РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПОЛИСОВ — Студенческий научный форум

 

Содержание

Инвестиции как фактор социально-экономического развития регионов Российской Федерации: на примере Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Лабусов, Иван Викторович

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Лабусов, Иван Викторович

ГЛАВА 1. Современное состояние и основные направления развития экономики Республики Дагестан.

1.1. Особенности экономического развития.

1.2. Изменения отраслевой структуры.

ГЛАВА 2. Инвестиции в экономику Республики Дагестана: потребности и ресурсы.

2.1. Потребность экономики в инвестициях.

2.2 Инвестиционный климат и налоговое законодательство.

2.3. Иностранные инвестиции.

2.4. Роль финансово-банковской системы в инвестиционном процессе.

ГЛАВА 3. Программно-целевой метод социально-экономического развития регионов и инвестиционные программы Республики Дагестан.

3.1. Сущность программно-целевого метода развития.

3.2. Инвестиции в РД по межрегиональной федеральной программе «Юг России. 2008-2012 годы».

3.3.Инвестиционные программы Республики Дагестана.

3.4. Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года и до 2025 года: проблемы инвестирования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Развитие региона на основе активизации инвестиционного процесса: на примере Республики Дагестан 2007 год, кандидат экономических наук Абдулаев, Магомед Алибегаджиевич

Организационно-экономический механизм управления инвестициями в промышленности региона 2003 год, кандидат экономических наук Бейбулатов, Руслан Абдулмаликович

Особенности и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона: на примере Республики Дагестан 2012 год, кандидат экономических наук Шаллаева, Марина Гусейновна

Привлечение иностранных инвестиций на региональном уровне: На примере Республики Дагестан 2004 год, кандидат экономических наук Мудунова, Айшат Юсуповна

Макроэкономические аспекты методологии регулирования развития экономики региона: На примере Республики Дагестан 2001 год, доктор экономических наук Амутинов, Амучи Михайлович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инвестиции как фактор социально-экономического развития регионов Российской Федерации: на примере Республики Дагестан»

Актуальность темы исследования

Актуальность темы данного исследования определена, с одной стороны, потребностями регионов Российской Федерации в реструктуризации их экономик, модернизации технологических процессов, создании необходимых условий для стабильного и эффективного развития. Для этого регионам необходима новая инвестиционная политика как инструмент прямого и косвенного воздействия на экономические процессы. Ведется поиск наиболее эффективных вариантов региональных инвестиционных программ, основанных на местных ресурсах и участии в интеграционных процессах. С другой стороны, потребностью теоретического обобщения опыта инвестирования в пореформенный период, накопленного регионами с разными уровнями социально-экономического развития.

Инвестирование в реальные отрасли экономики — важнейший механизм решения проблем многих регионов Российской Федерации, связанных с ускорением темпов экономического развития, с сокращением дифференциации в уровнях социально-экономического развития, с повышением жизненного уровня населения.

В притоке инвестиций особенно нуждаются так называемые депрессивные регионы, к которым относится Республика Дагестан. Опыт инвестиционной политики Республики Дагестан, развитие которой долгое время связано с выходом из депрессивного состояния, может представлять практический интерес для других субъектов СевероКавказского федерального округа, а также для других регионов РФ и зарубежных стран с аналогичной ситуацией. В то же время роль инвестиций в социально-экономическом развитии Республики Дагестан изучена недостаточно: хотя проблемы инвестирования затрагиваются в различных исследованиях, но до сих пор нет работы, в которой они рассматривалась бы в качестве фактора социально-экономического развития.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования — выявить особенности динамики инвестиционной политики Республики Дагестан и показать роль инвестиций в ее социально-экономическом развитии в период 2000-2010 гг. и в долгосрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать особенности и проблемы современного социально-экономического развития Республики Дагестан;

— выявить конкурентные преимущества экономики Республики Дагестан по видам экономической деятельности;

— выявить особенности динамики и структуры инвестиций, показать их роль в социально-экономическом развитии Республики Дагестан в период 2000-2010 гг.; дать оценку потребностей различных сфер деятельности в инвестициях и определить приоритеты их обеспечения;

— показать влияние налогового законодательства на формирование инвестиционного климата в Республике Дагестан;

— диагностировать роль федеральных и региональных целевых программ в привлечении и использовании инвестиций;

— определить основные направления инвестиционной политики Республики Дагестан в долгосрочной перспективе.

Объект исследования — социально-экономическое развитие депрессивного региона — Республики Дагестан.

Предмет исследования — инвестиции как фактор социально-экономического развития Республики Дагестан.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению социально-экономических явлений и процессов в российской экономике, а также труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального развития. Среди них работы по проблемам государственного регулирования инвестиций — Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Д.С. Львова, Н.Я. Петракова, С.С. Шаталина, В.Г. Алиева, C.B. Дохоляна, Я.Г. Бучаева, Ю.Н. Сагидова, Р.Г. Сомоева, И.Х. Джанхотова и других ученых. А также работы по теоретическим и методологическим вопросам, связанных с использованием инвестиций в странах с переходной рыночной экономикой — А.Ш. Ахмедуева, C.B. Дохоляна, В.З. Петросянца, И. Митрофановой, А.Г. Гранберга, В.Г. Игнатова, Н.П. Кетовой, В.Н. Лексина, О.В. Иншакова, В.И. Ишаева, В.Н. Овчинникова, П.А. Минакира, С.А. Суспицына, А.Н; Швецова и др.

Читать статью  Что делать инвесторам с акциями «Газпрома» прямо сейчас

В диссертации использованы методы экономико-статистического, абстрактно-логического и социологического анализа, социально-экономического прогнозирования и другие общепринятые методы научного исследования.

Информационной базой исследования, послужили данные Рос-стата, Комитета по статистике Республики Дагестан, аналитические материалы и нормативно-правовые документы по регулированию социально-экономического развития^ в России и в Республике Дагестан, справочно-аналитические материалы органов управления Республики Дагестан, результаты социологических обследований, проведенных в различные годы в Республике Дагестан, публикации российских и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными результатами:

— Показано, что Республика Дагестан в период 2000-2010 гг. по темпам роста ВРП опережала средние показатели по России в целом; в настоящее время почти треть суммарного ВРП Северо-Кавказского федерального округа производится в Республике Дагестан; однако в расчете на душу населения ВРП, произведенный в Республике Дагестан, боле чем в 3 раза меньше чем в среднем в РФ, а по большинству основных экономических показателей она занимает последние места среди субъектов РФ. Хотя Республика Дагестан имеет достаточный природно-ресурсный и демографический потенциал для успешного развития промышленности и сельского хозяйства, доля этих отраслей в ВРП сократилась, они не обеспечивают внутренние потребности и их продукция не конкурентоспособная на общероссийском рынке.

— Показано, что темпы роста объема инвестиций в Республике Дагестан выше чем в среднем по РФ и в других субъектах СКФО, однако в расчете на душу населения они ниже среднероссийских показателей почти в 2 раза. В последние годы увеличились инвестиции из федерального бюджета, в то время как доля собственных средств сократилась, а объем частных инвестиций в расчете на душу населения самый низкий в РФ. Сложившаяся модель инвестиционной деятельности в Республике Дагестан не в полной мере способствует экономическому росту — только пятая часть инвестиций направляется на обновление основных фондов, а остальная — в строительство нежилых зданий и жилища.

— Дана оценка потребностей экономики Республики Дагестан в инвестициях. Предложена ранжировка приоритетов инвестирования основных отраслей с позиций необходимости обновления основных фондов и модернизации производства.

— Выявлены основные недостатки федерального и республиканского налогового законодательства, негативно влияющие на формирование инвестиционного климата в Республике Дагестан.

— Дан анализ роли федеральных и региональных целевых программ, а также «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года и до 2025 года» в привлечении и использовании инвестиций, в преодолении зависимости Республики Дагестан от дотаций. На основе предложенной автором методики дана количественная оценка бюджетной эффективности реализации Программы реформирования финансов Республики Дагестан.

— Определены приоритетные направления инвестиционной политики Республики Дагестан на средне- и дальнесрочную перспективу, направленные на повышение в инвестициях доли собственных средств и привлечение иностранных инвесторов, на более эффективное их использование.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки методических подходов при разработке экономической и социальной политики России и ее регионов.

Практическое значение^ работы состоит в возможности использования ее результатов при подготовке конкретных рекомендаций’ по совершенствованию регулирования экономических и социальных процессов в Республике Дагестан (в том числе при внесении уточнений в проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»), по проблемам распределения инвестиций при разработке целевых комплексных программ» по экономическому и социальному развитию других субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ,- а также других регионов России.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в ВГНА Минфина РФ, а также на заседаниях кафедр «Экономика и управление» и «Финансы и кредит».

Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 7,7 п. л., в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикаций основных результатов научных исследований.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПОЛИСОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.

Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них.

В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.

Читать статью  Долгосрочные инвестиции: основные виды, риски, стратегии

Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся.

Инвестиции оказывают влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться эффективно, с учетом научно-технического прогресса, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не даст положительного экономического эффекта. Рациональное использование инвестиций часто способствует активному движению ресурсов, росту объемов производимой продукции.

Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.

В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.

Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.

Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику.

Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются:

— неустойчивость экономической ситуации;

— несовершенство и противоречивость законодательной базы;

— неясность в определении прав собственности;

— отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

— нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам;

— невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно разделить в две группы. К первой относятся действия, по снижению темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Во вторую входят мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:

— выбор источников и методов финансирования инвестиций;

— определение сроков реализации;

— выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

— создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;

— географическим местонахождением и геополитическим положением;

— состоянием окружающей среды;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;

формирования и реализации стратегии регионального развития;

разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион;

формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств;

осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Инвестиции как фактор развития регионов

Проведен анализ взаимосвязи ряда показателей, характеризующих уровень экономического развития региона. Осуществлено исследование динамики валового регионального продукта Смоленской области за период 2000–2013 гг., выявлены основные тенденции, характеризующие развитие экономики региона. Приведена кластеризация областей Центрального федерального округа по величине валового регионального продукта на душу населения. Проанализирована динамика и структура инвестиций в экономику Смоленской области. Обоснована необходимость использования экономико-статистических методов для анализа динамики региональных показателей, предложен оригинальный подход к прогнозированию показателей регионального развития. Дано обоснование необходимости использования в качестве инструментария аналитики региональных показателей многофакторных регрессионных моделей. Построены многофакторная и однофакторная регрессионные модели зависимости валового регионального продукта от объема инвестиций и численности занятого населения, дан анализ взаимосвязи этих показателей, осуществлен прогноз валового регионального продукта Смоленской области на 2015 год.

1. Абу Х., Орлова И.В. Сравнительный эконометрический анализ величины валового регионального продукта в регионах Российской Федерации // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7–1. – С. 9–10.

2. Гусарова О.М. Оценка взаимосвязи региональных показателей социально-экономического развития // Современные проблемы науки и образования: [Электронный научный журнал]. – 2013. – № 6. – URL: http://www.scienceforum.ru/ (дата обращения 09.03.2015).

Читать статью  Аудит инвестиционных проектов - АО Независимая Консалтинговая Компания СЭНК

3. Орлова И.В. Опыт использования компьютерных технологий при преподавании математического моделирования // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12–4. – С. 433–435.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения 09.03.2015).

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области: [Электронный ресурс]. – URL: http://www. sml.gks.ru (дата обращения 09.03.2015).

Смоленская область исторически является культурным, интеллектуальным, транспортным и индустриальным центром России, расположенным на пересечении важнейших транспортных путей. В силу специфики географического положения Смоленщина имеет особенности своего социально-экономического развития. Одним из важнейших показателей, характеризующих развитие экономики региона, является валовой региональный продукт. Наиболее информативным показателем является величина валового регионального продукта на душу населения. Исследованию динамики ВРП и анализу факторов, определяющих его величину, посвящен ряд публикаций. Ряд вопросов, связанных с актуальными проблемами развития Смоленской области и оценкой взаимосвязи региональных показателей, рассмотрен в [2]. Интерес представляет сравнительный эконометрический анализ величины валового регионального продукта в регионах Российской Федерации [1].

В 2004 году Смоленская область по объему валового регионального продукта на душу населения занимала 10 место среди регионов Центрального федерального округа (без учета Московской области). В настоящий момент Смоленщина по итогам развития 2012 года занимает 8 место среди регионов ЦФО (табл. 1) [4]. Это свидетельствует о положительной динамике в развитии области, однако ресурсы регионального развития использованы не полностью.

Среднее значение валового регионального продукта на душу населения по регионам ЦФО в 2012 году составляет 219697,7 рублей. В соответствии с объемом ВРП на душу населения регионы ЦФО можно разделить на 4 группы:

1. Регионы с высоким уровнем ВРП на душу населения. К данному кластеру относятся регионы с показателем ВРП на душу населения свыше 270 тысяч рублей. Это Белгородская и Калужская области.

2. Регионы со средним уровнем ВРП на душу населения. К данной группе относятся регионы с показателем не менее 220 тысяч рублей ВРП на душу населения: Ярославская, Липецкая, Воронежская, Курская области.

3. Регионы с уровнем ВРП на душу населения ниже среднего уровня по ЦФО, но не менее 200 тысяч рублей (Рязанская, Смоленская, Тульская, Владимирская, Тверская области).

4. Регионы с низким уровнем ВРП на душу населения. В данную группу вошли регионы, для которых данный показатель составляет менее 200 тысяч на душу населения (Костромская, Тамбовская, Орловская, Брянская, Ивановская области).

Динамика валового регионального продукта на душу населения по областям ЦФО, 2012 год

ВРП по регионам, 2012 г., млн руб.

ВРП на душу населения, 2012 г., руб.

В 2013 году валовой региональный продукт Смоленской области по оценкам составил 208,1 млрд рублей. По прогнозной оценке за 2014 год – 235,4 млрд рублей [5]. Динамика валового регионального продукта Смоленской области представлена на рис. 1.

Темпы роста ВРП составили: 2011 год – 118,4 %, 2012 год – 109,9 %, 2013 год – 103,4 %, 2014 год (прогноз) – 113,1 %. Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что в целом наблюдается положительная динамика общего объема валового регионального продукта Смоленской области. Также необходимо отметить, что цепные темпы прироста валового регионального продукта Смоленской области в 2009 и 2013 годах значительно снизились.

Экономическое развитие Смоленской области в целом отражает тенденции развития российской экономики, вызванные ослаблением национальной валюты и нестабильностью мирового экономического и финансового рынков. На Смоленщине сформировались механизмы взаимодействия с другими регионами, обеспечивающие интеграцию экономики области в национальное хозяйство. Это обусловило основные направления стратегии развития смоленских предприятий, включенных в сеть крупных торговых и производственных компаний, являющихся нерезидентами Смоленской области. Общей тенденцией развития экономики Смоленской области стало постепенное сокращение сегментов «локальных» (замкнутых) рынков и повышение ее открытости. Так, на территории области функционирует ряд предприятий, входящих в сеть крупных производственных и торговых сетевых компаний: ЗАО «Кристалл» (Россия), OSRAM (Германия), Юнимилк (Россия) и т.д. Развитие экономики Смоленской области в значительной степени определяется объемом инвестиций, динамика которых представлена на рис. 2.

Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 56,4 млрд рублей, в 2013 году – 55,9 млрд рублей. По оценкам Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, объем инвестиций в основной капитал области в 2014 году составил примерно 57 млрд рублей, что составляет 101,8 % [5]. Такой показатель объема инвестиций достигнут на общем фоне нестабильности в российской экономике и общем оттоке финансовых инвестиций, в том числе из регионов. Около 96 % общего объема инвестиционных потоков направлено в обрабатывающие производства. Крупнейшими иностранными инвесторами Смоленской области являются Австрия и Германия.

С целью исследования влияния объема инвестиций и численности занятого населения на величину валового регионального продукта Смоленской области построена матрица коэффициентов парных корреляций (табл. 2).

Анализируя результаты расчетов, можно утверждать, что объем инвестиций оказывает существенное влияние на величину валового регионального продукта, о чем свидетельствует коэффициент парной корреляции между обозначенными показателями, равный 0,9898. Численность занятого населения также оказывает значительное влияние на величину ВРП Смоленской области, что подтверждается коэффициентом парной корреляции, равным 0,800. Все коэффициенты корреляций являются положительными величинами, что свидетельствует о наличии между валовым региональным продуктом, объемом инвестиций и численностью занятого населения положительной корреляционной связи.

Источник https://www.dissercat.com/content/investitsii-kak-faktor-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossiiskoi-federatsii

Источник https://scienceforum.ru/2014/article/2014005997

Источник https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37382

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: