Сущность и методы государственного регулирования

Батычко 14.1. Сущность и методы государственного регулирования

Сущность и методы государственного регулирования

Закрепленный в КонституцииРФ принцип свободы предпринимательстваможет быть ограничен законом в целяхзащиты основ конституционного строя,нравственности, безопасности, защитыжизни, здоровья, прав, интересов и свободдругих лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства, защитыокружающей среды, охраны культурныхценностей, недопущения злоупотреблениядоминирующим положением на рынке инедобросовестной конкуренции. К числутаких ограничений относятся различныемеры государственного регулированияпредпринимательской деятельности.

Подгосударственнымрегулированиемпредпринимательскойдеятельности следует понимать деятельностьгосударства в лице его органов,направленную на реализацию государственнойполитики в сфере осуществленияпредпринимательской деятельности.

Государственное регулированиепредпринимательства необходимо как вцелях обеспечения реализации публичныхинтересов общества и государства, таки для создания наилучших условий дляразвития предпринимательства.

Задачи государственногорегулирования предпринимательстваможно разделить на группы:

–  охрана окружающейсреды;

–  выравнивание экономическогоцикла;

–  обеспечение нормальногоуровня занятости населения;

–  защита жизни и здоровьяграждан;

–  поддержка конкуренциина рынке;

–  поддержка и развитиемалого предпринимательства;

–  специальные меры защитыправ предпринимателей и др.

Представленный переченьзадач государственного регулированияпредпринимательства свидетельствуето том, что государственное регулированиенеобходимо не только государству, но исамим предпринимателям.

Методыгосударственногорегулирования предпринимательскойдеятельности можно разделить на двегруппы.

1.Прямые(административные)методы – средства непосредственноговластного воздействия на поведениесубъектов, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность. К их числу относятся:

–  государственный контроль(надзор) за деятельностью предпринимателей;

–  государственнаярегистрация юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей;

–  налогообложение;

–  лицензирование отдельныхвидов предпринимательской деятельности;

–  выдача предписанийантимонопольным органом и т.д.

2.Косвенныеметоды- экономические средства воздействияна предпринимательские отношения спомощью создания условий, влияющих намотивацию поведения хозяйствующихсубъектов. К ним относятся:

–  прогнозирование ипланирование;

–  предоставление налоговыхльгот;

–  льготное кредитование;

–  государственный(муниципальный) заказ и др.

2. Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Книга 2010 стр 80

Можно выделить определенные критериидля разграничения видов государственногорегулирования предпринимательскойдеятельности.

1. В зависимости от уровня регулирования.

В соответствии с разграничениемкомпетенции между Российской Федерациейи субъектами РФ государственноевоздействие на экономику осуществляетсяв масштабах всей территории РФ ирегулирование в пределах территориисоответствующего региона.

Например,федеральные налоги, установленные НКРФ, обязательны к уплате на всей территорииРФ.

Региональные налоги, установленныеНК РФ и законами субъектов РФ, вводятсяв действие законами субъектов РФ иобязательны к уплате на территорияхсоответствующих субъектов РФ (ст. 12НК РФ).

2. В зависимости от отношений междугосударством (его органами) и хозяйствующимисубъектами (отношения субординации иликоординации) и формы собственности, набазе которой действуют хозяйствующиесубъекты, различается регулирование вгосударственном секторе экономики иобщее правовое регулирование.

А. В государственном секторе экономикигосударство действует в качествесобственника, управляя государственнымимуществом.

Важной правовой формой, котораяиспользуется для эффективногоиспользования государственных средств,имущества, является планирование:

1) разработка и утверждение ПравительствомРФ федеральных целевых программ (ФЦП).

Целевые программы подлежат финансированиюза счет средств федерального бюджета,если в Законе о федеральном бюджете наочередной год предусмотрены средствана эти цели.

ФЦП оформляются в качествеприложений к Закону о федеральномбюджете на очередной год. Во исполнениемероприятий ФЦП Правительством РФутверждается государственный заказчик.

Государственный заказчик обязанорганизовать исполнение ФЦП. Для этогоон, как правило, путем проведения торговв форме конкурса, аукциона отбираетисполнителей ФЦП – поставщиков,подрядчиков. Если государственныесредства вкладываются в качествеинвестиций (строительство объектов длягосударственных нужд), государствостановится собственником объектовинвестирования;

2) разработка и утверждение прогнозногоплана (программы) приватизации. Вотношении государственного имуществапроводится политика приватизации.Правовой формой организации планомерногопроцесса приватизации является ежегодноутверждаемый Правительством РФ прогнозныйплан (программа) приватизации федеральногоимущества.

Прогнозный план (программаприватизации) является не нормативно-правовымактом, а актом планирования, содержащимзадание Агентству по управлениюфедеральным имуществом подготовитьсоответствующие предприятия кприватизации, принять решение об условияхприватизации каждого включенного впрограмму приватизации предприятия,если согласно программе приватизацииэто решение принимается им, а неПравительством РФ.

Указанный правовой акт как юридическийфакт создает правовые последствия идля унитарных предприятий, имущественныекомплексы которых предстоит приватизироватьв очередном году.

Со дня утверждения прогнозного планаи до момента перехода права собственностина предприятие как имущественныйкомплекс к покупателю предприятие какюридическое лицо ограничивается вправах.

Унитарное предприятие не вправебез согласия собственника сокращатьчисленность работников предприятия,получать кредиты и совершать иныедействия, указанные в п. 3 ст. 14Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственногои муниципального имущества”.

На основе прогнозного плана (программы)приватизации принимается, как ужеотмечалось, решение об условияхприватизации конкретного объектаприватизации.

Если программа приватизацииявляется актом общего планирования,охватывающим круг объектов, которыепредполагается приватизировать всоответствующем году, то решение обусловиях приватизации можно квалифицироватьв качестве плана приватизации конкретногопредприятия.

Решение об условиях приватизации какюридический факт создает правовыепоследствия как для Агентства поуправлению федеральным имуществом, таки для предприятий, имущественныекомплексы которых подлежат приватизации;

3) утверждение показателей экономическойэффективности государственногопредприятия.

Собственник имуществаунитарного предприятия в отношенииэтого предприятия как хозяйствующегосубъекта утверждает показателиэкономической эффективности егодеятельности и контролирует их выполнение,а в отношении казенного предприятия ктому же доводит обязательные дляисполнения заказы на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг длягосударственных (или муниципальных)нужд (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г.N 161-ФЗ “О государственных имуниципальных унитарных предприятиях”).

Правительство РФ вправе приниматьрешения о реорганизации, ликвидациифедеральных унитарных предприятий. Вцелом можно утверждать, что в отношениидействующих унитарных предприятийприменяются и директивные методыуправления ими.

Б. Суть общего государственногорегулирования заключается в том, чтодля всех хозяйствующих субъектов,включая унитарные предприятия,устанавливаются единые правила поведенияна рынке (“правила игры”), соблюдениекоторых проверяется компетентнымигосударственными органами (лицензирование,обязательная сертификация товаров,ведение бухгалтерского и налоговогоучета, уплата налогов и проч.).

3. В зависимости от способа воздействияна поведение хозяйствующих субъектовразличается прямое и косвенноерегулирование.

Прямое регулирование осуществляетсяпутем предъявления предпринимателямобязательных требований.

Такие требованиясодержатся в законах (например, требованиеведения бухгалтерского и налоговогоучета) и могут предъявляться в видепредписаний, иных решений, адресованныхконкретным предпринимателям (например,предписание ФСФР России профессиональномуучастнику рынка ценных бумаг об устранениивыявленных при проверке его деятельностинедостатков). Суть косвенного регулированиязаключается в том, что государственноевоздействие осуществляется черезинтересы. Соответствующего поведенияот предпринимателей государстводобивается не прямым властным воздействиемпод страхом применения санкций кнарушителям предписаний, а экономическимиметодами, стимулами. Косвенными методамиявляются различные формы поддержкипредпринимателей, включая субъектовмалого предпринимательства (налоговыельготы, налоговые кредиты, государственнаяпомощь в виде субсидий, субвенций,предоставление кредитов на льготныхусловиях за счет бюджетов различныхуровней, государственных гарантийлицам, получающим кредиты в банках дляреализации инвестиционных проектов,предоставление скидок по арендной плателицам, в предпринимательской деятельностикоторых государство, регион, муниципальноеобразование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от вида деятельности.

Специфика вида деятельности учитываетсяв процессе государственного регулирования,например, особенности сельскохозяйственногопроизводства, подверженного влияниюстихийных явлений природы, научно-техническойдеятельности, которая в силу особорискового характера (риск полученияотрицательного научного результата,сложности во внедрении научно-техническихрезультатов) нуждается в государственнойподдержке.

5. В зависимости от способа установленияправовой связи между государством ипредпринимателями различается воздействиечерез правосубъектность и в рамкахконкретного правоотношения.

публичной правоспособности хозяйствующегосубъекта составляют не только права,но и обязанности соблюдать предъявляемыегосударством к предпринимателямтребования (не нарушать запреты, принаступлении соответствующих условий- совершать действия во исполнениеобязанности). Пока нет нарушения запретови ограничений, конкретное правоотношениене возникает.

Правонарушение являетсяоснованием возникновения относительногоправоотношения, в котором реализуетсяохранительная норма предпринимательскогоправа. Нормы – требования регулятивного(позитивного) характера могутреализовываться непосредственно вправоотношении (при отсутствииправонарушения). В таких случаях законпредусматривает содержание правоотношенияи условия его возникновения.

При наличии,например, у организации имущества ввиде основных средств она обязанаплатить налог на имущество. Организация- юридическое лицо, независимо отфинансовых результатов своей деятельности,обязана представлять в установленномпорядке бухгалтерскую и налоговуюотчетность.

Указанные обязанностиреализуются в рамках конкретногоправоотношения, которое возникает дляпредпринимателя “автоматически”,поскольку есть соответствующиеобстоятельства – юридические факты(ведение предпринимательской деятельности,наступление события – отчетного периода- для возникновения обязанностипредставить бухгалтерскую, налоговуюотчетность).

Методыгосударственного регулированияподразделяются на: административные,экономические и морально-политические.К административным относятся: запрет,юридическая ответственность, принуждение,в том числе с помощью уголовной иадминистративной ответственность.

Экономические методы в отличии от прямыхадминистративных методов проявляютсебя в косвенном регулированиипредпринимательской сферы деятельностьюс помощью: цен, тарифов, квот, налогов илицензий. Морально-политические методыреализуются с помощью средств массовойинформации.

Источник: https://studfile.net/preview/5826668/page:7/

Сущность, формы и методы государственного регулирования экономики

Сущность и методы государственного регулирования

Экономические функции правительства осуществляются практически через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это вмешательство государства в национальное хозяйство с целью общей координации и сти­мулирования развития экономики в соответствии с выбранными ориенти­рами.

Государственное регулирование как тип экономического механизма необходимо потому, что чисто рыночный саморегулирующий механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что снижает эффективность национальной экономики.

Следует различать объекты, субъекты, формы, методы и направления государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования— это макроуровень на­циональной экономики и наднациональный уровень межгосударственных союзов (например, ЕС), уровень секторов, отраслей, регионов, а также микроуровень хозяйственных звеньев.

Субъектами государственного регулирования являются наднацио­нальные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и коммунальные (местные) органы управления.

Формы государственного регулирования: административные, право­вые, социальные и экономические.

Административное регулирование — это меры по лицензированию и квотированию, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учет­ной ставкой процента.

Правовое регулирование есть система норм и правил, установленная законодательством.

Социальное регулирование представляет собой меры по смягчению социального неравенства и стимулированию экономической активности граждан.

Экономическое регулирование как вмешательство государства в эко­номику осуществляется разнообразными методами. Различают прямые и косвенные методы.

Прямое вмешательство осуществляется через существование госу­дарственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями. Во всех развитых стра­нах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.

Государство является здесь собственни­ком определенных предприятий, обладает капиталами, принимает долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики* морской, железнодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев—I связь.

Государство содержит также фундаментальную науку, оборону, об­разование, где частные инвестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомную энергетику, авиа­цию и космонавтику, отличающиеся дорогостоящими инвестициями.

Го­сударство также несет практически все затраты на экологию.

Прямое вмешательство государства означает и принятие законода­тельных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Сюда же относится и установление государственных (или фиксированных) цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок.

Прямым регулированием является также разработка долгосрочной эко­номической стратегии, т.е. промышленной политики и программирование. Экономическое программирование под названием «индикативного плани­рования» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г.

разрабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намеча­ются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического развития, которые носят рекомендательный характер.

Но на их основе заключаются соглашения между предпринимателями, местными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осущест­вляется финансирование программ по реализации этих соглашений.

Прямое регулирование осуществляется и в форме безвозвратного це­левого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в ви­де субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым прямое государственное регулирование способствует выравниванию фи­нансового положения территорий, секторов экономики, отдельных соци­альных групп населения.

Прямое регулирование используется для поддержания отечественного предпринимательства с целью обеспечения конкурентоспособности нацио­нальной продукции на мировых рынках путем формирования рыночной инфраструктуры, ограничения монополизма, развития малого и среднего бизнеса, поощрения инновационной деятельности предприятий.

Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния на экономическое поведение производителей и потребителей через

предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулирования можно выделить: меры ценового характера и меры количественного характе­ра.

К мерам ценового характера можно отнести налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммер­ческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, эксперт­ные премии, ускоренную амортизацию, финансовый и промышленный ли­зинг и т.д.

Мерами количественного характера являются регулирование запа­сов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s30002t9.html

Сущность, роль и методы государственного регулирования экономики

Сущность и методы государственного регулирования

Инфраструктура рынка: сущность и основные элементы

Рынок представляет собой совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, складывающимися в результате взаимодействия спроса и предложения в ходе конкуренции.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основными составляющими рынка являются спрос, предложение, конкуренция, цена, частная собственность.

Характеристика рынка была бы неполной без анализа его структуры, действующих лиц и объектов их интереса.

Действующими лицами, или СУБЪЕКТАМИ, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.

ОБЪЕКТАМИ рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т.п.

Рынок имеет определенную структуру.

СТРУКТУРА РЫНКА – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНКА.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции называют: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.п.

5. По характеру продаж: оптовый и розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

 ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются торговая сеть, биржи и банки.

Помимо этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Обратимся к ним.

Реклама (от лат reclame — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них

Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных, или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в.

реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы.

С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information — разъяснение) — это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. consulting — консультативный) — управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах.

Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, т.к.

оплата таких консультаций обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. auditor— ревизор) — это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальное полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Вывод: Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Сущность, роль и методы государственного регулирования экономики.

Гос. регулирование экономики в рыноч. хоз-ве представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осуществляемая правомочными гос. учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей соц.-экономической системы к изменяющимся условиям.

Необходимость ГРЭ вызвана целым рядом обстоятельств:

1. Система свободного предпринимательства не в состоянии снабдить экономику нужным количеством центральных денег. Государство берет на себя задачу организации предложения денег. При этом оно выступает в лице монополиста-продавца, которому противостоит множество покупателей, предъявляющих спрос на деньги.

2. Рыночная система удовлетворяет лишь те потребности, которые воплощаются в спросе, но существуют чисто общественные товары, к которым относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука – финансирование этих товаров осуществляется из государственного бюджета.

3. Взаимодействие участников системы свободного предпринимательства многообразны по форме и социальным последствиям. Большинство из этих связей охватываются рынком, но существуют и такие, которые оказываются за его пределами. Это касается внешних эффектов, прежде всего, отрицательных (проблем экологии).

4. Рыночное распределение не гарантирует реализацию многих просьб человека. С точки зрения экономики – это право на гарантированный доход в течение всей жизни. Здесь государство решает наиболее важные социальные вопросы (регулирование з/п, пенсий)

5. Существуют сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием национальных, демографических факторов. В связи с этим государство проводит свою региональную экономическую политику.

6. Рыночная система не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции, спадов деловой активности.

Задача гос. регулирования экономики состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы и методы гос. регулирования экономики.

Цели:

1. Минимизация неизбежных негативов последствий рыночных процессов.

2. Создание правовых финансов и соц. предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.

3. Обеспечение соц. защиты тех групп населения, положение которых в конкретных экономич. ситуациях становится уязвимым.

Методы ГРЭ:

1. Выделяют методы прямые и косвенные:

Методы прямого воздействия – методы, которые вынуждают субъектов эк-ки принимать решения, основанные не на самост. экономич. выборе, а на предписании гос-ва. Имеют высокую эффективность, вследствие достижения оперативного рез-та, но они могут нарушать естественное развитие рыноч. процессов.

К ним относят: гос. субсидирование, гос. предпринимат-во, гос. директивное управление.

Косвенные методы – при реализации данных методов гос-во лишь создает предпосылки для того, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вар-там, кот. соответствуют целям экономич.

политики. Эти методы не нарушают рыноч. ситуации. Недостаток – имеется определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия гос-вом мер, реакции на них эк-ки и реальными изменениями хоз.

рез-ов.

Относят: налоги, штрафы, квоты, таможенные пошлины, инфляция.

Источник: https://studopedia.net/4_21185_sushchnost-rol-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.html

Сущность, основные цели и методы государственного регулирования экономики

Сущность и методы государственного регулирования

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют 2 различные стороны: 1.

Практическая: практический опыт – совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. 2.Научная: теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики.

К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов.

Основные принципы государственного регулирования экономики: 1.минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; 2.

при прочих равных условиях следует отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики; 3.гос. предпринимательство д. не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса; 4.

влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования:

1.Высшая цель – достижение максимального благосостояния всего общества. Ее реализация возможна через достижение прикладных целей.

2.Прикладные цели: а)экономический рост; б)полная занятость; в)стабильностьуровня цен и устойчивость национальной валюты; г)внешнеэкономическое равновесие.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике: разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; ценообразования; перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения, регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия: а)Методы прямого воздействия: вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

б)Методы косвенного воздействия: создают предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики (например, предоставление рыночному сектору экономической информации).

Методы воздействия по организационно-институциональному критерию: а)Административные методы – методы запрета, разрешения, принуждения, основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры.

Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике.

б)Экономические методы – не ограничивают свободу выбора, появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить внимания (например, изменение процентных ставок).

Основные положения и сущность меркантилизма. Ранний и поздний меркантилизм.

Меркантилизм – система взглядов экономистов XV-XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, У. Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов.

Его основные черты могут быть выражены в. следующих тезисах:

1.Абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги,

2. достижение активного торгового баланса непременно зависит от государственного вмешательства, а источник богатств – неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

3.приумножение богатств требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли – поощрение экспорта, сдерживание импорта, всемерная поддержка национальной промышленности;

4. Предметом изучения является исключительно сфера обращения;

5. Методом изучения экономики являлся эмпиризм.

Концепция меркантилизма в своем историческом развитии прошла два этапа . Основной критерий деления – обоснование путей – средств достижения активного торгового баланса во внешней торговле:

1. XV-XVI вв.Ранний меркантилизм (другими словами монетаризм).

Пути достижения активного торгового баланса:

– установление максимально высоких цен на экспорт товаров;

– всемерное ограничений импорта товаров,

– запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства.

Позиции в области теории денег:

– устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма);

– констатация денежной сущности золота и серебра.

2. 2-я пол. XVI-XVIIвв. Поздний меркантилизм.

Пути достижения активного торгового баланса:

– снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег: допускается снижение цен на экспорт, допускается импорт при условии положит. сальдо во внешней торговле,

– вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса,

– появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой,

-появляется протекционизм экономической политики государства.

Позиции в области теории денег:

– переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству),

– устанавливается система монометаллизма;

– констатация товарной сущности денег.

Меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической сфере.

Можно утверждать, что меркантилисты сделали определенный вклад в экономическую теорию, поскольку они трактовали капитализм как новый общественный строй.

Разработанные ими идеи и принципы экономической политики вошли в арсенал современной экономической теории и практики.

Учение физиократов.

Физиократы– французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия». Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». Физиократы были сторонниками «естественного порядка» в хозяйственной жизни общества.

Центральные идеи:

1) экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ – земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) – оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.

6)Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

– налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;

– должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,

-не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Значение физиократов определялось тем, что они перенесли исследование из сферы общения в сферу производства и этим заложили основы для дальнейшего научного анализа капиталистической системы производства.

Вклад физиократовв экономическую наукус точки зрения теоретической:

1.Мысль, что свободная конкуренция устанавливает хорошую цену, т.е. цену, наиболее выгодную для обеих сторон, и конкуренция же уничтожает ростовщический барыш.

2. анализ производства и различных категорий капиталов;

3.первая классификация доходов и законов их распределения.

4. Сделавшиеся классическими доводы в пользу земельной собственности.

С точки зрения практической:

1. Свобода труда.

2. Свобода внутренней торговли и сделавшиеся классическими доводы в пользу свободы внешней торговли.

3. Ограничение функций государства.

4. Впервые приведенное доказательство превосходства прямых налогов над косвенными.

Источник: https://infopedia.su/8xa0a7.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.