Несколько лотов в тендере
Юлия Клюева » 29 июл 2015, 14:28
Marrny писал(а): Если представлено несколько лотов можно ли подать заявку на один лот? Или только на все сразу. Автоматически? Не очень понимаю.
Ч.6 ст. 24 закона 44-ФЗ:
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Юлия Клюева Завсегдатай Сообщений: 591 Зарегистрирован: 13 фев 2015, 13:05 Откуда: Ярославль, РФ Благодарил (а): 15 раз. Поблагодарили: 84 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 27
Re: Несколько лотов в аукционе
AlexP » 29 июл 2015, 14:29
Если лотов несколько, имеете право подать заявку на 1 лот или любое количество, по вашему выбору.
На каждый лот подается отдельная заявка.
AlexP Знаток Сообщений: 1609 Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 14:05 Откуда: Москва Благодарил (а): 7 раз. Поблагодарили: 317 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 90
Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.
KristinaOrsk » 31 июл 2015, 15:15
Доброго времени суток!
Проблема в следующем: Заказчик опубликовал документацию открытого конкурса в котором было 3 лота. Конкретных инструкций по сбору заявок в отношении каждого лота в документации нет, единственное, что указал заказчик (стандартно), что — «Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).».
Наша организация подала одну заявку в которой было описание по всем трем лотам.
По итогам рассмотрения заявок, заказчик публикует протокол в котором разделяет лоты и указывает, что: по лоту № 1 подано — 4 заявки (включая нашу организацию)..
по лоту №2 подано — 3 заявки (уже без нашей организации) хотя в нашей заявке есть условия и ценовое предложение по 2-му лоту тоже, и обеспечение оплачено. В итоге, все заявки кроме нашей признают не соответствующими, а нас победителем но только по первому лоту. Звонили заказчику, что бы выяснить, почему нашу заявку не включили и по второму лоту?! Ответом было, что — «Нужно было подавать заявки на каждый лот отдельно».
Помогите составить жалобу в УФАС, грамотно сформулировать ссылаясь на статьи закона. Я новичок в этом деле и ни разу в УФАС выходить не приходилось.
KristinaOrsk Новичок Сообщений: 2 Зарегистрирован: 31 июл 2015, 15:01 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 0
Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.
1year » 31 июл 2015, 15:31
KristinaOrsk писал(а): Доброго времени суток!
Проблема в следующем: Заказчик опубликовал документацию открытого конкурса в котором было 3 лота. Конкретных инструкций по сбору заявок в отношении каждого лота в документации нет, единственное, что указал заказчик (стандартно), что — «Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).».
Наша организация подала одну заявку в которой было описание по всем трем лотам.
По итогам рассмотрения заявок, заказчик публикует протокол в котором разделяет лоты и указывает, что: по лоту № 1 подано — 4 заявки (включая нашу организацию)..
по лоту №2 подано — 3 заявки (уже без нашей организации) хотя в нашей заявке есть условия и ценовое предложение по 2-му лоту тоже, и обеспечение оплачено. В итоге, все заявки кроме нашей признают не соответствующими, а нас победителем но только по первому лоту. Звонили заказчику, что бы выяснить, почему нашу заявку не включили и по второму лоту?! Ответом было, что — «Нужно было подавать заявки на каждый лот отдельно».
Помогите составить жалобу в УФАС, грамотно сформулировать ссылаясь на статьи закона. Я новичок в этом деле и ни разу в УФАС выходить не приходилось.
по какому ФЗ была процедура?
1year Профессор Сообщений: 3715 Зарегистрирован: 22 янв 2014, 10:48 Благодарил (а): 298 раз. Поблагодарили: 442 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 225
Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.
rus94 » 31 июл 2015, 15:33
7. Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса ( лота ).
rus94 Профессор Сообщений: 15480 Зарегистрирован: 30 авг 2012, 15:52 Благодарил (а): 185 раз. Поблагодарили: 1701 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 776
Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.
KristinaOrsk » 31 июл 2015, 16:58
KristinaOrsk Новичок Сообщений: 2 Зарегистрирован: 31 июл 2015, 15:01 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 0
Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.
1year » 31 июл 2015, 17:07
все правомерно, жаловаться не на что:
ст. 24, ч.6:
«При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт «
1year Профессор Сообщений: 3715 Зарегистрирован: 22 янв 2014, 10:48 Благодарил (а): 298 раз. Поблагодарили: 442 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 225
Re: принцип выделения лотов в торгах
Наташа » 21 окт 2015, 00:57
Планируем закупку мебели офисной..подскажите как лучше провести..конкурсом. аукционом. котировками. И должны мы разделить закупку на лоты (стулья к стульям . .шкафы к шкафам)или не принцип аль но. . и что тогда такое лоты. в каких случаях их применять ?
Наташа Посетитель Сообщений: 16 Зарегистрирован: 09 окт 2015, 12:15 Благодарил (а): 3 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 0
Re: принцип выделения лотов в торгах
Irina09 » 21 окт 2015, 13:00
Наташа писал(а): Планируем закупку мебели офисной..подскажите как лучше провести..конкурсом. аукционом. котировками. И должны мы разделить закупку на лоты (стулья к стульям . .шкафы к шкафам)или не принцип аль но. . и что тогда такое лоты. в каких случаях их применять ?
Конкурсом- лично для меня, нежелательно. Котировкой можно до 500 тысяч. Аукцион можно провести один-закупка мебели. Лоты с различными видами товаров вы можете применить в одной закупке только по конкурсу, и по каждому лоту свой контракт. В аукционах-одна закупка — 1 лот.
Irina09 Профессор Сообщений: 2955 Зарегистрирован: 08 апр 2014, 14:21 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 551 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 171
Re: принцип выделения лотов в торгах
Наташа » 21 окт 2015, 19:11
Наташа Посетитель Сообщений: 16 Зарегистрирован: 09 окт 2015, 12:15 Благодарил (а): 3 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 0
Формирование лотов при закупках по закону № 223-ФЗ
Тема формирования лотов при закупках по Закону N 223-ФЗ весьма актуальна — прежде всего по причине того, что данным Законом (в отличие от Закона N 44-ФЗ ) этот вопрос отдельно никак не регламентируется. Поэтому здесь заказчику необходимо руководствоваться общими принципами Закона N 223-ФЗ, нормами федерального законодательства о защите конкуренции и собственного положения о закупке. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при формировании лотов.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Объединять ли в один лот различные товары, работы, услуги?
Согласно федеральному законодательству о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок для государственных и муниципальных нужд запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов, запросов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки . Иными словами, один лот не должен содержать несколько видов продукции, технологически и функционально не связанных между собой.
Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Приведенная норма законодательства относится и к закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ (см., например, Письмо Минэкономразвития РФ от 28.11.2016 N Д28и-3238). Правда, на практике встречается позиция, согласно которой эта норма имеет отношение только к закупкам по Закону N 44-ФЗ , однако расслабляться и полностью рассчитывать на такой подход контролирующих органов не стоит.
См., например, Решение Волгоградского УФАС от 08.07.2016 по делу N 16-01-18.1-04/427.
Установление функционально-технологической связи между различными товарами, работами, услугами лежит вне рамок юридических компетенций и в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. ФАС, рассматривая жалобы, связанные с закупками по Закону N 223-ФЗ, признает нарушением указанного запрета, например, объединение в один лот технического обслуживания оргтехники и поставки для нее расходных материалов . Под запрет подпадает объединение в одном лоте работ по подготовке проектной документации и строительно-монтажных работ , работ по техническому обслуживанию и техническому ремонту медицинской техники и т.д. Вместе с тем есть и противоположные решения, в которых жалобы на неправомерное объединение различных товаров, работ, услуг в один лот (в том числе объединение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ) ФАС признает необоснованными .
Решение Татарстанского УФАС от 12.08.2016 по делу N Т04-194/2016.
См., например, Письмо Минэкономразвития РФ от 29.04.2016 N Д28и-1142, Решение ФАС РФ от 03.05.2017 N 223ФЗ-380/17.
Решение Крымского УФАС от 13.02.2017 по делу N 06/241-17.
См., например, решения ФАС РФ от 25.09.2017 N 223ФЗ-886/17, от 05.07.2017 N 223ФЗ-631/17.
В любом случае при возникновении претензий заказчику придется доказывать, что его действия по объединению в один лот различных товаров, работ, услуг не вызвали необоснованного ограничения числа участников закупки. Напомним, что отсутствие такого ограничения — один из принципов Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 1 его ст. 3). При этом следует учитывать позицию Высшего арбитражного суда , согласно которой:
- основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, — не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов;
- включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением федерального законодательства о защите конкуренции;
- то или иное условие документации о закупке может рассматриваться как нарушающее закон, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в закупочную документацию специально для того, чтобы обеспечить победу в закупке конкретному хозяйствующему субъекту.
Аргументы для обоснования включения в один лот различных товаров, работ, услуг могут быть такими.
- Имеется фактическая технологическая и (или) функциональная связь различных товаров, работ, услуг, включенных в один лот. Например, при закупке услуг по обеспечению участия спортивной команды в соревнованиях услуги по проживанию и питанию членов команды можно объединить в один лот, если заказчик обоснует необходимость того, что проживание и питание должны осуществляться в одном месте одним поставщиком (скажем, в целях обеспечения режима тренировок).
- Дробление товаров, работ, услуг на отдельные лоты не будет соответствовать требованиям экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение продукции и сокращения издержек заказчика, поскольку повлечет увеличение его транспортных и иных расходов. Так, в примере со спортивной командой разделение проживания и питания на два отдельных лота может привести к тому, что заказчику придется дополнительно потратиться на перевозку членов команды к месту питания.
Обратим внимание и на такой момент. Если заказчик сначала установит в своем положении о закупке запрет на ограничение состава участников за счет формирования лотов (в том числе путем включения в состав лота нескольких наименований продукции, функционально или технологически не связанных между собой), а потом сам же отступит от этого правила (например, закупает в одном лоте офисную мебель и технологическое оборудование), ФАС «с ходу» признает этот факт нарушением . В этом проявляется определенный недостаток избыточной внутренней регламентации закупок — в данной ситуации заказчику не удастся даже попробовать «зацепиться» за то, что требования федерального антимонопольного законодательства не относятся к закупкам по Закону N 223-ФЗ.
См., например, Предписание Калининградского УФАС от 29.08.2014 по делу N 180-т/2014.
Объединять ли в один лот услуги по осуществлению лицензируемой и нелицензируемой деятельности?
Включение в один лот услуг (работ), в отношении которых у участника закупки должна быть лицензия, и услуг (работ), в отношении которых лицензия не требуется, может реально привести к необоснованному ограничению числа участников и тем самым нарушить один из принципов Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 1 его ст. 3). Ведь в этом случае лицо, у которого нет требуемой лицензии, не сможет претендовать и на оказание (выполнение) нелицензируемых услуг (работ).
В отношении закупок по Закону N 44-ФЗ по этому поводу есть соответствующая позиция ФАС — хотя и с оговоркой, что вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела (Письмо от 09.02.2015 N АЦ/5147/15). В отношении же закупок по Закону N 223-ФЗ аналогичной официальной позиции нет.
На практике заказчикам можно лишь надеяться на то, что у них получится обосновать перед антимонопольным органом объективную необходимость такого объединения. Например, при закупке в одном лоте услуг по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты, которые требуют наличия лицензии МЧС, и услуг по техническому обслуживанию систем безопасности, не относящихся к лицензируемым видам деятельности, ФГУП «Почта России» удалось доказать антимонопольной службе необходимость такого объединения, поскольку эти два вида услуг в спорной закупке являлись технологически и функционально связанными между собой .
Решение ФАС РФ от 26.06.2018 N 223ФЗ-450/18.
Допустимы ли лоты «в нагрузку»?
В закупочной деятельности некоторых заказчиков встречаются ситуации, когда победа участника закупки по одному лоту зависит от того, победил ли он по другому лоту. С правовой точки зрения подобные ситуации недопустимы — лоты не могут даваться «в нагрузку». В данном случае имеет место прямое необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, что нарушает один из принципов Закона N 223-ФЗ. Если заказчик считает, что выполнять оба лота должен один поставщик, и может это объективно обосновать контрольным органам (см. пример выше), ему следует объединить данные лоты. По этой же логике заказчик должен обеспечить право участвовать в закупке по любому количеству установленных лотов.
Необходимость обеспечения такой возможности для участников, в свою очередь, определяет другие важные условия, которые нужно выполнять заказчику при многолотовой закупке. К ним относятся установление отдельных начальной (максимальной) цены договора и размера обеспечения заявки по каждому лоту, заключение отдельного договора по каждому лоту, признание закупки несостоявшейся только в отношении отдельного лота независимо от других лотов.
Как разбивать закупку на лоты?
Закупка может разбиваться на отдельные лоты по разным принципам. Назовем три основных.
- Территориальный принцип. Например, одни и те же ремонтные работы должны быть выполнены в отношении нескольких объектов заказчика, расположенных в разных местах. В этом случае может быть сформировано несколько лотов — в зависимости от числа данных объектов.
- Принцип формирования лотов по видам товаров, работ, услуг. Каждый лот охватывает один вид продукции. Например, при закупке продуктов питания один лот может быть сформирован в отношении поставки молочно-мясной продукции, а второй — в отношении поставки бакалейной продукции.
- Принцип формирования лотов по периодам поставки. Например, в один лот объединяются поставки продукции в первом квартале года, а в другой — поставки во втором квартале.
по социальной политике
Института экономики города
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ: новые правила для закупок перевозок
Лоты в закупках — это обособленная доля товаров, работ и услуг, которую заказчик выделяет в одном тендере. ФАС подготовила разъяснение с особыми требованиями для тендеров регулярных перевозок пассажиров и багажа. Если их не соблюдать, то оштрафуют за ограничение конкуренции и количества исполнителей.
Скачать Письмо ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать Письмо ФАС №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 из КонсультантПлюс |
Последние разъяснения
ФАС на сайте опубликовала дополнительное разъяснение №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 к письму №ИА/85875/20 от 02.10.2020. В допразъяснениях ФАС указала, что сложилась различная практика формирования лотов для закупок по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по Федеральному закону №220-ФЗ от 13.07.2015 об организации перевозок и Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе из-за действий региональных и местных властей. Они при организации торгов на оказание услуг по регулярным перевозкам не понимают, как составить лоты, чтобы не ограничить конкуренцию и количество участников торгов. Из-за этого ФАС в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 определила критерии, которые отражают, что сформированные объекты закупок не ограничивают конкуренцию и количество участников торгов. Это сделали для приведения практики применения контрактного законодательства к единообразию.
Если использовать эти критерии при формировании объекта закупки, то действия госзаказчика не признают нарушающими законодательство.
А если заказчик не сформирует объект закупки по этим критериям, то это не значит, что его действия автоматически нарушают законодательство. В этом случае дополнительно рассматривают конкурентную среду, которая сложилась на рынке. Для этого заказчикам приходится обращаться в территориальный орган ФАС для консультаций по количеству лотов при проведении торгов на организацию регулярных перевозок.
После того как территориальный орган ФАС получит обращение на основании сведений о состоянии конкуренции на товарном рынке, он сформирует позицию по достаточности меньшего количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов с учетом с учетом Письма ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020.
Напомним, что в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 контролеры определили минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения госконтракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут. Собрали эти требования в таблицу.
Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут
Минимальное количество для формирования лотов по 44-ФЗ при организации регулярных перевозок
Максимальный размер обеспечения исполнения контракта (млн руб.)
От 50 000 до 150 000
От 150 000 до 1 000 000
Свыше 1 000 000
Москва и Санкт-Петербург
Общая протяженность маршрутов не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов больше чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам придется делить на разные процедуры.
Период выполнения обязательств по таким госконтрактам — не больше 10 лет. Этот срок установили и для выполнения контрактов на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам. ФАС указала, что такие закупки придется делить как минимум на 5 лотов, а максимальный размер обеспечения госконтракта — 300 млн рублей.
Если требования невыполнимы (нельзя сформировать требуемое количество лотов или не представляется возможным купить разные виды маршрутов по отдельности), то придется обращаться в УФАС с обоснованием невозможности определить исполнителя с реализацией этих требований.
Если контрольный орган даст согласие на проведение процедуры по-другому, это не ограничит конкуренцию и количество исполнителей.
Менять условия о сроках выполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие товары, работы и услуги объединяются в один лот в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не ошибиться.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Порядок формирования по 44-ФЗ
Обособление товаров, работ и услуг в одном заказе, или лотирование, допускается в случае приобретения однотипной продукции. Если заказчику необходимо закупить однотипные или связанные между собой (технологически и функционально) изделия, он вправе заключить несколько контрактов в рамках одной закупки.
В положениях 44-ФЗ не содержится прямого определения, что такое лот в закупках, но в ч. 6 ст. 24 44-ФЗ есть такое разъяснение: если в закупочной документации отдельно указывают несколько объектов заказа, обоснование НМЦК, сроки и способы поставки, участники обязаны подать заявки по каждому указанному лоту.
Вот в чем суть этого норматива: если заказчику необходимо объединить в одном тендере однотипную продукцию, технически или технологически связанную между собой, то проводится многолотовая закупка по 44-ФЗ с разделением закупочных позиций. В каждом лоте отдельно указывают:
- предмет заказа;
- начальную (максимальную) цену товара, работы, услуги и ее обоснование;
- размер обеспечения заявки (если такое требование установлено в документации);
- сроки и ключевые условия поставки;
- порядок обеспечения исполнения госконтракта.
Допускается несколько лотов в одной госзакупке. Если вам необходимо изменить или отменить одну из лотовых позиций, вы корректируете или отменяете только ее, остальные группы не меняются. Составляют протоколы и подводят итоги по всем позициям отдельно. По результатам многолотового тендера заказчик заключает контракты по каждой включенной группе.
Не все способы определения поставщика допускают обособление товарных групп. В 2020 году лоты в электронном аукционе по 44-ФЗ запрещены — выделение продукции доступно только для конкурсных процедур.
Правила объединения
По каким нормам проводится формирование лотов по закону о контрактной системе:
- Заказчикам запрещено включать в состав товарных групп позиции, которые технически и функционально не связаны с продукцией, являющейся предметом госзакупки (ч. 3 ст. 17 135-ФЗ от 26.07.2006).
- Об этом же говорится и в Кодексе административных правонарушений: включение в состав одного лота товаров, работ и услуг, не связанных между собой технологически и функционально, грозит заказчику штрафом в размере 1% от НМЦК, но в границах от 5000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ).
- Нельзя объединять в одну группу товары, в отношении которых применяется национальный режим по ст. 14 44-ФЗ (п. 3 Приказа Минфина №126н от 04.06.2018).
Следует помнить, что многолотовый аукцион в электронной форме 44-ФЗ теперь не проводится. Не формируют товарные группы и при осуществлении запроса котировок, запроса предложений, электронных процедур и закрытых электронных торгов.
Примеры по 44-ФЗ
Далеко не все лоты могут выделяться при осуществлении закупки 44-ФЗ: по закону о защите конкуренции обособление проводится только для однотипных, технологических и функционально связанных товаров, работ и услуг. Большая часть госзакупок проводится по одной позиции.
Нередки и ошибки при формировании многолотовых тендеров. Не рекомендуется объединять в одной закупке:
- поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;
- строительные, исследовательские и проектные заказы;
- лицензированную и нелицензированную деятельность;
- приобретение продуктов питания и процесс организации питания в детских и лечебных учреждениях;
- различные виды строительных работ в ходе ремонта или строительства.
Обособление товаров, работ и услуг в одном тендере — это опция, доступная только для конкурсных процедур.
Регламента или инструкции, как в лот по малым закупкам добавить деньги на выделение товарных групп, нет: этого сделать нельзя. Предмет контракта с единственным поставщиком только один. Заказчики проводят закупки малого объема отдельно по каждому приобретаемому объекту заказа.
Интересная практика
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 признал, что в госзакупках законно объединять в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Заказчик планировал долгосрочную еженедельную поставку по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
ФАС признала такие действия необоснованными, но суды с этими выводами не согласились по таким основаниям:
- По 44-ФЗ не запрещено покупать одним лотом товары, которые делятся на отдельные виды.
- В закупочных документах не обязательно прописываются условия, которые удовлетворяют всех потенциальных поставщиков.
- Разная продукция в рамках одного лота складывается в единый объект закупки. Она подходит под один вид товаров — пищевой продукции.
- Основная цель тендеров — эффективное использование бюджетных денег, а не обеспечение условий для участия максимального количества потенциальных поставщиков. Если кто-то из претендентов не в состоянии поставить товар, это не означает, что их права нарушены или конкуренция ограничивается.
В этом тендере участвовало 6 претендентов. ФАС не смогла доказать, что разделение закупки на отдельные процедуры увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Суды учли и такие пояснения заказчика:
- закупка продуктов одним госконтрактом в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот приводит к удовлетворению потребностей различных категорий людей;
- стороны по соглашению вправе перераспределить товарные единицы без изменения цены;
- закупка товаров несколькими закупками влечет большее количество контрактов, следовательно, увеличивает трудозатраты заказчика, затрудняет поставку и приемку товара, оформление отчетов.
Обратим внимание и на позицию контрольных органов, которые стояли на выводах, что такие действия приводят к ограничению конкуренции по таким основаниям:
- Объект госзакупки — продукты разных категорий. Они формируют самостоятельные товарные рынки. Потенциальные поставщики могут и не иметь возможности поставить продукцию в совокупности.
- Товары обладают различными потребительскими свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально.
- В закупке затруднительно участвовать производителям, товары другой линейки им придется покупать у других субъектов.
Антимонопольный орган считает, что продукты следует покупать отдельными процедурами.
Скачать Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 из КонсультантПлюс |
Правила и порядок формирования лотов по 223-ФЗ
Конкретных правил по выделению товарных групп в 223-ФЗ нет. Актуальным в этом случае является закон о защите конкуренции: не ограничивайте количество участников закупки вашей разбивкой. Если товары, работы и услуги технологически и функционально не связаны между собой, вас оштрафуют.
Опишите порядок формирования многолотового заказа в Положении о закупке. Укажите допустимые конкурентные способы определения поставщика, алгоритм определения взаимосвязи между продукцией (например, таблица для участия в нескольких лотах), правила принятия решения о выделении позиций в одном тендере.
Многолотовые заказы по 223-ФЗ проводятся по общим правилам. Подготовьте закупочную документацию, рассчитайте цену, установите требования к участникам. Следуйте порядку, закрепленному в Положении о закупке. Нет необходимости и определять номер лота — Единая информационная система ведет автоматическую нумерацию.
Дальше закупка осуществляется по правилам 223-ФЗ. Участники подают заявки по каждой позиции тендера (ч. 11. ст. 3.2 223-ФЗ). Заказчик рассматривает предложение и выбирает исполнителей.
Если вы проводите заказ через Единую автоматизированную систему торгов Москвы, придерживайтесь Положения о закупке и регламента работы на торговой площадке. Вот инструкция, как сделать лот на единицу продукции в ЕАИСТ для детализации позиций:
- Определяем объект закупки.
- Формируем лот.
- Детализируем строку. Указываем цену товарной единицы и объем заказа.
- Готовим извещение.
- Прикрепляем к извещению техническое задание, обоснование НМЦК и требования к исполнению договора.
Техническая документация, расчеты и условия контракта готовятся отдельно по каждой группе.
Примеры по 223-ФЗ
ФАС очень внимательно относится к жалобам на многолотовые заказы. Если заказчик готовит неделимый тендер, но объединение продукции необоснованно, исполнителю и организации грозит штраф.
Самое распространенное нарушение — включение в одну закупку проектных, исследовательских и строительных работ. Оштрафуют и за объединение поставок комплектующих и обслуживание оргтехники в одном договоре. Если заказчик докажет, что все позиции в соглашении однотипные и функционально взаимосвязанные, санкций удастся избежать.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник http://forum.gov-zakupki.ru/topic14683-40.html
Источник https://wiseeconomist.ru/poleznoe/114270-formirovanie-lotov-zakupkakh-zakonu
Источник https://goscontract.info/tender/kak-formirovat-loty-v-torgakh-po-44-fz