Сравнительная характеристика бизнес-тренеров

Сравнительная характеристика бизнес-тренеров

Однажды в диких вечнозеленых джунглях на огромном дереве собралась стадо мартышек. «Что делать?» — горячо и громко обсуждали они – «нас все обижают, никто не боится, с нас смеются…». И тут одна мартышка сказала «Друзья! Пойдемте к филину-консультанту. Он умный, и обязательно что-нибудь придумает». Так они и сделали. Важный Филин выслушал их и произнес «Все очень просто. Вам нужно стать ежиками. Ежики колючие и жители джунглей опасаются трогать их». Обрадованные мартышки с шумом понеслись обратно к своему дереву. Они так обрадовались и так быстро неслись, что одна из них споткнулась и стукнулась головой о ствол дерева. Это пошло ей на пользу. «Постойте!, — воскликнула она. – А как же мы превратимся в ежиков. ». Остальные мартышки тоже призадумались и решили вернуться к филину. «Послушай, Филин! – обратились они к мудрой птице – Но ты не сказал, как нам стать ежиками!». «Вот еще! – возмутился филин, разведя крылья в стороны. – Я разрабатываю теорию, а практика – это ваши проблемы!».

Почему родилась идея этой статьи?

Предвидя скептические улыбки HR-ов, прочитавших название статьи, спешу реабилитироваться. Эта статья создавалась прежде всего для тех, кто выделяет финансирование на обучение персонала. То есть, для руководителей и собственников. И содержит она в себе инструмент, созданный для них же. Простой, наглядный и легкий в использовании. Хотя и не такой мощный, какими пользуетесь Вы, уважаемые HR-ы. Впрочем, возможно, и Вы найдете для себя что-то интересное. В частности, здесь затронута вечная тема – должен ли бизнес-тренер быть практиком бизнеса…

Моя знакомая, занимающая ответственную должность в одной из крупных американских компаний и имеющая возможность посещать разнообразные тренинги, после одного из тренингов (мастер-класс) высказала такое мнение: «Представь себе, — сказала она, — что ты умеешь строить небольшие домики и хочешь научиться строить небоскребы. Приходишь на тренинг, а тебе рассказывают, как делать пасочки из песка…». Думаю, каждый из нас бывал в такой ситуации.

Пестрая масса «бизнес-тренеров» изобилует самыми различными специалистами. Даже умудренные опытом руководители порой затрудняются в определении подходящего специалиста. За последние годы количество тренеров-консультантов и им сочувствующих в Киеве (да и во всей Украине) выросло на столько, что становится непонятным, кого вообще можно считать тренером?

Чтобы облегчить жизнь тем кто заказывает тренинги или посещает открытые тренинги, в статье предлагается чрезвычайно простая и легкая классификация. Но прежде, чем перейти к ней, ознакомимся с некоторыми нюансами национального рынка обучения, которые позволят осознать актуальность предлагаемой классификации.

Особенности национального бизнес-обучения. Примеры из жизни

Имея 5-летний опыт ведения «Веревочного курса», я задался вопросом: почему эта программа, зачастую подразумевающая серьезную и глубокую работу, приобрела репутацию «Веселых стартов»? И вот, 2 года назад я неожиданно получил ответ.

После проведения веревочного курса для одного из заказчиков, штатный тренер (не имеющий, кстати, необходимой для бизнес-тренера подготовки) сообщил мне: «А я так посмотрел… — ведь ничего сложного! В следующий раз я и сам смогу провести!». И стало понятно — в следующий раз это и будут «Веселые старты».

Еще один пример, записанный в видео формате, мне показала моя знакомая HR-менеджер, работающая в крупной IT-компании. В процессе одного из упражнений «тренер» осуществлял вмешательство там, где делать это не только целесообразно, но и категорически запрещено. Позже я выяснил, что знания о веревочном курсе он также почерпнул будучи его участником. И не более.

К сожалению, сегодня 8 из 10 инструкторов, ведущих «Веревочный курс», не осознают цели и методики этой программы. Как правило, это «тренеры», прошедшие курс в качестве студентов либо наблюдавшие за процессом со стороны. Представьте себе водителя, не проходившего курсы в авто школе, а сидевшего на переднем сидении и наблюдавшего за действиями профессионала! Стали бы Вы ехать в машине, которой он управляет?

Заказчику важно помнить, что суть веревочного курса не в деревьях и веревках, а в групповом коучинге, проводимом тренером-инструктором. Впрочем, эта тема требует отдельной статьи.

В Киеве есть знакомый мне «специалист», который во время коучинг-сессии дает свои комментарии и советы, противореча своим вмешательством самой сути коучинга. Конечно, он делает это из добрых побуждений. Однако, это уже не коучинг, а классическое консультирование — и надо называть вещи своими именами. Установленная им цена «за час коучинга» -150 у.е. — совершенно не обоснована. В то же время «специалист», осуществляющий столь некорректное вмешательство, сотрудничает с одной из крупнейших киевских тренинговых компаний и проводит обучение для многих организаций.

Это особенная болезнь некоторых «тренеров». Успех любого тренинга, если только мы говорим о тренинге, а не о семинаре, состоит в том, что студенты принимают в нем самое активное участие. И порою тренеру лучше совсем не вмешиваться в некоторые процессы, чем вмешиваться излишне настойчиво.

Однако, в бизнес-пространстве Украины действует целый ряд «тренеров» с подходами школьных учителей, всегда знающих правильные ответы и своевременно поправляющих учеников. Придание значимости мнению другого человека, к сожалению, упускается.

Сертифицированность — особая тема для разговора. Сертифицированный тренер – это модно. Это дороже, чем обычный. И это редко понятно.

Недавно, посетив тренинговую выставку, я был свидетелем конфузного происшествия. Сертифицированный коуч, он же сертифицированный тренер международного класса, он же не помню кто еще, не смог справиться с обычной аудиторией размером в 30 человек. Аудиторией простой, лояльной, готовой слушать.

Читать статью  Бизнес в интернете - как начать с нуля свое дело - Сбербанк

Факт на лицо – громкие титулы, привлекательные аббревиатуры и ворох дипломов не дают гарантии качественной подготовки специалиста. Зачастую диплом или сертификат – свидетельство финансового вложения в собственное образование, но не подтверждение компетентности.

Что бы ни писал тренер в своем резюме, важно помнить: в Украине официальное законодательство не предусматривает процедуру сертификации бизнес тренеров. А это означает что я, будучи бизнес-тренером, могу выдать любому школьнику сертификат о том, что он тоже является бизнес-тренером. И он будет сертифицирован. Еще один важный фактор — как долго тренер обучался тренерской науке в организации, выдавшей сертификат.

Обучающие программы по продажам и управлению, основанные на западных методиках и не отшлифованные Украинской реальностью, часто не выдерживают давления отечественного бизнеса. И вот, специалист по продажам, пройдя соответствующий тренинг и получив соответствующие навыки, выходит с ними в жизнь… и тут же получает «негативную обратную связь». Опробовав западные методики и убедившись в том, что они не работают, он делает для себя вывод о том, что все тренинги – пустая болтовня теоретиков (см. выше историю про филина).

На той же тренинговой выставке, о которой я писал выше, к нашему стенду (я был на выставке с компанией Формула Команды) подошел благообразного вида мужчина с небольшой седой бородкой. Не успев толком поздороваться, хитро прищурившись и многозначительно улыбаясь, он сообщил «Мы вообще можем заниматься тем, чтобы посещать любые тренинги и развенчивать их в пух и прах!»

«Интересно, — подумалось мне, — а какая польза от этого будет заказчику?». В слух же я поинтересовался, кем же является достопочтенный посетитель. «Мастер НЛП», — был дан гордый ответ.

НЛП – это отличные, может быть, даже самые выдающиеся на сегодняшний день, действительно работающие технологии. Но и они не являются панацеей. А специалисты, чересчур серьезно увлекшиеся этой наукой и забывшие о существовании повседневных задач, стоящих перед предпринимателями, управленцами и специалистами, вызывают некоторые опасения у обычных людей.

Тактико-Технические характеристики тренера

Классификаций и методик – великое множество. Рассмотрим еще одну, отличающуюся легкостью применения и практичностью. Назовем ее «Картой эффективности бизнес-тренера».

Для измерения эффективности тренера было выбрано две шкалы: Теоретическая подготовка и Личный опыт. В зависимости от уровня подготовки тренера по обоим параметрам, было выделено четыре типа бизнес-тренеров: Практикант, Аспирант, Техник и Инженер.

Рассмотрим подробнее каждый из типов. Заметим, что, как и всегда, рассматриваются идеализированные типы.

Имеет теоретические знания, но довольно ограниченные. Практического опыта нет. Зато очень хочет проводить тренинги.

Прошел некоторое, обычно небольшое, количество тренингов и понял, что проводить их легко. Прочел полезные книги.

Не обладает комплексом навыков и знаний для ведения тренингов, не обладает практическим опытом. Может покинуть тренинг не доведя его до конца, обидевшись на аудиторию.

Имея некоторый опыт в какой либо области, попал на бизнес-тренинг. Понравилось, пошел работать в тренинговую компанию (скорее всего, вначале – специалистом по продажам). Там же вырос до тренера. Прошел необходимый комплекс обучения.

Отлично работает с аудиторией. Харизматичен. Умеет расположить к себе и выпутаться из трудных ситуаций.

Не понимает реальных проблем и возможностей аудитории, зная о них лишь теоретически. Испытывает недостаток опыта в реальном секторе бизнеса.

Знает много и глубоко, иногда даже слишком глубоко. Но часто не в состоянии передать свои знания и опыт аудитории. Всегда является действующим специалистом в своей области (тренинг – не основной вид деятельности).

Специалист, достигший успеха в своей области и решивший а) поделиться своими знаниями с миром, б) заработать еще и на обучении.

Компетентен в трудностях и возможностях, с которыми сталкивается аудитория. Лучше, если имеет и позитивный и негативный опыт.

Часто не может удержать внимание аудитории, в результате из всей информации воспринимается 10-30 процентов. Кроме того, может сильно увлечься интересующей его темой и забыть обо всем остальном, что будет не интересно большей части аудитории.

Для работы с высокопрофессиональной и заинтересованной в теме аудитории. Исключительно для проведения семинаров.

Как выбрать оптимального бизнес-тренера?

Как выбрать оптимального бизнес-тренера?

Сейчас, многие руководители компаний приходят к пониманию того, что для успешного развития и процветания необходимо разработать и реализовать максимально эффективную программу участия сотрудников (прежде всего, руководителей и ключевых специалистов) в краткосрочных бизнес-семинарах.

Эта программа должна предусматривать как участие сотрудников компании в открытых семинарах, проводимых различными тренинговыми компаниями, так и проведение корпоративных семинаров на территории компании (одновременно для 15-20 руководителей и ключевых специалистов компании). Одним из важнейших элементов такой программы являются критерии выбора наиболее эффективного семинара и бизнес-тренера, а также методики оценки эффективности бизнес – тренинга.

Два вида бизнес-тренингов и тренеров

Начать нужно с того, что, в бизнесе существует два вида навыков (и, соответственно, семинаров и тренеров) – функциональные и психологические (личностные).

К функциональным знаниям и навыкам относятся знания и навыки в области финансов, маркетинга, логистики и т.д., к личностным – навыки лидерства, творчества, ведения переговоров, управления временем и т.д. Очевидно, что для максимально эффективного выполнения своих обязанностей каждый сотрудник компании должен обладать хорошо развитыми как профессиональными, так и личностными навыками.

Вполне очевидно также, что функциональным навыкам должны обучать (и, как правило, обучают) специалисты в соответствующей области, имеющие соответствующее бизнес-образование и опыт работы. Личностным навыкам, как правило, обучают профессиональные психологи.

При этом если личностным навыкам могут успешно обучать и тренеры, не имеющие специального психологического образования (но имеющие большой опыт практической работы в бизнесе), то профессиональных психологов, не имеющих ни бизнес-образования, ни опыта работы в бизнесе на функциональной должности, и имеющих нахальство вести семинары по стратегическому управлению бизнесом (например, «в условиях изменений») или по эффективным продажам, следует всемерно избегать (так как, будем откровенны, это сильно пахнет шарлатанством).

Читать статью  Планирование малого бизнеса

Как построить программу краткосрочного обучения персонала

Построение эффективной программы краткосрочного обучения персонала необходимо начать с констатации очевидного факта, что ее цель должна совпадать с основополагающей целью бизнеса – увеличением стоимости бизнеса. (Не путать с получением прибыли!) Поэтому для построения такой программы необходимо сначала определить ключевые факторы стоимости компании на всех уровнях управления (от стратегического до оперативного), а также перечень знаний и навыков, необходимых для оптимизации этих факторов (что, в свою очередь, позволяет максимизировать стоимость компании).

После этого необходимо провести максимально тщательный и подробный сбор информации об имеющемся на рынке предложении услуг в области бизнес-тренингов (в прессе, Интернете по бизнес-справочникам и т.д.).

После составления предварительного списка необходимых семинаров нужно составить по каждому из семинаров так называемый «короткий список» из 2-3 компаний, предлагающих соответствующие образовательные продукты для более детального изучения. В случае, если по какому-то направлению существует единственный поставщик соответствующего образовательного продукта («монополист»), то придется работать с монополистом…

После составления «короткого списка» необходимо провести сравнительный анализ предлагаемых продуктов в соответствии с приведенными ниже критериями.

Базовые требования к бизнес — тренеру

Прежде всего, необходимо ориентироваться исключительно на объективную информацию о продукте бизнес-тренера и самом бизнес-тренере. Не секрет, что успех многих (если не большинства) тренеров и тренерских компаний обусловлен не высоким качеством их продуктов, а их умением продавать (а часто и просто навязывать) свои продукты компаниям, руководители которых недостаточно хорошо знаю рынок и не владеют эффективными методиками выбора образовательных продуктов.

Особенно часто этим грешат профессиональные психологи, которые нередко используют различные неэтичные методики типа некоторых разновидностей НЛП (кстати, запрещенные в ряде западных стран).

Проблема с этим подходом состоит в том, что вне зависимости от хотения или мнения руководителя компании (на которое нечистоплотный бизнес-тренер может повлиять) существуют объективные законы бизнеса (на которые даже самый эффективный продавец повлиять не в состоянии).

Эти законы безжалостно наказывают руководителя, «купившегося» на методики нечистоплотного тренера, продающего бесполезный, а то и вредный продукт (есть и такие, причем, увы, немало).

Лучшее оружие против мошенников и шарлатанов от бизнес-тренингов – наличие четкой, «железобетонной» процедуры выбора продукта и опора на логику и здравый смысл (при максимально полном игнорировании эмоционального воздействия продавца). Кстати, по этой же причине рекомендуется очень осторожно относится к «раскрученности» имени тренера, а также к отзывам и рекомендациям (так как они часто отражают не качество продуктов тренера, а его умение продавать и убеждать).

Для оценки профессиональной компетентности тренера и его умения передавать знания необходима оценка следующих критериев:

1. Бизнес-образование. либо подготовка на долгосрочных курсах в России или за рубежом, либо опыт работы в крупной, стабильной компании (сопровождавшийся внутренним обучением).

2. Опыт работы в бизнесе. Очевидно, что бизнес-тренеры, преподающие функциональные бизнес-дисциплины (например, финансы или маркетинг) должны иметь опыт работы на соответствующих должностях в реальном секторе. А бизнс-тренеры, обучающие продажам, должны, по меньшей мере, сами «понюхать пороха», т.е. иметь личный опыт продаж в реальном секторе (не распространяется на продажи себя, как тренера!).

3. Опыт преподавания вообще (и проведения бизнес-тренингов). Чем больше, тем лучше (при прочих равных условиях). При этом в какой-то мере эквивалентным опытом можно считать проведение презентаций, участие в конференциях и т.д.

4. Публикации — статьи в печатных и Интернет-СМИ (прежде всего, делового направления), а также книги, публикации в сборниках трудов конференций и т.д. Совсем хорошо, если тренер или тренинговая компания выпускает собственный (как правило, бесплатный и электронный) информационно-аналитический бюллетень по тематике своих семинаров (как это принято в развитых странах).

5. Отзывы и рекомендации (хотя, по вышеизложенным соображениям, к ним нужно относиться с определенной осторожностью).

6. Раздаточные материалы, которые должны быть достаточно подробными (и практичными) для того, чтобы можно было максимально эффективно приступить к применению на практике знаний, полученных на семинаре. Необходимо обратить внимание на качество изложения и структурирования материалов. В случае, если на семинаре рассматриваются финансовые, маркетинговые или графические модели, раздаточные материалы должны содержать дискеты с соответствующими файлами. Так как на каждом семинаре, как правило, используется большое количество специальных терминов, необходимо требовать от тренера предоставления подробного толкового словаря этих терминов.

7. Наличие собственного Интернет-сайта, содержащего информационные и рекламные материалы (для упрощения сбора и анализа информации клиентами).

8. Предоставление консультаций по эффективному применению полученных на семинаре знаний к решению практических задач организации (что позволит максимально ускорить этот процесс). Возможно в виде ответов на вопросы на собственном форуме.

Проверка «соответствия» тренера корпоративной культуре компании, вообще говоря, не рекомендуется, так как обычно первое, что должен сделать тренер, это изменить корпоративную культуру (которая в большинстве российских компаний либо просто не формализована, либо совершенно не адекватна задачам компании).

По этой же причине не следует воспринимать резкость и категоричность тренера (практически неизбежные в силу высокой компетентности последнего) как «красный флаг». Не забывайте, что его работа – внедрить свои знания в подсознание слушателей, а для этого, как правило, требуется определенный «энергетический напор».

Есть немало тренеров-шарлатанов (как и консультантов), которые делают деньги на том, что говорят слушателям не то, что тем нужно для того, чтобы резко повысить эффективность, конкурентоспособность и прибыльность компаний (а то и просто спасти бизнес), а то, что слушатели хотят услышать (что нередко приводит к катастрофическим последствиям для компании).

Если вы пришли к выводу о необходимости обучения персонала своей компании, значит не все благополучно, поэтому вам срочно необходима хирургия в виде применения знаний и навыков (пусть даже полученных от резких и категоричных тренеров), а не «болеутоляющие» средства (в виде НЛП-технологий тренеров-шарлатанов), которые только усугубляют болезнь, создавая иллюзию здоровья. С «анестезией», конечно же лучше, но лучше хирургия без анестезии, чем анестезия без хирургии.

Коуч-тренер — кто это?

бизнес-тренер за работой

Бизнес-тренер (или коуч) – это тот, кто занимается обучением сотрудников компании и руководителей отделов. Специалист дает знания о методах и приемах управления и ведения бизнеса. Основная задача специалиста данного профиля – это увеличение прибыли, получаемой фирмой от реализации продукции или оказания услуг.

Читать статью  Производство Самоклеящихся Материалов: Технологии Декорирования и Маркировки

Коуч (тренер по бизнесу) — кто это?

Коуч — это «молодая» и востребованная профессия. Такой специалист проводит для сотрудников фирмы обучающие бизнес-тренинги – курсы или лекции, содержащие способы усовершенствования навыков продаж . Работа бизнес-тренера заключается в том, чтобы научить своих слушателей эффективному общению с покупателями, проведению рекламных кампаний, а руководителей научить методам управления отделом и способам взаимодействия внутри коллектива.

Компания, выбирая внештатного бизнес-тренера, ориентируется на его личностные качества. Коуч оказывает сильное эмоциональное влияние на сотрудников, поэтому должен подходить организации по духу. Тренер должен находиться на равных с группой, с которой он работает, чтобы научить сотрудников эффективным навыкам продаж.

Коуч (бизнес-тренер) — это кто и чем занимается?

Бизнес-тренер обучает сотрудников приемам взаимодействия с потенциальными покупателями, руководителей отделов и компаний – методам управления сотрудниками. Основная цель, которую преследует коуч — это повышение эффективности работы каждого специалиста и всего отдела и, соответственно, увеличение конечной прибыли компании.

Такой специалист необходим компаниям, которые занимаются оптовыми и розничными продажами, оказывают различные услуги потребителям и пр. Работа бизнес-тренера тонкая и ответственная, хотя во многих фирмах до сих пор недооценивают ее значимость.

Основная проблема заключается в слишком размытых стандартах и не очень определенном круге обязанностей. Бизнес-тренер – это профессия, которая только набирает популярность.

Что входит в обязанности бизнес-тренера

В фирме тренер(коуч) это тот, кто выполняет различные задачи по мере необходимости, работая одновременно и штатным психологом, и наставником. Основными его обязанностями принято считать:

организация бизнес-тренингов для работников компании и руководителей отделов;

разработка специальных образовательных программ и создание соответствующих пособий;

проведение аттестации персонала компании;

подготовка отчета о проведенных работах.

Помимо основной деятельности, бизнес-коуч участвует в конференциях по обмену профессиональным опытом, проводит дополнительные встречи с сотрудниками и т.д.

Если в компании ухудшились показатели по продажам, появился разлад в коллективе, то б изнес-тренер — это тот, кто исправит ситуацию с максимальным успехом.

Профессиональные требования к коучу

Чтобы стать хорошим бизнес-тренером, специалисту необходимы знания психологии, педагогики, менеджмента, маркетинга, богатый жизненный опыт. Желательно при этом иметь большой стаж управления командами, личный опыт успешных продаж в различных областях. Работа бизнес-тренером без опыта практически невозможна, так как во время обучения могут возникнуть внештатные ситуации, которые поставят коуча-новичка в тупик. Именно поэтому при обучении на эту профессию, создаются бесчисленные неудобные ситуации, которые бизнес-тренер должен исправить с минимальными потерями.

Также бизнес-тренеру необходимо на регулярной основе общаться с отечественными и западными специалистами, самому посещать различные семинары, конференции, быть в курсе экономической обстановки в стране.

Основные требования к коучу:

понимание специфики бизнеса, которым занимается его компания;

опыт публичных выступлений и организация тренингов;

умение создавать обучающие программы;

умение находить общий язык с различными типами собеседников;

наличие высшего образования;

грамотная устная и письменная речь;

отличные знания офисных компьютерных программ.

Дополнительно наниматель обращает внимание на следующее:

есть ли у коуча личный опыт продаж, понимание современных технологий продаж и маркетинговых исследований;

отзывы предыдущих слушателей;

знания иностранных языков (преимущественно — английского языка).

Бизнес-тренер должен позиционировать себя как грамотного специалиста, который обладает знаниями эффективных продаж, и может передать эти знания другим.

Как стать бизнес-тренером

Работать бизнес-тренером

Источник фото standret/freepik

Чтобы работать бизнес-тренером, необходимо не просто педагогическое образование. Нужны также опыт в продажах и сильные лидерские качества. На такую работу годятся психологи и бизнесмены в одном лице. Очень часто для б изнес-тренеров открываются специализированные курсы в бизнес-школах.

Чаще люди желают учиться у того человека, кто добился в жизни определенных благ. Поэтому бизнес-тренер должен являть собой пример успешности и состоятельности. Многие бизнес-тренеры, сделавшие карьеру в этой области, в прошлом работали преподавателями, топ-менеджерами, торговыми представителями, социологами, занимались научной деятельностью, исследованиями в области психологии и пр.

Бизнес-тренеры нередко проходят обучение дистанционно , так как они не всегда могут лично присутствовать на всех встречах и семинарах, которые позволят им повысить свой уровень.

Личностные качества коуча

Бизнес-тренер должен обладать определенными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей области.

Специалист должен быть:

Помимо этого коуч должен иметь хорошее чувство юмора, обладать развитым интеллектом, отличной памятью и постоянно заниматься саморазвитием. Это гарантирует его успех и повышение квалификации.

Бизнес-тренера приглашают на работу руководители организаций, которые занимаются продажей товаров или оказанием различных услуг. Коуч может представлять тренинговое агентство или работать от фирмы, которая проводит курсы повышения квалификации. Также бизнес-тренер может вести частную практику и самостоятельно находить клиентов для сотрудничества.

Сколько зарабатывает бизнес-тренер (коуч)?

Согласно данным IT-сервисов по поиску сотрудников, в России работа бизнес-тренер а в компании оплачивается достаточно высоко: от 35 до 300 тысяч рублей в месяц. Оклад зависит от навыков, профессионального опыта и популярности специалиста. Внештатный коуч может зарабатывать более 100 тысяч рублей в месяц. Работа бизнес-тренера без опыта оплачивается гораздо ниже — в основном, доход им приносят онлайн-тренинги.

Тем не менее, заработок специалиста складывается в основном из KPI-коэффициента, то есть показателя личной эффективности. Если бизнес-тренеру удается повысить эффективность продаж, то и зарплата меняется в лучшую сторону.

Плюсы и минусы работы бизнес-тренером

Работа бизнес-тренером имеет больше положительных сторон, чем отрицательных. Она подходит общительным и целеустремленным людям, которые не боятся публичных выступлений, уверены в себе, обладают различными приемами коммуникации и т.д.

Источник https://delovoymir.biz/sravnitelnaya-harakteristika-biznes-trenerov.html

Источник https://hr-portal.ru/article/kak-vybrat-optimalnogo-biznes-trenera

Источник https://kedu.ru/press-center/profgid/biznes-trener/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: