Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.
Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.
Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). «У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их».
В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. «Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход», – полагает Юрий Припачкин.
Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Концепция регулирования криптовалют в России — вариант запрета?
Правительство России утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота криптовалют.
Она предполагает проведение всех операций с криптовалютами через российские банки, идентификацию владельцев цифровых валют, введение лимитов для неквалифицированных инвесторов и целый ряд других мер, которые должны ограничить массовое принятие криптовалюты среди российских граждан. Так власти РФ видят легализацию криптовалюты в стране.
Однако декларируется другое: «интеграция оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечение контроля за денежными потоками в контуре кредитных организаций».
Основные положения утверждённой концепции законодательного регулирования оборота криптовалют
- проведение всех операций с криптовалютами через российские банки с универсальной лицензией;
- лицензирование криптовалютных площадок, которые будут иметь «финансовые подушки безопасности» по ликвидности и достаточности капитала;
- разделение инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных с установлением для последних лимитов на приобретение цифровой валюты;
- идентификация владельцев криптовалют путём сбора следующих персональных данных: имя, адрес, дата рождения, электронная почта, номер телефона, паспортные данные (включая копию документа), фото, номер банковского счёта, данные банковской карты, которая используется для криптотранзакций. Также будут отслеживаться IP-адреса, использующиеся для проведения операций, дополнительно фиксируется информация о транзакции, включая дату, время, сумму, используемые валюты, данные получателя и отправителя;
- введение категории «оператор обмена цифровых валют», которыми могут быть только российские юридические лица, и создание соответствующего реестра под контролем ЦБ;
- обязательное использование сервиса «Прозрачный блокчейн» для выявления противоправных операций с критовалютами;
- дополнительные требования к иностранным криптобиржам, включая необходимость открывать представительства в РФ и технически интегрироваться с операторами обмена цифровых валют (российскими банками);
- введение ограничений в отношении рекламы криптовалют;
- введение обязанности для участников рынка информировать граждан о повышенных рисках, связанных с криптовалютами.
В чьих интересах написана данная концепция, и как подают данное регулирование в Госдуме?
Граждане могут ей (криптовалютой) владеть и распоряжаться так, как они считают нужным. Но при этом это будет максимально легализовано, идентифицировано, и с оборота должны платиться налоги.
Эта концепция — такой консенсус всех криптозащитников, — прокомментировал Замглавы рабочей группы Госдумы по регулированию криптовалют Андрей Луговой.
При этом депутат забыл добавить, что представленная концепция сегрегирует граждан по типу квалифицированных и неквалифицированных.
Требования к квалифицированному инвестору (одно из)
- владеть имуществом на сумму от 6 млн рублей. Учитываются только деньги на счетах и депозитах в банках, договоры обезличенных металлических счетов и ценные бумаги. Недвижимость или коллекция антиквариата не подойдёт;
- иметь опыт работы в организации, которая совершала сделки с ценными бумагами или производными инструментами. Нужно два года опыта, если организация — квалифицированный инвестор, и три года — в других случаях;
- получить экономическое образование в вузе, который на тот момент мог аттестовывать в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Или иметь аттестат специалиста финансового рынка, аудитора, страхового актуария, CFA, CIIA, FRM;
- за последний год совершить сделки с ценными бумагами или деривативами на сумму от 6 млн рублей. При этом каждый месяц должно быть не менее одной сделки, а каждый квартал — в среднем не менее 10 сделок.
Многие ли их тех, кто 5-6 лет присутствует на крипторынке, соответствует этим требованиям? Нет сомнений, что это единицы. Таким образом, люди лишаются возможности самостоятельно приобрести криптовалюту, которая в соответствии с законом «О цифровых финансовых активах» признаётся имуществом.
Есть ещё один интересный момент. За неделю до утверждения концепции законодательного регулирования оборота криптовалют, ООО «Атомайз», одним из ключевых инвесторов которой является «Интеррос» Владимира Потанина, получило статус оператора информационной системы по управлению ЦФА.
Правительство в очередной раз демонстрирует, что принимает законодательные акты в интересах богатой части российского общества.
Что говорится о сроках внедрения концепции?
Заместитель председателя правительства и главы аппарата Дмитрия Григоренко поручил министру финансов Антону Силуанову совместно с Банком России внести в правительство соответствующий проект федерального закона. Срок исполнения поручения — до 18 февраля 2022 года. Откуда такая спешка — тайна для общественности, поскольку ранее наши госорганы не спешили с регулированием российского крипторынка. Например, подготовка и обсуждения ФЗ «О цифровых финансовых активах» длились на протяжении трёх лет.
20 января Банк России выпустил доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры», в котором предлагал полный запрет криптовалют, а уже 28 января правительство РФ подготовило «дорожную карту» по регулированию операций с криптовалютами. И вот 8 февраля мы увидели уже утверждённую концепцию с указанием конкретных сроков появления нового законодательного акта.
Всё это сильно напоминает схему «плохой-хороший полицейский», при которой ЦБ должен был напугать крипторынок, после чего на свет появился более мягкий вариант с массой ограничений.
Готовы ли российские банки к такой форме регулирования?
Газета «Известия» опросила банки с универсальной лицензией о готовности начать работать с криптовалютами. Единственная организация, сумевшая ответить на этот вопрос, — представительство австрийского Райффайзенбанка.
По мнению руководителя управления клиентского счастья Райффайзенбанка Кирилла Матвеева, банки уже имеют выработанную систему идентификации и мониторинга финансовых транзакций. Её перенастройка на операции с криптовалютой — логичный ход. По его мнению, несмотря на существенные затраты, внедрение такого механизма со стороны банка займёт не более года.
Как российское криптосообщество отреагировало на новые меры регулирования?
В администрации биржи Binance поддержали концепцию Минфина. Контроль, а не запрет позволит легитимизировать рынок и создать возможности защиты прав инвесторов, сообщила GR директор Binance в СНГ Ольга Гончарова. Концепция вписывается в международное регулирование, вводя обязательные проверки по принципам «знай своего клиента» и противодействия отмыванию денег.
Генеральный директор Crypterium и Choise.com Владимир Горбунов заявил, что желание правительства привязать криптовалютчиков к российским банкам и обеспечить им монопольное положение на рынке не пойдёт на пользу российскому сегменту крипторынка. Произойдёт замыкание индустрии, которая способна создавать продукты для глобальной аудитории. Горбунов предложил создать криптолицензию на предоставление услуг для других участников рынка, а не только банкам.
Согласно концепции, главная роль в операциях с криптовалютами отводится банкам. Соответственно, владелец криптовалют должен обратиться к ним и сдать все свои данные от фотографии до IP. Готовы ли пользователи, которым по 100 раз на дню звонят мошенники, получившие доступ к банковским данным, идти на подобный риск?
Введение дополнительно посредника в существующую цепочку операций с криптовалютами, который назначит дополнительную комиссию, целесообразно только при защите интересов инвесторов.
Для многих пользователей в России концепция закроет возможность работать на крипторынке, как в частном порядке, так и для ведения бизнеса. Мало кто, будучи знакомым с криптовалютами, захочет получать лицензии или статусы квалифицированного инвестора, а свои операции доверять банковскому сектору. Эксперты полагают, что, скорее всего, концепция только увеличит чёрный рынок и запустит создание альтернативной криптовалютной экономики.
Кроме того, незадекларировавшие оборот криптовалютных транзакций на сумму более 600 000 рублей (эквивалентно 0,18 BTC) пользователи столкнутся с уголовным преследованием. Штрафы также будут взиматься с тех, кто незаконно принимает криптовалюту в качестве платёжного средства.
Примечательно, что даже во время СССР, когда за операции с долларом предусматривался расстрел, существовал чёрный рынок обмена.
Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2022 года
Закон о криптовалюте в России в 2022 году уже работает. Что регулирует закон? Какие понятия вводит в правовое поле? Что нельзя и что можно делать с криптовалютой в России? Разбираемся с законодательными новшествами в области криптовалюты и делаем обзор закона о цифровых финансовых активах в нашем материале.
Основные понятия закона о криптовалюте
Что регулирует закон о криптовалюте в России в 2022 году? Приведем определения понятий, данные в тексте ФЗ о цифровых финансовых активах. Сразу скажем, что понятию «криптовалюта» ФЗ о цифровых активах определения не дает.
Криптовалюта в России регулируется федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2021.
Правила учета акций в бухучете мы описали в нашем материале.
Итак, вместо распространенного термина «криптовалюта» закон о цифровых активах использует термин «цифровая валюта». И сразу поясним: пусть определение цифровой валюты (ЦВ) не вводит никого в заблуждение. На данный момент расплачиваться ей на территории РФ запрещено. Подробнее об этом — ниже.
ВАЖНО! Рассматриваемый закон не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.
Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью. Подробности в нашем материале.
Нюансы операций с ЦВ
Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы.
Так, в законе о противодействии легализации доходов (115-ФЗ); законе, затрагивающем банкротство (127-ФЗ); законе об исполнительном производстве (229-ФЗ), а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом.
При этом, например, в Семейном и Гражданском кодексах ЦВ не упоминается до сих пор. То есть, например, как ее делить между супругами и наследовать, пока законодательно не определено.
Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ.
Кроме того, чтобы иметь право на судебную защиту в части операций с ЦВ, лицо обязано информировать об обладании ЦВ и совершении сделок с ней по правилам, установленным законодательно.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно письму Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085 к цифровой валюте не относятся бонусные баллы, накопленные на дисконтных картах, начисленные организациями за их услуги и товары.
Особенности оборота ЦФА
Цифровые финансовые активы (ЦФА) выпускают на основе решения о выпуске, которое должно содержать следующие данные:
Решение создается в электронном виде и подписывается ЭЦП ИП или директора организации, выпускающими ЦФА.
ВАЖНО! Выпускать ЦФА могут только ИП или юридические лица.
Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье.
Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя, внесенного в информационную систему. Учет ЦФА производится в информационной системе, где они были выпущены, путем внесения записей в систему. Записи могут вноситься по указанию лиц, выпускающих ЦФА, или по указанию обладателей ЦФА.
ВАЖНО! Выпуск и учет ЦФА производится только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра (это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов) или иную информационную систему.
Обладателем ЦФА, согласно закону о цифровых финансовых активах, является лицо:
- включенное в реестр пользователей информационной системы, ведущей учет ЦФА;
- одновременно с этим имеющее доступ к системе через уникальный код.
Банк России определил ЦФА, которые может приобретать только квалифицированный инвестор. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и перейдите в перечень ЦФА, которые не доступны неквалифицированным инвесторам.
259-ФЗ о цифровых финансовых активах не дает определенного перечня операций, которые могут быть произведены с ЦФА, но упоминает, в частности:
- сделки купли-продажи ЦФА;
- обмен ЦФА одного вида на ЦФА иного вида.
Участники операций с ЦФА
Согласно закону о цифровых активах и криптовалюте операции с ЦФА невозможно производить без участия:
Большая часть закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте посвящена именно этим двум лицам.
Оператор информационной системы
Таковым может стать юридическое лицо (в том числе банки и организаторы торговли), внесенное в специальный реестр операторов информационных систем. Порядок ведения реестра утвержден положением Банка России от 16.12.2022 № 746-П.
Закон о цифровых активах и криптовалюте в 2022 году предъявляет определенные условия к операторам информационных систем:
- единоличный исполнительный орган оператора и главный бухгалтер должны удовлетворять квалификационным требованиям;
- оператор обязан обеспечивать бесперебойную работу информационной системы, надежное хранение информации;
- оператор должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить должностное лицо, ответственное за эти участки деятельности;
- оператор должен вести реестр пользователей информационной системы;
- оператор обязан предоставлять имеющиеся у него сведения в определенных законом случаях (например, по требованию суда).
Оператор обмена ЦФА
Сделки с ЦФА совершаются через оператора обмена ЦФА.
Требования, предъявляемые к оператору информационных систем практически аналогичны требованиям, предъявляемым к оператору обмена ЦФА.
Налоги и цифровые активы
Правовые нормы операций с цифровыми активами только разрабатываются. Будут вноситься дополнения и изменения в действующие акты, упорядочивающие работу с криптовалютой. Будет меняться и сам закон о криптовалюте в России.
На конец мая 2022 года в первом чтении принят законопроект № 106872-8, где обговариваются некоторые вопросы налогообложения деятельности операторов информационных систем и операций с ЦФА:
- предполагается освободить от НДС услуги операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА;
- предполагается освободить от НДС реализацию ЦФА;
- предложены особые правила определения налоговой базы по НДС в отношении ЦФА и применения вычета;
- вводится порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ по операциям с ЦФА.
Если всё пойдет по плану, новшества вступят в силу с 01.01.2022.
Об учете ЦФА в целях УСН было выпущено письмо Минфина России от 17.11.2020 № 03-03-11/99914. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и прочитайте разъяснения чиновников.
Итоги
С 01.01.2021 в России действует закон о криптовалюте. Он регулирует понятие цифровых финансовых активов и ЦВ (криптовалюты), а также порядок их выпуска и учета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник https://www.garant.ru/news/1448450/
Источник https://smart-lab.ru/blog/765687.php
Источник https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/zakon-o-cifrovyh-finansovyh-aktivah-i-kriptovalyute-v-rossii-2022-goda/