. Но здесь стоит вернуться к ЦКАД.
Сколько украли на ЦКАД?
По версии контрразведчиков, эти деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных мошеннических схем «неустановленные лица» похитили эти средства. Часть из них была обналичена. Ходят слухи, что к хищению этих 9 млрд рублей якобы был причастен и нынешний глава «Автодора». Кстати, похищены были средства, которые выделялись еще через ФГУ «Дороги России».
В выводе активов замешан Кельбах?
Ранее именно это ФГУ являлось заказчиком проекта ЦКАД, но в конце 2010 года этот проект передали госкомпании «Автодор». Напомним, что 27 декабря 2011 года Владимир Путин освободил от должности председателя «Автодора» Сергея Костина. На его место был назначен Сергей Кельбах. Кельбах-Андреев «спелись» в тандеме. Андреев живет на взятках, Кельбах – на «откатах». Не пора ли этой «сладкой парочкой» заняться силовикам?
На ЦКАД перестраивается подрядчик
Crocus Group построит первый участок магистрали вместо «Стройгазконсалтинга»
Госкомпания «Автодор» сменила подрядчика по строительству первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Участок кольцевой трассы между Минским шоссе и М4 «Дон» за 48 млрд руб. будут строить Crocus Group Араса Агаларова вместе с питерской компанией «Мостострой N6». Прежний подрядчик «Стройгазконсалтинг» с 2014 года так ничего и не построил, выйдя из проекта из-за финансовых проблем. «Мостострой N6», как выяснил «Ъ», также испытывает сложности из-за долгов. Ранее выбор подрядчиков для строительства ЦКАД привлек внимание ФАС и Счетной палаты.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Госкомпания «Автодор» (занимается развитием сети платных дорог в России) подписала соглашение с АО «Крокус Интернешнл» на строительство, содержание и ремонт первого участка будущей Центральной кольцевой автомобильной дороги. Речь идет о 49-километровом отрезке трассы между Минским шоссе и М4 «Дон».
Напомним, будущая 500-километровая ЦКАД поделена на пять участков, четыре из которых должны быть построены к чемпионату мира по футболу 2018 года на деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), госбюджета и частных инвесторов (всего около 300 млрд руб.). Тендер на строительство первого участка на сумму 48 млрд руб. в апреле 2014 года выиграла компания «Стройгазконсалтинг» (СГК), в июле того же года прошла символическая церемония начала строительства с участием мэра Москвы Сергея Собянина и министра транспорта Максима Соколова. Примерно в это же время у компании начались финансовые проблемы, кроме того, несколько раз менялись ее собственники: в 2014 году Зияд Манасир продал СГК Руслану Байсарову, в 2015 году владельцами стали United Capital Partners и Газпромбанк. В результате СГК уведомил «Автодор» о том, что не сможет начать работы. В качестве нового исполнителя компания предложила Crocus Group, договор между ними был одобрен ФАС. Теперь между компаниями подписано соглашение. В рамках него Crocus Group должна также заплатить неустойку СГК перед «Автодором» в размере 200 млн руб. за срыв сроков строительства.
Ранее Арас Агаларов уже претендовал на строительство первого участка ЦКАД. Однако к конкурсу Crocus Group не допустили: нужно было подтвердить объем выполненных работ по строительству дорог первой категории на сумму 16 млрд руб. Компания оценила его в 16,1 млрд руб., но привлеченные «Автодором» эксперты сократили эту сумму до 3,99 млрд руб. В интервью «Ъ» господин Агаларов называл «формулировки надуманными». Компания не была допущена к тендеру из-за недостатка квалификации, подтвердили «Ъ» в пресс-службе «Автодора», но теперь она заключила стратегическое соглашение с ОАО «Мостострой N6», специализирующимся на строительстве мостов и тоннелей в СЗФО.
Как рассказали «Ъ» участники рынка, «Мостострой N6» контролирует экс-глава одного из крупнейших охранных объединений Петербурга АО «Защита» Игорь Минаков: до середины 2014 года он входил в совет директоров ОАО. В конце 1990-х годов господин Минаков работал в «Ленэнерго» вместе с нынешним первым замминистра транспорта Олегом Белозеровым: первый возглавлял службу безопасности, второй занимал топ-менеджерские посты. Сейчас компания испытывает проблемы. По данным картотеки арбитражных дел, в 2015 году к ОАО предъявлено исков на сумму около 1 млрд руб. Если в 2013 году «Мостострой N6» заключил госконтрактов на 12,5 млрд руб., то в 2014-м — на 2,8 млрд руб. По данным Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на 1 июля, «Мостострой N6» по контрактам Смольного не погасил аванс на 310 млн руб. из федерального бюджета. В конце августа анонсировано внеочередное собрание акционеров, инициированное ООО «Мост» (владеет более 10% «Мостострой N6»): будет обсуждаться вопрос о «добровольной ликвидации компании». Вчера в Crocus Group и «Мостострой N6» комментариев не давали.
В «Автодоре» уверены, что компании сумеют построить участок ЦКАД в срок. График был утвержден премьером Дмитрием Медведевым: четыре из пяти участков ЦКАД должны быть введены в эксплуатацию в 2018 году, к ЧМ-2018. «Объект политически важный, поэтому вероятность его завершения в установленные сроки велика»,— считает старший научный сотрудник Института транспорта ВШЭ Екатерина Решетова.
По остальным участкам ситуация следующая: пятый (между трассами М3 и М10) уже строит ООО «Кольцевые магистрали» (дочерняя структура АРКС) за 42,1 млрд руб. Конкурсы на строительство третьей и четвертой секций (соединят трассы М10, М7 и М4) объявлены в начале 2015 года, но сбор заявок был сдвинут на осень. Участники тендеров, оказавшись в условиях экономического кризиса, попросили «Автодор» уточнить конкурсную документацию. Теперь, как пояснили «Ъ» в госкомпании, там прописаны «более гибкие условия» для привлечения заемных средств, необходимых для строительства. Прием заявок начнется в сентябре, на каждую из секций ожидается четыре претендента.
Смена подрядчика на первом участке ЦКАД произошла на фоне повышенного внимания надзорных органов к проекту ЦКАД и «Автодору». Весной проверку проведенных тендеров начала ФАС. По мнению ведомства, «Автодор» заключал контракты с компаниями, предлагавшими максимальную цену за свои услуги. После споров «Автодора» с ФАС премьер Дмитрий Медведев объявил выговор главе госкомпании Сергею Кельбаху за «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». В ФАС при этом утверждают, что полноценную проверку провести так не смогли из-за «противоправного противодействия антимонопольным органам»: пришлось жаловаться в правительство РФ, где сейчас и изучают документы. Собственную проверку провела и Счетная палата: она пришла к выводу, что 38 млрд руб., выделенных на ЦКАД из ФНБ в 2015 году, используются неэффективно.
Компания Тимченко выиграла конкурс на строительство пятого участка ЦКАД
Конкурс на строительство пятой секции Центральной кольцевой автодороги выиграла дочерняя структура строительного холдинга АРКС, совладельцем которого является Геннадий Тимченко. Стоимость строительства 76-километрового участка автодороги составит 42,2 млрд руб.
По итогам конкурса, который провела государственная компания «Автодор», строительством пятой секции Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) займется компания «Кольцевая магистраль», сообщает ТАСС. Компания является дочерней структурой строительного холдинга АРКС, 25% которой владеет «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.
В АРКС не стали комментировать корреспонденту РБК итоги конкурса, сославшись на необходимость получения подписанного протокола.
Строительство этого участка четырехполосной трассы запланировано на 2015–2018 годы, ее протяженность составит 76 км, дорога пройдет по территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигород Московской области. Стоимость строительства участка по итогам конкурса составила 42,2 млрд руб. Контракт, который кроме строительства предусматривает содержание, проведение ремонтов и капитального ремонта, будет заключен на 24 года, при этом во время эксплуатации трассы компания будет получать от государства ежегодные платежи в размере 6,5 млрд руб.
Вскрытие конвертов участников конкурса состоялось 23 октября. Самое дешевое предложение оказалось у компании «Крокус Интернэшнл», которая входит в Crocus Group Араса Агаларова. Компания готова была построить трассу за 38,5 млрд руб. и обслуживать ее за 6,57 млрд с премией к инфляции в размере 1,5%. Однако комиссия «Автодора» приняла решение снять компанию с конкурса из-за недостатка опыта.
Еще четыре заявки подали «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, ООО «Кольцевая магистраль», «ДСК Автобан» Алексея Андреева, а также «Мостотрест», чья заявка оказалась самой дорогой (42,49 млрд руб., эксплуатационные платежи 6,86 млрд руб.), но при этом у «Мостотреста» самый большой из участников опыт строительства (объекты на 256 млрд руб.). Контроль над двумя блокпакетами «Мостотреста» принадлежит структурам российской железнодорожной монополии РЖД (29,4 процента) и Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга.
Холдинг АРКС, совладельцем которого является Геннадий Тимченко, уже участвовал в конкурсе на строительство первого участка ЦКАД, однако проиграл его компании «Стройгазконсалтинг», которая тогда была под контролем Зияда Манасира. Сrocus Group тогда также выбыла из конкурса, поскольку комиссия посчитала, что у нее недостаточно опыта для выполнения столь масштабного проекта.
Подведение итогов конкурса по третьему и четвертому участкам ЦКАД «Автодор» пообещал завершить до 1 и 15 декабря 2014 года соответственно.
Источник https://rucompromat.com/articles/aleksey_andreev_osedlaet_finansovyie_potoki_na_tskad
Источник https://www.kommersant.ru/doc/2790812
Источник https://www.rbc.ru/business/21/11/2014/546f2036cbb20f7aa0f8307d