Введение, Региональный фондовый рынок как экономическая система — Ценные бумаги в РФ

 

Региональный фондовый рынок: функционал, организация, инструментарий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анесянц Юрий Саркисович

Статья посвящена определению сущности, структуры , и функционала финансовых рынков и фондовых рынков в контексте их регионального развития. Обсуждаются вопросы разграничения и субординации федеральной и региональной составляющей этих функций, направления и способы реализации функционала на различных организационных уровнях при различных состояниях экономической системы. Отражены концептуальные проблемы формирования финансового рынка и принципиальные методы их преодоления.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анесянц Юрий Саркисович

Актуальные примеры генезиса и развития институтов рынка ценных бумаг: обеспеченные долговые обязательства

Regional stock market: functional, organization, tools

The article is devoted to defining the nature, structure, and functionality of the financial markets and stock markets in the context of regional development. The issues of separation and subordination of the federal and regional components of these functions, directions and methods of implementation of the various functional levels of the organization in various states of the economic system have been discussed. Conceptual problems of formation of the financial market and the fundamental methods of overcoming them have been reflected.

Текст научной работы на тему «Региональный фондовый рынок: функционал, организация, инструментарий»

УДК 336.76 ББК 65.9(2)262 А-66

Анесянц Юрий Саркисович, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: anesyanc@,gmail. com.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК:

ФУНКЦИОНАЛ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Статья посвящена определению сущности, структуры, и функционала финансовых рынков и фондовых рынков в контексте их регионального развития. Обсуждаются вопросы разграничения и субординации федеральной и региональной составляющей этих функций, направления и способы реализации функционала на различных организационных уровнях при различных состояниях экономической системы. Отражены концептуальные проблемы формирования финансового рынка и принципиальные методы их преодоления.

Ключевые слова: региональный финансовый рынок, фондовый рынок, субординация, функционал, структура, инструментарий.

Anesyants Yuri Sarkisovich, Candidate of Economics, associate professor, e-mail: anesyanc@gmail. com.

REGIONAL STOCK MARKET: FUNCTIONAL, ORGANIZATION, TOOLS

The article is devoted to defining the nature, structure, andfunctionality of the financial markets and stock markets in the context of regional development. The issues of separation and subordination of the federal and regional components of these functions, directions and methods of implementation of the various functional levels of the organization in various states of the economic system have been discussed. Conceptual problems offormation of the financial market and the fundamental methods of overcoming them have been reflected.

Keywords: regional financial market, stock market, subordination, functional structure, tools.

Общепризнанно, что современный фондовый рынок являет собой систему, к ключевым функциям которой относят коммерческую, ценообразующую, информационную, регулирующую и распределительную. Фондовые рынки существуют как разновидность финансовых и имманентно проявляются как трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики [1], поскольку отражают в себе стоимость активов и состояние балансов компаний (в том числе реального сектора экономики).

Кроме того, финансовый рынок выступает как инструмент изъятия риска из реального сектора в сегмент фиктивного капитала с последующим делением и диверсификацией риска, распределении его во времени и пространстве, придания ему большей ликвидности, перераспределения финансовых потоков от активов и наделения другими специфическими функциями и атрибутами. Другими словами: «Финансовые отношения являются передаточным механизмом, через который

неопределенность оказывает влияние на всю экономику» [2].

Вопросам разграничения федеральной и региональной составляющей этих функций, направлениям и способам их реализации на различных организационных уровнях посвящена данная статья.

Если рассматривать совокупность институтов, таких как социум, культура, искусство, экономика, то современное экономическое пространство глобализировано в наибольшей степени, причем источником и проводником такой глобализации является достаточно узкий экономический сегмент фондового рынка. В то время как мера, вектор и качество влияния глобализации на макроэкономические процессы подвергается дискуссии в рамках критики общей неоиндустриальной капиталистической модели, связность финансовых рынков очевидна. Однако иерархия рынков достаточно прозрачна: от глобализированного к национальным, далее региональным и микроэкономическим уровням (наиболее полная концепция иерархий финансовых рынков представлена в работах профессора О. Иншакова, например [3]). Из иерархической природы системы следует, что функциональное содержание регионального фондового рынка тесно связано (чаще в соподчиненном взаимодействии) с функциональным содержанием более масштабных форм организации. При этом вопрос разделения целостной глобализированной структуры весьма условен, поскольку региональный рынок никоим образом не отделен и не автономен, но именно их интегральная совокупность составляет на первом этапе национальный, а затем и глобализированный рынки.

При этом пивотом разделения рынка на различные уровни можно считать, как регулятора, который передает свой уровень подчиненному ему сегменту рынка, так и бенефициария рынка, который может оперировать в рамках любого уровня, а иногда нескольких.

Приоритетными научными подходами изучения структурных связностей финансового рынка выступают институциональный и эволюционный подходы, которые позволяют определить региональный рынок как развивающуюся подсистему с учетом генезиса и динамики его развития, процессов синтеза и трансформации. Тетрада системного анализа финансового рынка мегаполиса, представленная Рощектаевым С.А. [4], является примером изучения субституциональных систем и может быть переложена в контекст регионального финансового рынка без значительных изменений, поскольку современный мегаполис является центром (а зачастую источником) регионального развития, носителем направленного развития, источником финансовых ресурсов и проводником ликвидности, то есть информационно-финансовым хабом (концентратором) — интегрирующим локальные региональные рынки в систему национальной экономики.

Рис. 1 — Основные элементы регионального финансового рынка представленные в виде тетради [4]

При этом институциональный подход к экономике в трактовке Рощектаева С.А. настаивает на том что «Институции формируются и воспроизводятся естественным образом» причем для реализации механизма используются различные способы организации саморегулируемого пространства, обозначенные как «институциональные устройства», к которым в широкой трактовке может относиться любая форма упорядочивания хаоса — от индивидуального контракта до фирмы. Таким образом, региональный фондовый рынок можно понимать как институциональное устройство национальной экономики.

Поэтому, говорить о перспективности развития регионального фондового рынка можно только в контексте создания «специальных институтов развития». Это значит, что фондовым рынком «по умолчанию» (в отличии от, например, рынков сельхозтоваропроизводства) является федеральный уровень. Более того, финансовые рынки вообще представляются равнозначными для развития как на федеральном, так и на региональном уровне: развитие обоих можно представить параллельным и рекурсивным процессом, а развитие фондовых рынков — субординированным, соподчиненным.

Таким образом, те «специальные институты» или «институциональные устройства», которые не могут быть реализованы в фондовом рынке на федеральном уровне, или реализация которых на субфедеральном или муниципальном уровне дает дополнительные преимущества, а значит оправданны с позиций общего направления развития фондового рынка РФ, должны быть реализованы как региональная составляющая.

Данное заключение сделано на основании главного принципа, установленного в рамках программы развития финансового рынка до 2020 года. [5] Ключевыми пунктами программы являются повышение емкости, прозрачности и эффективности рыночной инфраструктуры. Основным инструментом достижения этих целей представляется консолидация рынка, формирование вертикали управления и его централизация, что само по себе не предполагает регионального аспекта в тех разделах отрасли, где без него можно обойтись. Таким образом, принимая во внимание централизованные установки, тренды развития и даже естественный ход вещей необходимо признать

доминанту федерального развития как институциональной парадигмы и вспомогательную роль её регионального элемента.

При этом процессы формирования институтов и институциональных устройств и инструментов на региональном уровне соответствуют таковым на федеральном. Генезис и развитие целесообразно разделить в первую очередь по происхождению, на две составляющие: стихийные и направленные формы развития, причем направленный тип развития так же делится на составляющие: саморегулирования снизу или федерального контроля сверху.

Читать статью  Кто такой трейдер и как им стать в 2022-м году - пошаговая инструкция

Первой, основная и имманентной движущей силой (драйвером), является стихийнообразующийся общественный спрос. Формирование последнего происходит посредством «трансмиссионного механизма» с которого была начата данная статья, то есть как ответ сообщества и индустрии финансов на отдельные шоки и вызовы. К примеру: институт коллективных инвестиций появляется как элемент спроса на розничное инвестирование, а рынок производных инструментов как реализация запроса на регулирование рисков.

Вместе с тем специфика отдельных «институциональных устройств» диктуется спецификой рынка, в который происходит генезис тех или иных институциональных механизмов. Так особенностью периода зарождения ПИФов была длинная повышательная волна, которая сформировала соответствующую ей индустрию, максимизирующую маржу от монотонно повышающейся динамики рынка. Опционная торговля зарождалась чуть ранее, и развивалась в период появления спроса на спекулятивные стратегии со стороны иностранных инвесторов, что создало соответствующий моменту аппарат о котором его создатель, О. Вьюгин, говорил: «Инфраструктура рынка была выстроена под краткосрочные спекулятивные, а не инвестиционные операции» [цитируется по 7, со ссылкой на 8].

Вместе с тем по завершению монотонного роста ПИФы оказались несостоятельны как индустрия, их специфика не отражала новую данность рынка: смешенную динамику индексов. Специфика опционов так же не позволила использовать себя для управления рисками на реальном рынке сырья и продуктов, хотя потребность в регулировании рисков реального сектора выражена в обществе и отдельных сегментах производства, и, по мнению многих, является сущностью и оправданием всей «надстройки» производных финансовых инструментов.

Соответственно, развитие институций зачастую требует другого подхода, второй тип драйвера — не стихийный, но направленный. Направленный на гармонизацию параметров рынка и инструментов его институционализации. Причем источником такого «направленного развития» может быть всё то же стихийное образование как ответ классической «невидимой руки» рынка на его изменения. Однако такой процесс реализации чаще всего затянут и, как правило, не может отразить необходимые перемены в желаемый срок. Проблемой является значительное несоответствие скоростей метаболизма рыночных процессов финансового, в том числе фондового рынка, и источников их стихийной институционализации — совокупности перестраивающихся коммерческих структур, ответного государственного регулирования и инерционного спроса со стороны потребителей.

В этом отношении, справедливым является иллюстрация запаздывания рыночных индикаторов относительно ожиданий (или стоимости относительно цены). Не будет преувеличением сказать, что специфика всей динамики ценообразования состоит в несоответствии скорости реакции на информацию и разницей в объемах и трактовки последней. Ожидания стоимости изменяются быстрее стоимости, которая опережает цены, которые определяют стоимость активов в реальном секторе и, в конечном счете, развитие тех или иных отраслей. В этом отношении справедливым будет указать, что потребность изменения продуктов фондового рынка значительно опережает институциональную динамику и возможности рынка по изменению архитектуры. Даже в большей степени, чем аналитики, институты финансовой сферы это «генералы, которые готовятся в прошлой войне».

Более быстрой и возможно оптимальной системой является институция саморегулируемых организаций, которые представляют совокупность перечисленных элементов в едином центре принятия решений. Впрочем, такая модель обратной связи требует развития зрелых институтов децентрализованного управления, высокого уровня автономности и локализации власти и даже элементов гражданского общества. Всех этих необходимых предпосылок современная отечественная общественная, социальная и экономическая жизнь испытывает острый недостаток.

Альтернативной перечисленным можно считать направленную систему развития сверху вниз берущую начала в государственном аппарате. Инструментами реализации в таком случае становятся программы развития, а результатом — качество таких программ (сводящаяся к способности нескольких ключевых её создателей верно предсказать сценарии и тренды процессов развития), а так же способность воплотить программы в «в металле», то есть реализовать их как сверху — подводя

регулируемую базу, так и снизу — доведя информацию и сформировав доверие у потребителей на нижних этажах системы. В этом отношении для реализации важны как «роль личности в истории» поскольку только прозрением и визионерством ведущих создателей программы закладывается её теоретический успех, но только от работы всего государственного аппарата и его способности провести свои решения сквозь инерционность и сопротивление общества до элементарных ячеек системы, до так актуально обозначаемого «нано уровня» — финансовой модели отдельного индивида или процесса зависит реализация любой программы. Впрочем, именно соответствующую запросу отрасли программу развития реализовать будет много проще поскольку уровень активного и пассивного сопротивления со стороны участников рынка будет меньше, что и можно обозначить первым параметром качества имплементируемой модели.

Существует еще один серьезный аргумент в пользу направленного развития путем государственного программного подхода над саморегулированием или стихийным процессом, им является когнитивная составляющая экономики, человеческий фактор. Первую его дилемму, в 1989 году сфор-мулировал секретарь казначейства США Л. Саммерс «Либерализация финансовых рынков побуждает у людей инстинкты, свойственные игрокам казино, усиливает вероятность кризисов. В отличии от казино национальные финансовые рынки тесно связанны с внешним миром и расплачиваться приходит потерями в реальном секторе экономики» [6]. Вторая проблема состоит в стремлении тех из участников, которые оказались в преимущественном положении, бесконтрольно и безгранично изымать ресурсы из системы вплоть до её полного разрушения чему свидетельством провал политики свободного рынка, цикл депрессий, включая «великую», расслоение общества начала прошлого века.

Необходимо выделить данный пункт тем обстоятельством, что «потенциальная энергия» современных финансовых рынков огромна: «взрыв» одного из периферийных сегментов (рынка саб-прайм ипотеки), оказался способен развязать цепь событий, масштаб которых не до конца ясен по сей день. В этом отношении оставить рынок бесконтрольным, стихийно развивающимся — невозможно, поскольку потенциальные выгоды динамики самоуправления перевешиваются возможностью перманентного разрушения финансовой системы. Схожий процесс необходимого избыточно-направ-ленного регулирования можно найти в политическом решении вопроса войны и мира: саморегулируемый на протяжении всей человеческой истории, но направленный с приходом атомной бомбы — оружия, ставящего под угрозу само существование известного нам мира. Очевидно, что несколько «бомб» уже заложены в фундамент мирового финансового порядка, ими являются кредитные навесы над экономиками и домохозяйствами, хронический дефицит США, сокращение уровня мирового потребления и связанная с ним стагнация глобализированного рынка, концентрация и переток производственных мощностей, грядущее исчерпание сырья, экологические проблемы, популяционный переход и мн. др. В рамках национальных экономик проблемы уде не решаются, требуются решения на уровне наднациональных институтов дабы уменьшить предстоящее обрушение экономик.

Таким образом, в современной экономической среде России финансовый и фондовый рынки зависят от программного подхода в большей степени и требуют направленного опережающего развития при преимущественном расширении федерального централизованного ядра, лакуны которого можно дополнять и развивать, применяя ряд поддерживающих общее развитие региональных программ. При этом параллельно с развитием рынка необходимо изменять институциональную среду, что бы сделать её более адаптивной, преодолеть когнитивные дисфункции и синдромы рыночных субъектов, в числе которых: стремление к неограниченному обогащению в ущерб функционированию системы, склонность к саморазрушительным моделям поведения агентов потребления, бизнес подходу модели агентов предложения и финансовой люмпенизации инвестиционного процесса.

1. Лобанова М.А. Коррективы, вносимые мировым финансово-экономическим кризисом в стратегические основы денежно-кредитной политики // Вопросы статистики. 2011. №3.

2. Pollin R.The relevance of Hyman Minsky // Challenge. 1997. Vol. 40, №2.

3. Иншаков О.В. Экономическая генетика и наноэкономика. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.

4. Рощектаев С.А. Локальный финансовый рынок современного российского мегаполиса: функциональное содержание, способ организации, инструменты развития: дис. . д-ра экон. наук: 08.00.10. Краснодар, 2012.

5. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №2043 -р. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».

6. Бхагвати Д. В защиту глобализации. М.: Ладомир, 2005. С. 275.

7. Цит. по: Сидорович В. Вместо финансовых пирамид: кризис как стартовая точка нового перераспределения. URL: http://www.sidorovich.com/articles.html

1. Lobanova M.A. Adjustments made by the global financial and economic crisis in the strategic framework of monetary policy. 2011. №3.

2. Pollin R. The relevance of Hyman Minsky // Challenge. 1997. Vol. 40, №2.

3. Inshakov O. V. Economic genetics and nanoeconomics. Volgograd: Publishing House of VolSU, 2007. 94p.

4. Roschektaev S.A. Local financial market of the modern Russian metropolis: the functional content, method of organization, development tools: diss. Doc. of Economics: 08.00.10. Krasnodar, 2012.

Читать статью  Валовые внутренние частные инвестиции - что это такое, их состав и отличие от чистых инвестиций

5. The strategy of development of the financial market of the Russian Federation for the period up to 2020: resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 2008 №2043-p. Access from “Guarantor.

Введение

В условиях рыночной экономики, региональные и муниципальные органы управления вынуждены искать новые источники финансирования социально-экономического развития своей территории, в том числе посредством обращения на фондовый рынок. Все большее число российских регионов и муниципалитетов становится его активными участниками в качестве эмитентов долговых ценных бумаг.

Облигационные займы — традиционный и широко распространенный в мире способ заимствования для региональных и местных органов власти. Путем эмиссии региональных и муниципальных облигаций возможно решение многих социально-экономических задач административных территорий государства.- Эмиссия региональных и муниципальных облигаций обеспечивает возможность финансирования бюджетного дефицита, снижения стоимости обслуживания внутреннего долга, привлечения в экономику региона средств иностранных инвесторов, содействия трансформации сбережений населения в инвестиции, осуществления региональных и муниципальных социально-экономических программ. эмиссия облигация финансовый экономический

Региональный фондовый рынок как экономическая система

Фондовый рынок на региональном уровне представлен сложной экономической сиcтемой, включающей инфраструктуру, фондовые ценности, экономических агентов. Региональный фондовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, муниципальные органы. Фондовые ценности приобретаются индивидуальными инвесторами и кредитно-финансовыми институтами, которые выступают в качестве институциональных инвесторов. Ценные бумаги размещаются путем прямого обращения эмитента к инвесторам или через посредника. Сделки с ценными бумагами на региональном фондовом рынке осуществляется путем покупки ценных бумаг у эмитента группой инвесторов непосредственно напрямую, а также через посредников на вторичном рынке. Сделки с ценными бумагами на вторичном рынке осуществляют как на фондовых биржах, так и по правилам внебиржевого оборота.

Важное значение для развития регионального фондового рынка, как экономической системы имеет формирование инфраструктуры фондового рынка как базового системообразующего элемента системы. В функциональной схеме инфраструктуры регионального рынка можно выделить два уровня, межрегиональный и внутрирегиональный. Межрегиональный уровень обеспечивает технический доступ на региональный фондовый рынок больших групп — участников рынка. К ним относятся межбанковские валютные биржи, региональные дилеры, небанковские кредитные организации, осуществляющие расчеты, а также региональные валютные биржи. Межрегиональный уровень обеспечивает решение задач первичного размещения ценных бумаг через механизм аукционов и вторичного обращения, осуществляет денежные расчеты по операциям с ценными бумагами с использованием межрегионального клиринга через подразделения Банка России реализует возможности проведения операций Банка России с государственными ценными бумагами; осуществляет допуск к информации о параметрах ценных бумаг, уровне спроса и предложения; создает условия для использования информации при формировании ожиданий участников фондового регионального рынка и другие. Внутрирегиональный уровень реализует отношения между инвесторами и обслуживающими их профессиональными участниками рынка государственных ценных бумаг, заключившими договор с Банком России, дилерами и другими кредитными организациями.

На развитие региональных фондовых рынков и на национальный фондовый рынок в целом оказывают влияние состояние мировых фондовых рынков и наметившиеся закономерности их развития. К закономерностям развития мировых фондовых рынков следует отнести прежде всего следующие:

  • — возрастание влияния валютного фактора в операциях мировых фондовых рынков;
  • — усиление взаимозависимости национальных фондовых рынков;
  • — возрастание амплитуды колебаний курсов ценных бумаг;
  • — изменение инфраструктуры фондового рынка.

Особенностью современной инфраструктуры мирового фондового рынка является паритет между объемами операций на биржевом и внебиржевом фондовом рынке. Эта особенность оказывает влияние на функционирование как национальных, так и локальных фондовых рынков, на которых также складывается паритет между биржевой и внебиржевой торговлей.

Главной целью развития отечественного фондового рынка и его региональных составляющих является переориентация на обслуживание инвестиционных нужд реального сектора экономики, что требует приоритетного размещения первичных эмиссий и корпоративных облигационных займов. При этом крайне важны повышение информационной «прозрачности» рынка и выходящих на него элементов, совершенствование корпоративного управления.

Развитие фондового рынка в России и ее регионах возможно лишь с помощью стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг. При этом необходимо совершенствовать соответствующее законодательство и активнее использовать макроэкономические регуляторы. Важными направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг должны быть налоговое стимулирование долгосрочных инвестиций и информационно-технологическая поддержка развития инфраструктуры фондового рынка. Выход предприятий на фондовый рынок, особенно на этапе проведения первичной эмиссии, объективно предполагает оказание бюджетной поддержки. При этом оказание бюджетной поддержки предприятиям позволяет контролировать эффективность вложения государственных средств.

Государственная политика должна быть направлена на развитие первичного рынка ценных бумаг. Государство должно стимулировать формирование системы оказания услуг внутренним частным инвесторам. Государственная политика по развитию фондового рынка должна строиться с учетом общих тенденций развития мировых фондовых рынков и с учетом специфики национального и регионального фондовых рынков.

Общие понятия о фондовом рынке региона

Относительно роли региональных фондовых рынков в структуре национального рынка мнения расходятся. Одни исследователи считают, что только в применении к развивающимся странам можно говорить о региональных фондовых рынках, что регионализм присущ, прежде всего, неразвитым рынкам ценных бумаг с плохими коммуникациями и при отсутствии признанных в стране центров торговли ценными бумагами. Эти исследователи полагают, что формирование региональных рынков ценных бумаг имеет большое значение для поддержания жизнеспособности национального фондового рынка на этапе его первоначального становления. Другая точка зрения состоит в том, что и в развитых странах выделяются региональные рынки Новиков А.В. Интеграция национального и региональных фондовых рынков: опыт США и России//Аваль — Новосибирск, 1998. — №9-10. — с. 54 . Исследователи, придерживающиеся данной точки зрения к основным причинам сохранения региональных фондовых рынков относят:

— иногда обслуживание на региональных фондовых биржах дешевле и по некоторым ценным бумагам оперативнее;

— на разных биржах на одни и те же ценные бумаги цены различны. Поэтому можно сравнить цены на разных биржах и выявить оптимальную;

— региональные биржи являются дополнительной гарантией рынка;

— центральное положение в своем регионе позволяет торговать региональными ценными бумагами, котирующимися только на этой бирже.

Все-таки, региональность имманентно присуща всем экономикам независимо от уровня их развития, но формы проявления этой региональности существенно различаются в развитых и развивающихся странах. Безусловно, с повышением уровня развития экономики усиливается и интеграция отдельных регионов в единый народнохозяйственный комплекс страны. При этом в каждой стране выделяются региональные центры, отличающиеся своей специализацией, способностью привлекать финансовые ресурсы, опираясь на свое геополитическое положение, или являющиеся центрами региональных экономик в силу исторических и культурных традиций страны. Такими ярко выраженными центрами, например, являются: в США — Чикаго, в Германии — Франкфурт, в России — Екатеринбург как центр Уральского региона и Новосибирск как центр Сибири.

Развитие национального и региональных фондовых рынков имеет определенную логику. Развитые страны прошли последовательно этапы от создания локальных элементов фондового рынка через формирование региональных центров фондовой активности до становления национальной фондовой системы.

Фондовый рынок региона как фактор инвестиционной привлекательности региона

В мировой практике основными механизмами мобилизации и привлечения инвестиционных ресурсов в развитие производства служат фондовый рынок и банковская система, структурные элементы которых стали интенсивно формироваться в России в условиях переходной экономики.

Инвесторы, как правило, выбирают не только сферу приложения капитала, но и регион, где он будет размещен. Наряду с такими факторами инвестиционной привлекательности региона, как социально-экономический потенциал, политическая ситуация, нормативно-правовая база привлечения инвестиций, все более значимым для принятия инвестиционных решений становится уровень развития в регионе фондового рынка Новиков А.В. Фондовый рынок Новосибирска как фактор инвестиционной привлекательности региона//Аваль — Москва, 1999. — №3. — с. 34.

Основой для формирования системы индикаторов фондового рынка, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона, служит, прежде всего, содержательный анализ целей инвесторов и возможностей их достижения, предоставляемых структурными элементами фондового рынка.

Система индикаторов фондового рынка и характеризующих их показателей приведена на рис. 1 (см. приложение 1). Остановимся подробнее на каждом из индикаторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций/ Новиков А.В. — Новосибирск: издательство НГАЭиУ, 2000. — с. 97.

Читать статью  Обучение инвестированию и трейдингу | Инвестиционные стратегии

Значимость региональных эмитентов в народном хозяйстве. При принятии инвестиционных решений инвесторы принимают во внимание в первую очередь показатели производственной деятельности эмитентов, их финансовое состояние и показатели рынка ценных бумаг. Наличие экономически сильных и финансово-устойчивых эмитентов с развитым рынком акций и облигаций — одно из основных условий привлечения как прямых, так и портфельных инвестиций в регион. Большее значение для многих инвесторов имеет структура приобретаемого ими имущества, т.е. имущественное состояние производственной деятельности эмитента, неустойчивое его финансовое положение, низкая платежеспособность, отсутствие прибыли и другие неявные моменты останавливают инвесторов в стремлении приобрести крупные пакеты ценных бумаг предприятий, особенно если это касается предприятий, имеющих значительные активы и играющих ведущую роль на рынках сбыта своей продукции. Поэтому, не умаляя значения показателей экономической эффективности, следует признать, что в настоящее время инвестиционную привлекательность региона в значительной степени обусловливают значимость эмитента, его положение в регионе, стране и мире. Не случайно ценные бумаги наиболее значимых для развития народного хозяйства эмитентов регистрируют не региональные, а федеральные органы.

Значимость эмитента отражает сам факт его включения во всевозможные рейтинги, проводимые российскими и международными экспертами и рейтинговыми агентствами, а также место, занимаемое им по определенным экономическим показателям. Место по конкретному показателю в народном хозяйстве страны, региона или отрасли производства является общепризнанным в мире критерием оценки значения эмитента относительно других эмитентов.

Способность региональных эмитентов привлекать инвестиционные ресурсы на свободном рынке капитала. Для привлечения инвестиций эмитент должен обладать не просто большим производственным потенциалом, мировой, всероссийской или региональной известностью, но и иметь опыт обращения своих ценных бумаг, привлечения инвестиционных ресурсов через рынок.

Это предполагает включение ценных бумаг в общероссийскую или региональную инфраструктуру фондового рынка, знакомство эмитента с правилами игры и регулирования рынка ценных бумаг.

В настоящее время большинство инвесторов стремятся вкладывать капитал в предприятия, руководители которых обладают рыночным мышлением, не боятся инноваций, стремятся использовать различные рыночные подходы к привлечению инвестиционных ресурсов. В условиях крайне неравномерной раскрутки эмитентов определяющее значение имеет известность их ценных бумаг, что позволяет эмитентам привлекать инвестиционные ресурсы путем выпуска ценных бумаг. При этом больше ресурсов получат те эмитенты, у которых есть опыт обращения своих бумаг на внутреннем и внешних рынках, т.е. предприятия, с которыми инвесторы больше знакомы.

Привлечение ресурсов со свободного рынка капиталов предполагает и необходимость количественной оценки обращаемости ценных бумаг, их ликвидности. Такую оценку можно получить, анализируя котировальные списки торговых систем, объемы и количество сделок с ценными бумагами в торговых системах признанных организаторов торговли.

Большое значение имеет эмиссионная активность администрации самого региона, ее способность инвестиционные ресурсы на свободном рынке капиталов, опыт использования рынка ценных бумаг для решения финансовых проблем территории. Работа инвесторов с ценными бумагами регионов позволяет оценить платежеспособность региона, уровень развития рыночного мышления руководства регионов. Инвесторы, не склонные к риску, могут оценить перспективность своих инвестиций в регион с точки зрения, как получения прибыли, так и возможности сохранения и вывода этих инвестиций в случае изменения ситуации. Кроме того, работа инвесторов с ценными бумагами, эмитированными региональными органами власти, позволяет лучше узнать других эмитентов, расположенных на территории этого региона.

Потенциал фондовых посредников и управляющих. Рыночные способы привлечения инвестиций предполагают наличие специально подготовленные профессиональных посредников фондового рынка, способных эффективно перемещать инвестиционные ресурсы от инвесторов к эмитентам и осуществлять по поручению эмитентов поиск этих ресурсов на свободном рынке. Финансово сильные, независимые и грамотные фондовые посредники обеспечивают функционирование инвестиционных потоков в регионе, а также смогут выступать в качестве самостоятельных инвесторов. Инвесторы, в том числе иностранные, обращаются, как правило, к известным посредникам, имеющим высокий рейтинг и специализирующимся, прежде всего на региональных ценных бумагах. Следовательно, регион выглядит более инвестиционно-привлекательным, если в нем работает большое количество профессиональных посредников и управляющих, и потому при оценке инвестиционной привлекательности региона важно проанализировать имеющийся потенциал фондовых посредников и управляющих.

Большую роль в экономической жизни любого региона играют коммерческие банки, значимость функционирования которых во всех сегментах фондового рынка является высокой. От развития банковской системы (как местной, так и представленной иногородними банками) зависят финансовый потенциал регионов, создание удобств для региональных и внешних инвесторов перемещать инвестиционные ресурсы. Кроме того, банки как фондовые посредники сами ведут активную деятельность на рынке государственных ценных бумаг, а некоторые из них осваивают и корпоративный сектор.

Таким образом, потенциал банков как фондовых посредников имеет принципиальное значение для принятия инвестиционных решений отдельными категориями инвесторов.

Уровень развития инфраструктуры фондового рынка. Четкое и слаженное функционирование всех структурных элементов, входящих в состав инфраструктуры регионального фондового рынка, служит основной гарантией заключения сделок, уменьшения инвестиционных рисков, что создает необходимые условия для привлечения инвесторов. Важной представляется способность региональной инфраструктуры обслуживать как внутрирегиональные, так и межрегиональные потоки, а также связи с общероссийским рынком.

Нельзя не отметить и значение торговых систем как механизма создания организованного фондового рынка, привычного для многих цивилизованных инвесторов. Уровень развития торговых систем является важным фактором формирования центров фондовой активности. При этом большое значение имеют также возможности фондовых посредников выходить в национальные и мировые торговые системы.

Принципиальную роль для многих типов инвесторов играет уровень развития системы регистраторов и депозитариев. От уверенности в сохранности ценных бумаг, возможности переоформления прав собственности на ценные бумаги, постановки учета и хранения ценных бумаг во многом зависит принятие инвестиционных решений.

Отметим такие характеристики инфраструктуры, как уровень развития телекоммуникаций, потенциал работников занятых на фондовом рынке, система подготовки кадров для работы на фондовом рынке, степень и формы развития средств массовой информации и др.

Для многих инвесторов, особенно иностранных, очень важным моментом является возможность работать в привычных условиях: пользоваться привычными элементами инфраструктуры, иметь удобства для совершения сделок, гарантии их исполнения’, достоверности передачи информации, надежности телекоммуникационных сетей и других атрибутов, составляющих необходимые условия для работы на иностранных и отечественных развитых рынках.

Уровень регулирования фондового рынка. Крупные инвесторы стараются работать на рынках по принятым и публично известным правилам, заранее подчиняясь им. Эти правила обеспечивают как органы государственного регулирования фондового рынка, так и органы регулирования, созданные самими участниками рынка. В странах с развитым фондовым рынком уровень регулирования и особенности регулирования в отдельных регионах являются одними из самых важных факторов для принятия инвестиционных решений Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций/ Новиков А.В. — Новосибирск: издательство НГАЭиУ, 2000. — с. 109.

В России о регулировании фондового рынка можно судить по наличию региональных отделений ФКЦБ, охватывающих определенную группу регионов. Имея некоторые полномочия на регулируемой территории, региональные отделения ФКЦБ привлекают инвесторов, информируют их о ситуации в регионе, выпусках ценных бумаг, контролируют профессиональных участников рынка, обеспечивая тем самым дополнительные гарантии инвесторам. Значение регионального отделения тем выше, чем больше у него профессиональных участников фондового рынка. Роль саморегулируемых организаций в регионах проявляется в количественном охвате этими организациями профессиональных участников фондового рынка. Чем выше уровень самоорганизации участников рынка, тем больше уверенности у инвесторов в уровне профессионализма партнеров и возможности сопоставимого обслуживания как в Москве, так и, например, в каком-либо регионе Сибири.

Кроме того, важное значение имеет создание самостоятельных ассоциативных объединений профессиональных участников фондового рынка, устанавливающих дополнительные требования к своим членам. Примером таких объединений служит Ассоциация фондовых дилеров Сибири, объединяющая наиболее активных дилеров, входящих как в общероссийские саморегулируемые организации (НАУФОР), так и работающих в регионах Сибири и отстаивающих общесибирские позиции.

Таким образом, уровень регулирования фондового рынка региона характеризует одну из важнейших составляющих инвестиционного климата региона — нормативно-правовую базу аккумулирования инвестиций в регионе через фондовый рынок и защиту интересов инвесторов, что позволяет считать уровень регулирования важным элементом инвестиционной привлекательности региона.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-fondovyy-rynok-funktsional-organizatsiya-instrumentariy

Источник https://vuzlit.com/33016/regionalnyy_fondovyy_rynok_ekonomicheskaya_sistema

Источник https://studbooks.net/2074236/ekonomika/obschie_ponyatiya_fondovom_rynke_regiona

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: