Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

 

Аналитика Публикации

В большинстве случаев при обсуждении вопросов преимущества и недостатков применения в России механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) возникает вопрос о стимулах и системе финансирования со стороны частного бизнеса в инвестиционных проектах государства.

Ответы на поставленные вопросы зачастую интересуют именно частный капитал. Правильный подход и выстраивание единой системы, даже с учетом непростых отношений с государством, возможен при четком понимании рисков и что самое интересное – доходности проекта.

Сотрудничество государства и частного инвестора – возможно

Как любое партнерство, ГЧП требует увязки интересов сторон. Если государству нужно решить определенную задачу, то бизнесу нужно получить определенную прибыль. Потребность в привлечении бизнеса к решению государственных задач возникает обычно не по тем проектам, которые обеспечивают высокую прибыль и быструю отдачу средств, а по проектам, связанным с инфраструктурой или крупными сооружениями, отдача от вложений в которые придет не скоро. Поэтому важно заранее просчитать варианты возврата вложенного капитала и определить хотя бы минимальные гарантии доходности. Это особенно важно для проектов с большими объемами вложений, множественными рисками и длительными сроками реализации: в ходе их осуществления могут смениться и власть, и персональные участники, и конъюнктура – политическая и экономическая.

Для начала напомним, что успешная реализация ГЧП-проектов предполагает наличие шести основных условий:

1) стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

2) взаимоотношения сторон ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах (соглашениях, контрактах и др.);

3) взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, то есть равноправный характер;

4) стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

5) стороны ГЧП должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов;

6) стороны ГЧП должны объединить свои вклады для достижения общих целей.

Для бизнеса наибольший интерес и проблематику представляют два последних пункта. В предлагаемой статье мы подробно рассмотрим именно эти основополагающие признаки ГЧП-проектов.

Где взять средства, а главное, как?

Существующие сегодня в России источники финансирования не отличаются разнообразием, они немногочисленны и скудны. Например, в промышленности основным таким источником были и остаются собственные средства предприятий. При этом предприятия используют собственные средства не потому, что таковых достаточно, а потому, что других источников мало или же их сложно найти (получить).

Привлечение международного капитала является некоторым стимулом для развития финансовых рынков и институтов России. Кроме того, частично оно способствует развитию широкой практики среднесрочного и долгосрочного банковского кредитования — важного фактора для финансирования ГЧП-проектов.

На сегодняшний день потребности в долгосрочном проектном финансировании (ПФ) в России очень велики. Для освоения и использования зарубежного опыта в данной области при участии Центробанка РФ в Москве был учрежден Российский банк проектного финансирования. При министерстве экономике РФ были созданы Российский центр проектного финансирования и Российский центр содействия иностранным инвестициям. Позднее в соответствии с постановлением Правительства РФ Центр проектного финансирования был преобразован в ЗАО «Федеральный центр проектного финансирования». С целью координации работ по финансированию инвестиционных проектов был создан Российский финансово-банковский союз. По инициативе Правительства РФ создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. В этот совет входят видные российские предприниматели, а также представители зарубежных фирм, осуществляющих масштабные инвестиции в российскую экономику.

Тем не менее, как само понятие, так и реализация ПФ находятся на первичном, «ознакомительном» уровне, так что организация долгосрочного ПФ и рефинансирования в крупных размерах с предоставлением надежного обеспечения по займам станет совершено новым для России явлением. Кроме того, решающее значение приобретает поддержка ГЧП-проектов со стороны международных финансовых институтов.

ПФ – это метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга». За рубежом принято считать, что этот метод основан на займе под денежный поток, создаваемый только самим проектом, но это все зависит от детальной оценки создания проекта, операционных рисков и рисков дохода и их распределения между инвесторами, заимодавцами и другими участниками на основании контрактов и других договорных отношений.

ПФ – относительно новая финансовая дисциплина для Российского рынка, получившая, однако, широкое распространение за последние 20 лет на Западе. В отличие от других методов финансирования проектов, ПФ является единой системой, определяющей все аспекты разработки проекта и договорных соглашений.

Говоря о структуре ПФ более подробно, можно выделить две его составляющих:

— собственный капитал, предоставленный инвесторами проекта;

— заемный капитал проектного финансирования, предоставленный одной или несколькими группами лиц.

Заемный капитал ПФ приоритетен: доход инвесторов от собственного капитала в этом случае больше зависит от успешности проекта в целом.

Контракты, заключенные частным инвестором, обеспечивают поддержку ПФ, в частности путем перераспределения рисков среди других участников проекта на основании контрактов, частично формирующих гарантии для заимодавцев. Ключевые вопросы – от формирования системы регулирования до разработки контракта и от выбора приоритетов до оценки эффективности и результативности проектов – должны быть тщательно проработаны.

ПФ в том виде, в каком оно появилось на Западе, подразумевает следующее:

— кредиторы в качестве обеспечения выделенных на данный проект денег не требуют залога активов, а соглашаются принять в этом качестве будущие финансовые потоки от проекта;

— присутствие большого количества участников. Каждый участник принимает на себя небольшую часть общего риска исполнения проекта — таким образом, риски «дробятся» становясь приемлемыми для всех участников. Отношения между участниками закреплены множеством контрактов [1] .

Также проектные контракты такого рода могут включать в себя:

— соглашение о проекте. Оно может представлять собой либо соглашение о производстве и продаже продукции (например, соглашение о покупке энергии), на основании которого продукция, произведенная в рамках проекта, будет продаваться по формуле долгосрочного ценообразования, либо концессионный договор с представителями органов государственной власти. Этот орган дает частному инвестору право реализовывать проект и получать от него прибыль, предоставляя услуги, или же такое право предоставляется государству (например, в рамках постройки в сфере ЖКХ) либо непосредственно населению (например, платная автомобильная дорога);

— другие проектные контракты. Примером может быть контракт на поставку сырья и топлива, согласно которому топливо или другое сырье для проекта будет поставляться в согласованных объемах и по согласованной цене, или соглашение о правительственной помощи (соглашение на предоставление государственной гарантии закупок или налоговые льготы для инвестиций в проект).

В отличие от корпоративного займа, ПФ не подразумевает создание бизнес-отчетов, служащих основанием для принятия решения о предоставлении финансирования. Тем не менее заимодавцы должны быть уверены, что:

— вложенные ими средства будут возвращены в полном объеме, учитывая дополнительный риск высокого уровня долга, свойственного сделкам ПФ и ГЧП-проектам;

— проект может быть выполнен в оговоренные сроки и с оговоренным бюджетом, что он является работоспособным, а прибыли от него будут достаточно, чтобы возместить расходы. Необходимо убедиться в том, что возможные проблемы, связанные с недостатком времени, не приведут к срыву проекта.

Таким образом, заимодавцы должны оценить сроки контрактов с особой тщательностью: эти сроки закладывают основу для расчета стоимости проекта, операционного денежного потока и размера рисков.

Заимодавцы должны убедиться, что риски распределены между соответствующими участниками проекта (помимо частного инвестора), а где это невозможно, снижены или устранены.

Заимодавцы склонны напрямую или косвенно участвовать в переговорах по условиям проектных контрактов, а потому эта процедура может стать причиной замедления и срыва проектов. Тем не менее, обойтись без нее нельзя, и на данном этапе всегда необходима правовая поддержка.

Эта поддержка может быть оказана лишь в случае, если подготовка и представление ГЧП-проектов отвечают высоким профессиональным требованиям. Так, участие ведущих финансовых и юридических консультантов позволит существенно снизить уровень рисков (в части проработки, составления и подписания необходимого пакета контрактов; подготовки рекомендаций по минимизации выявленных рисков; проведения необходимых консультаций и переговоров), что обеспечит более выгодные условия финансирования. Как правило, услуги такого рода оказывают только крупные юридические фирмы, уже накопившие необходимый опыт в анализируемой области.

Приведем пример исходя из нашей действительности. Например, окупаемость постройки обходной дороги рассчитывается исходя из трафика около 20 тыс. автомобилей в сутки. Частный инвестор, планирующий вложения в такой проект, всегда поинтересуется, кто примет риск более низкого транспортного потока. Дело в том, что необходимо присутствие какой-нибудь бесплатной альтернативы, а то, что является несомненным благом с позиции потребителей, для кредитора несет повышенный риск: трудно предугадать, какой вариант выберут водители – необходимый для получения дохода транспорт может «уйти» на бесплатную трассу.

Еще пример. По некоторым данным, при инвестировании в проект дороги «Москва–Санкт-Петербург» бизнес будет компенсировать свои затраты за счет взимания платы на участках, близких к столицам. При этом на удаленных отрезках трассы компании получат еще и преимущественное право на реализацию придорожных проектов (логистические центры, туристическо-развлекательные комплексы и т.д.).

У нас все по-своему, но с западным уклоном

Рассматривая ПФ в сегменте уже российского рынка и российского понимания, отметим, что ПФ-инструментарий может быть как краткосрочным (до года), например в рамках торгового финансирования, так и долгосрочным (до 20 лет).

Краткосрочное финансирование используют в основном торговые компании, закупающие продукцию для последующей перепродажи в России. В сделке участвуют четыре стороны: российский банк, его клиент — покупатель, зарубежный банк и его клиент — продавец. Российский банк привлекает средства иностранной кредитной организации на покупку товаров для своего клиента, а с зарубежным экспортером рассчитывается иностранный банк (в рамках лимитов, открытых на российскую кредитную организацию). Далее российский заемщик возвращает деньги своему банку, а тот, в свою очередь, рассчитывается с зарубежным банком-партнером.

Основные инструменты, используемые при краткосрочном торговом финансировании, — документарные аккредитивы и банковские гарантии. Российский банк открывает на покупателя аккредитив, далее этот аккредитив подтверждается иностранной кредитной организацией. Зарубежный банк выплачивает экспортеру сумму, которую ему должен импортер, но лишь после того, как продавец представит все необходимые документы, предусмотренные аккредитивом. Кроме того, покупатель страхуется от приобретения продуктов ненадлежащего качества. Платежная гарантия предоставляется экспортеру по поручению импортера российским банком и подтверждается зарубежной кредитной организацией – в этом случае страхуются только риски продавца, а покупателю предоставляется рассрочка платежа.

Читать статью  Курсы по инвестированию в недвижимость: описание программ обучения от практиков рынка

При долгосрочном финансировании в сделке может участвовать еще одна сторона, например западное Экспортное кредитное агентство (ЭКА), предоставляющее свои гарантии иностранному банку. Таким образом, западный банк страхует свои риски при предоставлении средств российскому финансовому институту, а тот, в свою очередь, финансирует своего клиента.

Как правило, работать с ЭКА выгодно лишь в случае, когда коммерческие заимодавцы не хотят предоставлять финансирование в данной стране или будущее проекта представляется туманным. Кроме того, ЭКА поддерживают прежде всего экспорт оборудования, а не всю сумму платежа по контракту. Так, энергетические и инфраструктурные проекты подразумевают значительные расходы, связанные со строительными работами в рамках контракта (обычно эти работы выполняют местные подрядчики) – такие расходы ЭКА могут компенсировать в размере не более 15% от итоговой суммы по контракту [2] . Эти расходы также могут быть частично возмещены из вклада инвесторов в собственный капитал, но если необходим значительный объем строительных работ (например, для дороги), экспортные кредиты не всегда не могут обеспечить достаточное финансирование.

Процентная коммерческая ставка, выплачиваемая по экспортным кредитам, как правило, бывает привлекательной, если ее возможно использовать. Более того: она фиксируется в момент согласования кредита, т.е. задолго до завершения финансирования. Это бывает полезно при планировании финансирования, поскольку устраняет проблемы, связанные с изменениями процентной ставки.

Помимо вышесказанного, привлечение ЭКА может обеспечить определенную политическую поддержку проекта. Эта поддержка может быть полезной как для инвесторов, так и для заимодавцев, но сама по себе эта возможность редко становится поводом к использованию покрытия ЭКА.

Во многих странах существуют специализированные организации для развития финансирования, предоставляющие несвязанные кредиты [3] на ограниченную сумму или прямые инвестиции в собственный капитал проектов. Вот некоторые из этих организаций [4] :

Франция. Агентство участия в экономической кооперации ( PRO — PARCO — Soci é t é de Promotion et de Participation pour la Coop é ration Economique ) – обеспечивает инвестиции в собственный капитал и кредитование для проектов в развивающихся странах, в которых не обязательно должны участвовать другие французские организации.

Германия. Немецкая компания по развитию и инвестициям ( DEG ) – государственная организация, которая предоставляет долгосрочные займы и инвестиции в собственный капитал для проектов.

Италия. Итальянская ассоциация зарубежных предприятий – Simest предоставляет кредиты и инвестирует в собственный капитал.

Нидерланды. Голландский банк инвестиций в развивающиеся страны ( FMO ) предоставляет кредиты и инвестиции в собственный капитал. Акции не обязательно должны быть чисто голландскими.

Швеция. Агентство Swedfund International AB предоставляет инвестиции в собственный капитал или кредиты для проектов совместных предприятий, в которых обязательно должны участвовать шведский партнер.

Великобритания. Корпорация CDC Capital Partners специализируется на инвестициях в собственный капитал для проектов, в которых нет других британских партнеров.

Объединенные Арабские Эмираты. Фонд развития Абу-Даби – независимый общественный институт, который осуществляет прямое кредитование, выдает гранты и инвестирует в собственный капитал в проектах, реализуемых в арабских, африканских, азиатских и других развивающихся странах. Кредиты выдаются сроком на 7 – 25 лет по льготной процентной ставке.

США. Американский экспорт гарантируется Экспортно-импортным банком США – U . S . Exim , созданным еще в 1934 году. Он обеспечивает долгосрочное кредитование (как правило, до 55% от суммы расходов по проекту). Поддержка осуществляется на следующих условиях: менее 85% от цены контракта или 100% от суммы вложений со стороны США. Если в проекте участвует американский экспорт, Экспортно-импортный банк США согласен поддерживать и неамериканские банки.

— Канада. Корпорация развития экспорта ( EDC ) осуществляет прямое кредитование экспортных кредитов на коммерческой основе, а также предоставляет гарантии экспортных кредитов для коммерческих банков (в Канаде и за ее пределами) или размещает облигации. Корпорация покрывает до 90% политических и коммерческих рисков, но не компенсирует процентные выплаты в период строительства.

Основным источником финансирования остаются международные финансовые организации (МФО), также известные под названием многосторонних кредитных организаций или многосторонних банков развития. В большинстве случаев эти банки принадлежат правительствам: так, Всемирный банк принадлежит правительствам разных стран мира, а другие подобные банки – правительствам регионов, в которых они находятся, и иных развитых стран.

МФО не только выступают в качестве заимодавцев для проектов, но также играют роль в процессе мобилизации финансирования частного бизнеса для проектов в развивающихся странах, к которым, по некоторым утверждениям, относится и Россия. Стимулом для участия заимодавцев из бизнес-сектора в финансировании, организуемом МФО, является статус «привилегированного кредитования» [5] .

Чтобы проиллюстрировать это на примере, рассмотрим наиболее крупные и известные у нас МФО. Первым номером в списке будет Международный банк реконструкции и развития ( International Bank for Reconstruction and Development ( IBRD ), известный как Всемирный банк (ВБ). Общеизвестно, что ВБ предоставляет кредиты для правительства, а потому может показаться, что значимость его деятельности в процессе ПФ, которое всегда является прерогативой частного бизнеса, ограничена. Тем не менее возрастающая важность финансирования инфраструктуры по всему миру неизбежно ведет к изменениям в деятельности ВБ, например в рамках привлечения правительств стран в качестве посредников. Так, возможен следующий вариант: ВБ предоставляет кредиты для правительства, а оно передает их частному инвестору для целей реализации ГЧП-проекта. (Отметим, однако, что подобная операция чаще всего осуществляется через местный банк развития или агентство.) Кроме того, что немаловажно, ВБ может кредитовать частного инвестора напрямую под гарантии государства.

Помимо ВБ, важное место в списке финансовых институтов занимает Международная финансовая корпорация (МФК). МФК – крупнейший источник финансирования проектов развития инфраструктуры (развитие портов, систем газопровода, объекты здравоохранения и образования): она может инвестировать до $100 млн. в проект с лимитом 25% от общей суммы расходов (50% для расширения существующего проекта). Срок погашения кредита может составлять 20 лет. Кроме того, МФК может осуществлять незначительные инвестиции в собственный капитал (обычно 5 – 15%, но не более 35%).

Не последнюю роль играет такой финансовый институт, как Европейский банк реконструкции и развития ( EBRD ) (далее – ЕБРР). Он был создан для поддержания деятельности частного сектора, способствования усиления финансовых организаций юридических систем, а также для развития инфраструктуры, необходимой для поддержания частного бизнеса. По последним данным, ЕБРР выделил 1,9 млрд. евро на проекты более чем в 120 муниципальных образованиях, в том числе 500 млн евро на 13 проектов в России (в числе которых проект строительства Юго-западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге).

В большинстве случаев Банк участвует в ГЧП-проектах, требующих долгосрочного финансирования. Он обеспечивает до 35% вложений в акционерный капитал и выдает кредиты сроком на 15 лет на покрытие до 70% расходов по проекту со льготным периодом до 3–4 лет, предоставляя частичные гарантии рисков, кредитные и специальные гарантии. Кроме того, ЕБРР может оказывать содействие муниципальным органам власти при подготовке проведения конкурсов и разработки концессионных соглашений.

ЕБРР – наиболее близкий финансовый институт для отечественного частного инвестора. Каждые два года Банк корректирует свою стратегию взаимоотношений с Россией; так, в 2006–2008 гг. он намерен сосредоточить внимание на секторах, которые «вносят наиболее существенный вклад в развитие уровня конкурентоспособности и диверсификацию российской экономики», а также на проекты, осуществляемые в рамках ГЧП (особенно в сфере развития инфраструктуры и транспорта). Одним из новых направлений Банка должно стать кредитование и поддержка инфраструктурных проектов, софинансируемых из Инвестиционного фонда РФ.

Состоявшиеся примеры ПФ в ГЧП: у них и у нас

Нарицательным примером использования ПФ может служить строительство «Евротоннеля» под Ла-Маншем стоимостью несколько миллиардов фунтов стерлингов. Синдицированный кредит был предоставлен 198 банками, гарантами выступали 50 международных банков. Лидеры по объемам заключенных сделок менялись достаточно часто: сначала это были американцы, потом страны Юго-Восточной Азии, после азиатского кризиса конца 90-х лидерство вернулось к США, а от них перешло к западноевропейцам.

В России проекты такого рода под силу лишь крупным игрокам. В качестве примера назовем газпромовский проект «Голубой поток», признанный сделкой 2000 года авторитетным The Project Finance Magazine. ООО «Газэкспорт» (дочернее предприятие «Газпрома») и турецкая государственная энергетическая компания Botas подписали долгосрочный контракт на поставку природного газа в Турцию. Общая стоимость газа, который предполагается поставлять в эту страну на протяжении более чем 20 лет, составляет $25 млрд.

Среди других крупных проектов в нашей стране, реализуемых по схеме проектного финансирования, можно назвать громадный «Сахалин-2» – проект по добыче нефти и газа с северо-восточного шельфа острова. ОАО «Тюменская нефтяная компания» с помощью ПФ провело финансирование двух своих крупнейших проектов — реабилитацию Самотлорского месторождения и реконструкцию Рязанского НПЗ. Следует отметить также проект «СеверТЭК» по добыче нефти в Республике Коми (спонсоры – компания ЛУКОЙЛ и финский энергетический концерн Fortum), инфраструктурный проект Белкомур.

Можно привести примеры финансирования и «менее бюджетных» ГЧП-проектов. Так, совсем недавно Внешэкономбанк (ВЭБ) и Deutsche Bank подписали соглашение о сотрудничестве в области поддержки совместных проектов в рамках ГЧП. Согласно документу стороны намерены оказывать содействие участникам ГЧП при выборе схем финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе на принципах ПФ с предоставлением страхового покрытия со стороны западноевропейских экспортных агентств. Кроме того, финансовые институты намерены проводить совместные консультации при формировании структуры обеспечения проектов на основе ГЧП и рассматривать возможность организации совместного финансирования проектов.

Для более эффективной реализации поставленных целей ВЭБ намерен создать Центр ГЧП, соучредителями которого могут стать ВБ и ЕБРР. По некоторым данным, для финансирования инфраструктурных проектов ВЭБ получил из бюджета 180 млрд. руб. (минимальный кредит — 1 млрд. руб.).

Читать статью  32000 руб подарок за открытие счета Тинькофф Инвестиции, условия

Общий знаменатель

С позиции используемых методов разработки и реализации, модели и проекты ГЧП можно рассматривать в качестве развития классических методов и процедур ПФ, применяемых как в России, так и за рубежом.

Перечислим общие черты моделей ПФ и ГЧП:

— наличие проекта, назначение, структура и реализация которого имеют уникальный характер;

— создание самостоятельной проектной компании, как правило, располагающей автономными ресурсами и являющейся институциональной основой реализации проекта;

— выплата процентов и погашение основной суммы долга за счет будущих денежных потоков, генерируемых проектом. Это означает, что капиталоемкие проекты требуют разработки особой концепции финансирования, ориентированной на достаточно длительный срок;

— анализ чувствительности будущих денежных потоков к существенным факторам и рискам, а также определение критических факторов успеха;

— выявление областей риска, их оценка и распределение между партнерами/участниками проекта;

— составление договора, обеспечивающего беспрепятственную реализацию проекта, в качестве главной цели всех его участников;

— четкое определение пределов ответственности и обязательств партнеров.

И в заключение

В статье представлен далеко не полный перечень возможных участников финансирования со стороны частного инвестора: мы назвали лишь основные направления. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ПФ – комплексное мероприятие, сложное как с организационной, так и с финансовой точки зрения. Оно включает в себя многосторонние договоренности (юридические и финансовые), при которых нельзя забывать об оценке рисков и анализе коммерческих перспектив: в отличие от других методов финансирования, ПФ – единая система, определяющая все аспекты разработки проекта. Если есть уверенность и необходимость в работе в рамках ГЧП-проектов, использование ПФ потребует владения теоретической базой — хотя бы в схематичном порядке. Для непосредственного ее применения необходима поддержка специалистов.

Понимание основ ПФ, связи конкретной части проекта со всей структурой ПФ и воздействие структуры на ГЧП-проект необходимо не только финансовому директору и заимодавцам, но и всем участникам проекта: представителям государственной власти, подрядчикам, поставщикам оборудования и топлива, покупателям продукции, которая будет создана в рамках проекта, и другим участникам проектных контрактов. Это позволит по завершении проекта избежать многочисленных долгов и непонимания дальнейшего выхода из кризиса и получить полноценное, сформировавшиеся «детище», приносящее своим «родителям» радость и обеспеченную старость.

[1] Например, кредитные средства выдаются не одним банком, а синдицированный кредит (кредит, предоставляемый несколькими кредиторами одному заемщику) выдает пул (временное объединение ряда самостоятельных компаний для достижения определенных целей ) банков. Кроме того, кредиты выдаются субординированные. Это означает, что одна его часть обладает приоритетом перед другой – погашается в первую очередь и из самых надежных источников. Кроме того, еще одна часть денег занимается на фондовом рынке с помощью высокодоходных облигаций. Эту продажу нужно организовать – с помощью инвестбанка. Естественно, надо не забыть о двух главных действующих лицах: спонсоре проекта (компании, которая его инициировала), обычно он вносит 20–40% капитала, и проектной компании (специально созданной для реализации проекта фирмы в форме SPV – компания специального назначения). Разнообразные риски, возникающие на разных этапах проекта, страхуются страховыми компаниями. Оборудование предоставляет лизинговая компания ( Журнал «Экономика России: ХХI век» № 18 ).

[2] Соглашение по условиям официальной поддержки экспортных кредитов от 1978 года, касающееся руководящих принципов для экспортных кредитов, подписано Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Кореей, Новой Зеландией, Норвегией, Швейцарией и США (то есть большинством крупных экспортеров). Оно гарантирует наличие действительного кредитного рынка, и стремиться препятствовать конкуренции стран в предложении наиболее благоприятных условий финансирования экспорта. Конкуренция между ЭКА ограничивается имеющимися в наличии суммами кредитной поддержки (объема риска, который они соглашаются принять для отдельного проекта в отдельной стране). Соглашение не имеет юридической силы, но в некоторых регионах (например, ЕС) юридическую силу имеют отдельные его положения.

[5] Привилегии предоставляют МФО, когда ресурс для выплат внешним кредиторам ограничен и не предполагает составления нового графика для кредитов.

Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами

В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.

Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.

Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора.​ ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.​

Пример употребления на «Секрете»

«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».

(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)

Нюансы

Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:

  • «О концессионных соглашениях»;
  • «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в РФ».

Формы ГЧП:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;​
  • государственные контракты;​
  • арендные отношения;​
  • финансовая аренда (лизинг);​
  • государственно-частные предприятия;​
  • соглашения о разделе продукции (СРП);​ .​

Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.

Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.

Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:

  • частные автомобильные дороги;
  • мосты;
  • транспорт;
  • морские и речные порты;
  • аэродромы и аэропорты;
  • электростанции;
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты здравоохранения и образования;
  • и т. д.

Цифры

Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.

В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:​

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.

Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций

А.А. Постникова , ведущий менеджер отдела продаж

ЗАО « Евросиб СПБ ТС»

(Россия, г . Новосибирск)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и г о сударства . П ри этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных и н тересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом созд а ется отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетвор е ния интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфич е ские особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механи з мом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инв е стиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, комме р ческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность р е гиона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор .

Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при о г раниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с бол ь шей эффективностью при условии привлеч е ния частного бизнеса. При этом дост и гается дополнительный эффект с точки зрения объ е динения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников на и лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, вкл ю чая опыт управления пр о ектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиб о лее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в ра с поряжении государства, но и специфический механизм привлечения инв е стиций.

В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизн е са и государства, при котором достигается на и большая эффективность достижения общес т венных интересов с точки зрения рационал ь ного использования имеющихся р е сурсов, при этом создается отдельный об ъ ект, имеющий общественную значимость в силу использов а ния для удовлетворения и н тересов общества, а также коммерческое зн а чение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реал и зации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметр а ми, что и любой другой объект инвестиций. Он характериз у ется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная пр и быль не гара н тирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект х а рактеризуется определенным периодом ок у паемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только комме р ческими сроками возврата инвестиций, но и сп е цифическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характер и зуется определенной доходностью, вследс т вие чего для частного инвестора существует во з можность сопоставления параметров его д о ходности с параметрами доходности др у гих объектов. При этом по проектам ГЧП инв е стор может оценить реальную доходность вложений.

Инвестиционные характеристики прое к тов ГЧП представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП

Представленный на рисунке 1 инвестиц и онный механизм оценки эффективности пр о ектов ГЧП позволяет сделать вывод о форм и ровании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оце н ки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публи ч ного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используе т ся приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV , с уч е том дисконтированных дене ж ных потоков, но позволяет оценить сто и мость проекта ГЧП для бюджета.

Читать статью  Как и почему Россия сокращает или увеличивает вложения в госдолг США - ТАСС

Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оц е нивать данную ставку частный инвестор м о жет с учетом выбора наиболее обоснова н ного для него способа. В то же время, для публи ч ного инвестора это, по существу, бе з рисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности пр о ектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC , но, в общем виде, стоимость «капит а ла» оценивается по безриск о вой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется ф и нансирование проекта ГЧП [ 1 ] .

В целом, с подобным подходом можно с о гласиться, поскольку безрисковая ставка уч и тывает неспецифические риски, как сле д ствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп . 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [ 2 ] .

В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, п о скольку, в силу пп . 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, к о торый, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвест о ра. В силу пп . 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается пу б личному инвестору [ 2 ] . Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком ре а лизации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором н е возможно, но и затрат по его свертыванию ч а стная сторона не несет. Данные отличия, в р е зультате, не предполагают и с пользования в оценках эффективности проектов ГЧП показ а теля MIRR (модифицир о ванной внутренней доходности), а само предположение о совп а дении ликвидации проекта и завершения дог о вора без дополнительных затрат и поступл е ний у частного и н вестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное п о ложение реализуется, хотя и с участием пу б личного инвест о ра, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.

Доходность проекта для публичного инв е стора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI , в то время как для публичного инвестора проект ГЧП являе т ся затратным, поэтому принимается k VFM как показатель сопоставления затрат по альтерн а тивным вариантам реализации проекта, позв о ляющий на практике реализовать п о ложения о сравнительном преимуществе по альтернати в ным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.

При этом реальная доходность для частн о го инвестора выражается IRR , но для пу б личного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, треб у ется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Мет о дики оценки проектов ГЧП [ 1 ] . По существу, это такой же показатель реальной эффекти в ности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инв е стора.

Следовательно, инвестиционный мех а низм оценки проектов ГЧП учитывает экономич е скую специфику реализации проектов для к а ждого из их участников. При этом ко н кретные методы оценки проектов отвечают экономич е скому механизму проектов ГЧП в целом, п о скольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инв е стора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с на и меньшими затратами публи ч ной стороны.

Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие пу б личного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвест о ра, он также является механизмом привлечения и н вестиций в конкретный регион. При этом да н ный механизм позволяет с достаточной э ф фективностью учитывать специфику эконом и ки региона. Данное положение ре а лизовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодател ь ство о ГЧП [ 2 ] . С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зр е ния привлечения инвестиций в экономику р е гиона, который позволяет наиболее эффекти в но выстраивать взаимодействие власти и би з неса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения о б щественных интересов, а также общей инв е стиционной привлекательности региона. П о этому, учитывая общую инвестиционную с о ставляющую в формирования инвестиционн о го механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения и н вестиций может быть представлен в виде р и сунка 2.

Рис . 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в

Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодейс т вии с общими механизмами привлечения инвест и ций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позвол я ет повышать инвестиционную привлекател ь ность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства реги о на, которым регулирую т ся проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.

Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инв е стиционную привлекательность реги о нальной экономики. Поскольку инвестиционный мех а низм ГЧП является специфическим и орие н тирован на привлечение инв е стиций только в отдельных направлениях, в плане формиров а ния инвестиционного законодательства на р е гиональном уровне должны учитывать ресу р сы, которые могут быть вовлечены регионал ь ными властями в реал и зацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфр а структуры ГЧП, которая отвечала бы интер е сам инвесторов. Ин а че говоря, с точки зрения привлечения инв е стиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой э ф фективности пр о ектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частн о го инвестора.

Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механи з мом, ориентированным на наиболее эффе к тивное использование ресурсов государства для удо в летворения общественных интересов на осн о ве объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим ос о бый механизм реализации прое к та, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инв е стиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реал и зации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвеч а ют экономическому мех а низму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публи ч ного инвестора это затратный механизм, пр и званный удовлетворить общественные интер е сы с наименьшими затратами публичной ст о роны. Инвестиционный механизм ГЧП реал и зуется во взаимодействии с общими механи з мами привлечения инвестиций в регионал ь ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлич а ются сп е цификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в эк о номику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, та к же является специфическим, хотя и формир у ется с учетом общих правил управления инв е стициями на уровне частного инвестора.

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.

2 . Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I) . – с т. 4350.

PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING

A.A. Postnikova , leading sales manager

CJSC « Eurosib SPb – TS »

Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above me n tioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the co n struction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic i n terests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of co m mercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the sp e cifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.

Key words: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public inve s tor.

Источник https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/9540/

Источник https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-gchp-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm

Источник http://economyandbusiness.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-privlecheniya-investitsij

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: