Закупки у СМП по 223-ФЗ в 2021 году. Постановление 1352 с изменениями от 01.10.2021

Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ в 2022 году

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводятся с особенностями, которые утверждены Постановлением 1352 от 11.12.2014. Если не учесть эти спецтребования, рискуете получить предписание ФАС об аннулировании процедуры.

Скачать бланк отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства из КонсультантПлюс
Скачать заполненный образец годового отчета о процедурах у СМП за 2021 год из КонсультантПлюс
Скачать примерный перечень ТРУ, закупаемых у СМП по 223-ФЗ из ЕИС

Общие положения

В законе о заказе отдельными видами юридических лиц установлено, что такое МСП в закупках, — это субъекты малого и среднего предпринимательства, которые участвуют в процедурах по 223-ФЗ с преимуществами.

П. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ и Постановление Правительства № 1352 от 11.12.2014 определяют особенности участия субъектов МСП в закупочной деятельности заказчиков и закрепляют годовой объем закупок, которые организации проводят только среди представителей малого бизнеса.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить преференции по 223-ФЗ без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

В п. 2 Постановления 1352 от 11.12.2014 указано, кто обязан делать закупки у СМП по 223-ФЗ в 2022 году, — все заказчики по 223-ФЗ, кроме тех, кто сам является субъектами малого и среднего предпринимательства.

Утверждение перечня ТРУ для тендеров у СМП

Утвердите перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у МСП по 223-ФЗ, и закупайте по утвержденному списку у субъектов МСП.

ТРУ из перечня закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  • СМП не участвуют в процедуре;
  • заявки участников закупки, которые относятся к СМП, отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  • заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  • заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.

Эти исключения указаны в п. 21 Постановления № 1352. Во всех остальных случаях закупайте товары, работы и услуги из локального перечня только у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Включите в перечень товаров, закупаемых у СМП по 223-ФЗ, информацию из ОКПД2:

  • наименование;
  • код, разделы, классы, группы и т. д.;
  • категории и подкатегории.

Приказ о перечне окпд2 для смп по 223-фз

перечень окпд2 для смп по 223-фз

Разместите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки — продукция из перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 млн рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. Если цена договора от 200 млн рублей до 800 млн рублей — это его право.

Особенности определения объема тендеров у МСП по 223-ФЗ

По Постановлению Правительства № 1352 от 11.12.2014, минимальный объем закупок у СМП по 223-ФЗ в 2022 году составляет 25%.

А в п. 5 Постановления Правительства № 1352 указано, что минимальный объем договоров, которые необходимо заключить с представителями малого бизнеса по итогам закупок, которые проведены с ограничениями для МСП, составляет 20%.

Получается, что годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере 25% и включает договоры, которые подписаны по итогам процедур:

  • исключительно среди СМП;
  • для всех участников, в т. ч. среди СМП;
  • для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.

Такой объем указывают при составлении закупочного плана.

В п. 7 Постановления № 1352 указано, что закупка исключается при расчете годового объема закупок, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, если она попадает в закрытый перечень, который прописан в этом же пункте. Этот список насчитывает 37 пунктов, приведем основные:

  • обеспечение обороны и безопасности государства;
  • услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению;
  • проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам;
  • услуги подвижной радиотелефонной связи.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т. ч. у СМП. Годовой объем таких процедур равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество необходимо учитывать, когда планируете закупки.

Проверка статуса СМП

В законодательных нормативах закреплено, что СМП в закупках — это представители малого и среднего бизнеса и самозанятые. Для подтверждения статуса самозанятого не требуется отдельных документов, достаточно информации на сайте ФНС. Аналогичным образом проходит проверка принадлежности компании или ИП к субъектам малого предпринимательства — в едином реестре ФНС.

Проверку проводит заказчик, участник не подает документы для подтверждения статуса самозанятого или СМСП. Заказчик вводит ИНН участника в один из специальных сервисов ФНС, запускает поиск и сверяет результат с информацией об участнике. Отсутствие потенциального поставщика в реестрах ФНС — это прямое основание для отклонения заявки в тендерах только для СМСП и самозанятых, приравненных к ним. Такие же правила распространяются на заказы с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП.

Особенности проведения тендера среди СМП

В ст. 3.4 указаны особенности закупок у МСП в 2022 году. В этой норме определены правила процедур для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили в таблице срок закупок для СМП по 223-ФЗ в зависимости от способа определения поставщика.

Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД
Конкурс 7 дней Не больше 30 млн рублей
15 дней Больше 30 млн рублей
Аукцион 7 дней Не больше 30 млн рублей
15 дней Больше 30 млн рублей
Запрос предложений 5 рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 млн рублей
Запрос котировок 4 рабочих дня Не больше 7 млн рублей

Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в закупочной документации требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 млн рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.

С 01.07.2022 вступают в силу требования к независимым гарантиям, которые необходимо устанавливать в закупках для МСП.

Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по Распоряжению Правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.

В ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ указано, что способами конкурентных закупок для СМСП, в соответствии с законом № 223‑ФЗ, являются электронные запросы котировок и предложений, аукционы и конкурсы. Для проведения выбирайте электронные площадки, которые утверждены Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по Постановлению Правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8, и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник указал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  1. Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  2. Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  4. Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
  5. Заказчик фиксирует результаты в протоколе о подведении итогов.

Особенности проведения электронных конкурентных процедур среди МСП таковы:

  1. При электронном конкурсе не проводят квалификационный отбор участников. Сроки проведения каждого этапа необходимо указывать в закупочной документации, а не в извещении.
  2. Электронный запрос предложений проводят в порядке, предусмотренном для электронного конкурса. Окончательное и дополнительное ценовое предложение теперь не подают.
  3. Состав заявки зависит от способа определения поставщика. Для участия в электронном аукционе подают две заявки. В первой указывают предложение по объекту заказа, во второй — все обязательные документы (если они требуются), но не ценовое предложение. В составе заявки на электронный запрос котировок предоставляют документы и информацию по требованиям закупочной документации.
  4. Определен исчерпывающий перечень сведений об участнике, которые вправе запрашивать заказчик. Для организаций это наименование, адрес, учредительные документы, ИНН или аналог (для иностранного участника). Для ИП — Ф.И.О., паспорт, адрес места жительства, ИНН. Кроме того, разрешено запрашивать информацию об обеспечении заявки (реквизиты специального счета, копия или оригинал банковской гарантии) и предложение по предмету заказа и о цене договора (для электронного аукциона запрашивать цену нельзя).
  5. Допускается требование задекларированных сведений о неприостановлении деятельности участника на дату подачи заявки. Такая декларация размещается на электронной площадке, подавать отдельный документ не требуется. Если в закупочной документации определены критерии и порядок оценки заявок, то заказчикам разрешено указывать, какие сведения необходимы. Но если потенциальный поставщик не предоставил эту информацию в составе заявки, то его запрос отклонять нельзя. Запрещено требовать и иные документы, которые не входят в перечень.
Читать статью  Как исследовать рынок при составлении бизнес-плана — СКБ Контур

Неконкурентные процедуры у МСП по принципу «электронного магазина»

С 01.07.2022 в тендерах у СМСП заказчики смогут установить в положении способ неконкурентной закупки по принципу «электронного магазина», учитывая такие особенности:

  • закупку проводят на электронных площадках из спецперечня;
  • цена договора — не более 20 млн руб.;
  • участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
  • заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
  • оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям, а заказчик определит, с кем из их числа заключить договор.
  • как правильно провести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ;
  • неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ будут проводить в форме электронного магазина.

Особенности заключения договора в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивированно отказывается вносить правки.

С 23.03.2022 изменились правила заключения и оплаты договоров по итогам заказов у представителей малого бизнеса и самозанятых (Постановление Правительства № 417 от 21.03.2022). Срок оплаты определяется с момента подписания заказчиком акта или товарной накладной о приемке товаров, работ, услуг и составляет 7 рабочих дней.

Договор заключают на основании:

  • извещения (приглашения);
  • документации;
  • предложения участника;
  • проекта договора.

Отчетность о закупках у СМП

В 2023 году при составлении годового отчета о закупках у СМСП по 223-ФЗ за 2022 года учтите ряд новшеств.

Особенности тендеров с малым бизнесом по 223-ФЗ

Закупка у СМП по 223-ФЗ — это приобретение товаров, работ, услуг у представителей малого бизнеса отдельными видами юридических лиц. Такие тендеры имеют особенности, а с 01.10.2021 правила еще изменятся.

Скачать постановление правительства № 1352 от 11.12.2014 из КонсультантПлюс

Что изменится в 2022 году

С 01.10.2021 вырастет сумма контракта в закупке у СМП 223-ФЗ — правительство постановлением № 937 от 19.06.2021 увеличило порог начальной (максимальной) цены договора для закупок товаров, работ, услуг из перечня для СМП. Новые показатели таковы:

  • для обязательного приобретения — НМЦД не больше 200 миллионов рублей;
  • для необязательного приобретения — НМЦД не больше 800 миллионов рублей (до 01.10.2021 этот показатель равен 400 миллионам).

На подзаконном уровне особенности участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ регламентированы постановлением правительства № 1352. С 11.02.2021 на сайте проектов нормативных актов опубликован проект постановления правительства, который изменяет ПП 1352.

С этой даты Минфин планирует изменить п. 8 этого постановления и обязать заказчиков утверждать перечень товаров, работ, услуг для проведения всех закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства по пп. «б» п. 4 постановления правительства № 1352. Нынешняя редакция этого пункта предусматривает обязанность утвердить этот перечень для проведения торгов, иных способов госзакупки, которые предусмотрены положением о закупке среди МСП по пп. «б» п. 4 постановления № 1352.

Новая редакция этого пункта по-прежнему не исключает заказы товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в т. ч. не у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сейчас для госкомпаний установлена квота на тендеры у субъектов МСП. В прошлом году правительство увеличило ее с 18% до 20% от совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпаний. Срок оплаты заказчика по договору сократили с 30 до 15 рабочих дней. В 2022 году ввели административную ответственность за нарушение сроков оплаты.

  • «Глобальная реформа 223-ФЗ: что изменилось с 01.01.2021»;
  • «Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: изменения с 2021 года».

Напомним, что с 01.04.2021 вступил в силу Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020, который изменит особенности конкурентных электронных заказов среди СМСП по 223-ФЗ.

Эксперты КонсультантПлюс сделали обзор изменений в 223-ФЗ с 01.04.2021. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Кто и сколько обязан закупать у СМП по 223-ФЗ

В законе о госзакупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц № 223 от 18.07.2011 не приводится определения, что такое малая закупка по 223-ФЗ, — заказы маленького объема (до 600 000 рублей) проводят только по 44-ФЗ. Но в 223 законе и в различных подзаконных актах строго регулируют объем заказов, которые необходимо проводить среди представителей малого и среднего бизнеса.

Минимальный размер закупок у СМП по 223-ФЗ равен 20% (постановление правительства № 1352 от 11.12.2014). Такой объем товаров, работ и услуг заказчик приобретает у поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства в течение года. Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

В ПП РФ № 1352 закреплено, кто обязан осуществлять закупки у СМП по 223-ФЗ, — все заказчики, работающие по нормам закона № 223. Доля сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 18% от указанной величины. Аналогичный объем закладывают и в план закупок. Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п. 7 положения об особенностях ПП № 1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у поставщиков из числа СМП. Вот как планировать долю закупок у СМП по 223-ФЗ в этом случае — годовой объем инновационных приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество необходимо учесть и на этапе планирования госзакупок.

Годовой объем заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  • только для СМП;
  • для всех участников, в том числе и для СМП;
  • для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик проверяет категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС.

Что закупают у СМП по 223-ФЗ

Заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг: конкурентная закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчика по 223‑ФЗ проводится в соответствии с этим списком. Причем ТРУ из списка закупают у других категорий участников только в исключительных случаях, которые указаны в п. 21 постановления правительства № 1352.

На основании ОКПД2 в перечень включают следующую информацию о товарах, работах или услугах:

  • название;
  • код, в том числе разделы, классы, группы и т. д.;
  • категории и подкатегории.

Опубликовать документ необходимо в ЕИС и при необходимости на сайте заказчика.

Если предметом сделки является продукция из перечня, то закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчика по 223-ФЗ проводится только в размере НМЦД до 200 миллионов рублей. Проведение тендера среди СМП в таком случае — это обязанность заказчика. В аналогичной ситуации при начальной цене от 200 до 400 миллионов рублей (а с 01.10.2021 — 800 млн руб.) это лишь его право.

Как закупают у СМП по 223-ФЗ

Новая редакция 223-ФЗ определяет конкретные виды закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Они отражены в таблице.

Вид тендера Минимальный период до окончания срока подачи заявок НМЦК
Конкурс 7 дней Не более 30 млн руб.
15 дней Более 30 млн руб.
Аукцион 7 дней Не более 30 млн руб.
15 дней Более 30 млн руб.
Запрос предложений 5 рабочих дней до начала проведения процедуры Не более 15 млн руб.
Запрос котировок 4 рабочих дня Не более 7 млн руб.

Отменить такие процедуры разрешено в любое время до окончания срока подачи заявок.

С 01.04.2021 вступил в силу 452-ФЗ от 22.12.2020. Теперь заказчикам разрешено требовать конкретный список документов для МСП 223-ФЗ и запрашивать ряд сведений:

  • название, адрес и учредительные документы — для юрлиц;
  • Ф.И.О., паспорт, адрес места жительства — для ИП;
  • ИНН или аналог — для участника-иностранца;
  • сведения об обеспечении заявки, если заказчик установил такое требование в закупочной документации (реквизиты спецсчета или оригинал или копия банковской гарантии);
  • предложения по предмету заказа;
  • предложения о цене договора (исключение — электронный аукцион);
  • декларации определенных сведений, актуальные на дату подачи заявки (как пример — декларация о неприостановлении деятельности).

Для проведения торгов необходимо выбирать площадки, которые работают по правилам, описанным в 44-ФЗ, и соответствуют дополнительным требованиям (постановление правительства № 657 от 08.06.2018).

Заявки (кроме котировок), в первых частях которых участник указал сведения о себе или о цене либо включил цену во вторую часть, отклоняются.

Далее закупка включает следующие шаги:

  1. Оператор ЭТП направляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (при необходимости).
  2. Покупатель составляет протокол рассмотрения первых частей и отправляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сопоставляет ценовые предложения, отправляет эти сведения и вторые части заказчику.
  4. Комиссия по осуществлению закупок присваивает порядковые номера заявкам в порядке убывания выгодности.
  5. Заказчик составляет итоговый протокол.
Читать статью  Современные методики бизнес-планирования и анализ программ для составления бизнес-планов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Как заключают договор по результатам закупки среди СМП

Договор заключают только в электронной форме с помощью ЭТП. Уполномоченные представители покупателя и победителя должны подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник вправе направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель высылает поставщику измененный проект договора или предоставляет мотивированный отказ от внесения правок.

Закупки с участием СМСП по закону № 223-ФЗ

Сегодня мы поговорим о новом порядке осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии сФедеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ).

Новые правила проведения закупок у СМСП

В этот закон были внесены изменения, которые в основном касаются закупок у СМСП. Изменения были внесены Федеральным законом от 22.12.2020 N 452-ФЗ (далее – Закон N 452-ФЗ). Обратите внимание, что эти изменения требуют от заказчика внесения изменений в положение о закупках. Срок для внесения изменений в положение о закупках – это 90 дней с даты вступления этих изменений ( п. 3 ст. 2 Закона N 452-ФЗ).

Нужно сказать, что с учетом нормативных новаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей закупок по ЗаконуN 223-ФЗ приравнены и самозанятые ( ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Реестр самозанятых лиц ведет ФНС России, так же, как и реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с этим действуют для заказчика определенные правила. Заказчик самостоятельно смотрит наличие сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства в этом реестре как участника закупки, или как соисполнителя, или субподрядчика, проверяет наличие в реестре этих лиц, а в отношении самозанятых проверяет наличие сведений о таком самозанятом в реестре, который ведет также ФНС России в реестре о применении налогового режима, который называется налог на профессиональный доход ( п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ N 1352)). Соответственно, если заказчик устанавливает, что в реестре (в том или другом) отсутствуют сведения об участнике закупки или о лице, с которым он уже заключает контракт, то заказчик либо отклоняет заявку, либо отказывается от заключения контракта с таким участником при отсутствии информации.

Регламент подачи заявок

Сроки для проведения закупок у СМСП остались прежними, и сроки размещения извещений в том числе. Если мы говорим о конкурсе, то извещение о конкурсе заказчик размещает не позднее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная цена договора не превышает 30 миллионов рублей, и 15 дней на подачу заявок, если превышает 30 миллионов рублей ( п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Такие же сроки размещения извещений, подачи заявок для аукциона предусмотрены ( п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В отношении запроса предложений заказчик размещает извещение не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса предложений. При этом начальная цена договора не может превышать по запросу предложений 15 миллионов рублей ( п. 3 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). По запросу котировок цена не может превышать 7 миллионов рублей, и на подачу заявок с момента размещения извещения должно быть не менее 4 рабочих дней ( п. 4 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Важнейшим новшеством, которое предусмотрено Законом N 223-ФЗ в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь является единый состав заявки на участие. Закон N 223-ФЗ предусматривает довольно большой, но теперь одинаковый для всех перечень документов и сведений, которые участник закупки должен в составе заявки заказчику предоставить. Это изменения, которые были внесены в ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ.

Сейчас поговорим о ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает, что в документации заказчик вправе установить строго определенный перечень документов и сведений в качестве обязанности потенциального поставщика, подрядчика или исполнителя, чтобыпредоставить их заказчику.

Значительный блок сведений, которые указывает участник, предоставляются в форме так называемых деклараций, то есть участник никакими документами эту информацию не подтверждает, а лишь декларирует ее ( п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Далее в составе заявки участник указывает информацию о своем предложении, то есть о том предмете закупки, который заказчику требуется ( п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Предоставляет копии документов, которые подтверждают соответствие товаров, работ или услугтребованиям законодательства Российской Федерации. Не допускается требовать такие документы предоставить в составе заявки, потому что они должны будут быть переданы вместе с поставляемым товаром ( п. 11 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Указывается наименование страны происхождения, документ, подтверждающий страну происхождения, с учетом того, что заказчик обеспечивает соблюдение национального режима при проведении закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе обеспечивает соблюдение минимальной доли закупок товаров, работ, услуг, произведенных в Российской Федерации или выполняемых, или оказываемых российскими поставщиками-предпринимателями ( п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее указывается предложение о цене договора или единицы товара, за исключением случая, если проводится аукцион ( п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Как мы знаем, в аукционе ценовое предложение подается на отдельном этапе.

Если мы с вами обратим внимание на обеспечение участия в закупках для СМСП (я уже упоминала, что это могут быть денежные средства на специальном счете или банковская гарантия), способ – денежные средства или банковская гарантия – выбирает собственно сам поставщик,что предоставить заказчику ( ч. 12 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Размер обеспечения устанавливается в извещении и не может быть более 2% от начальной максимальной цены договора ( п. 23 Постановления Правительства РФ N 1352). Счет специальный может быть открыт только в банке, который включен в специальный перечень, который определен Правительством ( ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И в рамках предоставления обеспечения через вот этот специальный счет, открытый в банке, в течение одного часа после окончания срока после подачи заявок оператор обращается в банк за информацией о наличии на специальном банковском счете такого участника денежных средств, необходимых в объеме, который указан в извещении заказчика. Банк в течение часа такую информацию предоставляет и при наличии средств их блокирует на этом специальном счете, информирует оператора, если средств на счете нет или недостаточно или операции по счету, допустим, приостановлены. И,соответственно, оператор электронной площадки, если банк не может заблокировать необходимое количество средств, возвращает такому участнику заявку ( ч. 15 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Итак, состав заявки теперь единый, правила обеспечения действуют для всех участников одинаково. Повторюсь, это банковский счет специальный и наличие средств на этом счете либо гарантия банковская, которую предоставляет участник заказчику.

Изменения при проведении процедур

Какие изменения произошли при проведении конкурса? Изменения произошли самые существенные в этапах конкурса, и чуть позже мы с вами поговорим о протоколе, который еще появился в ходе конкурса.

Итак, какие на сегодняшний день этапы конкурса для СМСП предусмотрены. Это, во-первых, проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик или потребительских свойств товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнениядоговора для уточнения в извещении и документации и в проекте договора таких характеристик ( п. 1 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Следующий этап – это обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках или потребительских свойствах, качестве, услугах и иных условий исполнения договора, тех, которые уже содержатся в заявках, опять же, в целях уточнения информации в извещении и документации, в проекте договора этих характеристик ( п. 2 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Далее рассмотрение и оценка заказчиком поданных заявок на участие в конкурсе ( п. 3 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И последний этап – сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства о снижении цены договора ( п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Некие правила действуют для применения этапов конкурса. Во-первых, каждый из этих этапов в электронной форме может быть включен в него однократно ( п. 1 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Обратите внимание, что из состава этапов конкурса исключен квалификационный отбор ( п. 4 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Сроки проведения этапов конкурса теперь устанавливаются в документации, а не в извещении, как было раньше ( п. 3 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Переторжка проводится только в отношении цены договора, то есть переторжки в отношении характеристик, иных предложений по исполнению договора теперь проведено быть не может ( п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее особенности. Обсуждение функциональных характеристик, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора осуществляется исключительно участниками, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. Раньше такое обсуждение было возможно с участниками, которые соответствуют требованиям. И новый срок проведения переторжки – это три часа ( пп. «б» п. 10 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Читать статью  Идея для бизнеса: часовая мастерская

При проведении аукциона или запроса предложений изменения, которые появились, это также исключение квалификационного отбора как этапа аукциона ( п. 2 ч. 6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021) или этапа запроса предложения ( п. 2 ч. 9 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021 ). Закон теперь говорит, что запрос предложений проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном для проведения конкурса с учетом особенностей, которые предусмотрены ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, и отличие вот собственно конкурса от запроса предложений в том, что в запросе предложений не проводится подача окончательного предложения, то есть нет переторжки ( ч. 7.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Новая ч. 7.1 появилась в ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Она предусматривает формирование протоколов в аукционе и в конкурсе. В конкурсе по итогам подачи дополнительных предложений о цене, в аукционе – по итогам этапа подачи предложения о цене. Итак, в течение одного часа после окончания срока подачи дополнительных предложений в конкурсе, после переторжки оператор электронной площадки составляет и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол подачи дополнительных ценовых предложений. Протокол содержит дату, время начала и окончания подачи таких дополнительных предложений и собственно сами предложения о цене договора, которые поступили в ходе переторжки. В отношении аукциона также в течение часа по окончании этапа подачи предложений о цене оператор электронной площадки составляет и размещает в единой информационной системе и на площадке протокол подачи предложений о цене договора. Протокол также содержит дату, время начала и окончания подачи предложения о цене договора и поступившие минимальные предложения о цене договора каждого участника аукциона, который соответственно такие предложения делал, и время поступления каждого предложения о цене.

Изменения претерпела ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и в части установления критериев оценки, порядка оценки. Это новая ч. 19.2 ст. 3.4 ЗаконаN 223-ФЗ, которая говорит, что, если документацией о закупке установлено применение критериев и порядка оценки и сопоставления заявок к участникам конкурентной закупки, к предлагаемым ими товарам, работам или услугам или к условиям исполнения договора, то документация должна содержать указание на информацию и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в целяхосуществления такого вот сопоставления и оценки.

Обратите внимание, и заказчики, и поставщики должны об этом помнить, что при отсутствии таких документов и информации в составе заявки заявка не может быть отклонена, это не является основанием для отклонения заявки. Просто по соответствующему критерию или критериям, по которым не будут предоставлены документы и сведения, заказчик поставит 0 баллов. То есть вот отклонить нельзя, нужно оценить, но при отсутствии сведений в общем-то оценить нечего, поэтому заявка по этому критерию получит 0 баллов. И, естественно, предусматривать подобные критерии оценки можно только в случаях, если проводится конкурс или запрос предложений. При проведении запроса котировок или аукциона у нас никакого сопоставления не происходит, победитель определяется только по цене.

Заявка: условия подачи и рассмотрения

Из чего состоит заявка участника на конкурс и запрос предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Это три части ( ч. 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть содержит информацию в отношении предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг, условий исполнения договора в случае, если в документации установлены критерии оценки. Вторая часть заявки содержит информацию и документы в отношении самого участника закупки, подтверждающая соответствие требованиям самого участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть первая часть заявки – что предлагается с документами, вторая часть заявки – кто предлагает, то есть сведения об участнике, которые предусмотрены п.п. 1‑9 , 11 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 (мы уже их назвали), а также ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. И назовем третий элемент заявки на участие в конкурсе или запросе предложений. Это предложение участника о цене договора или цене единицы товара, работы или услуги.

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей ( ч. 19.6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Первая часть заявки – это также документы и сведения о предложении участника, о товаре, работе или услуге. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, предусмотренные, как я уже упоминала, п.п. 1‑9 , 11 и 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Обратите внимание, что эта информация и документы должны содержаться в заявке в случае, если эти требования установлены заказчиком в документации о закупке.

Что касается заявки на участие в запросе котировок, она должна содержать информацию и документы, предусмотренные ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, если заказчик установил обязанность предоставления этих документов и сведений ( ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

И продолжает действовать довольно строгое правило о нарушении правила содержания заявки, если в первой части заявки на участие в конкурсе, в аукционе или запросе предложений в форме сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений будут сведения о таком участнике, заявка должна подлежать отклонению ( ч. 21 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). То есть в информации, которую заказчик получает первой, информации о самом участнике быть не должно. Сначала заказчик оценивает только предлагаемые товары, работы или услуги.

По итогам рассмотрения первых частей заявок заказчик формирует протокол ( ч. 24 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В этом протоколе указываются, естественно, дата, количество заявок, которые были поданы, дата регистрации каждой заявки, результаты рассмотрения заявок на участие (если на соответствующем этапе заказчиком предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения заявок с указанием, в том числе,количества заявок, которые поступили), основания отклонения каждой заявки с указанием того, какие положения заявки не соответствуют каким положениям извещения, документации или законам, соответственно результаты оценки на участие с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок (указываются причины, по которым закупка была признана несостоявшейся, если была признана несостоявшейся) и иные сведения, которые указываются в протоколе в соответствии с положением о закупках конкретного заказчика ( ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). В течение часа с момента получения такого протокола от заказчика операторы электронной площадки публикуют его в единой информационной системе и на электронной площадке.

Далее в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации заказчику комиссия по осуществлению закупок заказчика на основании результатов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности тех предложений, которые содержатся в заявках участников. На основании результатов оценки заявок заказчик присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности для заказчика тех предложений, которые содержатся в заявках участников. Соответственно, заявка на участие, в которой содержатся наиболее приемлемые, наиболее интересные для заказчика, другими словами, лучшие предложения, получает наименьший порядковый номер и такой участник будет призван победителем соответствующей закупки. Если одинаковые предложения содержатся в нескольких заявках, то первый номер будет присвоен заявке, которая поступила раньше, чем другие заявки ( ч. 26 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

И заказчик формирует итоговый протокол, в котором указывает количество поданных заявок, дату и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок или окончательных предложений, если проводился такой этап в ходе, допустим, конкурса ( ч. 27 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Заявке или окончательным предложениям, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер, как я уже говорила, если одинаковые предложения содержатся в заявках, первый номер будет присвоен той, которая поступила раньше. Указываются результаты рассмотрения заявок и окончательных предложений с указанием, в том числе, количества заявок и окончательных предложений, которые отклонены, основания отклонения по каждой заявке, далее указываются результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения по каждой заявке и каждому окончательному предложению с учетом тех критериев оценки, которые были указаны заказчиком в документации. Соответственно, если на таком этапе оценка была предусмотрена.

Если закупка была признана несостоявшейся, указываются причины признания ее таковой и иные сведения указываются в протоколе, если предложение о закупках заказчика предусматривает необходимость указания таких сведений. Далее заказчик итоговый протокол размещает на электронной площадке и в единой информационной системе.

Договор с субъектом малого и среднего предпринимательства по итогам такой закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, подписывается электронной подписью ( ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Договор заключается на основании того проекта, или в форме, буква в букву, проекта договора, который был размещен в документации в качестве проекта договора( ч. 29 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И соответственно, если было предусмотрено обеспечение исполнения договора, которое не может превышать 5%начальной максимальной цены договора или лота, то договор заключается по итогам закупки с обязательным предоставлением такого обеспечения.

Источник https://gozakaz.ru/osobennosti-zakupok-u-smp-po-223-fz/

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/zakupki-u-smp-po-223-fz-s-01-07-2018-poshagovaya-instruktsiya

Источник https://respectrb.ru/node/37672

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: