Виды тендеров
Узнайте в чем плюсы электронных тендеров, и какие виды тендеров существуют. Чем отличается конкурс от аукциона и как можно найти нужный тендер
В чем плюсы электронных тендеров?
- Доступность. Возможность удаленного участия в торгах, что позволяет одновременно участвовать во многих тендерах.
- Открытость. Любой потенциальный участник может ознакомиться с любыми торгами, сроками и порядком их проведения на интересующей территории или отрасли.
- Равноправие. Условия позволяющие принять участие в тендерах, одинаковы для всех, что исключает возможность использования фактора личностной оценки участников.
- Прозрачность. Прозрачность позволяет всем участникам в равной степени видеть ход торгов, и условия на которых с победителем заключен договор.
- Защищенность. Возможность подачи заявления в ФАС, если участник считает, что торги проведены неправильно.
Что такое котировка?
Тендеры, где могут участвовать абсолютно все. Победителем же признается участник, предложивший наиболее низкую цену. НО, цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей.
В составе заявки на участие Вы указываете только:
- цену товара, работ или услуг;
- ваше согласие исполнить условия контракта, проект которого публикуется вместе с извещением;*
- реквизиты.
*Особое внимание уделяйте изучению контракта, ведь вы даете согласие исполнить все условия контракта, а вносить изменения после проведения запроса котировок нельзя.
Прилагать документы, подтверждающие, что вы являетесь субъектом малого предпринимательства или же социально-ориентированной некоммерческой организацией необходимо, только если это указано в извещении.
Этапы запроса котировки
рис.1 Этапы запроса котировки
Достоинства и недостатки котировки
Основные преимущества запроса котировок:
- простая и быстрая процедура проведения;
- обеспечение не требуется;
- предоставление только котировочной заявки;
- рассмотрение и оценка заявок происходит за один день.
Также стоит учитывать, что Заказчик не вправе требовать предоставление дополнительных документов и сведений. В итоге с одной стороны для Поставщиков это упрощает процедуру, но Заказчик остается не застрахованным от недобросовестных поставщиков.
- количество проводимых котировок существенно сократилось (из-за возможности Участников присутствовать при вскрытии конвертов или открытии доступа при подаче заявок в электронном виде);
- большое количество участников, поэтому цена решает все.
Что такое электронный аукцион?
Электронный аукцион это торги, где побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Сами торги проводятся на электронной площадке. Информацию о торгах сообщают неограниченному кругу лиц, размещая ее в единой информационной системе.
Аукционы бывают закрытыми и открытыми, закрытые аукционы проводят только в случаях, если публиковать информацию о тендере нельзя и в этом случае участниками являются специально приглашенные лица. Поэтому чаще проводят открытые аукционы, как простые с проведением торгов после рассмотрения заявок, так и более сложные при которых участник подает заявку в 2-х частях. Данный аукцион является более эффективным и прозрачным. Так как в первой части заявок не содержится информация об участнике, а представлена только информация о технических характеристиках предмета тендера. И допущенные до торгов участники – обезличены. Вся информация об участнике и его учредительные документы представляется только во второй части заявок, которые рассматриваются после торгов.
Этапы проведения аукциона
рис.2 Этапы проведения аукциона
Что такое конкурс?
Торги, где побеждает предложение с лучшими условиями исполнения контракта, т.е. в конкурсе критерием оценки заявки выступает не только цена, но и качественные характеристики товара или же квалификация участника конкурса, расходы на техническое обслуживание, сроки поставки товара, выполнения работ или оказание услуг и т.д. Существуют два основных вида конкурсов – открытые и закрытые. А они уже подразделяются на конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Чаще всего проводятся открытые конкурсы. Закрытые конкурсы используются только в случаях поставки или выполнения услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.
Этапы проведения конкурса
рис.3 Этапы проведения конкурса
Как найти тендеры?
Чтобы найти тендеры конкретного вида рекомендуем вам воспользоваться поиском по шаблонам сервиса Синапс.Про. Вы так же сможете выбрать отдельные площадки, регионы, заказчиков, коды ОКПД, преимущества и многие другие условия.
Популярность электронного аукциона в рамках 44-ФЗ растет с каждым годом и вопросов возникает не мало. Руководство Электронный аукцион 44-ФЗ поможет разобраться с этапами и сроками аукциона.
Открытый конкурс в рамках 44-ФЗ — самая непрозрачная из всех закупочных процедур. В этой статье мы рассмотрим этапы и сроки проведения конкурса, раскроем подводные камни данной процедуры.
Какие виды тендеров бывают
Вот какие бывают конкурсы в системе государственных закупок.
Аукционы
Заказчик точно знает, какой товар ему нужен. Он указывает в заявке конкретные характеристики, срок поставки и начальную максимальную сумму договора. Участники отправляют свои предложения, а потом в установленное заказчиком время проходит аукцион: исполнители торгуются, снижая цену в пределах шага аукциона, от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость, которую никто не «перекрыл» в течение 10 минут.
Аукционы могут проводиться в открытой или закрытой форме, а также — на повышение цены после её снижения до 0,5 % начальной суммы.
Конкурсы
Заказчику важна не только низкая цена, но и другие параметры. Такой способ отбора в открытой или закрытой форме используют при закупке услуг. Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и другие факторы. В отличие от аукциона, конкурс не предполагает торгов, участники размещают предложение один раз, не видят чужих и не могут изменить цену.
Запрос котировок
Этот способ похож на аукцион, только максимальная стоимость заказа не может превышать 500 тысяч рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.
Запрос предложений
Заказчику важна не только цена, но и соответствие запросу по другим параметрам: качеству, срокам исполнения и т. д. Он выбирает наиболее подходящее предложение.
Чтобы стать участником конкурентных торгов, достаточно зарегистрироваться в единой информационной системе и на специальной электронной площадке, где их проводят (ЭТП).
Закупки у единственного поставщика
Среди видов электронных торгов есть специальный: тендеры со стоимостью до 300 тысяч рублей у единственного поставщика, так называемые закупки в малых объёмах. Согласно распоряжению Правительства РФ, они размещаются на специальном сервисе « Берёзка ».
Это единый агрегатор, где поставщики сначала размещают в каталоге карточки своих товаров, а потом отслеживают запросы заказчиков и откликаются на них. Если предложение подходит по всем параметрам, его исполнитель становится участником неконкурентной закупки.
Закупки в малых объёмах удобны: не обязательно иметь большой оборот, плюс можно провести анализ конкурентов, ведь предложения в каталоге в открытом доступе. Через «Берёзку» закупают канцелярские принадлежности, продукты, мебель и ещё сотни видов товаров .
Виды тендеров
Тендеры — это возможность заключить контракт на поставку товаров или оказание услуг вследствие победы в конкурсе или аукционе.
- по составу участников — открытые и закрытые;
- по количеству этапов — одно и двухэтапные;
- по принципу состязательности — конкурентные и неконкурентные;
- особенности проведения — закупка у единственного поставщика, запрос предложений, запрос котировок.
Государственные и коммерческие тендеры
Государственные тендеры регулируются ФЗ-44 и ФЗ-223 и инициируются организаторами в виде государственных организаций, органов госвласти или корпорации Росатом. Государственные закупки имеют строгую отчетность и жесткую систему планирования. Осуществление госзакупок имеет целью выгодное расходование средств из бюджета, что делает цены контракта важным критерием при определении победителя в тендерах. В государственных тендерах для потенциальных исполнителей созданы более мягкие условия и предусмотрено больше возможностей для реализации себя в госзакупках.
Организаторами коммерческих тендеров являются коммерческие организации вне зависимости от организационно правовой формы. Закон никак не регламентирует проведение таких конкурсов, что позволяет коммерческим заказчикам осуществлять закупку товаров по собственным правилам. Специального нормативно-правового акта регламентирующего коммерческие тендеры нет, поэтому правила по которым они проводятся не должны противоречить Гражданскому кодексу и закону “О защите конкуренции”.
Основное отличие государственного тендера от коммерческого источник финансирования, так как в первом случае — это федеральный бюджет, а во втором — собственные средства коммерческого субъекта.
Электронный аукцион (ЭА)
Электронный аукцион является открытой закупочной процедурой, которая протекает на ЭТП и заключается в снижении первоначальной максимальной цены контракта. Чтобы принять участие в электронных торгах необходимо иметь электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию.Все поставщики принимают участие в торгах на одинаковых условиях. Извещение размещается в ЕИС или в СМИ. Заявки на участие имеют две части и принимаются с момента публикации извещения до окончания установленного срока подачи. Электронные торги проводятся путем максимального снижения цены контракта, победителем признается лицо сделавшее последнее предложение. В среднем аукцион длится час или два,но может затянуться и на 10 часов. Протокол проведения торгов публикуется на торговой площадке в течение 30 минут после завершения. По истечении 10 дней может быть заключен контракт.
Открытый конкурс
Информация об открытом конкурсе и сопутствующая документация размещается в информационной системе, к участию допускаются на общих условиях любые заинтересованные лица — физические или юридические. Участник, предложивший самые выгодные условия исполнения контракта, признается победителем. Для признания конкурса состоявшимся необходимо наличие более одной заявки. Заказчиком в обязательном порядке должны быть выдвинуты требования по обеспечению заявки.
- цену;
- интересующие заказчика, условия и характеристики товара;
- пакет документов.
- После анализа всех заявок, выявляется победитель, с которым подписывается контракт на оговоренных в конкурсной документации условиях.
Запрос котировок (ЗК)
Запрос котировок относится к конкурентному способу выявления исполнителя, для осуществления закупок до 500 00 рублей. Информация о запросе котировок доступна для неограниченного круга заинтересованных лиц. Определяющим критерием для выявления победителя служит низкая цена, при соблюдении требований к оформлению тендерной заявки. Обеспечение заявки является необязательным. Такой способ закупок максимально упрощен и позволяет заказчику определить победителя и заключить контракт в короткие сроки.
Котировочная заявка подается исполнителем единожды, но предполагает внесение изменений или отзыв заявки в случае корректировки заказчиком извещения. Протокол запроса котировок общедоступный, составляется в двух экземплярах и подписывается участниками комиссии.
Закупка у единственного поставщика (ЕП)
Закупка у единственного поставщика относится к неконкурентному способу определения исполнителя и осуществляется без проведения формальной процедуры торгов. Такая закупка привлекают заказчиков простотой и скоростью проведения. Может реализовываться: при направлении заказчиком предложения единственному исполнителю заключить контракт или принятии предложения от поставщика на оформление контракта.
Законом закреплен перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик обязан предоставить документ, обосновывающий невозможность осуществить закупку посредством конкурентных торгов.
К недостаткам можно отнести: минимальное снижение цены, вследствие отсутствия конкуренции и более пристальное внимание контролирующих органов.
Запрос предложений
Запрос предложений осуществляется на конкурсной основе и заключается в направлении заказчиком возможным поставщикам информации о своих потребностях в товарах, услугах или работах. В соответствии с ФЗ-44 извещение должно быть размещено в единой информационной системе, минимум за 5 дней до начала конкурсной процедуры. Участвовать может любое заинтересованное лицо. Количество заявок не ограничено — возможно откликнуться несколькими предложениями с различными ценовыми и качественными характеристиками. Заказчик оценивает стоимость контракта, а также дополнительные свойства и качества товаров и услуг. Контракт заключается с лицом, направившим заказчику самое выгодное и удовлетворяющее предложение. Есть вероятность назначения процедуры переторжки, то есть направление участникам предложения снизить стоимость заявок.
Закрытые способы
Закрытые способы определения поставщиков характеризуются участием ограниченного круга лиц.
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- закрытый аукцион.
Предложение принять участие в закрытом конкурсе направляется заказчиком потенциальным исполнителям, которые соответствуют требованиям и могут произвести поставку товара или оказать услуги. Для заказчика данный тип конкурса обходится дешевле, так как нет надобности тратиться на рекламу. Но он должен обосновать выбор закрытого способа торгов и привлеченный круг исполнителей.
Для юридических и физических лиц, не имеющих положительного опыта в конкурсных способах определения поставщика, подать заявку в закрытый конкурс не возможно.
Все виды тендеров имеют свои особенности и принципы проведения, с которыми желательно ознакомиться заранее на TenderGuru.ru. Тендеры выгодны для обеих сторон: для заказчика — право приобрести качественный товар на выгодных условиях, для поставщика — получить прибыль и расширить бизнес.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Каждое воскресенье мы будем присылать вам лучшие материалы за неделю.
Так же за нашими статьями и новостями Вы можете следить в соцсетях:
Copyright © 2008-2022, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp , Skype , Telegram
Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа. Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика, Google Analytics и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.
Источник https://synapsenet.ru/articles/details/128-vidi-tenderov
Источник https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/vidy-elektronnyh-torgov-po-44-fz-i-223-fz/
Источник https://www.tenderguru.ru/articles/vidi_tenderov