Вклад в образование детей — это инвестиции или расходы?

 

Лучшая инвестиция — образование

Одна из основных частей современной экономики — это инвестиции. То есть размещение капитала для получения прибыли. Помните, в одной из предыдущих публикаций мы обсуждали, как научить ребёнка копить деньги? Дело, конечно, полезное, но ведь можно не просто копить, а вкладывать средства на перспективу. Например, в обучение. Тема, которая никогда не потеряет актуальности. Но сначала о том, что такое инвестирование.

Доходное облачение

Слово «инвестиция» произошло от латинского investire — «облачать». Но кого и зачем? Оказывается, речь шла об облачении человека властью или должностью, что давало ему определённые полномочия и позволяло получать новые территории и доходы с них.

В сегодняшнем понимании это означает: вложил деньги — и в будущем получил прибыль. Зачастую люди вкладывают в недвижимость, валюту, ценные бумаги.

Тюльпаны и биткойн

Инвестиции бывают совсем уж неожиданными. Скажем, в предметы коллекционирования: монеты и банкноты, вина, автомобили, картины, часы. Да что там! Некоторые вкладывают средства в цветы! В 1637 году мир обуяла тюльпановая лихорадка, когда одно растение увеличилось в цене в тысячу раз!

Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня, когда люди страстно скупают криптовалюту. Самая дорогая из них — биткойн, цена которого только за один 2020 год выросла с 8 тысяч до 36 тыс. долл.

«Мерило» и бездомный инвестор

В царской России принято было инвестировать в том числе в доходные дома. Многоквартирные здания сдавались в аренду представителям разных слоёв общества: состоятельных селили на нижних этажах, менее обеспеченных и рабочий люд — повыше. Активно вкладывают деньги в строительство в нашей стране и сегодня.

А инвестиции в золото и другие ценные металлы всегда были и остаются одними из самых популярных финансовых операций. Особенно резко взлетает «мерило ценностей» в сложные периоды для человечества: во время войн, кризисов или стихийных бедствий.

Причём занимаются инвестициями не только те, у кого завелись лишние деньги, которые надо бы грамотно пристроить. В Швеции жил один бездомный, Курт Дегерман, 30 лет собиравший пустые банки и бутылки. Половину от выручки он исправно вкладывал в акции лучших компаний страны. Когда Курт «Жестяная Банка» умер, то состояние собирателя было оценено в 1,4 млн долл.

Дар дальновидности

Ну а если говорить о самых удачных инвестиционных проектах в истории, то в их числе, безусловно, основатель маркетплейса Amazon Джефф Безос, до недавнего времени несколько лет возглавлявший список самых богатых людей планеты по версии Forbes. Когда-то он был успешным программистом и свято верил в перспективы интернета и связанных с сетью проектов. А потому после основания своего интернет-магазина в 1995-м, уже через три года инвестировал в Google. Вложив в компанию-поисковик по некоторым данным 250 тыс. долл., сегодня он имеет портфель, стоимостью 4 млрд долл.

«Пришелец» и близнецы

А легендарный инвестор Питер Тиль, которого в СМИ даже называют пришельцем, тоже многократно умножил состояние, вложившись в стартап. Первый миллион он заработал, создав и затем успешно продав платёжную систему PayPal. Казалось бы, этого уже достаточно, чтобы обессмертить себя на века в летописи бизнеса и неплохо обеспечить.

Но нет. Питер Тиль сделал ещё немало потрясающих инвестиций. Он финансировал YouTube, Linkedin, Tesla. А ещё поддержал социальную сеть Facebook никому неизвестного в 2004 году Марка Цукерберга. Вложив 500 тыс. долл., Тиль получил в распоряжение 10% акций многообещающей компании и вошёл в совет директоров. Сейчас совокупная прибыль от инвестированного когда-то полумиллиона составляет 1 млрд долл.

Информируем, что с 21.03.2022 года Meta признана на территории РФ экстремистской организацией

И, конечно же, как не сказать о братьях-близнецах Кэмероне и Тайлере Уинклвоссах? Это они вложили 11 млн долл. в зарождающуюся криптовалюту Bitcoin. На начальном этапе один биткойн стоил всего 120 долл. Братья приобрели 100 тыс. монет, став обладателями 1% от общего количества этих виртуальных денег. Всем известно, какое сумасшествие потом началось с крипто, поэтому нет ничего удивительного, что ещё в 2017 году близнецы стали миллиардерами.

Знания приносят деньги

Но вернёмся к началу нашего повествования: инвестирование в обучение и самосовершенствование.

Многие спорят: вклад в образование детей — это инвестиции (деньги, вложенные в приносящее деньги) или расходы (просто потраченные средства)? У обеих сторон спорящих свои весомые аргументы. Но если подумать, то получается так. Если, допустим, родители оплачивают какие-то курсы в школьный период или обучение в университете своему сыну/дочери, а ребёнок не хочет там учиться — это расходы. Поскольку полученные знания не будут применены в будущем и не принесут дохода. А когда знания пригодятся и будут приносить деньги (высокую зарплату, прибыль в бизнесе) — это инвестиции.

Две книги в день

Да, в образование надо инвестировать постоянно. Те, кто останавливается на достигнутом (вот, наконец-то получил диплом вуза!), неизбежно отстают. А самые крутые учатся постоянно и всю жизнь. Яркий пример: самый богатый человек на Земле — Илон Маск. Это имя сегодня не сходит со страниц СМИ и телеэкранов.

Основатель, совладелец и генеральный директор знаменитых американских компаний SpaceX, Tesla и PayPal, запускающий в космос корабли. Его состояние оценивается в 188,5 млрд долл.! Он с раннего детства читал по две книги в день: научную фантастику, труды по программированию, физике, инженерии, бизнесу, продуктовому дизайну. всего не перечислишь. Иными словами, Маск читал и читает до сих пор в 60 раз больше, чем среднестатистический житель нашей планеты. Но главное — он постоянно применяет полученные знания.

Кошелёк для пользы ума

А предприниматель и автор трёх книг о повышении продуктивности Дариус Форукс признаётся, что, когда у него уже было два высших образования, решил остановиться и больше не учиться. Он перестал читать, посещать конференции и искать знания, помогающие ему развиваться. Но заметил, что дела в бизнесе тоже пошли плохо. То есть когда он учился, его заработки росли, он больше успевал и успехи были заметны. А как только отказался от образования — получил обратный результат.

Выходит, образование может приносить больше дивидендов (прибыли), чем любая другая инвестиция. Когда-то универсальный гений Бенджамин Франклин (да, тот, чьё изображение есть на стодолларовой купюре) сказал: «Если человек облегчает свой кошелёк в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть».

Домашнее задание: дорога в будущее

А сколько и что именно читает ваш ребёнок? И читает ли вообще? Если нет, то надо этот пробел восполнить. Можно начать с биографии Илона Маска (его знает каждый подросток, и вряд ли кто-то из них назовёт его неудачником).

Ну и, наверное, пора задуматься об инвестициях в образование вашего ребёнка. Для этого неплохо бы обзавестись банковским депозитом или индивидуальным инвестиционным счётом, владелец которого ежегодно может получать налоговые льготы от государства. В этом поможет «Открытие Брокер». Компания работает на рынке уже более 25 лет, что является красноречивым показателем её надёжности.

Читать статью  Как зарабатывать деньги на бирже новичку? Начать инвестировать на фондовом рынке

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Вклад в образование детей — это инвестиции или расходы?

Для начала определим понятия инвестиций и расходов. Что это такое?
Инвестиции – это вложение денег с целью получения прибыли в будущем.
Расходы – это трата денег, которая не приносит прибыли.
И сегодня мне хочется обсудить тему вложения денег в образование детей. К чему отнести эти вложения – к инвестициям или к расходам? Мнения на этот счет расходятся.
Одни считают, что это инвестиции в будущее, другие относят эти вложения к расходам.
На мой взгляд, оба эти мнения имеют право на существование. И к чему отнести вложения в образование зависит от того, какой подход вы предпочтете.
«Родительские ресурсы» в значительной степени определяют успешность своих детей в построении карьеры
Если ваш ребенок выбирает учебное заведение без учета своих интересов и способностей, по принципу «лишь бы получить диплом» или «иду туда, куда возьмут с моими ЕГЭ», то возникает очень высокая вероятность того, что ваши вложения будут расходами.
Получение специальных знаний и навыков, которые он не планирует применять в дальнейшей профессиональной деятельности, вряд ли смогут увеличить его доход в будущем. Возникают эффект «отложенной карьеры» и дополнительные затраты на переподготовку.
Профессиональное обучение дает в первую очередь те знания и инструменты, которые помогают нам формировать свой карьерный капитал, развивают специальный интеллект. Если вы по окончании учебы просто не будете пользоваться своими знаниями, то это не инвестиция, а бесполезная трата денег.
Инвестицией это станет в том случае, если знания, полученные в процессе учебы, смогут приносить доход. Как этого добиться? Давайте вспомним, как проходит процесс инвестирования в бизнесе. Прежде, чем вложить деньги в какой-либо проект, инвестор глубоко изучает данную тему, отрасль, оценивает возможности и риски, взвешивает собственные ресурсы.
Вот такой же подход нужно использовать и в области профессионального образования. Когда человек глубоко прорабатывает все вопросы предпрофессиональной и профессиональной подготовки, изучает себя – свои общие и специальные способности, склонности, интересы, мотивацию – выбирает профессию, которая ему подходит, исследует рынок труда, тогда он существенно увеличивает свой шанс на получение достойной должности, увеличение дохода и повышение качества жизни.
Взаимосвязь между доходом и выбором профессии очевидна. В профессии, которая вам подходит, меньше усилий тратиться на то, чтобы добиться высоких результатов. Там есть энергия, есть интерес. Интерес — это очень мощный стимул. Если нет интереса, вся энергия уходит в преодоление себя.
Родители, являясь в данном случае, инвесторами, вкладывают деньги в образование детей.
Поэтому вашему ребенку стоит пройти профориентацию перед тем, как выбрать учебное заведение, определиться в том, какая профессия ему подходит определить, соответствует ли эта профессия его интересам, склонностям и талантам, исследовать его ресурсные состояния, сильные и слабые стороны. Профориентация позволит снизить риски ошибочного выбора призвания, профессии, учебного заведения. Иначе это будет инвестиция с отрицательным результатом.
Консультант по профориентации становится тем самым зеркалом, которое отражает, где человек сейчас, куда он двигается, и фактически помогает понять человеку его собственную цель.
От правильного выбора профессии в жизни человека зависит слишком многое. Основная задача родителей – помочь ребенку сделать правильный выбор, обратившись за консультацией к специалистам по профориентации.
Консультация по профориентации поможет школьнику в этом важном деле. Ваш ребенок вместе с вами получит информационную поддержку, разберется в своих желаниях, определит направление деятельности, которая соответствует его способностям и талантам.

Стоит ли тратиться на обучение сотрудников?

Спросили у владельцев и руководителей компаний, окупаются ли расходы на обучение и есть ли смысл переживать, что после обучения сотрудники уйдут к конкурентам.

Расходы на обучение окупаются, и это можно посчитать

Обучение сотрудников — хороший инструмент, который решает две задачи:

  • обучить сотрудников. Когда сотрудник учится, он получает новые знания и навыки, которые можно применять в бизнесе, делать его более эффективным и прибыльным. При этом сотрудники могут больше зарабатывать, потому что приносят больше пользы бизнесу;
  • мотивировать их. Когда работодатель вкладывается в обучение сотрудников, они понимают, что нужны работодателю и ценны для него. Это мотивирует их работать лучше.

По моему опыту, мотивация и вовлеченность сотрудников в обучение выше, если они тоже вкладываются в обучение. Например, работодатель оплачивает 60%, а сотрудник — 40%, или 70% и 30%. Это делает процесс обучения более эффективным.

Я вкладываюсь в обучение сотрудников, пример из последних — оплачивал курсы таргетированной рекламы для сотрудницы. И в этот раз не взял с нее денег, решил, что сам всё оплачу. Она прошла обучение, и на какое-то время это ее мотивировало брать больше задач. Но потом она подскисла и ушла. У меня есть гипотеза, что если бы сотрудница оплатила часть обучения, толку было бы больше, потому что когда я так делал в других своих компаниях, результаты были удовлетворительнее.

Сколько тратить на обучение сотрудников, зависит от возможностей компании. Но можно посчитать примерно так:

Допустим, сммщик получает зарплату 50 000 рублей. Он пока не умеет настраивать таргетированную рекламу, а она нужна компании. Компания оплачивает ему курс по таргету за 100 000 рублей.

После курса сммщик может взять на себя настройку рекламы, и за это работодатель поднимет ему зарплату на 10 000 рублей.

Если бы сммщик не обучился, компании пришлось бы нанять таргетолога, например, тоже за 50 000 рублей. Тогда получается, что компания окупает вложения в обучение сотрудника за два месяца его работы, а потом экономит на таргетологе по 40 000 рублей в месяц.

Так можно оценивать окупаемость вложений в обучение сотрудников.

При этом вкладываться стоит в обучение тех сотрудников, которые уже показывают хорошие результаты, чтобы дальше их развивать. Обучать тех, кто работает плохо, смысла нет.

Андрей Гурин, сооснователь консалтингового бюро HorecaExperts, акционер Jeffreys Coffeeshop, основатель производства «РосВывески»

Стоит вкладываться в обучение сотрудников, если компания хочет становиться более эффективной и конкурентоспособной. Но при этом важно сохранить баланс прибыли и расходов.

Читать статью  Основные виды инвестиций. Классификация

Иногда для развития сотрудников не нужно много денег, а достаточно лишь политической воли собственника бизнеса. Есть разные инструменты, например, начальник отдела может составлять с сотрудниками индивидуальные планы развития: разбирать, какие точки роста есть у каждого, и определять, какие знания и навыки могут вывести специалиста на новый уровень. А обучаться сотрудник может самостоятельно по материалам, книгам в открытом доступе и на недорогих курсах.

Сколько вкладывать, зависит от целей компании, ее прибыли и других факторов, но в любом случае нужно оценивать эффективность расходов. Всё можно посчитать: измерить ключевые показатели по сотрудникам, затем сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании.

Сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании

Например, возьмем такие показатели:

  • средний чек продавца до обучения — 5000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук;
  • стоимость обучения — 50 000 рублей;
  • средний чек продавца после обучения — 10 000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук.

Получается, после обучения продавец стал приносить компании в два раза больше денег: 500 000 рублей вместо 250 000 рублей. И его обучение окупилось в первый же месяц.

Некоторые боятся, что сотрудники после обучения уйдут к конкурентам, но это нормальный процесс: иногда сотрудники уходят в другие компании, иногда еще более подготовленные переходят от конкурентов к нам. Если компания привлекательна для сотрудника и они видят перспективы, расходы на обучение не будут напрасными.

Обучение сотрудников для небольших компаний не менее важно, чем для корпораций, потому что они конкурируют с крупными игроками за человеческий ресурс. Сильные сотрудники с хорошим потенциалом обычно выбирают рабочие места, на которых можно учиться и развиваться — это дает возможность построить успешную карьеру.

Обучение сотрудников — не вопрос выбора, а необходимость

Антон Верт, владелец компаний Vertcomm — производство корпоративных подарков, и Merchcomm — мерч для брендов и блогеров

Затраты на обучение сотрудников — это одна из статей расходов компании. Какой бы ни была по размеру компания, обучение сотрудников поможет ей экономить на внешних подрядчиках, оптимизировать внутренние расходы на типовые операции и выйти на новый уровень качества. При этом в маленьких коллективах обучение даже важнее, потому что эффект от него в разы выше, чем в больших.

У нас около пятидесяти сотрудников и несколько параллельных потоков обучения, например продуктовые мастер-классы, дизайн, пиар и маркетинг, инструменты продаж.

И мы видим результаты: обучение пиару, смм и контент-маркетингу улучшило наши маркетинговые каналы, а обучение и групповые тренинги по продажам помогли настроить фокус команды и обзавестись новыми инструментами.

Я бы выделил два вида обучения сотрудников:

  • обязательное — то, без которого не получится нормально работать. Например, обучение по изменениям в законодательстве или бухучете. Тут нет выбора, вкладываться или нет;
  • желаемое — обучение новым навыкам и подходам к работе, например курсы по работе с новым оборудованием или тренинги по продажам. Здесь важно, чтобы сотрудники сами хотели учиться.

С выбором курсов для желаемого обучения два варианта: по инициативе работодателя или сотрудника. В первом случае нужно понять, какие цели у компании, определить тех, кто готов учиться, или вместе с сотрудниками обсудить их желания и соотнести их с целями компании, а затем выбрать курсы.

А если сотрудник сам проявляет инициативу, нужно попросить у него список курсов, которые хочет пройти, сравнить их по цене, качеству, отзывам с другими и принять решение.

Ольга Кулиш, директор по персоналу сети коворкингов «Практик»

Самая главная ценность Практика — сотрудники, поэтому во внутренних документах мы пишем слово сотрудник с большой буквы и по этой же причине вкладываемся в их обучение.

У нас есть корпоративный университет, в рамках которого разработана система адаптации новых сотрудников. Эта система помогает знакомиться с правилами, изучать стандарты работы, зоны ответственности и структуру работы в компании. Мы также используем дистанционный формат обучения, поэтому сотрудники могут изучать учебные и рабочие материалы в любое время. Еще сотрудничаем с внешними образовательными провайдерами.

После стажировки сотрудник может выбрать интересное для него направление развития, например управление проектами, наставничество, управление локацией. В этом году мы пошли дальше и начали обучать сотрудников тому, как учить коллег. Того, кто их учит, мы называем наставником наставников.

Для нас вопрос, обучать сотрудников или нет, не стоит, — это производственная необходимость. Мы не думаем, стоит ли вкладываться, вместо этого поощряем стремление сотрудников учиться. Например, у нас действует гибкая система мотивации «Практик Коинс»: сотрудники получают бонусы в виде коинов и раз в квартал могут потратить их на то, что им нужно. Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы.

Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы

Обучение и развитие сотрудников в Практике носит прикладной характер: мы отслеживаем эффективность вложений по качеству переговоров с клиентами, сервиса в локациях, организации мероприятий и результативности проектов.

Расходы на обучение — это инвестиции в продукт

Всем компаниям каким-то образом нужно растить сотрудников. Маленьким компаниям и стартапам растить сотрудников важнее, чем корпорациям, потому что такие компании нацелены на кратный рост, постоянно сталкиваются с новыми задачами и нуждаются в сотрудниках с разными навыками, а в корпорациях нет задачи по кратному росту — они растут по несколько процентов.

Обучение может стоить дорого, но оно выгодно компании. Например, у нас есть два типа сотрудников: линейные и руководители. На позиции руководителей мы берем людей с ценностью развития, обучения, самообучения, и для них оплачиваем коучинг, онлайн-курсы. Моя задача — найти людей с такими ценностями, а их — учиться, находить материалы и развиваться. Для меня важно, чтобы человек мог сам найти варианты обучения, как платные, так и бесплатные.

С линейными сотрудниками — у нас это преподаватели и менеджеры по продажам — немного другая история. Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся: нанимаем тренеров, чтобы работать над определенными навыками, и собираем базу знаний. Преподаватели могут уйти к конкурентам, но это не так важно, потому что их обучение — это инвестиция в наш продукт. Чем круче преподаватель, тем интереснее детям учиться и больше вероятность, что они придут к нам снова.

Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся

Эффективность обучения преподавателей мы оцениваем по повторным конверсиям: купили ли их ученики следующий модуль или другой курс. На этот показатель влияют не только навыки преподавателя, но мы используем этот критерий.

У менеджеров по продажам есть тренер, который постоянно с ними работает, — это человек со стороны. Здесь эффективность измеряем по конверсиям: стали ли у этого менеджера покупать больше. И по этому показателю принимаем решение о том, кого обучать дальше, а кого нет, и делаем вывод о качестве работы тренера.

Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»

Всё, что я буду говорить, применено к области юриспруденции, то есть сферы услуг, где важны личный контакт и репутация специалистов. Я считаю, что сотрудников нужно обучать, хотя бы потому, что квалифицированные специалисты повышают репутацию компании среди клиентов и коллег.

Читать статью  Какие акции выгодно купить сейчас – 10 вариантов

Квалифицированные кадры позволяют юрфирме брать более сложные проекты, проекты из смежных отраслей, заниматься спорами и судебными делами более высокой категории и брать за это больше денег.

На курсы и лекции по изменениям в законодательстве нужно отправлять всех принудительно или проводить такие лекции внутри фирмы. Например, если что-то поменялось в процессуальном законодательстве, все сотрудники должны в этом разобраться, чтобы правильно писать заявления, подавать их куда надо и соблюдать сроки. Иначе фирма не сможет нормально работать.

Если говорить о более сложных вещах, например обучении на 300-400 часов, тут руководитель выбирает субъективно, кого учить. Возьмем обучение в смежной отрасли: был просто юрист, прошел курс и стал налоговым консультантом. Тут стоит вкладываться только в тех, кто заинтересован в обучении. Если незаинтересованного Петю отправить на сложный курс по налогам, получится не специалист по налогам, а задолбавшийся Петя.

Если незаинтересованного Петю отправить на сложный курс по налогам, получится не специалист по налогам, а задолбавшийся Петя

Ограничивать сотрудников в знаниях, чтобы они не ушли к конкурентам, глупо. Потому что хороший специалист понимает, что работать и учиться внутри фирмы проще, чем открывать свой бизнес. Но даже если сотрудник уйдет после обучения, это не страшно: мы получим хорошего коллегу по рынку, а не конкурента. Вообще, юристы внутри отрасли друг другу не конкуренты, а партнеры, клиентов на всех хватает.

Если доходить до паранойи, можно заключать ученические договоры. Но такой договор не с каждым сотрудником получится заключить, есть ограничения. Да и когда работодатель говорит сотруднику: «Сейчас я вложу в твое обучение двести тысяч рублей, а ты потом будешь обязан пять лет у меня отработать», — это не мотивирует.

Стоит начать с бесплатного обучения

В Level One почти тридцать человек работают в редакции, и вопросы обучения чаще встают именно там. Поэтому дальше речь пойдет о редакции.

Мотивированные сотрудники всегда найдут способ обучаться самостоятельно и бесплатно или почти бесплатно. Редакторам просто: подпишись на редакторские каналы, открой справочник главреда, учись, применяй на практике.

Если предложить платные курсы слабо мотивированному сотруднику, возможно, у него появится внешняя мотивация, которая поможет на первом этапе, а потом он втянется, но, может, и нет. Я так никогда не делала.

Другое дело, когда сотрудник приходит и говорит: на последнем ревью стало понятно, что мне нужно подтянуть такие-то скилы. Я долго думал, сравнивал курсы и решил пойти учиться сюда. Можем поделить расходы, но, если не согласишься, я всё равно туда пойду. В таком случае отказывать не здорово. Если, конечно, эти компетенции нужны не только сотруднику, но и компании.

Чтобы понять, сколько вкладывать в обучение, можно сравнить две суммы:

  • стоимость обучения сотрудника с небольшим опытом и его зарплату;
  • расходы на наем опытного сотрудника и его зарплату.

Но мы так не делали, потому что кажется, что вложения в обучение сотрудников — это вопрос веры. Я верю, что обучение всегда выгодно, потому что бизнес не может расти, если команда не растет в компетенциях.

Я пока вкладываюсь в обучение сотрудников своими человекочасами. Это сложно, муторно и не всегда того стоит. Но обычно уходят как раз те, которые не хотят учиться. Те, кто учатся и берут от процесса максимум, остаются с нами.

Но я всегда предлагаю сотруднику начать с бесплатных курсов, собираю и передаю базу знаний по его рабочим задачам. А потом жду, что человек придет и скажет: я в этом всём разобрался, теперь хочу учиться системно и за деньги, а результат будет таким-то.

Обучение — удел больших компаний

Евгений Боровков, коммерческий директор BotCreators

На мой взгляд, обучение сотрудников — это удел больших компаний. Но тут есть разделение: кто-то вкладывается и подписывает контракты, чтобы сотрудники не уходили, а кто-то обучает, чтобы поднять общий уровень ниши, отрасли. Выигрывают вторые.

Мы сейчас никого не обучаем — пробовали, но на это уходит много сил руководителя, если не говорить о формате «иди пройди вон те курсы».

Например, сотрудник во время обучения может меньше времени уделять работе, из-за чего растет нагрузка на других специалистов и руководителя; может начать захаживать в соседний отдел, в котором планирует работать после обучения; может обсуждать что-то конструктивное или эмоциональное с руководителем, просить помочь разобраться в чем-то.

Сотрудник может начать вести себя так, будто он лучше коллег, и руководителю придется вмешиваться, чтобы не было конфликтов. Так один обучающийся сотрудник увеличивает нагрузку на руководителя.

Но вообще обучение сотрудников выгодно, если подходить к нему с включенной головой. Одно дело, когда руководитель четко понимает, куда расти этому специалисту. Другое — когда сотрудник готов расти по вертикали, а его всё ещё отправляют учиться вширь. Или наоборот.

Надо вкладываться и не бояться: пусть растут и становятся крутыми

Александр Вьюшков, генеральный директор «ЛидМашины»

Тратиться на обучение сотрудников однозначно нужно. Чем более профессиональные сотрудники работают в компании, тем выше ее результаты и КПД.

Задача любого бизнеса — увеличивать такой параметр, как прибыль на человека. И чем круче кадры, тем лучше они делают свою работу и тем выше прибыль на сотрудника, а значит, и финансовые результаты компании. При этом у обучения есть и второстепенные выгоды: мотивация, заряд энергии.

У нас нет ограничений по расходам на учебу. Все сотрудники, которые хотят учиться, могут пройти курс, поехать на конференцию или семинар за счет компании. Но есть такое условие: если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%. Например, если сотрудник проходит полугодовой курс, чтобы получить новые навыки, знания не получится упаковать в лекцию, тогда он сам платит 40%, а мы — 60%.

Если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%

Бояться, что кто-то после обучения уйдет к конкурентам, — тупиковая история. Не надо ничего бояться, а надо понимать, что есть два типа компаний:

  • те, кто растят сотрудников;
  • те, кто боятся, что сотрудники вырастут.

Те, кто боятся, стоят на месте, набирают слабых сотрудников, а кто хочет, чтобы сотрудники росли, не задаются такими вопросами. Ушел — значит, время пришло, возьмем нового. Это философия и внутренняя культура компании, которая в долгосрочной перспективе всё равно приводит к выигрышу.

Если задаваться мелкими вопросами и бояться житейских вещей, можно стать скучными и узколобыми, а классным ребятам рядом с такими неинтересно находиться. Так что вопрос, уйдет ли сотрудник к конкурентам после обучения, — вопрос для трусов.

Мы покупаем книги, которые сотрудники заказывают, вкладываемся в обучение, отправляем на семинары, мастер-классы, вместе ездим на конференции и сами проводим обучающие мероприятия.

У нас царит культура передачи и получения знаний: есть свое издательство, блог, школа маркетеров. Я считаю, надо вкладываться и не бояться: пусть сотрудники растут и становятся крутыми. Расти вместе интересно, и это — главное.

Вы заблокированы

Возможно, мы разблокируем вас в первый понедельник следующего месяца. Ну или напишите нам, разберёмся: editors@modulbank.ru

Источник https://journal.open-broker.ru/personal-financial-planning/luchshaya-investiciya-obrazovanie/

Источник https://www.b17.ru/article/60074/

Источник https://delo.modulbank.ru/all/study-money

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: