Закрытые и открытые торги — в чем разница
Для того, чтобы корректно описать различия в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, необходимо дать определение самому понятию тендер .
Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в данном контексте нас интересует именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.
На закрытые и открытые — торги подразделяются по составу участников. Процесс проведения тех и других закупок мало чем отличается, а разница заключается именно в методе выбора участников.
Открытые торги
В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.
Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.
Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.
Этапы проведения открытых конкурсов:
1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.
2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.
Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).
При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.
Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.
Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.
Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.
3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок.
Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.
4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.
Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.
Закрытые тендеры
В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:
чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;
обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.
Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.
Подготовка заявки и участие в открытых и закрытых торгах
сопровождение в любых видах закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с гарантией результата
При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.
Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.
Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.
Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.
Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.
Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.
© ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Как проводится закрытый тендер
К участию в закрытом тендере приглашаются не все, а составленный заказчиком в соответствии с какими-либо критериями ряд поставщиков товаров, услуг, работ. Путем учреждения закрытой формы конкурса обычно производятся секретные закупки государственной важности, закупки слишком специализированной для выставления на открытый тендер продукции, а также заказы с низкой стоимостью, в связи с чем долговременный и затратный процесс розыгрыша попросту представляется нерентабельным.
Выбор именно закрытой формы непременно проходит через согласование в специальных государственных инстанциях, где должны подтвердить оправданность данной меры в соответствии с современными представлениями и потребностями государственных заказчиков.
Первым этапом розыгрыша такого тендера становится его организация и рассылка приглашений ограниченному кругу предполагаемых участников. Заинтересовавшиеся поставщики или подрядчики, получившие уведомление о проведении закрытого тендера с их участием, как правило, немедленно знакомятся с тендерной документацией и, согласно содержащейся в ней информации, составляют свою заявку.
В случае возникновения вопросов и выявления неточностей, организатору тендера предстоит разъяснить все неясные моменты; также он имеет полное право внести коррективы в техническую документацию. После всего этого, конкурсанты составляют и выверяют окончательную версию заявки, отправляют их заказчику. Тот, в свою очередь, обязан их зарегистрировать в установленном порядке и раздать участникам закрытого аукциона заверенные расписки о приеме документов на рассмотрение. Вскрытие всех конвертов проходит непременно при всех участниках; после зачитывания заявок исправляются очевидные ошибки, опечатки, технические несоответствия порядку оформления.
Произведя оценку уровня квалификации конкурсантов, параметры их предложений, организатор структурирует все заявки по степени их привлекательности. Инициатору самого выгодного — по мнению заказчика — предложения — отправляется уведомление о выигрыше, позднее подписывается контракт.
Проигравшие же участники обязательно информируются о результатах проведения закрытого тендера, но уже после подписания контракта.
Ведь если сделка с победителем по каким-то причинам не происходит, то тендер переходит к следующему в иерархии предпочтений заказчика поставщику товаров или услуг
Закрытые тендеры Москвы опубликованы в нашей поисковой системе
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Что такое закрытые закупки
Закрытые закупки — это процедуры не для всех. Проводиться они могут как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Какие правила для этого определены в указанных законах и какая между ними разница?
Объекты закупки
В рамках государственного и муниципального заказа закрытые процедуры определения поставщика осуществляются при закупке объектов, указанных в статьях 84-92 закона 44-ФЗ. Помимо товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, закрытыми способами закупаются услуги сопровождения ценностей Государственного фонда, музеев и так далее (страхование, охрана и транспортировка). Закупку транспортных и клининговых услуг для судей и судебных приставов также необходимо проводить через закрытые процедуры.
Принципиальная разница между закрытыми закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в том, что последний закон помимо закупок, связанных с гостайной, разрешает заказчику самому сформировать перечень объектов, которые он будет закупать через закрытые процедуры. Заказчик должен включить этот перечень в свое Положение о закупке. Нарушать его он не может. Таким образом, если заказчик по 223-ФЗ объявил закрытую закупку объекта, для которого в его Положении о закупке не предусмотрен закрытый способ, то налицо нарушение законодательства.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Процедура закупки
Закон 44-ФЗ строго ограничивает виды процедур, которые могут проводиться закрытым способом. Разрешены закрытый аукцион, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс.
Закон 223-ФЗ таких ограничений не устанавливает — поставщик в рамках закрытой закупки может определяться любым способом.
Этап согласования
Согласованию подлежат закрытые закупки лишь в рамках государственного заказа — заказчик направляет в ФАС список приглашенных поставщиков. Закрытые закупки по 223 -ФЗ согласованию не подлежат.
Публикация
Закон 44-ФЗ требует, чтобы в случае проведения закрытых закупок заказчики публиковали в ЕИС только извещение. Закупочная и прочая документация, включая итоговые протоколы, в системе не публикуется.
А вот заказчики по 223-ФЗ свои закрытые закупки публиковать в ЕИС должны. Исключение составляют те, объекты которых связаны с государственной тайной. Кроме того, можно не публиковать так называемые малые закупки, стоимость которых не превышает:
- для заказчиков с объемом годовой выручки 5 млрд рублей и более — 500 тыс. рублей;
- для прочих заказчиков — 100 тыс. рублей.
Как поставщики узнают о закрытых закупках?
Заказчик проводит исследование рынка и определяет, какие организации удовлетворяют его требованиям. В рамках государственного заказа обязательным является наличие лицензии ФСБ.
Заказчик сам оповещает поставщиков, которыми заинтересовался, о проведении закупки. Остальные участники узнают о проведении закрытой процедуры при публикации извещения о ней в ЕИС. На практике чаще всего работа ведется с поставщиками, с которыми в прошлом был положительный опыт.
Заказчики по 223-ФЗ может воспользоваться своим правом провести предквалификационный отбор. Победитель определяется среди тех, кто этот отбор прошел.
Правила проведения
223-ФЗ никак не регламентирует особенности проведения закрытой процедуры — все правила заказчик прописывается в своем Положении о закупке. А вот закон 44-ФЗ подробно описывает проведение таких закупок. От открытых процедур они отличаются следующими моментами:
- общение между участником и заказчиком может проводиться только в письменном виде;
- документы по закупке не попадают в открытый доступ, а направляются только приглашенным участникам в случае, если они сделают такой запрос;
- при вскрытии конвертов аудио- и видеосъемка не ведется.
Выводы
Итак, общее в закрытых закупках по двум законам заключается в том, что попасть на них поставщик со стороны не может. Поучаствовать удастся лишь в том случае, если заказчик сам направит приглашение. Например, если поставщик предоставляет уникальные услуги и имеет мало конкурентов. Но чаще всего — если он уже работал с этим заказчиком и хорошо себя зарекомендовал. Главное же отличие в том, что по 44-ФЗ закрытые закупки строго регламентированы, тогда как 223-ФЗ практически все оставляет на усмотрение заказчика.
Источник https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/otkrytye-i-zakrytye-tendery-shodstva-i-razlichiya
Источник https://www.bicotender.ru/articles/kak-provoditsya-zakryty-tender.html
Источник https://zakupki-kontur.ru/news/zakrytye-zakupki-v-ramkax-gosudarstvennogo-i-korporativnogo-zakaza/