ROAS: формулы для расчета окупаемости рекламы и точек безубыточности — eLama

 

Содержание

Как посчитать ROI (ROMI) и оценить эффективность рекламы: советы предпринимателям

У использования ROI много сторонников, но противников не меньше. Сторонники коэффициента окупаемости утверждают, что этот показатель очень важен и позволяет хотя бы примерно оценить полезность тех или иных вложений. Противники утверждают, что этот показатель не имеет смысла, так как сам по себе он может быть субъективным, и человек, отвечающий за составление отчета, на первый план пытается выставить свою полезность, а не объективную оценку доходности инвестиций.

Для начала разберёмся с самими понятием ROI и ROMI.

ROI (return on investment) — коэффициент окупаемости. Этот показатель демонстрирует прибыльность или убыточность той или иной инвестиции, измеряется в процентах. Чтобы его рассчитать, потребуется знать две вещи: доход от вложений и их размер.

ROMI (Return On Marketing Investment) — то же, что ROI, только для маркетинговых вложений, показатель позволяющий оценить вложения в маркетинг.

Для чего нужен ROI (ROMI)

Так применим ли вообще коэффициент ROI? Да, но применим для определенного ряда функций. В основном его используют инвесторы, но маркетологам он также полезен для оценки эффективности рекламных кампаний. Они называют его ROMI (Return on Marketing Investment), формула идентична.

Формула применима как к контекстной рекламе в Директе и AdWords, так и к акциям, распродажам. Можно узнать и эффективность бумажных объявлений.

Формула расчета ROI (ROMI)

Существует две основные формулы расчета ROI. Первая — общая, она достаточно простая и выглядит следующим образом:

ROI = (Доход от вложений — размер вложений) / Размер вложений * 100%

Для инвесторов формула понятна: из общего дохода вычитаем сумму инвестиций, получая конечную прибыль, и делим результат на сумму инвестиций. Умножаем на 100, чтобы получить результат в процентах. Значение может быть как положительным, так и отрицательным.

Но многих больше интересует, как рассчитать ROI в маркетинге. Для рекламной кампании эта же формула используется так же. Вычитаем из прибыли от продаж товара, проданного при помощи рекламной кампании, стоимость рекламной кампании и делим на неё же.

Существует вторая формула расчета, в неё добавляется период времени, за который необходимо произвести расчет, она выглядит следующим образом:

ROI = (Доход от вложений за период — размер вложений за период) / размер вложений за период

При помощи такой формулы можно рассчитать и доходность от владения акций или других ценных бумаг.

Пример расчета ROI

Разберем на живом примере. Допустим интернет-магазин создал кампании в Директе и AdWords и дал объявление о продаже своего товара в местную газету. Клиенты, пришедшие из Директа, купили на 9700 рублей, из AdWords на 8600 рублей, из газеты – 5000 рублей. Но за кампании в Директе мы заплатили 2780 рублей, AdWords – 2530 рублей, объявление в газете обошлось в 4000 рублей.

Доход от кампании

Расход на кампанию

ROI

Директ

AdWords

Объявление

Отсюда видно, что Директ рентабельнее AdWords, а объявление в газете неэффективно. Каждая 1000 рублей, вложенная в Директ, возвращается и приносит дополнительно 2490 рублей. Точно так же проводится расчет различных рекламных кампаний для одного товара или услуги. После чего делаются соответствующие выводы о рекламной кампании.

Такой срез коэффициента можно проводить каждый раз после изменения кампании. Таким образом, легко составляется полная картина того, какие действия и изменения на что влияют. Это позволяет в короткий срок максимально оптимизировать рекламу и маркетинговые акции, проводимые компанией.

В каких случаях ROI не работает

ROI не является универсальным инструментом и существует огромное количество случаев, при которых рассчитывать коэффициент инвестиций просто бессмысленно. Таких вариантов достаточно много, мы перечислим основные.

При продаже товаров или услуг, где клиент принимает решение не моментально. Особенно касается покупки машины, квартиры, крупной бытовой техники, дорогих товаров. Клиент взвешивает все за и против, при совершении столь важной покупки, достаточно долго. Он может перейти по объявлению, а покупку совершить через неделю или месяц. Соответственно ROI будет меняться в зависимости от периода исследования.

При большой разнице в сумме сделок ROI тоже сложно учитывать. Если брать в пример продажу автомобиля, то рассчитывать коэффициент инвестиций в рекламу очень сложно, разовая продажа одного дорого автомобиля может поломать все расчеты.

Обобщая все вышесказанное: расчет коэффициента окупаемости безусловно интересный инструмент, но надо понимать как им пользоваться и в каких ситуациях. Если делать все правильно, то можно без проблем правильно настраивать и регулировать свою рекламную кампанию.

ROMI, ROAS, ROI: как бизнесу понять, окупается ли маркетинг

CTR, CR, CPA и другие популярные метрики показывают эффективность рекламы, но не выгоду от нее для бизнеса. Понять, возвращаются ли деньги, потраченные на маркетинг, поможет показатель окупаемости расходов на рекламу — о нем и поговорим в этом материале. Посмотрим на примерах, как рассчитать возврат инвестиций в рекламу, а также точку безубыточности этого показателя.

ROI, ROMI и ROAS можно назвать базовыми метриками, они показывают окупаемость инвестиций в бизнес, маркетинг и рекламу. С их помощью бизнес поймет, какая реклама приносит больше, чем тратит, не сольет бюджет на неэффективные каналы и сможет распределить деньги между самыми прибыльными. Знание о том, окупаются ли кампании, помогает маркетологу решить, где можно увеличить бюджет, а где — поэкспериментировать с настройками.

С определениями и формулами мы разберемся ниже. Но сначала коротко поговорим о разнице между ними.

Чем отличаются формулы

Разница между ROI и ROMI отличаются одной буквой М, обозначающей маркетинг. ROI используется для расчета доходности бизнеса и учитывает все затраты, в том числе на аренду техники, офиса, производство товара, зарплату и т. д.

Если всех этих данных нет, но есть информация о тратах на весь маркетинг, тогда можно оперировать показателем ROMI. Это более узкая метрика, которая показывает влияние на доход только расходов на продвижение. Часто при работе с интернет-рекламой понятия ROI и ROMI считают взаимозаменяемыми.

Формулы ROI и ROAS тоже похожи, разница лишь в том, учитывает ли рекламодатель при расчете расходы компании на ведение бизнеса — то, что называют себестоимостью товаров. Все затраты включаются при расчете ROI.

  • Условно, когда мы говорим о ROAS, то задаем себе вопрос: «Получили ли мы больше, чем потратили на рекламу?».
  • Когда говорим о ROI, то пытаемся ответить на вопрос: «После учета всех затрат на продукцию/услуги и рекламу мы получили прибыль?».
  • Когда говорим о ROMI: «Получили ли мы прибыль после учета затрат на маркетинг?».

То есть ROAS показывает, окупается ли реклама, а ROI и ROMI — сам бизнес и всю маркетинговую активность соответственно. А теперь перейдем к самим формулам.

ROI: возврат инвестиций

ROI (return on investment) показывает, сколько денег бизнес получил с каждого вложенного рубля. Формула у ROI такая:

ROI = (Доходы − Затраты) / Затраты х 100%

где доход — деньги за товары и услуги, а затраты — то, что бизнес потратил на производство, рекламу продукта, аренду офиса, зарплату работникам и т. д.

  • Если ROI больше 100%, то инвестиции окупились.
  • Если равно 100% — достигнута точка безубыточности, бизнес ничего не заработал, но вернул то, что инвестировал.
  • Если ROI меньше 100% — инвестиции не окупились.

Пример

Предположим, интернет-магазин настольных игр заработал за месяц 3 000 000 рублей. На логистику и доставку он потратил 50 000 рублей, на зарплаты работникам склада и офиса — 400 000 рублей, на рекламу — 100 000 рублей, на содержание склада и офиса — еще 200 000 рублей, а на закупку товара — 300 000 рублей.

Читать статью  7 вариантов, куда вложить деньги, чтобы получать ежемесячный доход

Сложим все затраты и получим 1 050 000 рублей.

Применим формулу:

(3 000 000 − 1 050 000) / 1 050 000×100 = 185%

То есть вложения окупились, а каждый вложенный рубль принес 1,85 рубля.

Важно: иногда покупатель долго принимает решение о покупке: он выбирает и сравнивает предложение с конкурентными. Обычно такое бывает с недвижимостью, автомобилями и другими сложными или дорогими продуктами. В этом случае считать ROI за месяц неправильно, потому что он не будет учитывать покупки, которые сделают через два—три месяца.

ROMI: возврат расходов на маркетинг

ROMI (return on marketing investment) показывает, окупается ли всё продвижение: интернет-реклама, участие в выставках, маркетинговые акции, медийная реклама, офлайн-реклама и т. д.

Формула похожа на формулу ROI, но вместо общих затрат — только маркетинговые.

ROMI = (Доход − Маркетинговые затраты) / Маркетинговые затраты х 100

К маркетинговым затратам можно отнести как расходы на все каналы разом, так и на отдельные, например рассылки или контекстную рекламу.

Значение больше 100% показывает, что продвижение окупается, меньше 100% — нет. ROMI больше 100% показывает, что вложения в маркетинг или канал выгодны для компании, а не то, что бизнес получил прибыль. На рентабельность бизнеса могут влиять и другие расходы, например логистика.‍

Пример

Посчитаем, окупилась ли контекстная реклама и email-рассылки всё в том же магазине настольных игр. Предположим, магазин запускает только рекламу в Директе и тратит на нее все 80 000 руб/мес, а приносит реклама ему покупок на 200 000 рублей. Магазин настроил email-рассылки на 35 000 контактов и потратил 7 520 рублей за месяц. За этот месяц рассылки принесли покупки на 12 200 рублей.

Сначала сложим доходы: 200 000 + 12 200 = 212 200

И суммируем расходы: 80 000 + 7 520 = 87 520

Тогда ROMI будет рассчитываться так:

(212 000 − 87 520) / 87 520×100 = 142%

Значит, контекстная реклама и рассылки оказались эффективными для этого интернет-магазина.

ROAS: окупаемость рекламы

ROAS (return on ad spend) показывает рентабельность рекламных расходов. То есть получили ли мы больше, чем потратили на рекламу. ROAS считают по формуле:

ROAS = Доход от рекламы / Затраты на рекламу х 100

где доход от рекламы — общая ценность конверсии, то есть сколько денег бизнес получил благодаря клиентам из рекламы.

Если ROI и ROMI считаются от прибыли, то ROAS — от выручки.

Пример

Предположим, что за последний месяц интернет-магазин настольных игр потратил на рекламу 60 600 руб. и получили благодаря ей 500 заказов. Но только 375 человек забрали свой заказ, средний чек которых в среднем 900 руб.

Общая ценность конверсии равна произведению общего количества сконвертировавшихся лидов и среднего чека.

Общая ценность конверсии = 800×230 = 184 000

И находим ROAS: ROAS= 184 000 / 60 600×100 = 303%

Это значит, что инвестиции в рекламу за последний месяц окупились на 303%.

ROAS чаще используют, чтобы понять, как отрабатывают разные кампании, объявления и ключевые слова. Метрика помогает сравнить, где покупка трафика будет выгоднее. Например, может случиться так, что ROMI контекста будет выше, чем у таргета, а вот с ROAS всё наоборот — у таргета выше, чем у контекста. Тогда трафик из таргета будет выгоднее, и именно его стоит масштабировать.

Платите за рекламу с отсрочкой

Постоплата eLama поможет увеличить рекламный бюджет и избежать кассовых разрывов. Без комиссии и сборов

Точка безубыточности ROAS

ROAS не всегда дает полную картину о рентабельности расходов. Вряд ли есть бизнес, который может позволить себе предоставлять услуги и товары бесплатно, а ROAS сам по себе не всегда демонстрирует, теряет ли клиент деньги или зарабатывает. Например, ROAS клиента может достигать колоссальных 400%, но расчет прибыли покажет, что реклама не окупается.

Важно сначала установить точку безубыточности ROAS. Эта метрика помогает понять, при каком доходе окупится каждый рубль, вложенный в рекламу. Формула точки безубыточности выглядит так:

Точка безубыточности = 1 / норма прибыли

И первым шагом в этом будет определение нормы прибыли — сколько прибыли приносит каждый вырученный рубль. Формула нормы прибыли:

Норма прибыли = прибыль / выручка х 100

Пример

В нашем интернет-магазине настольных игр в среднем игры стоят 2000 рублей. Около 55% в этой сумме покрывает — стоимость в закупке, еще 12% выплачивается маркетплейсам в качестве комиссии.

55% от 2000 = 1100
12% от 2000 = 240

Получается, что с продажи на 2000 рублей компания получает прибыль в размере 660 рублей. Таким образом, норма прибыли составляет 33%.

Имейте в виду, этот расчет прибыли не учитывает другие издержки на ведение бизнеса такие, как арендная плата, налоги и другие накладные расходы.

Чтобы рассчитать точку безубыточности ROAS, используем формулу.
ТБ ROAS = 1 / 0,29 = 3,03 (или 303%)

Другими словами, интернет-магазин должен получать 3,03 рубля на каждый потраченный рубль на рекламу, чтобы обеспечивать себе прибыль. Или чтобы он получил 1 рубль прибыли, он должен получить выручку в 3,03 рубля.

Если при таком сценарии ROAS интернет-магазина больше 340%, то он будет зарабатывать. Если ROAS меньше, чем 303%, то компания теряет деньги.

Что такое ROI и когда его нужно считать

Предприниматели и инвесторы вкладывают деньги в бизнес ради получения прибыли, поэтому важно регулярно отслеживать, какой результат приносят инвестиции. Не исключено, что компания работает в убыток, но это не сразу становится очевидным. Для точной количественной оценки применяется параметр ROI. В данной статье рассмотрим, как он помогает оценить рентабельность инвестиций и влияет на управление бизнесом в целом.

ROI

Что такое ROI

Финансовый показатель ROI переводится с английского языка как return on investment и отражает окупаемость инвестированных средств. Чтобы его вычислить, нужно знать всего два параметра:

  • сумма инвестиций;
  • доход.

С помощью ROI можно рассчитывать окупаемость инвестиций, вложенных в весь бизнес, отдельный проект, продукт или текущие потребности фирмы. Для понимания рентабельности вложений в маркетинг и рекламу используют показатель ROMI.

Зачем считать ROI

Принятие управленческих решений невозможно без анализа финансовых показателей предприятия. Расчет ROI позволяет не только оценивать рентабельность вложений, но также:

  • планировать бюджет;
  • выделять наиболее эффективные каналы сбыта;
  • составлять стратегию для успешного развития компании;
  • избегать популярных ошибок и вложения денег впустую;
  • отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса;

Инвесторам ROI позволяет проводить обработку данных о компаниях, сравнивать их и формировать предельно стабильные инвестиционные портфели.

Как рассчитать ROI

Подсчет ROI начинается с подготовки исходных данных, которые помогут с учетом всех необходимых показателей получить предельно корректный ответ. Чтобы коэффициент возврата инвестиций был точнее, рекомендуется рассматривать более продолжительный период.

Чтобы оценивать эффективность вложений, используют разные методы подсчета:

  • по формуле или вручную – применяется, когда следует детально проанализировать финансовые тонкости бизнеса, производства или проекта, узнать источники тех или иных параметров; занимает много времени;
  • с помощью таблицы Excel – полуавтоматизированный, достаточно удобный способ бесплатно рассчитать показатель; проследить положение дел в бизнесе помогает наглядность в виде таблицы со всеми параметрами;
  • с помощью онлайн-калькулятора – идеальный способ, если вы хотите быстро вычислить ROI. Достаточно вписать соответствующие значения, и программа сразу же подсчитает коэффициент по запрограммированной формуле.

Выбрать тот или иной метод расчета нужно с учетом исходных целей.

Формула расчета ROI

Формула применяется для получения наиболее точных расчетов и детального анализа финансового положения в организации.

Предприниматели и инвесторы предпочитают рассчитывать ROI по самой простой формуле:

формула ROI

ROI = (Доход от вложений – Сумма вложений) / Сумма вложений * 100%

Она дает поверхностное представление о финансах в бизнесе и позволяет понять лишь то, окупаются инвестиции или нет.

Переломным значением в оценке окупаемости вложений является число 0. Если получен отрицательный коэффициент, это говорит о том, что инвестиции не окупаются.

В формуле учитываются показатели прибыли и вложения за заданный период. За этот же период рассчитывается коэффициент возврата инвестиций.

Финансисты предпочитают рассчитывать ROI по более сложной формуле. Она показывает сумму, на которую бюджет увеличился к концу периода:

сложная формула ROI

ROI = (Сумма вложений к концу периода + Доход за период – Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций

Маркетологи и интернет-маркетологи рассчитывают ROMI, в котором учитываются только расходы на маркетинг: упаковку, рекламу, размещение баннеров, выпуск бумажной продукции, продвижение в Сети и т. д.

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%

Чтобы узнать, какой процент инвестиций в один канал продвижения окупился, рассчитывают показатель ROAS. Для этого используется формула:

Читать статью  Долгосрочные инвестиции: основные виды, риски, стратегии

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламной кампании / Расходы на маркетинг * 100%

Здесь участвуют расходы на ту же рекламу, с которой получен доход.

Excel шаблон

В процессе ручного расчета, несмотря на точность метода, можно допустить ошибку или просто не учесть важные параметры ввиду человеческого фактора. Чтобы получить сравнительно объективный ROI с небольшими затратами времени на вычисления, используют шаблон в таблицах Excel. Он позволяет автоматизировать процесс и учесть максимум нужных показателей. Однако обновлять значения переменных и задавать формулу в этом случае нужно вручную.

Калькулятор расчета

Полностью автоматизированный калькулятор с уже прописанной формулой для вычисления ROI. Здесь остается лишь ввести переменные и запросить расчет с помощью кнопки. Недостаток вычислений с помощью онлайн-калькулятора – невозможность сохранять полученные данные. Чтобы отслеживать динамику, нужно вести таблицу вручную.

Функциональные калькуляторы ROI: Ciox, Checkroi, Advego, Unisender.

Также у нас есть свой онлайн-калькулятор ROI, которым вы можете свободно воспользоваться для расчета окупаемости инвестиционных средств.

Как автоматизировать расчет ROI

Когда предстоит работать с большими массивами данных, стоит автоматизировать процесс. Это можно сделать, используя специальные инструменты, в т. ч. сервисы сквозной аналитики. Благодаря им не нужно вручную переносить значения доходов и расходов по каждому источнику трафика, объявлению и ключевому слову. Сервисы синхронизированы с CRM и не требует ручных действий.

Neiros

Сервис сквозной аналитики Neiros подтягивает данные из корпоративной CRM и объединяет их с показателями с сайта, рекламных каналов, коллтрекинга и других подключенных систем. Сводный отчет позволяет увидеть:

  • количество переходов с рекламы на сайт;
  • количество заявок и закрытых продаж;
  • сколько денег на всё это потрачено.

Сервис рассчитывает ROI автоматически и позволяет анализировать, насколько тот или иной канал траффика эффективен. В Neiros коэффициент возврата отслеживается для разных каналов, включая Google Ads, Яндекс.Директ, ВК и email-рассылки.

Google Analytics

Общедоступный онлайн-сервис для работы с данными, полученными по каналам Google. Позволяет вести статистику, анализировать, рассчитывать необходимые показатели по заданным метрикам. Если в рекламных кампаниях используются данные из других систем (Яндекс, Instagram, Facebook и другие), их нужно предварительно импортировать.

Google Analytics позволяет использовать только одну модель атрибуции, поэтому в расчетах могут быть учтены не все транзакции.

Google Sheets

Еще один способ автоматизировать расчеты – перенос данных в Google Sheets из Google Analytics. Сделать всё это можно вручную. Однако сервис имеет ограничения по объемам данных, поэтому работать с большими массивами информации здесь не удастся.

Отличия ROI от других показателей

ROI, ROMI, ROAS, ДРР – эти показатели близки по смыслу и часто их путают. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.

отличия ROI от других показателей

ROMI расшифровывается как Return on Marketing Investment и отражает окупаемость маркетинговых инвестиций. Он имеет прямое отношение к ROI и отличается от него тем, что берутся во внимание только расходы на маркетинг.

Формула ROMI аналогична ROI:

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Вложения в маркетинг) / Вложения в маркетинг * 100%

Важно не путать маркетинг с рекламой. В ROMI учитываются абсолютно все маркетинговые затраты: реклама, продвижение, зарплата маркетологу, копирайтеру, дизайнеру и прочее.

Пример. Фирма «ХХХ» продает через интернет-магазин деревянные изделия. Чтобы о продуктах и производителе узнавали предприятия запустило рекламу и каждый месяц тратит:

  • на рекламу – 50 000 р.;
  • на настройку объявлений – 10 000 р.;
  • на написание текстов объявлений – 8 000 р.

К концу месяца реклама принесла доход в размере 210 000 р. Рассчитаем окупаемость вложений.

ROMI = (210 000 – (50 000 + 10 000 + 8 000)) / (50 000 + 10 000 + 8 000) * 100% = 208%

Это значит, что за месяц вложения в маркетинг окупились вдвое.

ROAS расшифровывается как Return on Ad Spend и показывает, насколько окупаются деньги, вложенные в рекламные кампании. В отличие от ROMI, здесь не учитываются сопутствующие маркетинговые расходы, а берутся исключительно данные по рекламе.

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламы / Вложения в рекламу * 100%

На основе приведенного выше примера, посмотрим, окупаются ли вложения в рекламу у компании «ХХХ».

ROA = 210 000 / 50 000 * 100% = 420%

Это значит, что, вкладывая 1 рубль в рекламу, компания зарабатывает 4,2 рубля.

Доля рекламных рынков – то же самое, что CRR, – показатель, который помогает увидеть, какой процент от доходов с рекламы составляют издержки на нее. В отличие от ROI, где стремятся к более высокому значению, ДРР, наоборот, должен быть как можно ниже.

Чем меньше значение ДРР, тем выгоднее рекламная кампания.

формула ДРР

ДРР = Издержки на рекламную кампанию / Прибыль с рекламы * 100%

Вычислим ДРР для нашего примера.

ДРР = 50 000 / 210 000 * 100% = 24%

Результат говорит о том, что компания «ХХХ» с каждого полученного с рекламы рубля тратит на нее 24 копейки.

Какие показатели рассчитываются вместе с ROI

ROI не единственный показатель, который нужно знать, чтобы оценить окупаемость инвестированных средств. Получить полную картину и понять, действительно ли инвестиции приносят достаточную прибыль, помогают показатели ROE и ROA.

  • ROE – помогает оценить, насколько рентабелен собственный капитал фирмы, за все время, и понять, будет ли она стабильно работать в долгосрочной перспективе.
  • ROA – помогает оценить степень рентабельности собственного капитала фирмы, накопленного за последние 12 месяцев. В совокупности с ROI демонстрирует перепады рентабельности и позволяет спрогнозировать, насколько стабильный курс держит компания.

С помощью этих инструментов можно оценивать рентабельность инвестиций только применительно к бизнесу в целом.

Специфика ROI в разных направлениях инвестиций

Рассчитать окупаемость инвестированных в бизнес денег точно не всегда возможно. Трудности в подсчетах связаны с тем, что порой бывает сложно получить необходимые исходные данные о расходах. Особенно остро эта проблема стоит в компаниях, которые работают в сложных направлениях.

Наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях:

наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях

  1. Прямые продажи или прямой маркетинг – услуги и товары реализуются через оффлайн-магазины, интернет, каталоги, путем рассылки новостей и предложений по email.
  2. Программы лояльности – окупаемость вложений можно вычислить по каждому клиенту.
  3. Стимуляция сбыта – продажи можно оптимизировать путем вложения бюджета в маркетинговые кампании с последующим возвратом.
  4. Работа с клиентами – вложения в политику компании и взаимодействие с клиентами окупаются за счет повторных покупок, что можно легко посчитать.

Наиболее точное значение ROI можно получить, если рассчитать его по итогам проведенных мероприятий (рассылки, акции, реклама).

Какой показатель ROI считается нормальным

По итогам расчета ROI нужно правильно интерпретировать результаты, а это во многом зависит от того, куда вложили деньги. Не существует одного конкретного порога процента окупаемости инвестиций, который будет считаться одинаково хорошим для всех сфер деятельности. В каждом случае приемлемы свои значения.

Для бизнеса. Если ROI выше 10%, можно говорить о том, что фирма работает в плюс.

Для маркетинга. Здесь коэффициент возврата должен превышать 100%, иначе можно считать, что прибыль от рекламы не покрывает затраты на нее. Чем больше ROI в данном случае, тем лучше.

Для валютных и фондовых рынков. Приемлемыми считаются даже отрицательные коэффициенты, поскольку акции склонны меняться в цене за считанные часы. Большинство инвесторов, вкладывая деньги, не придают значения этому показателю и инвестируют даже в активы с отрицательным ROI.

При анализе результатов стоит рассматривать каждый бизнес индивидуально. Некоторые проекты на начальном этапе кажутся убыточными, но очень хорошо окупаются со временем.

Примеры расчета ROI

Для лучшей демонстрации расчета коэффициента окупаемости инвестиций в разных сферах рассмотрим несколько примеров.

примеры расчета ROI

Пример 1. Недвижимость

Планируется взять ипотеку на 1-комнатную квартиру для сдачи её в аренду. Посмотрим, окупятся ли вложения в недвижимость при условии, что:

  • цена квартиры – 1 800 000 р.;
  • стартовый взнос по ипотеке – 270 000 р. (15%);
  • срок кредитования – 20 лет;
  • ставка по кредиту – 10% годовых;
  • ежемесячная оплата по кредиту — 14 765 р.;
  • предполагаемая арендная плата – 20 000 р.

ROI = (20 000 – 14 765) * 12 / (14 765 * 12 + 270 000) * 100% = 14%

Коэффициент показывает, что идея инвестировать в недвижимость с последующей ее сдачей в аренду имеет определенную выгоду. Но необходимо учитывать, что в расчете приняты идеальные условия – непрерывная сдача квартиры в аренду в течение года.

Пример 2. Рекламная кампания в Google Ads

Интернет-магазин запускает контекстную рекламу в Google с целью привлечения покупателей и увеличения дохода. Подсчитаем ROI при следующих исходных данных:

  • затраты на рекламную кампанию в месяц – 60 000 р.;
  • выручка за период – 180 000 р.; – 110 000 р.

Необходимо определить валовую прибыль за период: 180 000 – 110 000 = 70 000 р.

Читать статью  Постоянно инвестируйте в свое образование / Хабр

ROI = (70 000 – 60 000) / 60 000 * 100% = 16,7%

Из расчета видно, что с каждого потраченного на рекламу рубля интернет-магазин вернул 16,7 копеек. Несмотря на положительный коэффициент, эффективность оказалась недостаточной. Рекомендуется пересмотреть ее или перенаправить часть бюджета в поддержку другого вида рекламы.

Пример 3. Email-маркетинг

Предприятие вложило часть бюджета в email-продвижение. Была запущена рассылка, которая привела клиентов. Исходные данные:

  • выручка с продаж – 284 000 р.;
  • маржа составила 22%;
  • стоимость сервиса рассылок – 7 000 р.;
  • з/п сотруднику – 25 000 р.

Валовая прибыль = 284 000 * 0,22 = 62 480 р.

ROMI = (62 480 – 7 000 – 25 000) / (7 000 + 25 000) * 100% = 95%

Это значит, что каждый вложенный в рассылку рубль принес компании 95 копеек. Вложения в рекламу не окупились.

Пример 4. Рынок ценных бумаг

Покупая ценные бумаги в июне, инвестор тратил на каждую акцию 8 000 рублей. Дивиденды с них составляли 500 рублей ежемесячно. Когда в декабре акции подорожали до 15 000 рублей, инвестор продал их. Вычислим ROI, чтобы понять, была ли удачной инвестиция.

Прибыль за период с июня по декабрь = (15 000 – 8 000) + (500 * 7) = 10 500 рублей

ROI = 10 500 / 8 000 * 100% = 131,25%

Высокий коэффициент свидетельствует о выгодном инвестировании. Каждый вложенный рубль принес инвестору 1,3 рубля чистого дохода.

Пример 5. Реклама офлайн

Магазин детской одежды запустил рекламную кампанию, в рамках которых промоутер на улице раздавал листовки и приглашал людей зайти внутрь. Чтобы узнать, было ли это эффективным, найдем ROI. Исходные данные:

  • чистая прибыль за период действия акции – 240 000 р;
  • зарплата промоутеру – 12 000 р.;
  • печать листовок – 5 000 р.

ROMI = (240 000 – 12 000 – 5 000) / (12 000 + 5 000) * 100% = 1 312%

Результат говорит о сверхвысокой окупаемости. За каждый потраченный рубль магазин вернул 13 рублей чистого дохода.

Нюансы при расчете

нюансы при расчете ROI

  • Модель атрибуции на основе воронки дает возможность предельно точно рассчитать ROI. В противном случае из-за многочисленных действий на сайте и за его пределами клиент может «потеряться», а данные по нему не смогут участвовать в вычислениях.
  • На выручку влияет много факторов, которые необходимо учитывать при запуске рекламной кампании и в работе бизнеса в целом: качество сервиса, работа менеджера, контроль наличия товара на складе, актуальность контактов на сайте и т. д.
  • Затраты нестабильны и могут меняться в расчетном периоде: повысилась стоимость доставки, увеличилась цена закупки, подорожали коммунальные услуги.
  • Анализ лучше проводить в динамике. Это поможет учесть клиентов, которые пришли с рекламы, но приняли решение о покупке не сразу.

Какие ошибки возможны при расчете ROI

Субъективность при вычислении показателя, особенности жизненных циклов продаж, множество вариантов расчетов приводят к допущению ошибок. Рассмотрим наиболее частые причины неточных результатов.

какие ошибки возможны при расчете ROI

  • Не учтены дополнительные расходы: эксплуатационные, оплаты подрядным компаниям, налоги, комиссионные выплаты и др.
  • Использование разных отчетов, значения в которых различаются.
  • Путаница в понятиях «прибыль» и «выручка». Иногда вместо прибыли считают выручку, что априори неверно.
  • Неверное распределение сумм дохода и издержек между несколькими проектами, продуктами или рекламными кампаниями.
  • Не учтена средняя продолжительность цикла сделки, из-за чего теряются данные о долго думающих клиентах.

Что делать после расчета

Когда ROI посчитан, возникает закономерный вопрос: что делать с результатами? Существует несколько вариантов дальнейших действий.

  • Анализ. Важно оценить, как меняется показатель в условиях рынка. В ходе анализа можно быстро определить, куда нерационально тратятся деньги, и перенаправить финансовые потоки.
  • Корректировки. Если ROI показал неудовлетворительный результат, можно не отказываться от проекта полностью, а частично его изменить, например, отключить неэффективные каналы.
  • Эксперименты. Зная текущий показатель, можно пробовать реализовывать новые идеи, выводить на рынок новые продукты, запускать проекты, которые были в планах, корректируя действия в процессе эксперимента.

В каких случаях ROI неинформативен

Многие инвесторы и бизнесмены рассчитывают ROI как основной показатель окупаемости и индикатор эффективности. Однако не всегда он бывает объективен и информативен. Рассмотрим, когда именно не стоит смотреть на этот коэффициент.

d каких случаях ROI неинформативен

  • Когда компания использует сложную маркетинговую модель. Расчет не дает понимания, какой маркетинговый прием принес результат, а какой ни к чему не привел.
  • На первом этапе стартапа или в самом начале работы компании. Расходы, значительно превышающие прибыль, негативно скажутся на значении ROI, но это не значит, что бизнес всегда будет убыточным.
  • При существенной разнице в цене продуктов. Не учитываются доли по каждому товару или услуге в общей сумме выручки, а значит, показатель будет искусственно завышен.

Рассмотрим пример, когда ROI неинформативен.

Автосалон выставил на продажу автомобиль и запустил рекламу. Покупатель ее увидел, перешел по ссылке, заинтересовался, но не стал принимать решение сразу. Через некоторое время посетил автосалон, посмотрел товар вживую и снова взял тайм-аут на раздумья. Только спустя две недели клиент вернулся, чтобы купить машину.

Как видно, из-за долгих раздумий покупателя ROI со временем меняется и не может служить основанием для оценки окупаемости рекламной кампании.

Преимущества и недостатки ROI

Как и любой финансовый показатель, коэффициент возврата инвестиций имеет преимущества и недостатки, которые позволяют объективно оценить его способность оценивать эффективность бизнес- и маркетинговых процессов.

Среди преимуществ ROI:

К серьезным недостаткам относятся:

  • быстрая оценка состояния финансов в компании;
  • возможность простого сравнения нескольких компаний по инвестиционным активам;
  • учет суммы всех видов инвестиционных доходов, в т. ч. долгосрочных;
  • изменение формулы для повышения информативности коэффициента в определенных ситуациях;
  • демонстрация верности принятого инвестиционного решения.
  • невозможность учесть фактор времени, все затраты и вложения;
  • не отражает реальное положение дел на сложных рынках (без среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж);
  • позволяет оценить финансовую ситуацию только по факту, без возможности получить данные на перспективу;
  • для полной оценки эффективности нужны дополнительные значения других показателей и их комплексный анализ.

Как увеличить ROI

Наверняка каждый бизнесмен задумывается о том, как сделать, чтобы окупаемость вложенных средств повысилась. Рассмотрим основные методы.

как увеличить ROI

  1. Снижайте расходы. Разумная экономия с участием кризис-менеджера позволит тратить меньше, но не отказываться от важных для бизнеса статей расходов.
  2. Увеличивайте прибыль. В этом помогает открытие новых рынков сбыта продукции, расширение ассортимента или набора услуг.
  3. Перераспределяйте расходы. Нужно грамотно рассредоточить издержки между проектами, учесть зависимость затрат от числа персонала.
  4. Увеличивайте средний чек. Старайтесь повысить лояльность клиента при взаимодействии с ним, предлагайте сопутствующие продукты, скидки, бонусы.
  5. Лучше анализируйте. Грамотная аналитика дает возможность получать много полезной информации, которую можно использовать для развития компании.
  6. Будьте последовательны. Звенья рекламы, которые проходит пользователь, должны соответствовать его запросу и вести на страницу с нужным продуктом
  7. Используйте все эффективные рекламные каналы. Не стоит сосредотачиваться на одном источнике трафика и игнорировать остальные. Важно найти и развивать все эффективные каналы.

Ответы на вопросы

Коэффициент показывает, насколько окупаются вложения в бизнес, проект, продукт или рекламу. Зная этот показатель, можно грамотно перераспределять бюджет или корректировать маркетинговую стратегию.

Этот показатель актуален везде, где есть точные данные о прибыли и расходах: реклама, продвижение в интернете, новый продукт, филиал компании и т. д.

Все варианты оценки результатов работы бизнеса могут быть эффективными, но удобнее, точнее и быстрее всего считается метод сквозной аналитики. Он доступен всем пользователям, позволяет анализировать нужные данные и формировать понятные отчеты.

Коэффициент окупаемости вложений считают перед принятием управленческих решений. Расчет должен предшествовать, например, решению закупать сырье или оборудование, развивать рекламный канал или отказываться от него.

Показатель помогает оценить пользу от инвестиций в маркетинг и правильно определить дальнейшую стратегию.

  • Прямые мгновенные онлайн-продажи.
  • Отделы маркетинга, сбыта. В данном случае ROI может выступать как KPI отдела или каждого специалиста.
  • Программы повышения продаж, программы лояльности, которые реализуются с применением маркетинга.

Отрицательный коэффициент означает, что средства не окупаются, а компания в текущий момент работает в убыток.

Заключение

Коэффициент возврата инвестиций – не единственный, но важный показатель, необходимый, чтобы оценить работу компании. Считать его необходимо, чтобы понимать, окупаются ли вложенные средства, поскольку не всегда это заметно без детальных вычислений. Зная ROI, можно откорректировать маркетинговую стратегию, повысить прибыльность, эффективность проводимых мероприятий.

Источник https://www.insales.ru/blogs/university/roi

Источник https://elama.ru/blog/prostye-formuly-okupaemost-investiciy-v-reklamu-i-tochka-bezubytochnosti/

Источник https://neiros.ru/blog/analytics/chto-takoe-roi-i-kogda-ego-nuzhno-schitat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: