Антидемпинговые меры по 44-ФЗ в 2021 году. Применение антидемпинговых мер по 37 статье 44-ФЗ

 

Содержание

Как сэкономить на закупках

Сегодня отечественные компании всерьез задумываются о сокращении расходов и необходимости жесткого контроля над основными статьями затрат. В пылу урезания ФОТ и отказа от инвестиционных проектов зачастую такая статья расходов, как закупки, остается в тени. Однако в условиях жестких санкций и падения спроса анализ процесса организации закупок поможет найти резервы, которые позволят сохранить компанию в быстро меняющейся агрессивной бизнес-среде.

В статье рассмотрим, как создать современную эффективную систему управления закупками, представим направления оптимизации закупочной деятельности компании.

Государственный контроль

Закупки государственных компаний строго контролируются государством.

Отношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд товарами, работами, услугами регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ[1]. Заказчик, работающий в жестких рамках данного закона, в первую очередь должен следить за выполнением требований к процедуре закупки.

Государственный заказчик по Федеральному закону № 44-ФЗ расходует бюджетные средства. К таким заказчикам относятся образовательные и медицинские учреждения, фонды, предприятия ЖКХ и иные организации, осуществляющие закупки на государственные нужды по плану.

Если компания с государственным участием выделяет на эти цели собственные средства, такая закупка подпадает под нормы Федерального закона № 223-ФЗ[2].

Федеральный закон № 223-ФЗ определяет общие границы, в рамках которых компании с государственным участием, руководствуясь принципом целевого и экономного расходования денежных средств, вправе действовать самостоятельно (по разработанному Положению о закупках).

Таким образом выстроен закупочный процесс у Росатома, Ростеха, Росавтодора, РЖД, Ростелекома и иных госкомпаний — организаций с существенной (более 50 %) долей участия государства.

Система государственного регулирования направлена на прозрачность и оптимальность закупок. Кроме того что заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем.

В закупочном процессе задействованы электронные торговые площадки (ЭТП), экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам, контролирующие органы.

Практика организации закупочной деятельности государственных компаний по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ проверена временем. Она универсальная и понятная. Любой бизнес из коммерческого сегмента при выборе поставщиков может использовать ее технологичные инструменты и адаптировать под свои условия.

Оптимизация закупочного процесса в компании

Чтобы оптимизировать закупочный процесс, компании работают сразу по нескольким направлениям:

• регламентация закупочных бизнес-процессов;

• рациональное управление запасами;

• работа с поставщиками.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

Регламентация закупочных бизнес-процессов

Если компания хочет экономить на закупках, действия по управлению закупочным процессом должны быть систематизированы, закреплены закупочными бизнес-технологиями, подчинены понятному и четкому внутреннему регламенту.

Цели регламентации закупочного процесса:

• унификация закупочной деятельности;

• обоснованные и экономически целесообразные результаты выбора поставщиков;

• снижение затрат и операционных рисков при исключении субъективного подхода к закупкам.

Внутренний регламент закупочного процесса компании может содержать:

• Положение о закупках с подробными алгоритмами различных закупочных процедур, которые понятны сотрудникам компании и поставщикам-контрагентам;

• Положение о службе (отделе) закупок;

• Положение о проверке контрагентов;

• Положение о порядке выбора поставщиков.

Строго следуя разработанным методикам и используя современные возможности автоматизации производства, компания может добиться стабильного результата по поддержанию минимального уровня закупочных цен при требуемом качестве и условиях поставки.

8 шагов к созданию эффективной системы управления закупками

Алгоритм создания в компании современной и эффективной системы управления закупками состоит из восьми шагов:

Алгоритм создания системы управления закупками

Рассмотрим их подробнее.

Шаг 1. Классифицируем закупаемые товары по степени влияния на затраты.

Из собранных сведений нужно выделить виды товаров, услуг и работ, доля затрат по которым превышает 5 % от общей суммы расходов. По этим значимым закупкам предстоит изучить рынок, запросить коммерческие предложения, пригласить на переговоры поставщиков и подрядчиков.

Шаг 2. Для самых значимых закупок регламентируем, что и каким способом покупать, какие технологии применять — конкурсные или у единственного поставщика.

Конкурсные технологии разрушают ценовые стереотипы, которые формируются при отсутствии конкуренции, когда товары покупаются у одного поставщика или сформировалась привычка к сложившемуся уровню цен.

Конкурсные технологии — это запросы котировок, запрос предложений, электронные аукционы, открытые конкурсы и аукционы на закупку и т. д.

На практике снабженцы используют специализированные информационные ресурсы, чтобы найти актуальные прайс-листы своих постоянных поставщиков и их конкурентов. Так можно получить объективную и независимую картину обоснованности закупочных цен.

Прозрачность и доступность информации обеспечит экономию за счет устранения личных предпочтений сотрудников снабжения при выборе поставщиков.

Шаг 4. Продумываем тактику поддержания высокого уровня конкуренции среди потенциальных поставщиков.

Здесь важно обеспечить всем равные условия для конкуренции, возможность сделать более выгодное предложение. Для этого можно использовать сайт компании, разместив на нем закупочную страничку с функцией получения от потенциальных партнеров электронных коммерческих предложений.

Читать статью  Тендеры ЭТП РТС тендер | госзакупки и коммерческие тендеры России

Также можно использовать возможности специализированных интернет-ресурсов.

Открытая и публичная борьба за закупку между поставщиками позволит поддерживать уровень конкуренции и усилит давление на закупочные цены. Практика конкурсных госзакупок показывает, что можно добиться снижения цен на 30–40 %.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 16.04.2022).

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 16.04.2022).

Т. Н. Зозуля,
налоговый консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2022.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: что это и как правильно применять

Антидемпинговые меры по 37 статье 44-ФЗ — это специальные требования, которые предъявляет заказчик к победителю, когда в ходе тендера цена будущего контракта снижается более чем на 25%. Это нужно, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию и застраховать организацию от приобретения некачественных товаров, работ или услуг.

Что такое демпинг и антидемпинг

Под демпингом понимается намеренное занижение цен ниже среднерыночных с целью вытеснить конкурентов. А антидемпинг — это стратегия противодействия демпингу, применяется, чтобы не допустить недобросовестных участников до заключения госконтракта. В закупках по 44-ФЗ демпинг необходимо заподозрить, если цена контракта во время проведения тендера снизилась более чем на 25% от НМЦК.

По статье 37, антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок по 44-ФЗ в форме конкурса и аукциона независимо от НМЦК. Для запроса котировок и запроса предложений использовать такой механизм контроля нельзя.

Если участник сильно снижает цену, это еще не означает недобросовестный умысел и не требует меры наказания. Иногда компании намеренно снижают цену и даже работают себе в убыток, чтобы получить госконтракт в портфолио и выйти на рынок. Но чтобы подстраховаться на случай возможного демпинга, заказчик обязан предъявлять участнику специальные требования при значительном снижении стоимости относительно НМЦК.

В Федеральной контрактной системе строго указано, является обязательным или нет применение антидемпинговых мер, — для заказчика эти меры не являются правом, заказчик обязан строго соблюдать процедуры, предусмотренные 44-ФЗ при значительном снижении стоимости госконтракта (ст. 37 44-ФЗ).

С 01.01.2022 меняется редакция статьи 37 федерального закона № 44 (360-ФЗ от 02.07.2021). Во-первых, с 2022 закупочная документация больше не требуется. Следовательно, при определении антидемпинга на аукционе стороны руководствуются ценой, указанной в извещении или в контракте, который заключают по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. Во-вторых, меняются правила применения контрольных мероприятий для разных способов определения поставщика: для электронных конкурсов и аукционов действует один алгоритм, для закрытых, двухэтапных и конкурсов с ограниченным участием — другой.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закон строго определяет порядок применения антидемпинга и его разновидности. Установленные правила одинаковы для всех заказчиков.

Федеральный закон № 223-ФЗ дает заказчикам большую свободу в борьбе с демпингом — антидемпинг по 223-ФЗ самим законом не предусмотрен, все правила устанавливает в положении о закупке сам заказчик: он вправе перенять антидемпинговый механизм в системе контрактных отношений для закупок по 223-ФЗ или внедрить другие правила применения мер.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяются антидемпинговые меры при закупках по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как применяются

В ст. 37 44-ФЗ разъясняется, применение антидемпинговых мер является обязательным или необязательным по 44-ФЗ, — это обязательное требование, если участник торгов снизил начальную цену контракта на 25% и более (ч. 1, 2 ст. 37 44-ФЗ). Но порядок их использования отличается в зависимости от размера НМЦК:

  1. Если начальная цена тендера превышает 15 миллионов рублей, при заключении контракта по его итогам победитель обязан обеспечить исполнение в повышенном размере. Вот в чем состоят антидемпинговые меры при заключении контракта на сумму более 15 млн руб.: предоставленное обеспечение составит полтора размера изначально заявленного организатором закупки обеспечения. Если контрактом предусмотрено авансирование, победитель переводит обеспечение не ниже суммы аванса.
  2. Если начальная цена тендера не превышает 15 миллионов рублей, у участника, который предложил стоимость контракта ниже начальной более чем на 25%, имеется выбор: предоставить повышенное в полтора раза обеспечение исполнения либо документально подтвердить свою добросовестность и предоставить стандартное обеспечение. То есть антидемпинг по 44-ФЗ для не СМП и обеспечение исполнения контракта не исключают друг друга. Обеспечение предоставляется в любом случае, но если участник не намерен подтверждать свою добросовестность, оно имеет повышенный размер. Подробнее: «Добросовестность поставщика по 44-ФЗ: что это и как подтвердить».

Подтверждением добросовестности является письмо, декларация, указание сведений о реестровых номерах контрактов при подписании контракта или иной документ, в котором содержатся сведения из реестра контрактов. Такая информация подтверждает исполнение участником трех контрактов без штрафных санкций и неустоек в течение трех лет до момента подачи заявки на участие в госзакупке. Цена одного такого контракта составляет не меньше 20% от НМЦК или максимального значения цены контракта, которая указана в извещении или закупочной документации.

Информация о добросовестности

При закупке отдельных видов товаров, в числе которых средства, предназначенные для оказания скорой помощи, или топливо, заказчик дополнительно требует обоснование предлагаемой участником цены. Антидемпинговые меры разрешают такие обоснования:

  • гарантийное письмо от производителя;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника;
  • иные документы, которые подтверждают, что поставка закупаемых товаров по заявленной цене возможна.
Читать статью  Как отличить мошенника от организатора тендера — Право на vc. ru

Антидемпинговой мерой является использование разных величин значимости тех или иных критериев при проведении конкурса. Так, в случаях снижения начальной максимальной цены контракта при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг на 25% и более величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев.

В мае 2019 года в ст. 37 введена часть 13, которой заказчикам запретили перечислять аванс поставщикам, предложившим значительное снижение НМЦК. Эта мера направлена на недопущение мошенничества со стороны поставщиков, поскольку не позволит им получать деньги до исполнения контракта без намерения совершить поставку.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

По правилам, антидемпинговые меры к СМП по 44-ФЗ применяют в особом порядке. Части 6 и 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе устанавливают льготные условия по обеспечению исполнения соглашения для СМП и СОНКО: эти субъекты вправе не предоставлять обеспечение, если подтвердят имеющийся у них опыт. Для подтверждения опыта они должны предоставить информацию об исполнении хотя бы трех соглашений, заключенных в порядке закона о госзакупках, за последние три года. Общая сумма исполненных соглашений должна составлять не менее НМЦК закупки.

Если таких контрактов нет, участник вправе предоставить обеспечение в общеустановленном порядке. Сумма обеспечения рассчитывается не из НМЦК тендера, как это делается по общему правилу, а из цены заключаемого контракта. Эти меры обоснованы, и в таких случаях антидемпинг для СМП по 44-ФЗ не применяется.

Когда антидемпинговые требования не предъявляются

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ряд исключений. Антидемпинг не применяется:

  • при закупке лекарств из перечня ЖНВЛП, если итоговая стоимость, предложенная участником, не более чем на 25% ниже их нормативно установленной цены;
  • в запросе котировок и запросе предложений до 31.12.2021;
  • если участник освобожден от обязанности предоставить обеспечение по ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ;
  • если обеспечение не взимается вовсе (ч. 8 ст. 96 44-ФЗ);
  • при заключении энергосервисного соглашения (письмо Минэкономразвития № Д28и-2871 от 17.08.2016).

Во всех остальных случаях применение антидемпинговых мер является обязательным по 44-ФЗ. Использовать антидемпинг следует по правилам, установленным в Федеральной контрактной системе.

Ответственность

Несоблюдение антидемпинговых требований грозит ответственностью как для заказчика, так и для участника. Если заказчик проведет закупку без применения антидемпинговых требований при наличии оснований к ним либо не разместит информацию о них, ему грозит административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Участник закупки, который игнорирует требования заказчика, признается уклонившимся от заключения соглашения, информация о нем передается в УФАС. Мера наказания — включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

По общему правилу, заказчик не может изменить цену госконтракта. Однако в некоторых ситуациях он может договориться с поставщиком и уменьшить или увеличить стоимость договора. Давайте разберемся, при каких условиях это возможно.

При заключении госконтракта

Заказчик сэкономил и докупает товар

Если в результате проведения торгов заказчик сэкономил средства (т.е. поставщик предложил цену ниже начальной минимальной цены контракта — НМЦК), то он вправе докупить товар на сумму экономии (ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но такое действие возможно совершить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • закупается товар, а не услуги и (или) работы;
  • право заказчика на увеличение количества закупаемого товара предусмотрено в закупочной документации;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК;
  • цена госконтракта увеличивается пропорционально объему продукции.

При соблюдении этих условий заказчик может направить победителю торгов официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. В свою очередь, победитель торгов вправе принять предложение либо отказаться от него. Если поставщик не может или не хочет соглашаться на новые условия, то контракт заключается по старым параметрам, которые были определены изначально. Если же он идет навстречу заказчику, то контракт подписывается на новых условиях без каких-либо дополнительных соглашений.

Уменьшение цены контракта на величину НДС

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

СПРАВКА

Минфин России в письме от 02.11.17 № 03-07-11/72354 указал, что в случае победы в торгах «упрощенщика», корректировать (снижать) цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Читать статью  Обжалование аукциона 2022 г.

Судебная практика по данному вопросу такова. Верховный суд в определении от 23.09.19 № 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

Может возникнуть вопрос: что делать, если заказчик не указал в закупочной документации условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН? Тут можно предпринять следующие действия:

  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

После заключения госконтракта

Изменение объема закупки

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

ВАЖНО

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Изменение стоимости без изменения объема закупки

Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (подп. «а» п.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.

Заказчику урезали бюджет

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение тарифов

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Долгосрочные контракты

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства от 19.12.13 № 1186:

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения;
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет;
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года;
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Тендеры на строительство

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • срок исполнения не изменился.

Лечение за рубежом

Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.

Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик по статье 7.32 КоАП РФ. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

СПРАВКА

Заказчикам, пока не имеющим большого опыта в организации закупок, поможет специальный сервис «Контур.Снаб». В нем можно найти и скачать шаблоны техзаданий, определить и обосновать оптимальную цену контракта, отслеживать установленные законом сроки закупочных процедур.

Источник https://www.profiz.ru/se/5_2022/economim_na_zakupkah/

Источник https://gozakaz.ru/antidempingovye-mery-po-44-fz-chto-eto-i-kak-pravilno-primenyat/

Источник https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2021/5/16530_izmenenie-ceny-kontrakta-po-44-fz-v-2021-godu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: