ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ФОНДОВОЙ БИРЖИ — Студопедия

 

ИНСТИТУТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

Финансовые институты играют важную роль в экономической системе любой страны с развитой рыночной экономикой. Они регулируют круговорот финансовых ресурсов, обеспечивающих их аккумуляцию и перераспределение, а также формируют эффективный механизм стимулирования развития инвестиционной, производственной сферы экономики, а также всей системы общественно-экономических отношений.

В современных условиях фондовый рынок является мощным источником инвестиционных ресурсов, обеспечивая формирование материального базиса для расширенного воспроизводства общественного производства. Фондовый рынок занимает чрезвычайно важное место в структуре рыночной экономики, поскольку на нем происходит встреча субъектов хозяйствования, которые испытывают дефицит средств и потребность в дополнительных инвестициях, и владельцев сбережений, которые могут быть использованы для финансирования капиталовложений. В процессе опосредованного фондовым рынком движения финансовые ресурсы приобретают специфической формы фиктивного капитала, уречевлюеться в ценных бумагах, непосредственно не участвует в создании первичного дохода и служит лишь инструментом его перераспределения. С помощью ценных бумаг осуществляется передача финансовых ресурсов от тех, кто их избыток, то есть от инвесторов, к тем, кто испытывает их дефицит, то есть к эмитентам финансовых активов. Соответственно, на фондовом рынке движение фиктивного капитала в виде ценных бумаг непосредственно приводит и юридически закрепляет движение реального капитала, а опосредствуют это движение финансовые институты. Таким образом, финансовые институты и институты инфраструктуры формируют ядро фондового рынка, обеспечивая его непрерывное и эффективное функционирование .

Как отмечалось в предыдущих подразделах, значительную часть субъектов фондового рынка можно разделить на две группы : владельцев капитала, намерены вложить его в покупку ценных бумаг (инвесторов); эмитентов ценных бумаг, желающих привлечь свободные финансовые ресурсы для использования в собственной финансово-хозяйственной деятельности. В общем, большую часть как инвесторов, так и эмитентов на фондовом рынке составляют субъекты позафинансовои сферы, использующих рыночный механизм для удовлетворения собственных экономических потребностей производственного или потребительского характера и при этом не специализируются на операциях по покупке и продаже финансовых активов. В то же время особую и очень важную роль на фондовом рынке играют финансовые институты и институты инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие инвесторов и эмитентов.

На фондовом рынке отношения между эмитентами и инвесторами по поводу покупки или продажи ценных бумаг реализуются прямо или косвенно . Учитывая этот критерий, финансовый рынок можно разделить на сектор прямого взаимодействия и сектор опосредованного взаимодействия.

Функционирование сектора прямого взаимодействия обеспечивают институты инфраструктуры, реализующих функции технического посредничества. Механизм прямого взаимодействия характеризуется образованием прямых связей между инвесторами и эмитентами, обеспечивает их непосредственное взаимодействие. К элементам инфраструктуры относятся: брокерские фирмы, биржи, расчетно-клиринговые учреждения, депозитарии , регистраторы и др. Институты инфраструктуры выполняют роль технических посредников, помогают экономическим субъектам найти контрагентов сделки, желающих приобрести или продать финансовые активы. При этом институты инфраструктуры фактически опосредствуют взаимодействие субъектов рынка, а лишь обеспечивают возможность ее быстрого осуществления.

Альтернативу сектора прямого взаимодействия создает сектор опосредованного взаимодействия, функционирование которого обеспечивают финансовые институты фондового рынка. Финансовые институты — это банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, которые осуществляют мобилизацию финансовых ресурсов обособленных мелких владельцев капитала и их трансформацию в инвестиции в реальный сектор экономики, создавая таким образом материальный базис для экономического роста. При этом финансовые институты превращают сбережения в инвестиции за счет использования фондового рынка, в процессе продажи и покупки ценных бумаг на нем. Опосредующих взаимодействие рыночных агентов и обеспечивая движение финансовых ресурсов, финансовые институты осуществляют аккумуляцию свободных финансовых ресурсов обособленных владельцев капитала путем эмиссии и продажи собственных финансовых активов, а затем инвестируют их от своего имени в ценные бумаги, эмитированные другими участниками рынка, обычно являются субъектами реального или государственного секторов экономики. Взаимодействие различных секторов фондового рынка наглядно рис. 2.1.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что финансовые институты реализуют в рамках фондового рынка функции финансового посредничества, которое составляет специфический вид экономической деятельности по предоставлению финансовых услуг, заключается в привлечении финансовых ресурсов с целью их последующего размещения в финансовые активы и получения прибыли . В противовес техническим посредникам, относящихся к рыночной инфраструктуры, финансовые институты не помогают потенциальным инвесторам найти контрагентов сделки, а сами выступают в их роли. Сочетая разнонаправленные операции с ценными бумагами, финансовые институты осуществляют арбитражування и спекуляцию на фондовом рынке, обеспечивая возможность получения прибыли для себя и своих клиентов. Таким образом, в рамках сектора опосредованного взаимодействия отношения между рыночными агентами по поводу купли-продажи ценных бумаг реализуются координирующей посреднической деятельности финансовых институтов, которые не только дополняют сектор прямого взаимодействия, но и обеспечивают реализацию тех связей между инвесторами и эмитентами ценных бумаг, установление которых связано со значительными рисками предусматривает осуществление масштабных транзакционных издержек. Осуществляя деятельность на фондовом рынке, финансовые институты способствуют ускорению кругооборота капитала, активизации ин-

Структуре фондового рынка по секторам

Рис. 2.1. Структуре фондового рынка по секторам

ной деятельности субъектов хозяйствования и расширенном общественно-экономической воспроизводству.

В общем понимании финансовые институты — это организации, опосредующие взаимодействия субъектов фондового рынка в стабильной, упорядоченной основе и осуществляют такие виды деятельности : торговля финансовыми активами за свой счет; покупка и продажа активов от имени клиентов; оказания помощи и консультаций клиентам по размещению на рынке финансовых активов или вложения средств в финансовые активы других эмитентов; продажа активов собственной эмиссии и доверительное управление активами других участников рынка. Осуществляя свою деятельность, финансовые институты объективно необходимыми участниками рынка, которые гарантируют инвесторам оперативное и выгодное вложение привлеченных в них средств в ценные бумаги. В то же время субъектам хозяйствования, которые испытывают дефицит капитала, финансовые институты помогают привлечь средства на определенный срок и за соответствующую плату, которая определяется ликвидностью, кредитоспособностью и конкурентной позицией эмитента на рынке.

К финансовым институтам относятся организации, которые отличаются источниками мобилизации и направлениями инвестирования привлеченных в разрозненных владельцев капитала средств: коммерческие банки, кредитные союзы, ссудо-кредитные ассоциации, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансовые компании. Место финансовых институтов различных видов на фондовом рынке наглядно рис. 2.2. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на широкое разнообразие финансовых институтов, все они характеризуются общими сущностными признаками, дает основания говорить о них как о самостоятельной и важнейшего субъекта фондового рынка.

Несмотря на то, что первые финансовые институты как организованные формы финансового посредничества начали создаваться еще в начале XVII в., Термин «финансовый институт», который сегодня широко используется в экономической научной литературе для обозначения финансовой организации любого вида, возник только в начале XX в. Взгляды экономистов на сущность финансовых институтов и их место в экономической системе достаточно разными, а иногда даже противоречат друг другу. Это можно объяснить разнообразием выполняемых ими функций, а также сложностью, системностью и многогранностью этого понятия. Ведь чем сложнее понятия, тем труднее определить его сущность. Именно это и дает возможность отнести понятие «финансовый институт» в экономических категорий, то есть к понятиям, которые в обобщенном виде выражают существенные и общие свойства явлений и процессов экономической среды.

Все современные экономические взгляды на сущность финансовых институтов можно условно разделить на несколько подходов в соответствии с методологией анализа, используемый в процессе исследования их сущности.

Первый подход раскрывает сущность финансовых институтов через функции, которые они осуществляют в пределах экономической среды. Это позволяет достаточно точно охарактеризовать сущность финансовых институтов в узком смысле. К сожалению, сосредоточение на функциях финансовых посредников не позволяет в полной мере раскрыть их роль на фондовом рынке и место, которое они занимают в рамках экономической системы. Кроме того, из

Виды финансовых институтов в системе кругооборота финансовых ресурсов на фондовом рынке

Рис. 2.2. Виды финансовых институтов в системе кругооборота финансовых ресурсов на фондовом рынке

специфику этого подхода нельзя в полной мере раскрыть экономическую природу глубинных взаимосвязей, которые исторически сложились между степенью развития фондового рынка и темпами экономического роста.

Второй подход раскрывает сущность финансовых институтов по совокупности финансовых услуг, которые они предоставляют экономическим субъектам. Этот подход не в состоянии охарактеризовать сущность финансовых институтов в широком смысле, поскольку не раскрывает ни функции, ни их роль на фондовом рынке. Кроме того, определение, основанные на таком подходе, иногда содержат простое перечисление финансовых услуг, упрощает сущность финансового посредничества.

Третий подход раскрывает сущность финансовых институтов через операции, которые они осуществляют на фондовом рынке. Сосредоточивая внимание на финансовых операциях институтов, такой подход не позволяет определить их роль на фондовом рынке, а также те функции, которые они реализуют в рамках экономической системы. Все это делает невозможным раскрытие сущности финансовых институтов в широком смысле или, другими словами, в контексте их взаимосвязи с развитием общественно-экономических отношений.

Сравнительный анализ приведенных выше подходов свидетельствует о том, что необходимо использовать расширенное и универсальное определение данной категории, которое бы учитывало ранее сформированные подходы и одновременно позволяло лучше понять сущность финансовых институтов, экономическую природу их функций и место в экономической системе страны. Каждая финансовая организация индивидуальная отношению к своим клиентам на микроуровне. Однако сущность финансовых институтов можно исследовать только, рассматривая их по всей экономической системы, а не в отношении конкретного субъекта воспроизводственных процессов. Только в этом случае их можно трактовать не как микроэкономическую организацию, а как институт, выполняющий определенные общественно-экономические функции.

Анализируя экономическую сущность финансовых институтов, необходимо абстрагироваться от различных финансовых услуг, предоставляемых та или иная конкретная финансовое учреждение. Методология анализа предполагает теоретическое обобщение единичного и специфического, раскрытие совокупной экономической характеристики финансового института, отличает его от других экономических организаций.

Определение их сущности имеет основываться не на анализе финансовых операций, является лишь проявлением сущности финансовых институтов, а на комплексном обобщении их макроэкономических функций, синтезируют деятельность институтов во всем их разнообразии.

Абстрагируясь от специфики финансовых операций и структуры финансовых услуг, оказываемых конкретные финансовые организации, можно утверждать, что финансовые институты с позиции экономической теории осуществляют институционализовани функции в рамках фондового рынкаструктурируют и упорядочивают взаимодействия экономических агентов и таким образом способствуют их рыночной координации. Опосредствуя практически все транзакции, которые возникают на фондовом рынке и связанные с передачей прав собственности на финансовые ресурсы, институты способствуют снижению транзакционных издержек и оптимальном перераспределения капитальных благ в рамках экономики.

Таким образом, финансовые институты можно определить как организации, обеспечивающей механизм реализации правил и норм поведения на фондовом рынке, опосредующие взаимодействие экономических агентов на нем и формируют рыночный механизм их координации, а также осуществляют аккумуляцию финансовых ресурсов, регулируют доступ к ним и определяют принципы их использования. При этом следует отметить, что термины «институциональный инвестор», «финансовый посредник», «финансово кредитный институт», которые иногда используются как синонимы к термину «финансовый институт», размывают, упрощают, сужают или даже скрывают от нас сущность институтов финансового посредничества и поэтому не могут применяться в форме эквивалента термина «финансовый институт».

Срок « финансовый посредник» в полной мере не раскрывает макроэкономические функции и общеэкономические характеристики финансового института, а определяет его как организацию, опосредует транзакции, связанные с обменом прав собственности на финансовые ресурсы. Срок «финансово-кредитный институт» еще больше сужает понятие финансового института, раскрывая его сущность через кредитные операции, присущие только депозитным финансовым организациям, а потому к категории финансовых институтов зачисляются только банки и кредитные союзы. Срок «институциональный инвестор» определяет сущность финансового института через инвестиционные операции, искажая его экономическую природу, в результате чего в этой категории можно включить только пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании. Таким образом, только термин «финансовый институт» в полной мере определяет сущность институтов финансового посредничества, а также раскрывает экономическую природу их функций и характеризует их место в экономической системе .

Нужно отметить, что финансовое посредничество как отдельный вид экономической деятельности по предоставлению финансовых услуг возникло задолго до того, как появились первые финансовые институты. Растущий общественное разделение труда, увеличение количества торговых сделок и платежей, а также необходимость концентрации денежных запасов и предоставление все больших по объему займов стали основными причинами повышения роли финансовых отношений в общественно экономическом воспроизводстве.

Как свидетельствуют результаты археологических исследований , финансовое посредничество зародилось еще в XVI в. до н. е. в государствах Древнего Востока. Храмы Древнего Вавилона, начиная с XV в. до н. е., выполняют эмиссионные функции, реализующие операции по хранению денег, учетные и обменные финансовые операции. Храмы Древнего Вавилона способствовали зарождению финансового посредничества, были своеобразным прообразом современного депозитного финансового института.

Увеличение количества торговых сделок и платежей выявило необходимость концентрации денежных запасов и предоставление все больших по объему ссуд, стало основной причиной возникновения торговых домов. Торговые дома Древнего Востока при условии полного отсутствия финансовых институтов наряду со своей основной деятельностью — осуществлением торговых операций — неизбежно должны были заниматься финансовым посредничеством.

Торговые дома Древнего Вавилона уже в VI в. до н. е. совершали финансовые операции, которые сегодня принадлежат к банковским: операции по хранению денег; кассово-расчетные, учетные, обменные операции; комиссионные операции в сфере купли-продажи; кредитование под расписку или залог; участие в операциях купли-продажи в качестве доверенного лица; участие в торговых операциях в роли инвестора; посредничество в процессе заключения сделок в качестве советника или доверенного лица. В то же время финансовые операции для торговых домов выполняли вспомогательную функцию, они не были их основной деятельностью, а только помогали эффективно осуществлять собственные торговые операции.

В начале V в. до н. е. Финансовое посредничество начинает активно развиваться в Древней Греции. В противовес странам Древнего Востока, в Греции группировки мало индивидуальный характер. Основные финансовые услуги здесь предоставлялись не организацию, а отдельными лицами — трапезитами ( трапезитов в переводе с греческого означает «человек за столом»). Они специализировались на финансовых операциях, которые были для них основным источником дохода. Трапезиты принимали на хранение денежные средства, осуществляли платежи за счет клиентов, проводили обменные, кассово-расчетные и кредитные операции.

Читать статью  Курсы инвестициям в Москве.

Становление ассоциаций в Римской империи и паевых товариществ в Италии открыло новый этап в эволюции рынка банковских услуг. Со второй половины IV в. н. е. лица, занимавшиеся финансовым посредничеством, — аргентарии в условиях значительного накопления денежных капиталов начинают создавать в Римской империи ассоциации , в пределах которых риск распределялся среди всех участников. Члены ассоциации платили вступительные взносы в общий фонд, который использовался для осуществления финансовых операций. Римские ассоциации активно действовали на финансовом рынке, проводили обменные, кассово-расчетные, кредитные и депозитные операции, оказывали доверительные (трастовые) и консультативные услуги, а также выступали гарантом для своих клиентов в кредитных соглашениях с третьими лицами. Деятельность ассоциаций была объектом строгого контроля и подлежала правовой регламентации со стороны государства. Кроме того, учитывая важную роль ассоциаций в накоплении денежного капитала, они пользовались государственной поддержкой. В конце V в. в Римской империи действовало около 50 крупных ассоциаций, большинство из которых имели собственную сеть представительств.

Падение Римской империи обусловило кризис финансовых отношений. Следующий этап развития финансового посредничества связан с развитием в IX в. торговли и промышленности в итальянских городах-государствах Генуи и Венеции. Благодаря значительным привилегиям, которые им предоставляла власть по сравнению с индивидуальными кредиторами, итальянские паевые общества быстро начали играть важную роль в экономике страны. Устранение индивидуальных кредиторов от выполнения функций аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов позволило обществам укрепить свое положение на рынке и быстро сформировать разветвленную сеть филиалов. Основными финансовыми операциями, которые осуществлялись итальянскими паевыми обществами, были кредитования, привлечения депозитов, обмен валют, доверительные и касово- расчетные операции, операции с векселями. В XII в. деятельность обществ начинает регулироваться нормативными правовыми актами и контролироваться специальной государственным учреждением. На начало XVI в. практически все страны Европы оказываются под влиянием итальянских паевых товариществ.

Финансовое посредничество в сфере предоставления небанковских финансовых услуг страховых , лизинговых и трастовых также возникло на Древнем Востоке в Шумере. В Вавилоне в XVII в. до н. е. осуществлял деятельность специфический класс индивидуальных кредиторов (ростовщиков), которые оказывали финансовую гарантию торговцам, проводившие импортно-экспортные операции. Гарантия предоставлялась чаще всего в случае потери груза при его транспортировке в виде специальной займа. Если груз успешно доставлялся заказчику до места назначения — торговец должен был вернуть заем вместе с процентами, а если во время транспортировки товар был похищен или испорчен, торговец освобождался от возврата суммы займа и мог за счет этого покрыть собственные финансовые потери. Таким образом, развитие рынка страховых услуг начался по страхованию экспортно-импортных операций. Получило развитие также страхование от несчастных случаев. Работники, занятые на строительстве в Вавилоне, начиная с X в. до н. е., создают специализированные кассы, которые выплачивают помощь тем, кто получил увечье в результате несчастного случая на стройке.

В Древней Греции и Римской империи развитие рынка страховых услуг происходил страхования морских перевозок. Впоследствии, в XII в. н. е., подобная практика распространилась в Италии, Англии и Бельгии. Итальянские купцы временно продавали свой товар компании-перевозчику на период его транспортировки морем. После успешного прибытия груза в порт назначения торговец обязан выкупить товар по цене, оговоренной заранее, но выше, чем цена продажи. Разница между ценой выкупа товара и ценой его продажи является ценой риска, которая впоследствии получила название страховой премии. Таким образом, эволюция финансового посредничества в области предоставления страховых услуг была обусловлена развитием прежде всего морского страхования.

Как свидетельствуют археологические находки, уже начиная с XVIII в. до н. е. шумерские храмы активно осуществляли лизинговые операции. Объектами лизинга были сельскохозяйственные средства производства, скот и земля, которые передавались на определенный срок в пользование и владение за определенную плату. Финансовое посредничество в сфере долгосрочной аренды основных средств приобретает более организованный характер начиная с V в. до н. е. В Вавилоне отдельные арендодатели (ростовщики), занимавшихся оказанием лизинговых услуг, создают ассоциации, которые быстро занимают прочные позиции на рынке арендных услуг. Ассоциации специализируются на аренде скота и сельскохозяйственного инвентаря.

Древнегреческая, римская и египетская цивилизации также активно практиковали долгосрочную аренду средств производства. Египтяне, известные успехами в международной торговле, впервые начали сдавать в аренду морские судна. По нашему мнению, египтян можно считать изобретателями финансового лизинга, поскольку срок, на который судна предоставлялись в пользование, был близок к сроку их полезного использования. В XVIII в. н. е. происходит активизация лизинговой деятельности за счет расширения структуры объектов финансовой аренды. Научно-технический прогресс, развитие техники и технологии в сельском хозяйстве и промышленности превращает лизинг на один из важных факторов экономического роста.

Таким образом, финансовое посредничество как экономическая деятельность по предоставлению кредитных, депозитных, страховых, лизинговых, трастовых, кассово-расчетных и других финансовых услуг возникло примерно в XVI в. до н. е. на Древнем Востоке. Несмотря на это, финансовые институты как организации, предоставляющие финансовые услуги, сформировались значительно позже в XVII в. н. е. Конечно, можно настаивать на том, что первыми финансовыми институтами были торговые дома Вавилона, римские ассоциации или паевые общества Италии. Однако такое утверждение не будет соответствовать действительности, так как финансовые институты имеют несколько важных признаков, отличающих их от древних организационных форм финансового посредничества. Во-первых , деятельность по предоставлению финансовых услуг является основной для финансовых институтов, специализирующихся на осуществлении отдельных финансовых операций. В то же время для торговых домов и паевых товариществ группировки играло вспомогательную роль, кроме финансовой они осуществляли и торговую деятельность, которая приносила им значительные прибыли.

Во-вторых , финансовые институты осуществляют предпринимательскую деятельность по предоставлению финансовых услуг в определенной конкретной организационно-правовой форме, характеризующий форму собственности на капитал, а также ответственность и распределение прибыли среди их владельцев. Кроме того, финансовые институты функционируют в форме юридических лиц, то есть организаций, которые созданы и зарегистрированы в установленном законом порядке.

В противоположность современным финансовым институтам, финансовое посредничество на Древнем Востоке и в Средневековой Италии мало сначала индивидуальный, а впоследствии ассоциативный характер. Но отнюдь не организован, поскольку ассоциация как совокупность лиц, объединенных по определенному признаку, лишена формальной структуры и системы властных отношений. Средневековые финансовые рынки, а также их инфраструктура были в то время еще недостаточно развиты. Кроме того, для римских ассоциаций и итальянских обществ ни были характерны четкая формальная структура и наличие иерархии властных отношений. Участники обществ и ассоциаций были между собой полностью равноправными, они использовали механизм координации лишь для расширения собственных индивидуальных возможностей в сфере кредитования и привлечения депозитов.

В-третьих , функционирование финансовых институтов происходит в условиях развитого нормативно-правового обеспечения, государственного контроля и регулирования их деятельности в сфере финансового посредничества, в то время как торговые дома и ассоциации вели деятельность при незначительном государственного вмешательства и недостаточно развитого правового поля.

В-четвертых , название финансового института всегда говорит о его посредническую деятельность на рынке финансовых услуг и принадлежность к структуре фондового рынка. Названия развитых организационных форм финансового посредничества в древнюю эпоху и в средние века, такие как «ассоциация» и «общество», совершенно не позволяют идентифицировать их с экономической деятельностью, связанной с предоставлением депозитных, кредитных, страховых и других финансовых услуг.

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что первые финансовые институты как наиболее развитые организационно правовые формы финансового посредничества появились только в XVII в., Когда в Италии в 1619 г.. была создана первая финансовое учреждение депозитного типа жиробанк (от лат. giro — оборот, оборот). жиробанк чаще всего находились в частной собственности состоятельных купцов (патрициев) или купеческой гильдии. Сначала они совершали преимущественно депозитные и кассово-расчетные функции, а впоследствии начали также проводить кредитные, безналичные и обменные финансовые операции. По организационно правовой форме жиробанки приближались к современным хозяйственных обществ. Финансовая деятельность банков практически с самого начала их возникновения стала объектом государственного контроля и регламентировалась специальными нормативно-правовыми актами.

Деятельность жиробанк сначала сосредоточивалась в сфере депозитных и безналичных расчетных операций. Поэтому, по нашему мнению, их нельзя отнести к полноценным коммерческих банков. Первые коммерческие банки, по форме организации были индивидуальными и принадлежали состоятельным ювелирам, возникают в Англии в конце первой половины XVII в. Они с самого начала своего существования предоставляют кредитные, депозитные и кассово-расчетные финансовые услуги, значительно способствуя развитию безналичного вексельного обращения. Банки активно действуют в направлении мобилизации свободных финансовых ресурсов и их эффективного перераспределения среди различных отраслей экономики.

В Англии в начале XVII в. начинает быстро развиваться страховое дело. В 1680 г.. в Лондоне открывается первая в истории финансового посредничества страховая компания, специализирующаяся на страховании от огня. Через 14 лет в Лондоне образуется первый акционерный банк — Банк Англии, который в 1844. получает статус центральной банковского учреждения. В конце XVIII в., в 1770 г. . в Германии возникают первые ипотечные, а затем и сберегательные банковские институты. Они принадлежали к банкам с функциональной специализацией, осуществлявших соответственно привлечение депозитов и предоставление кредитов под залог недвижимости и привлечения долгосрочных депозитных вкладов с инвестированием средств в надежные доходные финансовые активы.

В 1822 г.. в Бельгии создается первая инвестиционная компания, которая занимается размещением ценных бумаг собственного выпуска и инвестированием аккумулированных таким образом средств в ценные бумаги других эмитентов. В 1869 г.. в Германии формируется совершенно новый депозитный финансовый институт — кредитный союз. В период с начала первой половины XIX ст. до конца первой половины XX в. в США впервые возникают такие финансовые институты: ссудо-кредитная ассоциация (1840), доверительное общество (1853), инвестиционный банк (1860), пенсионный фонд (1875), инвестиционная банковская фирма (1933) и лизинговая компания (1954 г.). Развитие новых форм финансового посредничества в США был обусловлен прежде всего переходом рынка ценных бумаг на новый этап эволюции, ростом роли финансов в общественно-экономическом воспроизводстве. Конец XIX в. ознаменовал собой зарождение в таких странах, как Англия, Германия и США, первых институциональных структур фондового рынка — системных образований, деятельность которых основана на принципах многообразия и активного взаимодействия всех форм финансового посредничества.

Следует отметить, что эволюция финансовых институтов подчинялась трем закономерностям , которые сопровождали их формирование и развитие. Во-первых , финансовое посредничество как отдельный специфический вид экономической деятельности по предоставлению финансовых услуг возникло задолго до того, как появились первые финансовые институты. Только эволюционное развитие производительных сил и производственных отношений, а также научно-технический прогресс обусловили потребность в наращивании масштабов финансовых операций и увеличении разнообразия финансовых услуг, могли обеспечить только организованные формы финансового посредничества, такие как финансовые институты. Во-вторых , центром активного зарождения новых видов финансовых институтов к середине XIX в. были такие европейские страны, как Англия и Германия. Начиная со второй половины XIX в. центр развития финансового посредничества перемещается к сена, поскольку финансовый рынок этой страны в то время превращается в один из крупнейших в мире. В-третьих , переход финансовых институтов на каждый новый этап своего развития был обусловлен формированием соответствующего материального базиса, который послужил своеобразным катализатором и акселератором прогрессивных эволюционных изменений. Развитие международной торговли, концентрация денежных капиталов, зарождение безналичного денежного обращения, рост спроса со стороны субъектов хозяйствования на депозитные и кредитные услуги, а также развитие фондового рынка создавали объективные предпосылки для возникновения новых видов финансовых институтов. Эволюционное развитие современных финансовых институтов, охватывает почти четыре века, продолжается и сегодня. В результате появляются новые виды финансовых институтов, например венчурные фонды, занимающиеся инвестиционным обеспечением инновационных проектов. Финансовые институты играют чрезвычайно важную роль на фондовом рынке, обеспечивая формирование материального базиса расширенного экономического воспроизведения.

Анализ функций финансовых институтов предполагает абстрагирование от специфики финансовых операций, которые осуществляют конкретные финансовые организации, а также теоретическое обобщение единичного и специфического, раскрытие тех признаков, которые синтезируют деятельность финансовых институтов во всем многообразии и олицетворяют их общеэкономической характеристику. Соответственно, можно выделить восемь основных функций финансовых институтов: функцию посредничества, функцию регулировки, функцию аккумулирования, функцию трансформации, функцию санации, информационную функцию, функцию стимулирования и функцию обеспечения эффективности рынка.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Главным элементом инфраструктуры рынка инвестиций являются фондовые биржи. Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа отнесена к такой разновидности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Фондовые биржи характеризуются следующими признаками: предметная, территориальная и профессиональная концентрация биржевой торговли, периодичность, безналичность, унифицированность, деперсонификация и оптовый характер проведения биржевых торгов, а также гласность их проведения. Значение фондовой биржи для инвестиционного рынка, охраны интересов инвесторов трудно переоценить.

Во-первых, посредством биржи, биржевых услуг происходит заключение сделок, инвестор может стать акционером, дав поручение члену биржи на покупку акций, либо, напротив, продав свои акции, облигации, переуступить другие инвестиционные права. На этот счет в специальной литературе отмечается, что сущность биржи как посредника заключается не в перемещении товаров «через биржу», а в организации этого перемещения посредством создания условий для заключения сделки.[1]

Во-вторых, биржа — это один из механизмов установления цены на акции, облигации, иные эмиссионные ценные бумаги, а также инвестиционные паи, поскольку биржевые торги проводятся на регулярной основе. При этом биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, выступать в качестве определителя конъюнктуры, определять тенденции в изменении спроса и предложения.

В этой связи нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам России установлено, что если акции являются предметом биржевых торгов, то их рыночная цена должна в обязательном порядке определяться именно на основании биржевых цен. Именно установление рыночной, справедливой цены на инвестиционные инструменты является одним из важнейших факторов обеспечения интересов инвесторов.

В то же время, признавая огромное значение фондовой биржи для инвестиционного процесса, в публицистической литературе высказывается мнение о том, что «целесообразно ограничить оборот эмиссионных ценных бумаг рамками фондовой биржи; предусмотреть, что сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться только с помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг»,[2] во избежание монополизации деятельности последних и ухудшения положений инвесторов.

Читать статью  Инвестиции в специфические активы и проблема вымогательства — Студопедия

В-третьих, фондовая биржа является источником информации для инвесторов, организаторов инвестирования и иных субъектов. Биржевая информация содержит сведения не только о сделках с акциями, но и о тех акционерных обществах, ценные бумаги которых являются предметом биржевых торгов.

Законом четко определены условия и порядок раскрытия информации о деятельности фондовой биржи. В частности, биржа предоставляет любому заинтересованному лицу информацию о каждой сделке: дату и время заключения сделки, наименование ценных бумаг, их государственный регистрационный номер, цену одной ценной бумаги и общее количество ценных бумаг. Кроме того, само по себе падение или, наоборот, рост цен на акции может отражать те объективные процессы, которые происходят в экономике, что, впрочем, не исключает и искусственный характер такого движения.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности института фондовой биржи, соответственно,и избранной темы для работы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ФОНДОВОЙ БИРЖИ

С момента появления человеческого общества существует обмен. Развитие этого процесса приводит к появлению денег и торговли. Потом возникают ярмарки, караванные пути, обильная внешняя торговля, возникает новое сословие — торговцы. Возникают такие понятия как: инвестиции, инвесторы, торговые посредники, фондовая биржа, спекуляции и спекулянты. Для обмена новостями и заключения сделок торговцам и инвесторам приходилось встречаться в трактирах, на площадях города или даже в храмах. Так появились первые биржевые собрания (прообразы фондовых бирж).

Рождение самого термина «биржа» связывают с голландским городом Brugge, где жила богатая торговая семья Van der Burgser. Семья содержала гостиницу, которая и стала излюбленным пристанищем венецианских торговцев. Так выражение «пойти к Burgser» постепенно преобразовалось в современное слово биржа, применительно к торговле ценными бумагами — фондовая биржа.

Специально построенное здание для заключения сделок — биржа (позднее крупнейшая европейская фондовая биржа) впервые появилась в 1531 г. во фламандском городе Антверпене. По ее образу были созданы Лионская биржа (1545), Лондонская Королевская биржа (1566) и другие биржи, которые являлись в основном товарными. Их отличиями от оптовой торговли являлись не только возможность купить или продать товар без необходимости везти всю партию к месту заключения сделки, но и то, что на бирже можно было заключить сделку на поставку товара, который мог быть еще не произведен.

Начиная с позднего Средневековья, государственный аппарат любой европейской страны тратил больше денег, чем собирал налогов. Практически всегда, королевская казна имела отрицательный баланс. Государство было вынуждено выпустить «долговые бумаги», обещая высокие проценты. Популярность таких бумаг только усилила роль фондовых бирж в экономической жизни государства. Да и население понемногу приучалось к финансовой дисциплине, финансовой предусмотрительности и финансовому контролю над государством.

Таким образом, производителям все время требуются средства на развитие производства, а у государства происходит временной разрыв между собиранием налогов и тратой этих средств. В противоположность этому у населения накапливаются значительные денежные суммы в виде сбережений. Государство выпускает облигации, которые, по сути, являются долговыми расписками, а компании предлагают всем желающим стать их полноправными хозяевами, приобретая часть их акций. В первом случае владелец облигации получит гарантированный процент, а во втором — часть ежегодной прибыли компании в виде дивидендов. Фондовая биржа выступает в качестве организатора торгов таких ценных бумаг.

Унаследовав от товарной биржи инструменты торговли, фондовая биржа довольно быстро обогнала ее. Массовый переход к акционерной форме всего бизнеса, начавшийся во второй половине XIX в., закрепил за ней статус первенства в биржевом мире. С этого момента биржа стала играть одну из главных ролей в экономическом росте страны.

Дальнейшее развитие фондовых бирж пошло по пути увеличения своей сферы влияния. Постепенно на передний план выдвигались биржи наиболее экономически развитых стран. На таких биржах закреплялись акции компаний, которые довели масштабы своих финансовых операций до общенациональных.

В XX веке биржа стала столь популярной, что, например, в США более 50 % населения принимают участие в торгах. Фондовая биржа уже имеет очень разветвленную и развитую сеть обслуживания заявок, где заключить сделку с небольшим капиталом является очень простой процедурой, правда, пока еще дороговатой из-за множества посредников.

Жесткая конкуренция и развитие Интернет-технологий значительно упростили техническую и юридическую стороны сделок. За уже свершившейся компьютерной революцией пришла революция биржевого дела.

Здесь также рассредоточено центральное информационное звено. Участники вступают в сделки с большей долей независимости, пересекая границы стран, экономических союзов и солидных в прошлом бирж. Уже не требуется многочасовое стояние среди анфилад биржевого холла, заискивания перед рядовым клерком, огромного количества разрешений и торговли «слепую» когда инвестор, отдавая приказы своему брокеру, пользовался информацией из газет и слухами. Все изменил Интернет, здоровая конкуренция, новые технологии и наука.

Совокупный массовый участник этой доступной виртуальной биржи становится сильнее любой финансовой акулы, которая в прошлые времена могла устроить кризис в отдельной стране или даже на континенте. Объединенный интеллект многомиллионной массы держателей акций теперь обеспечивает благосостояние именно среднего, умственно активного сословия.

Приблизительно в 50-60 годах XX века, в начале энтузиасты, а затем и остальная прогрессивная часть биржевого сообщества, обратила внимание на то, что цена на тот или иной финансовый актив изменяется не хаотично, а подвержена определенным закономерностям. Практически повсеместно трейдеры начали наносить цены на координатную ось и пытаться анализировать полученные графики. Так наступила Новая Эра в биржевой торговле — Эра Технического Анализа.

Технический анализ предполагает, что вся информация о рынке и дальнейших его колебаниях уже содержится в цене. Любой фактор, влияющий на цену — экономический, политический или психологический — уже учтен рынком и включен в цену. Исходными данными для технического анализа являются биржевые цены — высшая и низшая цена, цена открытия и закрытия за определенный период времени и объем операций. Инструментом технического анализа является график, языком — статистика.

Профессия управляющего финансовыми активами или просто трейдера стала больше чем обычное ремесло. Результаты торговли во многом стали зависеть от умения правильно интерпретировать события, а не просто от финансового потенциала участника биржевых торгов.

Первая биржа в России была учреждена в Санкт-Петербурге в 1721г. Петром I. Вслед за ней появилась биржа в Одессе, в 1816г. (после присоединения Польши) была открыта биржа в Варшаве. В 1839г. было построено здание Московской общей биржи.

В 1809г. на российском фондовом рынке появились правительственные облигации, несколько позже началась торговля акциями. В 1835г. выходит в свет первый российский закон о фондовом рынке – «Правила о компаниях на акциях», и торговля акциями стала жестко регламентироваться. К началу 1914г. в котировку Московской биржи было введено более 120 наименований ценных бумаг с постоянным доходом и около 80 наименований дивидендных бумаг. Наиболее крупными биржами в России в то время были — Петербургская, Московская, Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская.

После революции 1917г. последовало упразднение фондовых бирж. Биржевые институты появляются вновь с оживлением рыночной торговли в период НЭПа (с 1922 по 1929 .).

Проведение рыночных реформ в России в конце 1990-х гг. потребовало создания новых биржевых институтов. В настоящее время основными торговыми площадками в нашей стране являются Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) и Российская торговая система (РТС).

Фондовый рынок как регулятивный институт в условиях финансовой либерализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Фондовый рынок как регулятивный институт в условиях финансовой либерализации»

© Алифанова Е.Н., профессор каф. «Финансово-экономический инжиниринг» РГЭУ «РИНХ», д.э.н.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ИНСТИТУТ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

Оценка степени влияния финансовой либерализации на развитие финансовых рынков и в целом на внутренние финансовые системы и экономический рост остается методологически сложным вопросом, что затрудняет и эмпирические исследования, и интерпретацию их результатов. Финансовая либерализация и развитие внутренних финансовых систем происходят в процессе их собственной трансформации и структурных преобразований в экономике. Поэтому развитие финансового рынка и финансового сектора может быть, в первую очередь, ведущим и даже опережающим индикатором экономического развития и структурной динамики, а не основным причинным фактором. Выделить же и отдельно оценить результаты влияния финансовой либерализации на развитие финансовой системы и, тем более, непосредственно на экономический рост, без учета структурных изменений, сложно. Таким образом, методологическая проблема состоит в том, чтобы четко разделить влияние финансовой либерализации, институциональных преобразований во внутренней

финансовой системе и структурных изменений в экономике, учитывая их взаимовлияние и обратную связь.

Анализ причин и опыта либерализации внутренних финансовых систем стран как с развитыми, так и с развивающимися финансовыми рынками показал, что существовавшие до начала процессов либерализации финансовые ограничения на движение капитала, а также ограничения в форме контроля над процентными ставками и политикой кредитования в банковской системе способны исказить функции финансовых систем или нарушить механизм реализации функций внутренних финансовых систем.

Опыт либерализации стран Латинской Америки с развивающимися финансовыми рынками в 1980-х гг. показал несостоятельность политики резкого и сла-борегулируемого открытия внутренних финансовых систем, которое, по сути, становится шоковой либерализацией1.

Анализ опыта «шоковой» либерализации финансовых систем с развивающимися финансовыми рынками позволил сделать следующие выводы:

• процесс либерализации должен быть постепенным, а не «шоковым»;

• широкая и слаборегулируемая либерализация, так же как и жесткие финансовые ограничения, способна привести к искажению функций внутренних финансовых систем и нарушению механизма их функционирования, в том числе к кризису,

1 Снятие ограничений на присутствие частного, в том числе иностранного, капитала на финансовых рынках без прямого правительственного регулирования приводит к волне массовых банкротств и финансовому кризису, как это произошло в Латиноамериканском регионе. Последствием такой политики «открытых дверей» становится отказ от методов либерализации в пользу существенных ограничений в финансовой системе и даже к национализации отдельных ее подсистем, как это случилось, в частности, с банковским сектором в Латинской Америке. В итоге процесс либерализации тормозится, т.е. достигается результат прямо противоположный ожидаемому. Прошедшие этот кризисный путь страны Латинской Америки вернулись к стратегии либерализации финансового сектора только в начале 90-х гг.

или «схлопыванию» («свертыванию») финансовых рынков, и национализации отдельных секторов финансовой системы;

• процесс либерализации должен опираться на механизмы государственного регулирования и мониторинга, а не только рыночного саморегулирования.

Рыночный механизм саморегулирования предполагает движение процентных ставок к рыночному равновесию, что приводит теоретически к эффективному перераспределению ресурсов и выравниванию процентных ставок финансового рынка. Финансовая либерализация, снятие финансовых ограничений приводят к расширению границ рынка, интеграции внутренних финансовых систем в мировую финансовую систему и в ее рыночный механизм саморегулирования.

Степень, формы, качество такой интеграции определяются, с одной стороны, качеством функционирования рыночного механизма внутренней финансовой системы, с другой стороны, качественной однородностью рынков внутренних финансовых систем и мировой финансовой системы в целом как единого экономического «организма».

Искажение механизма финансового рынка как во внутренних финансовых системах, так и в мировой финансовой системе в целом не позволяет функционировать мировому финансовому рынку и его национальным составляющим как эффективному рынку.

Необходима гармонизация институциональной структуры самих финансовых систем. Невозможно провести финансовую либерализацию только на уровне рынков и создать эффективные мировой и национальные финансовые рынки вне изменения качества системы более высокого порядка. Нельзя провести либерализацию финансовых рынков и движения капитала без либерализации и гармонизации институтов внутренних финансовых систем и без формирования механизма функционирования мировой финансовой системы на качественно однородной основе.

Процесс либерализации движения капитала, финансовых рынков должен идти в рамках либерализации финансовых систем в целом, однако этот процесс и исторически, и логически может быть опережающим, инициировать либерализацию других институтов внутренних и мировой финансовых систем.

Расширяя границы действия рыночного механизма саморегулирования, открывая доступ к мировым финансовым ресурсам, снимая институциональные барьеры установления равновесных уровней процентных ставок, снижая издержки трансакций, финансовая либерализация на уровне рынков способна повысить эффективность распределения ресурсов в экономике, но только при условии отсутствия искажений во взаимодействии рыночных и нерыночных институтов в финансовой системе, наличии институтов защиты присвоения квазиренты специализированных инвестиций, институтов гарантии прав собственности, обеспечении транспарентности и других институтов, обеспечивающих институциональное пространство экономического развития.

Таким образом, концепция эффективных рынков в финансовом секторе опирается на более общий методологический подход и должна развиваться в рамках институциональной парадигмы.

Институты [1] формируются в результате действий различных групп или объединений людей в уже существующей институциональной среде. Существуют разные уровни и типы институтов. К регулятивным институтам относятся институты, регулирующие формирование институциональной организации общества, и институты, которые прямо регулируют экономическое и социальное поведение. К ним относятся, например, рынок, государство и др. Наряду с регулятивными институтами существуют конституирующие и инструментальные институты, формирующие пространства, в которых осуществляются различные типы поведения. Примером первых является институт

собственности, а примером вторых — финансовые институты, предоставляющие инструменты для аккумулирования и движения капиталов.

«Институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя трансакционные и производственные (трансформационные) издержки. Если институты — правила игры, то организации являются игроками. Они представляют собой группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность. Ограничения, накладываемые институциональной структурой (вместе с другими ограничениями), определяют множество возможностей и соответственно типы организаций, которые могут быть созданы» [2]. Назначение и функция институтов состоит в том, что они обеспечивают баланс разнонаправленных интересов. Институты — это не просто «правила игры», накладывающие ограничения на допустимый выбор действий, как подчеркивает Норт, их предназначение — создавать по возможности устойчивые и эффективные механизмы выбора решений в любых конфликтах интересов. Развитие системы институтов принципиально определяется тем, насколько выбираемая система способна обеспечить баланс интересов в реальном времени.

Читать статью  7 вариантов, куда вложить деньги, чтобы получать ежемесячный доход

Формирование эффективных рынков в открытых системах, которыми являются внутренние финансовые системы, возможно только на основе гармонизации институциональных структур внутренних финансовых систем, их финансовой либерализации и формирования мирового финансового рынка как института рыночного саморегулирования.

Анализ особенностей перераспределения инвестиционных ресурсов фондовым рынком через призму институцио-

нального подхода позволяет по-новому определить и очертить границы финансовой глобализации.

Несмотря на снятие большинства барьеров для осуществления международной инвестиционной деятельности, влияние финансовой глобализации все еще ограничено. По мнению зарубежных исследователей, национальные особенности все чаще играют важную роль в выработке финансовых решений, поскольку существуют проблемы «агентского выбора». Эти проблемы возникают, поскольку руководители госструктур и топ-менеджеры корпораций предпочитают свои собственные интересы интересам внешних инвесторов. Когда эти проблемы становятся значительными, распределение прав собственности становится неэффективным, и топ-менеджеры корпораций должны инвестировать вместе с другими инвесторами для удержания контроля собственности. Складывающаяся концентрация собственности тормозит экономический рост, развитие финансовой сферы, ограничивает возможность страны использовать выгоды финансовой глобализации. Проблемы «агентского выбора» помогают объяснить, почему ограничено влияние финансовой глобализации и почему она может привести к утечке капитала и финансовым кризисам. Ограничения влияния финансовой глобализации будут сохраняться до тех пор, пока проблемы «агентского выбора» не будут решены [3].

По нашему мнению, эти выводы в свете институционального подхода позволяют объяснить современные процессы в российской экономике и ее рынке, а также становится очевидно, что пределы, формы и качество включения российской экономики в глобализи -рующуюся экономику зависит не только от мер либерализации движения капитала, но в большей мере от решения институциональных проблем, лежащих в сфере взаимодействия института собственности и рынка ценных бумаг в национальной экономике.

Удаление институциональных барьеров, ограничений, искажающих рыночный механизм саморегулирования в финансовой системе, способно повлиять на рост ее эффективности, но не может обеспечить эффективное функционирование всей финансовой и, шире, экономической системы без согласования рыночных и нерыночных формальных экономических институтов. Их согласование, ко -ординация, в свою очередь, способны привести к сужению масштабов и сферы распространения неформальных институтов, которые по сути регулируют сферы, не попавшие под регламентацию формальных институтов или противоречиво регулируемые ими. Также неформальные институты берут на себя в качестве элемента механизма саморегулирования функцию согласования рыночных и нерыночных институтов там, где формальные институты не выполняют эту задачу. По сути, они замещают функции и институты государственного регулирования.

Следовательно, эффективность функционирования внутренних финансовых систем и национальных экономик определяется не только структурой и качеством функционирования всей системы формальных и неформальных институтов, но и в значительной мере структурой именно регулятивных формальных институтов и качеством регулирования ими взаимодействия рыночных и нерыночных институтов, в том числе финансовых. И эту функцию согласования берут на себя государственные институты в рамках государственного регулирования и неформальные институты в рамках саморегулирования экономической системы. Отсюда следует, что в структуре задач государственного регулирования особое место, с точки зрения повышения эффективности экономики и ее роста, занимает регулирование взаимодействия рыночной и нерыночной подсистем экономики, а поскольку особую роль в этом процессе играют именно регулятивные институты, задачи их формирования и развития являются приоритетными.

Политика финансовой либерализации является важнейшим элементом реализации этой функции государственного регулирования. Очевидно, что она выходит за рамки рыночного регулирования не только с точки зрения субъекта, но и объекта регулирования.

Более того, политика институциональных преобразований и финансовой либерализации как ее элемента не может быть реализована и завершена на каком-либо историческом этапе. Это постоянная составляющая экономической политики, имманентна ей, поскольку сосуществование рыночного и нерыночного типов структур экономической деятельности, подсистем экономики, основанных на принципиальном различии рынка и иерархии как способов организации экономической деятельности, неизбежно, пока существует сама экономическая деятельность.

Интегрированные корпоративные структуры и формы экономической деятельности на принципах адхократии (т.е. временного объединения экономических субъектов для достижения определенных целей) представляют собой «промежуточную форму между иерархией и рынком», по сути, также являются неформальным институтом согласования формальных институтов: рынка и нерыночного способа организации экономической деятельности (иерархии). Поэтому в рамках государственной политики в области институциональных преобразований экономики формирование и развитие как фондового рынка, так и интегрированных структур в экономике должно рассматриваться именно с позиции формирования их в качестве регулятивных институтов, которые выполняют функцию согласования институтов различного типа: рыночных и нерыночных; конституирующих и инструментальных; базовых и дополнительных.

Рынок ценных бумаг в политике институциональных преобразований должен регулироваться как регулятивный дополнительный институт институциональной

матрицы, который влияет на формирование институциональной организации общества, организуя взаимодействие базовых и дополнительных элементов институциональной матрицы, рыночных и нерыночных институтов. Поскольку и рынок ценных бумаг, и интегрированные корпоративные структуры относятся к регулятивным институтам, государственная политика их формирования и регулирования должна опираться на общие подходы и принципы.

Такой методологический подход способен очертить «институциональное ядро» в системе регулирования экономики в целом — регулятивные институты в системе институтов различных типов.

Применительно к регулятивным институтам, в частности фондовому рынку и интегрированным корпоративным структурам, этот методологический подход позволяет выделить ряд общих принципов и направлений их формирования и регулирования в указанном качестве. Более того, этот подход позволит получить своеобразный синергический эффект в сфере институциональных преобразований в экономике и в системе управления ими.

Выделение общих принципов, направлений и мер формирования и регулирования этих и других институтов позволит провести определенную стандартизацию процедур управления этим процессом и процедур, норм деятельности самих регулятивных институтов. Это, в свою очередь, повысит прозрачность формирования и функционирования институциональной системы экономики, снизит издержки трансакций на ее преобразование и функционирование и, как следствие, повысит качество функционирования институциональной системы и экономики в целом.

Формирование рынка ценных бумаг как регулятивного и адаптивно эффективного института приводит к снижению издержек трансакций не только самого рынка ценных бумаг, но и в целом в финансовой системе и экономике.

Отчасти различие форм организации экономической деятельности определяется государственной институциональной политикой. Государство посредством таких институтов, как налоги, субсидии, гарантии и т. д., ставит различные формы организации предприятий, отрасли и сектора в неравное положение. Вторая причина коренится в принципиальном различии типов координации экономической деятельности и уровня издержек трансакций на проведение операций в рамках этих типов. Влиять на выбор типа координации и, соответственно, организационные формы деятельности экономических субъектов государство может через развитие институтов регулирования издержек трансакций как рыночного типа координации, так и нерыночного (иерархии).

Поскольку издержки трансакций — важная переменная, влияющая на варианты экономической организации, их регулирование с помощью как государственных, так и рыночных институтов является важным направлением институционального регулирования экономики.

Поскольку фондовый рынок как особый рыночный институт, регулирующий движение прав собственности, оказывает влияние на формирование издержек трансакций в рамках обоих типов ко -ординации — рынка и иерархии, то регулирование фондового рынка в этом направлении приобретает новую значимость и дает более широкие и системные возможности влияния на уровень издержек трансакций, а значит, и на характер и скорость институциональных изменений в экономике в целом. Важно подчеркнуть, что, регулируя фондовый рынок как институт снижения издержек трансакций, государство заменяет комплекс разрозненных аналогичных мер во всех (или отдельных) секторах экономики на систему мер, решающую эти задачи одновременно для взаимосвязанных элементов всей экономической системы. В этом смысле переход к названным приоритетам регулирования означает институцио-

нальные изменения регулирования, способные снизить издержки трансакций не только в экономике, но и в самой системе государственного регулирования.

Регулирование уровня и структуры издержек трансакций на рынке ценных бумаг должно рассматриваться как направление и инструмент регулирования уровня и структуры издержек трансакций в экономике в целом.

Сформулируем направления регулирования уровня и структуры трансакци-онных издержек в развитии российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации:

■ изменение трансакционных издержек привлечения инвестиций и их перераспределения в результате либерализации и финансовой глобализации;

■ изменение уровня трансакционных издержек участников финансового рынка в результате операций Центрального банка на открытом рынке как альтернативы другим мерам денежно-кредитного регулирования процентных ставок в экономике;

■ регулирование структуры издержек трансакций на российском рынке ценных бумаг;

■ регулирование форм, характера и степени включения российского фондового рынка в глобализирующуюся финансовую систему на основе норм (институтов) регулирования этих процессов, обеспечивающих снижение издержек трансакций и в том числе минимизацию издержек институциональных трансакций.

Регулятивные меры по снижению издержек трансакций внутреннего характера на российском фондовом рынке в дополнение к мерам, определенным ФСФР РФ, могут быть следующие:

— унификация налогообложения доходов по финансовым инструментам различного типа;

— снижение уровня ограничений на выпуск ценных бумаг акционерными обществами;

— снижение издержек трансакций с профессиональными участниками рынка ценных бумаг: унификация и стандарти-

зация документов процесса андеррайтинга;

— раскрытие информации об обязательствах организатора выпуска и/или андеррайтера и об издержках его размещения;

— введение регулирования предельного уровня оплаты в торговой системе услуг подготовки и проведения первичного размещения эмиссионных ценных бумаг.

Издержки получения информации и издержки принуждения к выполнению контрактов, которые в значительной мере определяются государственными институтами, существенно влияют на выбор типа координации экономической деятельности.

Как только мы отказываемся от традиционных допущений неоклассической теории о полной информации и вводим неопределенность и трансакционные издержки (модель свободной конкуренции по Демсецу), минимизация издержек становиться сложной многомерной задачей. Помимо издержек производства, минимизируемые издержки включают и издержки координации, и издержки обеспечения прав собственности. Очевидно, что фондовый рынок как рыночный институт непосредственно связан с обеими этими составляющими трансакционных издержек. Организация и регулирование трансакци-онного процесса на фондовом рынке должны быть направлены в наиболее обобщенном виде на снижение этих двух групп издержек трансакций. При этом фондовый рынок обеспечивает изменение и оценку прав собственности, независимо от типа координации деятельности экономических субъектов.

Поскольку фондовый рынок является, с одной стороны, регулятивным институтом, а с другой — в контексте институциональной матрицы — дополнительным институтом, который обеспечивает функционирование базисного института — прав собственности, то регулирование РЦБ и издержек трансакционного процесса на нем неразрывно связано с регулированием:

1) института прав собственности;

2) интегрированных компаний как альтернативного института организации экономической деятельности (который соответствует альтернативному типу координации, но при этом изменение прав собственности в рамках которого опирается преимущественно на институты рынка ценных бумаг).

Фондовый рынок снимает институциональные барьеры ограничения перелива капиталов1 [4] и выступает как институт комплиментарный, взаимно дополняющий по отношению к интегрированным компаниям. Интернализация отношений рынка капитала в интегрированных компаниях — это замещающий и одновременно комплиментарный фондовому рынку институциональный механизм перелива специфических ресурсов, либо в другом случае — механизм, обеспечивающий более низкие издержки трансакций при движении капитала и изменении структуры прав собственности внутри групп.

Важно, что движение прав собственности и капитала в рамках групп обеспечивается, как правило, с помощью ценных бумаг (инструментальных институтов) и механизма секъюритизации, т.е. на основе фондовых механизмов как особой формы интернализации отношений рынка капитала. Это проникновение институтов рынка ценных бумаг в механизм функционирования интегрированных структур становится их основой, формирует системообразующие отношения в группе. Рынок ценных бумаг выступает одновременно регулятивным институтом интеграции экономических субъектов и различных институтов, а также адаптивно

1В целях анализа структурных различий интегрированных групп компаний Р. Кэйвз и М. Портер расширили понятие «входных барьеров», включив в него препятствия для перелива капиталов между группами в рамках одной отрасли. Наличие специфических капиталов также обусловливает формирование «стратегических групп», в которых предприятия распределяют внутренние ресурсы в соответствии с найденными в прошлом эмпирическими правилами.

эффективным институтом, снимающим институциональные барьеры движения капитала.

Тенденция интеграции предприятий подчинена логике институционального выбора и соответствующего институционального развития, а регулятивным институтом этого процесса выступает рынок ценных бумаг, наряду с государством как регулятивным институтом, опирающимся на иерархический, нерыночный тип координации.

Поэтому государство должно использовать потенциал, инструменты и механизм фондового рынка в управлении изменением структуры прав собственности и интеграционными процессами в экономике.

Иначе говоря, государство через рынок ценных бумаг как регулятивный институт может воздействовать на другие типы координации взаимодействия между субъектами экономики — иерархический и сетевой.

Регулирование рынка ценных бумаг в рамках институционального направления экономической политики позволит управлять следующими параметрами экономики:

■ институциональной структурой экономики и конституирующим институтом собственности как ее базовым элементом;

■ взаимодействием различных типов и институтов координации экономической деятельности;

■ уровнем издержек трансакций, определяющих логику институционального выбора экономических субъектов;

■ интеграционными процессами в экономике;

■ институциональным развитием экономики, которое лежит в основе экономического развития, взаимосвязано с его траекторией, определяет тип и скорость экономического роста;

■ транспарентностью финансовой системы и в целом экономики, которая в совокупности с уровнем издержек трансакций и степенью развития институтов

определяет качество функционирования экономики и эффективность рынка.

Общий вывод в рамках институционального методологического подхода к исследованию рынка ценных бумаг и его регулированию заключается в следующем: рынок ценных бумаг должен быть объектом стратегического управления в рамках экономической политики государства как особый регулятивный институт рыночной экономики. Он должен рассматриваться как переменная управления экономическим развитием России в долгосрочном периоде.

Финансовая глобализация придает новый импульс институциональному развитию рынка ценных бумаг, приводит к формированию мирового рынка ценных бумаг и его институциональным инновациям.

1. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance — Cambridge University Press, New York. 1990

2. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. — 1997. — №3. — С. 7.

3. Stulz Rene M. The Limits of Financial Globalization. NBER Working Paper No. 11070, issued in January 2005 // http://papers.nber.org/papers/W11070

4. Caves R., Porter M. From Entry Barriers to Mobility Barriers: Conjectural Decisions and Contrived Deterrence to New Competition // Quarterly Journal of Economics, 1977, May.

Источник https://studbooks.net/73094/finansy/instituty_fondovogo_rynka

Источник https://studopedia.ru/21_58084_istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-instituta-fondovoy-birzhi.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/fondovyy-rynok-kak-regulyativnyy-institut-v-usloviyah-finansovoy-liberalizatsii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: