Сущность и особенности инвестиций в человека – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Инвестиции в человеческий капитал

Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем

В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.

Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.

Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;

• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;

• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:

• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;

• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;

• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;

• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);

• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).

Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.

Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.

Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.

Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.

Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.

В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.

В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.

Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.

Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).

Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.

Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

Сущность и особенности инвестиций в человека Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзляков Алексей Владимирович, Крюков Александр Филиппович

Рассмотрена проблема методического обеспечения инвестиционных процессов в «человеческий капитал» в условиях рыночных отношений как основа качественного контроля человеческого потенциала организации. Отображены основные особенности создания системы инвестиций в человеческий ресурс организации

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мерзляков Алексей Владимирович, Крюков Александр Филиппович

The article deals with a problem of methodic of invest process in the «human capital» of the market relation as a base of a qualitative control of resources of human potential organization. Main tendencies of the create of the system of invest ion of human resources are described in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности инвестиций в человека»

Таким образом, при оценке эффективности позволит создать действенный мотивационный

инвестиций в вендинг-деятельность целесообразно использовать в качестве критерия оценки повышения эффективности хозяйственной и инвестиционной деятельности единый обобщающий показатель эффективности хозяйствования (Е = РД /Т). Это

механизм активизации инновационной и инвестиционной деятельности, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организаций и высокие темпы их экономического развития, что особенно важно в условиях глобализации мировой экономики.

1. Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

2. Шумпетер И. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

3. Борисова З.Н. Эффективность инвестирования в инновации и факторы конкурентоспособности экономики современной России // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(23).

Читать статью  Кто такой трейдер и как им стать в 2022-м году - пошаговая инструкция

5. http://www. e-vending.ru

Мерзляков А.В., Крюков А.Ф.

Сущность и ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕКА

В программе долгосрочного развития страны «Стратегия развития России до 2020 года» одна из основных задач — инвестиции в человека. Как известно, три из четырех национальных проектов («Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России») социально ориентированы, а следовательно, нельзя недооценивать такой важный аспект, как инвестиции в человеческий капитал. Под этим необходимо понимать вложения в образование (школы, вузы), в карьерный рост, в переподготовку кадров.

Повышение качества жизни граждан России — ключевой вопрос государственной политики с акцентом на повышение доступности и качества здравоохранения, образования, комфортного жилья. Это не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание, в частности, в посланиях Президента России Федеральному собранию в 2004 и 2005 годах.

Социальные инициативы, заявленные Президентом РФ, становятся продолжением курса государства на инвестиции в человека. Эти инициативы определяют конкретные вложения в сферы здравоохранения, образования, в жилищную политику. Они обусловливают качество жизни и становятся основой для формирования «человеческого капитала». От них зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей

мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. Накапливаясь, запас благ приносит доход благодаря инвестициям. Таким образом, теория человеческого капитала предполагает получение определенной взаимосвязи между уровнем физического здоровья, образования, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Применение термина «инвестиции» к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствует отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты признаются производительными, так как вложения в человека приносят впоследствии ощутимый долговременный экономический эффект.

К. Макконнелл и С. Брю [1] выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

расходы на здравоохранение, складывающиеся из затрат на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

расходы на образование, включая общее и профессиональное и подготовку на рабочем месте;

расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Инвестиции в специальную подготовку, в физическое состояние и эмоциональное поведение

работников являются основными видами инвестиций в человеческий капитал организации. Возможно их расширение в рыночных отношениях с целевой ориентацией на формирование у работника чувства приверженности организации.

Приверженность работника к организации может подразделяться на следующие составные части:

он разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;

он стремится остаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно;

он готов стараться принести в жертву корпоративным интересам свои личные.

Приверженность организации — это личная особенность каждого человека, а организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее рациональными, на наш взгляд, становятся следующие:

определение размера заработной платы работников в соответствии с результатами деятельности организации;

введение гибкой системы дополнительного поощрения работников;

социальные доплаты, учитывающие их индивидуальные потребности.

Примерами могут служить долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования, льготный режим работы. Работники (по желанию) могут выбрать виды дополнительного поощрения и в соответствии со своими запросами обновлять их.

В рыночной экономике проблема принятия решений об инвестициях, особенно в человеческий капитал, достаточно сложна. Рациональные инвесторы (государство, бизнес, семьи и индивид) в это будут вкладывать денежные средства в том случае, если есть уверенность, что риск от проекта будет минимальным и в будущем появится поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции оправданы, если они имеют достаточно высокий уровнь окупаемости.

Для определения эффективности вложений в человеческий капитал экономисты обращаются к технике анализа «издержки — выгоды». Этот анализ делится на три этапа:

идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;

идентификация затрат и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;

сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.

Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту его производительности труда.

Идеи теории человеческого капитала основываются на двух концепциях: предельной полезности и предельной производительности.

Необходимо отметить, что образование превращает человека в более производительного работника, развивает в нем предпринимательские черты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной промежуток между открытиями и всеобщим применением. Оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Это становится важным аспектом рыночной экономики. Работники с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в технологии и технике. Они первыми внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности [2].

Вложения в человеческий капитал, рост ценностей человеческого труда — важнейший фактор преобразования экономики. Модернизация экономических и юридических институтов в рыночном цикле становится общепризнанной. В условиях формирования информационной экономики на смену понятию «экономический рост» приходит понятие «развитие». Оно рассматривается не просто как повышение темпов экономического роста, а прежде всего как инвестиции в человеческий капитал.

Сущность человеческого капитала базируется на двух самостоятельных теориях: теории инвестиций в человека и теории «производства человеческого капитала». Первой из представлений зарубежных экономистов о воспроизводстве производительных сил была теория инвестиций в человека.

Обе теории имеют много общего по социальным исходным позициям, основным теоретическим положениям и выводам. В то же время их отличает различный методологический подход и разное понимание технико-экономического процесса воспроизводства производительных способностей человека. Так, к теории инвестиций в человека была добавлена функция производства человеческого капитала и исследованы некоторые скрытые качества его элементов с целью выявления оптимальных путей накопления человеческого капитала.

Общественная целесообразность и экономическая эффективность — это основные положения, по которым инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в интеллектуальный капитал. Долгосрочной инвестицией в человеческий капитал является оплата образовательных услуг. Бесспорно данный вид инвестиций достаточно рисковый (никто не может гарантировать немедленного роста дохода и организации и индивида сразу по окончании престижного университета), но потенциально очень высокодоходный.

Однако следует отметить, чтобы существовать как капитал, интеллектуальная собственность должна осуществлять непрерывное движение, формирование, использование. Необходима совокупность всех факторов производства (иногда очень дорогостоящих) для возможности реализации созданного продукта, в том числе и научного. Требуются дополняющие инвестиции.

Общие и профессиональные знания, мастерство и опыт, умения и навыки, творческий потенциал — общественные составляющие интеллектуального капитала приобретаются или увеличиваются посредством инвестиций в человека.

Если качество образования будет низким, то знания и навыки, полученные во время обучения, уже не смогут отвечать требованиям рынка. Значит, инвестиции в человеческий капитал были недостаточно эффективными, в результате чего работник, получивший такое образование, имеет более низкую отдачу.

Личный фактор — это не только человеческий, т. е. знания, навыки и профессиональные способности работника, но и социальный капитал. В нем проявляются характер отношений между людьми, занятыми общим делом, способы и культура их отношений, развитость межличностных и межгрупповых коммуникаций. Поэтому инвестиции в человеческий фактор (образование, здравоохранение, новейшие технологии и социальную инфраструктуру) считаются надежной базой экономического роста. Самыми выгодными и быстро окупаемыми являются вложения в образование. Экономическая отдача инвестиций в человека заметно выше эффективности капитальных вложений в новую технику и оборудование.

Подводя итог по вопросу вложения инвестиций в человека можно сделать следующие обобщения:

только за счет инвестиций формируется человеческий капитал как составная часть производительных сил и этим он подобен физическому капиталу;

инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;

специальная подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников также относятся к основным видам инвестиций в человеческий капитал предприятия;

в формировании человеческого капитала участвуют различные факторы: природные ресурсы, физический капитал и др. Важнейшим фактором признается человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов человеческого капитала. Доходность инвестиций в человеческий капитан прямо зависит от предстоящего срока его работы. Этим объясняется, почему его формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человека. По мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать, а не снижаться (как это характерно для старения физического капитала). Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося. Оно ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;

Читать статью  Что такое биржа — фондовая, валютная и другие виды торговых площадок

потерянные заработки представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал. Они учитываются наряду с прямыми издержками на образование. Сопоставление выгод и издержек образования (с учетом фактора времени) позволяет оценить его экономическую эффективность. Передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей. Анализируя литературные источники, можно утверждать, что возникновение теории человеческого капитала является ответом на изменения макроэкономических тенденций, таких, как цикличность рыночной экономики, технический прогресс, отраслевая перестройка, усиление конкуренции. Эти изменения в свою очередь оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность бизнесов в производственной, технической и социально-экономической сферах. Они определяют необходимость кардинальных изменений в теории и практике управления людьми в организациях. Управление людьми становится фактором, определяющим успех или неудачу бизнеса.

Аналитическая связь уровня знаний и умений — а, выработки — у и фондовооруженности -/ может быть представлена системой экспонент

Система у апроксимируется показательными функциями:

По показательным функциям после определения производной у’ и перехода к относительным приращениям переменных величин составляем зависимость темпов уровня знаний 8з от темпов роста выработки 8у и темпов роста фондовооруженности 8у в % [5]:

Отсюда следует, что влияние темпов роста выработки от темпов роста уровня знаний и умений в два раза выше, чем воздействие от темпов роста фондовооруженности.

В 2009 году уже очевидно, что мощная финансовая поддержка образования будет вдвойне эффективной, если образовательная система вберет в себя самые современные знания и технологии. Уже который год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают значительную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов (победителей различных соревнований, олимпиад и

конкурсов) государство поддержало солидными «вливаниями» — по 60 и 30 тыс. р.

Ежегодно трем тысячам лучших школ, приславшим на конкурс нацпроекта свои инновационные программы развития, вручается грант на 1 млн р. У высших учебных заведений гранты еще весомее. 57 лучших вузов страны по итогам конкурса реализуют свой потенциал (благодаря господдержке) на сумму до 1 млрд. р. каждому. В 2008 году завершен уникальный (по мировым масштабам) проект — все российские школы (а их более 52 тысяч) подключены к информационной сети Интернет.

Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее; эта мысль заложена и в выступлении Председателя Правительства РФ В. Путина: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а, значит, — в будущее России» [3].

1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т.2. М: Республика, 1992. 400 с.

2. Кирьянов А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность. URL : http://www.cfin. ru/bandurin/article/sbm07/08. shtml.

3. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета.

URL: http://www.kremlin.ru/appears/2005/09/05/1531_t ype63374type63378type82634_93296.shtml

4. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. М.: Наука, 1983. 420 с.

5. Дифференциация структур предприятий в бизнес — процессах реинжиниринга: [Монография] / А.Ф. Крюков, Т.В. Буравлева, Н.Г.Артеменко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. 153 с.

современные концепции экономической сущности собственного капитала коммерческого банка

Деятельность любого коммерческого предприятия, в том числе и банка, начинается с формирования собственной ресурсной базы. Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Именно формирование

собственного капитала позволяет банку начать действовать как субъекту финансового рынка. Собственный капитал банка определяет и его размер, и образ банка, и его возможности по осуществлению предпринимательской деятельности. Собственный капитал банка является источником финансирования банковской деятельности.

Инвестиции в людей (таланты) — организационные и юридические аспекты

Всё более актуальным объектом инвестирования в современном мире становится «человеческий капитал» или, строго говоря, человеческие таланты. Об этом говорят уже давно и довольно много, в том числе и в российской инвестиционной среде.

К примеру, программа «Глобальное образование 2015 — 2035», подготовленная в рамках Национальной технологической инициативы говорит о том, что в скором времени главной задачей HR-политики компаний станет поиск и развитие талантов, широкое распространение получат центры продюсирования и фонды прямых инвестиций в талантливых людей.

Довольно интересным исследованием в этой области является книга Путилова А.В. и Баранова И.А. «Инвестиции в человеческии капитал — революция в финансировании образования». Как отмечают авторы, «специалисты в области высшего образования и многие государственные деятели в США и Латинскои Америке не без основания полагают, что за ISA («Income Share Agreement» или «соглашение о долевом разделении доходов») будущее. Несмотря на схожесть с кредитованием, у ISA есть важное преимущество: в перспективе оно в значительной степени повысит национальныи уровень квалификации специалистов, что в условиях жесточаишеи конкуренции является определяющим фактором».

Не обошли вниманием тему инвестиций в людей и изложили интересные мысли на этот счёт довольно известные в российских инвестиционных кругах Аркадий Морейнис (статья здесь) и Алексей Черняк (статья здесь).

За рубежом в настоящее время активно развивается проект LUMNI, предоставляющий молодёжи инвестиции для получения образования и развития своих талантов. Существует немало и иных аналогов подобных проектов.

В целом, тема инвестиций в таланты не является такой уж новой. Так, музыкальные продюсерские центры, спортивные клубы, банки (кредиты), семейные фонды и т.д. уже давно на тех или иных условиях занимаются инвестициями в таланты. Однако согласно ранее упомянутой программы «Глобальное образование 2015 — 2035» основными игроками в сфере поиска и развития человеческих талантов станут венчурные фонды и HR-компании.

Есть мнение, что инвестиции в таланты могут оказаться гораздо более выгодными, чем инвестиции в команды.

В сфере инвестиций в таланты есть следующие преимущества:

  • нужны более мелкие чеки для стартовых и последующих инвестиций;
  • люди могут показывать более высокий уровень средней доходности;
  • люди могут быть более гибкими и в то же время стабильными по сравнению с командами;
  • люди могут быстрее выходить на зарубежные рынки;
  • развитие технологий способствует более быстрому масштабированию продуктов профессиональной деятельности человека.

Наиболее привлекательными в инвестиционном отношении могут быть 3 категории лиц:

1. Люди, планирующие работать по найму на высокооплачиваемых позициях, планомерно и стабильно повышающие размер своеи заработной платы. Отбор кандидатов на инвестирование целесообразно осуществлять на стадии выпускных классов школы, последних курсов бакалавриата. Здесь могут быть представители различных профессий. В зависимости от специфики экономического развития страны пребывания и иных условий перечень приоритетных профессий может меняться.

2. Люди, создающие масштабируемые творческие продукты, которые имеют высокий потенциал монетизации (музыканты, художники, писатели, учёные, изобретатели и так далее). Отбор кандидатов целесообразно осуществлять на как можно более ранних стадиях проявления их творческого потенциала.

3. Люди, имеющие экстраординарные способности и зарабатывающие на их демонстрации/реализации (музыканты, спортсмены, политики, шоу-мены и так далее). Отбор кандидатов целесообразно осуществлять на как можно более ранних стадиях проявления их выдающихся способностей.

Для успешного инвестирования в таланты, на наш взгляд, необходимо соблюдение следующих условий:

  • выявление талантов на как можно более ранних стадиях;
  • правильная профессиональная ориентация талантливых людей для обеспечения их наиболее высокой конкурентоспособности на мировом рынке труда;
  • поддержание высокой мотивации и трудоспособности проинвестированных специалистов;
  • максимально быстрый выход проинвестированных специалистов (продуктов их деятельности) на рынки, в том числе зарубежные (кстати, использование соглашения ISA позволяет минимизировать негативные последствия трудовой эмиграции талантов, ведь возврат инвестиций осуществляется в таком случае в пользу российских инвесторов);
  • высокий уровень юридической защиты интересов инвестора.
Читать статью  ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики - Экономика. Часть 1. Микроэкономика. Экономика предприятия

Каждому из обозначенных условий можно посвятить отдельную статью, здесь же мы сконцентрируемся на юридических и организационных аспектах инвестирования в таланты в российских условиях.

В российской блогосфере высказываются мнения, что российское и даже зарубежные законодательства пока не готовы для реализации сделок инвестиций в людей (таланты). На мой взгляд, каких-либо серьёзных юридических проблем для реализации указанных сделок как в российском, так и любом ином правопорядке развитых государств, не имеется.

Юридической основой инвестиций в людей (таланты) является так называемый «продюсерский контракт» или «соглашение о долевом отчислении от доходов» («соглашение о долевом разделении доходов»). В российском праве нет никаких ограничений для заключения подобного соглашения, более того, к примеру, музыкальная индустрия уже давно успешно использует подобную договорную конструкцию при оформлении отношений с музыкантами. К слову, известный судебный спор между музыкальным лейблом (по сути, продюсером, инвестором) Black Star и рэп-исполнителем L’One разрешился в пользу первого, и «материальной» базой его как раз явился продюсерский контракт. Как видно из данного кейса, судебные органы готовы защищать интересы инвесторов в сфере инвестиций в таланты.

Что же касается надуманной некоторыми экспертами проблемы оформления прав инвестора на интеллектуальную собственность, которая возможно будет создана проинвестированным специалистом в будущем, то;

— во-первых, инвестору это не необходимо, поскольку он удовлетворяет свои инвестиционные интересы за счёт денежных отчислений от доходов специалиста, а не за счёт самостоятельной реализации его интеллектуальной собственности;

— во-вторых, для обеспечения исполнения специалистом своих обязательств инвестор согласно российскому законодательству вправе заключить с ним договор залога прав, в том числе на интеллектуальную собственность, которая будет создана специалистом в будущем.

Таким образом, российское законодательство уже сейчас имеет вполне развитый инструментарий для успешной реализации проектов в области инвестиций в таланты.

Итак, организационно-юридическая модель прямых инвестиций в людей (таланты) выглядит, на наш взгляд, следующим образом.

Этап 1. Выявление талантов на ранних стадиях и их инвестиционный анализ.

На данном этапе формируется определённая «воронка» потенциальных талантливых специалистов, проводится их первичный отбор, а затем инвестиционный анализ отобранных кандидатов.

При отборе кандидатов (их инвестиционном анализе) в расчёт принимается целый массив данных:

  • врождённые качества и способности, которые выражены у человека сильнее, чем у большинства (~95 %) людей, они же — таланты;
  • приобретённые способности (образование);
  • гибкость и скорость обучения (в условиях постоянных изменений и быстро развивающихся технологий способность быстро адаптироваться под возникающие изменения становится крайне важной);
  • конкурентоспособность (реальная возможность человека войти в лидеры в пределах своей профессиональной сферы и оставаться в данном качестве на протяжении длительного времени);
  • психическое здоровье, психологические особенности, эмоциональный интеллект (человек может являться очень талантливым, но в силу психических особенностей инвестиционно непривлекательным);
  • наличие у человека внешних ресурсов (поддержка со стороны родных и близких, собственный заработок, медийный вес) и ограничений (проблемы с законом, наличие финансовых и иных обязательств перед третьими лицами и так далее);
  • иные параметры, имеющие значение в каждом конкретном случае.

По результатам инвестиционного анализа формируется инвестиционный портрет кандидата и при выявлении его инвестиционной привлекательности происходит переход на следующий этап.

Этап 2. Выявление эмоционально стабильного желания кандидата сотрудничать с инвестором.

Чаще всего на ранних стадиях развития таланта инвесторами восходящей «звезды» являются его родные и близкие. Однако не у всех родных и близких есть средства и (или) компетенции для развития таланта начинающего специалиста, а некоторые талантливые специалисты могут вообще не иметь родных. В таких условиях продюсерская/инвестиционная поддержка талантливых специалистов со стороны профессиональных инвесторов может оказаться очень выгодной для обеих сторон.

Однако отсутствие у кандидата ресурсов для максимально полного и быстрого развития своего таланта ещё не говорит о наличии у него эмоционально стабильного желания сотрудничать с инвестором. Выявление такого желания является одним из ключевых факторов успешности будущей инвестиционной сделки.

Выявить такое желание можно с помощью как интервьюирования кандидата, так и с помощью иных специальных методик определения правдивости (искренности) намерения.

После выявления эмоционально стабильного желания (намерения) сотрудничать с инвестором происходит переход на следующий этап.

Этап 3. Согласование условий инвестирования и структурирование инвестиционный сделки.

Как мы уже отмечали ранее основой сделки прямых инвестиций в талантливого человека является так называемый продюсерский контракт, по которому инвестор предоставляет последнему денежные средства для его профессионального развития и(или) обеспечивает его соответствующим образованием, связями, иными ресурсами, а талантливый человек, в свою очередь, обязуется вернуть полученные инвестиции в виде определённого процента от получаемого им дохода.

Сторонами в договоре устанавливается предел выплат в виде срока действия контракта (в течение которого происходят отчисления), либо в виде доходности инвестиций путём установления процента за пользование инвестиций (в этом случае контракт будет действовать пока получатель инвестиций не вернёт инвестиции с определённой контрактом доходностью).

Главным удобством такой инвестиционной сделки для получателя инвестиций является то, что он обязан перечислять инвестору определённый контрактом процент только от получаемых доходов. Если доходов нет, то и перечислять ничего не нужно. Обязательство выплаты наступает только после получения дохода. В этом состоит принципиальное отличие данного финансового инструмента от банковского кредита, при котором обязательства по выплатам жёстко привязаны к срокам и наступают практически сразу после получения кредита.

Конечно, в практике различных продюсерских/инвестиционных компаний продюсерский контракт, как непоименованный в Гражданском кодексе РФ договор, может содержать различные по своему содержанию существенные условия. И в описываемом нами случае в какой-то степени более правильно говорить о другом непоименованном в Гражданском кодексе РФ договоре — «соглашении о долевом отчислении от доходов». Но не важно как будет называться договор, важно какие существенные условия он предусматривает и то, что отечественное законодательство не запрещает сторонам их согласовывать (принцип свободы договора).

Очень важным условием контракта мы считаем предоставление получателю инвестиций права расторжения контракта в одностороннем порядке при условии полного возврата инвестиций с определённой доходностью, начисленной за определённый контрактом период времени (то есть вправо выкупа контракта).

Что касается проблемы уклонения от возврата инвестиций, то судя по опыту LUMNI, это не является серьёзной проблемой, поскольку уровень невозврата инвестиций в указанном проекте составляет не более 2 процентов. Это вполне объяснимо, поскольку невозврат инвестиций может сильно ударить по репутации талантливого человека, а репутация для таких людей нередко «дороже золота». Более того, наличие долгов чревато проблемами с передвижением по миру (при пересечении государственных границ), получением кредитов и иных благ, ведь «кредитная» история всё глубже и глубже проникает во многие сферы жизни.

Для минимизации рисков инвестора имеет смысл:

  • нотариально удостоверять контракт между инвестором и специалистом;
  • страховать нетрудоспособность специалиста;
  • включать в сделку поручителей по долгам специалиста;
  • содействовать пребыванию специалиста в ресурсном состоянии;
  • и так далее.

Что касается фиксирования инвестором прибыли (выхода его из сделки), то закрытие сделки (exit) может осуществляется следующими способами:

  • инвестор уступает права кредитора по продюсерскому контракту третьему лицу (инвестору) с согласия проинвестированного специалиста;
  • продюсерский (инвестиционный) контракт прекращает своё действие в связи с полным возвратом инвестиций (с соответствующей доходностью) в виде денежных средств или отступного.

В настоящее время мы работаем над созданием Лаборатории талантов (исследовательский центр в области выявления талантов), Акселератора талантов (трекерское сопровождение талантливых специалистов) и Фонда прямых инвестиций в таланты, и для нас является актуальным вопрос поиска партнёров (инвесторов). Если вас заинтересовало указанное направление, пожалуйста, свяжитесь с нами по почте [email protected] или Телеграм t.me/eriabov

Источник https://studopedia.ru/19_22459_klassifikatsiya-vidov-truda.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-investitsiy-v-cheloveka

Источник https://vc.ru/future/150566-investicii-v-lyudey-talanty-organizacionnye-i-yuridicheskie-aspekty

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: