Субъекты муниципального предпринимательства

Содержание

Предпринимательская деятельность муниципальных образований

Субъекты муниципального предпринимательства

т

Гражданское право и процесс

УДК 342.55

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Кондратенко Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mati07@rambler.ru

Шабалин Глеб Юрьевич,

студент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: gleb. shabalin@yandex. ru

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований, выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований, определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Ключевые слова: местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальное образование, муниципальное имущество, правовые инструменты.

Муниципальное образование является субъектом гражданских правоотношений с особым правовым статусом и специальной правоспособностью. Как публично-правовой субъект муниципальное образование имеет субъективные гражданские права и обязанности юридического лица. В то же время реализация тех или иных прав муниципальных образований сопряжена с определенными ограничениями.

В конституционных и муниципальных правоотношениях субъектом и носителем прав и обязанностей выступает непосредственно муниципальное образование. Однако гражданско-правовая реализация таких прав и обязанностей осуществляется органами местного самоуправления.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [1]. Рассмотрим основные понятийные признаки предпринимательской деятельности применительно к такому субъекту, как муниципальное образование.

Самостоятельность предпринимательской деятельности муниципальных образований нельзя назвать полной. Распоряжение имуществом, принадлежащим муниципальным образованиям на праве собственности, следует воле законодателя, устанавливающего различные ограничения по целевому назначению. Например, не всеми денежными средствами,

поступающими в бюджет, муниципальное образование может распоряжаться по своему усмотрению, существуют ограничения на цели использования средств местных бюджетов, которые находятся под жестким контролем со стороны государства [3].

Так, муниципальное образование не может самостоятельно распоряжаться средствами, направляемыми через субвенции федерального бюджета, средствами, предоставляемыми для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления, средствами самообложения граждан, субсидиями субъектов Российской Федерации.

Публичный характер муниципальной предпринимательской деятельности накладывает на органы местного самоуправления соответствующий перечень таких регламентированных обязанностей [2], как соблюдение интересов населения, гласность и открытость, взаимодействие с субъектами общественного контроля, следование установленному порядку реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Стоит отметить также социальную роль деятельности органов местного самоуправления.

Не стоит забывать, что по конституционно-правовой сути муниципальное образование ставит перед собой задачу повышения уровня благосостояния населения, а, следовательно, орган местного самоуправления реализует предпринимательскую деятельность только в том объеме, в котором позволяют нормативные и бюджетные акты, а извлекаемая прибыль не может быть направленна в оборот, а должна направляться в бюджет для решения вопросов местного значения.

Кондратенко З. К., Шабалин Г. Ю.

Следующий признак предпринимательской деятельности – риск – в деятельности муниципальных образований ставится под сомнение.

Муниципальные образования не могут рисковать муниципальным имуществом наравне с иными субъектами предпринимательской деятельности: финансовые потери в ходе осуществления предпринимательской деятельности (например, содержание убыточных предприятий) создают бюджетные трудности для муниципального образования, что ставит под сомнение целесообразность такой деятельности и требует её оптимизации.

Тем не менее, муниципальные образования обладают необходимым потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдая строгие требования законодательства, и с учетом ее публичного характера.

Императивность регулирующих данную сферу норм при отсутствии прямых правовых механизмов осуществления предпринимательской деятельности создает необходимость разработки новых правовых инструментариев для осуществления данной деятельности.

В настоящее время не определен круг видов деятельности муниципальных образований, подпадающий под понятие предпринимательской деятельности. Для определения соответствующего круга рассмотрим такие виды деятельности муниципальных образований, которые связаны с получением дохода в местный бюджет, на предмет их соответствия понятию предпринимательской деятельности.

Такой признак, как систематическое получение прибыли, проявляется в следующих видах деятельности муниципальных образований: оказание муниципальных услуг, приватизация муниципального имущества, участие в коммерческих организациях, инвестиционная деятельность, предоставление муниципального имущества в аренду.

Приватизация муниципального имущества может быть признана предпринимательской деятельностью. Муниципальное образование выделяет определенный объем имущества в целях создания коммерческой организации. Данная организация получает доход от своей деятельности, часть которого поступает в муниципальный бюджет в виде дивидендов по вкладу муниципального образования.

Существует также инвестиционная деятельность муниципальных образований. В качестве субъекта инвестиционной деятельности органы местного самоуправления обозначены в Федеральном законе «Об

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5].

Капитальные вложения могут осуществляться муниципальными образованиями в пределах, ограниченных законодательством.

Конечной целью инвестирования является получение реального результата в виде улучшения благосостояния населения муниципального образования, достижения социальных и экономических целей, получение доходов [6].

Предоставление муниципального имущества по договорам аренды может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности муниципальных образований.

Муниципальное образование, кроме случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно и под свой риск выделять имущество для сдачи в аренду, при этом получая прибыль.

Примером такой деятельности может служить предоставление земельных участков в аренду, что является прогрессивным инструментом как развития и освоения земельного фонда, так и увеличения доходной части бюджета муниципальных образований.

Таким образом, предпринимательская деятельность муниципальных образований имеет публичный характер, подчинена жестким требованиям законодательства. Существует необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. С. 3301.

2. Егоров А. И., Хорошев С. В. Участие муниципальных образований в предпринимательской деятельности // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 35-37.

3. Седельникова Р. И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С.74-78.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

6. Кондратенко З. К., Мустакимов Н. С. Стимулирование инвестиционных процессов, обеспечивающих повышение эффективности использования земель в Республике Марий Эл // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (44). С. 86-90.

Гражданское право и процесс

Z. K. Kondratenko, G. Y. Shabalin ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified.

The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined.

The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Key words: local self-government, entrepreneurial activity, municipal entity, municipal ownership.

KONDRATENKO Zarina Kamilevna – PhD, assistant professor of civil law and process of the Mari State University in Yoshkar-Ola.

E-mail: mati07@rambler.ru

SHABALIN Gleb Jur'evich – student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: mati07@rambler.ru

УДК 349.4

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ

Мустакимов Наил Салимович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: mustaklm@bk.ru

Попрухина Екатерина Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: Ecce.Katerina@yandex.ru

Статья посвящена выявлению особенностей правового регулирования отношений земельной собственности на различных исторических этапах Российской государственности. С этой целью произведен анализ развития института права собственности на землю основных исторических периодов с позиций современного правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: исторический аспект, право собственности на землю, виды земельной собственности, земельные законы, регулирование отношений собственности, статус земельной собственности, современное понимание.

Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, в первую очередь – сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю [3].

Необходимость рассмотрения исторического аспекта правового регулирования права собственность на землю в России обуславливается спецификой перехода к многообразию его форм в различных периодах. Кроме того, существование значительного количества научных подходов к осмыслению прав собственности на землю на различных этапах развития Российского государства оказывает непосредст-

венное влияние на качество правового регулирования земельных отношений в современной России [2].

Земельная собственность как правовая категория в российской истории претерпела сложную эволюцию. В дореволюционный период (до 1917 г.) этот процесс в целом отражал общие закономерности в формировании и развитии института земельной собственности, имея при этом свои особенности.

Так, если иметь в виду период до Древнерусского государства, то преобладали родовые земельные отношения [1]. Начиная с VI в. родовая община заменяется соседской. Идет процесс формирования господствующего класса. В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство – Киевская Русь.

Племенные земли объединяются под властью

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskaya-deyatelnost-munitsipalnyh-obrazovaniy

Муниципальное управление предпринимательством

Субъекты муниципального предпринимательства

Переход России к рыночной системе хозяйствования обусловил развитие в стране такого вида деятельности как предпринимательская, что потребовало от хозяйствующих субъектов освоения новых принципов функционирования, а от государственных и муниципальных властей выработки системы регулирования данной деятельности.

Определение 1

Предпринимательство представляет собой инициативную, основанную на собственном страхе и риске деятельность, связанную с производством благ и услуг, нацеленную на получение прибыли.

Успешность предпринимательства заключается в оптимальном использовании имеющихся ресурсов с целью получения максимальной отдачи от них. Обязательным условием в этом случае выступает наличие предпринимательского таланта, поскольку не каждый человек способен к осуществлению предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность помимо выгоды для субъекта, ее осуществляющего, решает ряд определенных социальных задач, обусловливающих ее значимость для муниципальных властей. К числу таких задач относятся:

  • во-первых, обеспечение доходами владельцев предпринимательской структуры, следовательно, части населения муниципального образования;
  • во-вторых, формирование рабочих мест и обеспечение доходами в виде заработной платы занятого в предпринимательской структуре населения муниципального образования;
  • в-третьих, обеспечение населения муниципального образования товарами и услугами;
  • в-четвертых, формирование основы экономического развития муниципального образования;
  • в-пятых, пополнение бюджетной системы посредством налоговых платежей и так далее.

Целевая направленность муниципального управления в сфере предпринимательства

Эффективность жизнедеятельности муниципального образования во многом определяется имеющейся у него в наличии ресурсной базы, обусловленной уровнем экономического развития муниципального образования.

Муниципальное управление, направленное на регулирование предпринимательства на территории муниципального образования, призвано развивать и стимулировать экономическую активность, позволяющую наращивать экономический потенциал муниципального образования и обеспечивать рост благосостояния его населения.

Задачи муниципального управления в сфере предпринимательства сводятся к следующему:

  • во-первых, снижение социальной напряженности в муниципальном образовании за счет стимулирования предпринимательства на создание новых рабочих мест, призванных в той или иной мере решить проблему безработицы на местном уровне;
  • во-вторых, обеспечение роста налоговых платежей в бюджетную систему страны и муниципальный бюджет, позволяющего расширять объем расходов муниципального бюджета на социальные и иные значимые муниципальные программы;
  • в-третьих, формирование условий для реализации населением муниципального образования своих предпринимательских способностей и талантов.

Муниципальные власти должны стремиться к формированию благоприятной предпринимательской среды, обеспечивающей привлечение на территорию муниципального образования предпринимательских структур из других муниципальных образований, регионов и даже государств. Благоприятствование предпринимательской среды обеспечивает приток инвестиций в муниципальное образование, наращивает его экономический потенциал.

Формы муниципального содействия предпринимательству

Муниципальное содействие развитию предпринимательства – это система активных действий муниципальных властей, способствующих росту свободы предпринимательства на территории муниципального образования.

Муниципальное содействие развитию предпринимательства выражается в разнообразных формах, к числу которых относятся:

  • формирование общих условий осуществления бизнеса и благоприятного предпринимательского климата (создание торговых площадок, организация ярмарок и выставок, поддержка местных производителей и прочее);
  • поддержка и содействие предпринимателям (предоставление муниципальных гарантий по кредитам, размещение муниципальных заказов в расчете на местных подрядчиков, информационная поддержка и прочее);
  • регулирование предпринимательской деятельности (регистрация, учет и мониторинг предпринимателей);
  • координация предпринимательской деятельности;
  • контроль предпринимательской деятельности;
  • управление предпринимательской деятельностью (в части предпринимательской деятельности муниципальных учреждений).

При построении системы муниципального управления предпринимательством следует учитывать, что любое вмешательство муниципальных властей в осуществление предпринимательской деятельности является своего рода посягательством на свободу предпринимательства. В связи с этим муниципальные власти должны стремиться к минимизированию прямых форм вмешательства и обеспечивать приоритетность формирования благоприятной предпринимательской среды перед всеми иными формами регулирования.

Муниципальные власти должны обеспечивать формирование конкурентной среды, устранять препятствия для развития бизнеса на территории муниципального образования, но ни в коем случае не пытаться полностью контролировать экономические процессы.

Результат усилий муниципальных властей в сфере управления предпринимательством выражается в получении следующих положительных эффектов:

  • рост предпринимательской инициативы, обеспечивающий большую вовлеченность населения в сферу бизнеса;
  • рост занятости населения;
  • содействие экономическому развитию небольших муниципальных образований;
  • обеспечение населения товарами местных производителей;
  • рост качества товаров и услуг, обусловленный развитием конкуренции и так далее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_upravlenie_predprinimatelstvom/

Контрольная работа: Субъекты государственного и муниципального предпринимательства

Субъекты муниципального предпринимательства

Тема: Субъекты государственного и муниципального предпринимательства

Раздел: Бесплатные рефераты по хозяйственному праву

Тип: Контрольная работа | Размер: 10.12K | Скачано: 31 | Добавлен 28.09.12 в 19:41 | : +4 | Еще Контрольные работы

Оглавление

Введение 3

ЗАДАЧА № 8. Субъекты государственного и муниципального предпринимательства 4

Заключение 7

Список литературы 8

Введение

Государственные и муниципальные предприятия это особая разновидность коммерческих организаций.

Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК).

Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам.

Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Задача № 8. Субъекты государственного и муниципального предпринимательства

Муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, решило создать дочернее предприятие на базе своего филиала, находящегося в другом населенном пункте. Трудовой коллектив филиала обратился с ходатайством принять членов трудового коллектива в соучредители дочернего предприятия.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое решение должно быть принято по ходатайству трудового коллектива?
  2. В каких случаях предприятие признается дочерним?
  3. Является ли дочернее предприятие юридическим лицом?
  4. В чем отличие дочернего предприятия от филиала?
  5. Чем отличается дочернее предприятие от дочернего общества?

Ответы:

1. Отказ по ходатайству трудового коллектива. Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия.

Отличительной чертой дочернего предприятия является то, что единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только “материнское” унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

2. Дочерним предприятием считается предприятие, которое является подконтрольным другому (материнскому) предприятию. [4]

3. Да является, (п. 7 ст. 114 ГК РФ), дочернее предприятие — юридически самостоятельное предприятие, отделившееся от основного (материнского) предприятия и учрежденное им посредством передачи части своего имущества.[4]

4. Установим сходства и различия между филиалами и дочерними предприятиями, а также преимущества и недостатки каждой из форм. Представим информацию — «сравнительную характеристику» филиалов и дочернего предприятия — в виде сводной таблицы.

Особенности для сравненияФилиалДочернее предприятие
Правовой статусОбособленное структурное подразделение (часть юридического лица)Самостоятельное юридическое лицо
НаименованиеДолжно содержать указание на организационно-правовую форму (филиал) и включать наименование головного предприятия (ГП)Требования законодательно не определены, что иногда приводит к путанице. Kак правило, если материнское предприятие является единственным учредителем, то в наименовании ДП содержатся слова “дочернее предприятие”
Основной документПоложение о филиалеУстав дочернего предприятия
Основные реквизитыОтдельный баланс, обособленное имущество, счета в банках, печать и бланки с собственным наименованием и др.Самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в банках, печать и бланки с собственным наименованием и др.
Отношения с головным предприятием (учредителем)Организационно-распорядительные (внутрихозяйственные): не только “решение сверху ключевых вопросов”, но и прямое управление филиалом со стороны головного предприятия1. Организационно-распорядительные — в части создания и ликвидации дочернего предприятия, утверждения устава ДП, определения основных планов и утверждения результатов деятельности ДП, назначения руководителя ДП, установления условий его оплаты и т.п. 2. В остальном — договорные, без прямого вмешательства в хозяйственную деятельность ДП
Статус руководителя филиала (ДП)Действует от имени головного предприятия на основании доверенностиДействует от имени дочернего предприятия на основании устава ДП
ДоговорыСтороной договоров, заключенных руководителем филиала от имени ГП, является ГП как юридическое лицоДочернее предприятие заключает договоры как с материнским предприятием, так и с контрагентами от своего имени
Ответственность по обязательствамОтветственность в полном объеме по всем обязательствам, возникшим в связи с деятельностью филиала, несет создавшее филиал юридическое лицоСамостоятельно отвечает по своим обязательствам. Материнское предприятие может быть привлечено к ответственности по обязательствам ДП, если это предусмотрено уставом ДП либо законодательством

Дочернее общество — хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом(п. 1 ст. 105 ГК РФ).

Дочернее предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, созданное другим унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, путем реорганизации в форме выделения (п. 7 ст. 114 ГК РФ).

Д.П. может быть создано только государственным (но не казенным) или муниципальным унитарным предприятием с согласия соответствующего собственника-учредителя (уполномоченного им органа). Д.П.

не представляет собой особой организационно-правовой формы, будучи государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Функции учредителя-собственника в отношении Д.П.

выполняет учредившее его основное унитарное предприятие. Все это отличает Д.П. от дочернего хозяйственного общества.

Заключение

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК РФ).

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц.

Список литературы

  1. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право Краткий курс : учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.

Источник: https://studrb.ru/works/entry12152

Муниципальная предпринимательская деятельность

Субъекты муниципального предпринимательства

На сегодняшний день вопрос изучения правовых форм и способов влияния муниципальных образований на предпринимательскую деятельность (далее – ПД) является весьма актуальным. Если учесть, что муниципальное образование – это постоянно развивающиеся социально-экономические системы, то необходимо изучить весь комплекс хозяйственных связей, что сложились в ней.

Развитие рыночной экономики в городах обуславливает необходимость изучения такого явления, как муниципальная предпринимательская деятельность.

Сегодня вопросы предпринимательства вышли за рамки профессиональной сферы и роль муниципального образования в имущественных отношениях открывает широкие возможности для пополнения местного бюджета, а также подталкивает его к применению средств предпринимательской деятельности.

Особенности муниципальной предпринимательской деятельности в России

После принятия Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные образования были наделены самостоятельностью, а это привело к тому, что предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основе распоряжения, владения и пользования муниципальным имуществом. Благодаря внедрению нового Закона муниципальную собственность можно использовать максимально эффективно.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Закон также наделил муниципальные образования правом формировать учреждения и предприятия, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Благодаря функционированию данных предприятий обеспечено регулярное поступление доходов в местные бюджеты.

Предпринимательская деятельность государственного уровня и органов муниципального самоуправления представляет противоречивое явление.

Во многих государствах, с одной стороны, в местных бюджетах есть свободные денежные средства, которые можно было инвестировать в предпринимательскую деятельность, что развивается муниципальными предприятиями.

А с другой стороны, в данном случае органы местного самоуправления оказываются в двух ситуациях – организуют предпринимательскую деятельность тем фирмам, которые принадлежат им, а также должны выполнять роль арбитра деловых отношений между субъектами ПД.

Основные направления муниципальной предпринимательской деятельности

У муниципальной, как и государственной, предпринимательской деятельности существует три направления. К первому можно отнести участие ПД путем создания некоммерческих и коммерческих организаций. Это унитарные муниципальные предприятия, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения.

Муниципальным образованиям в сфере предпринимательской деятельности принадлежат следующие функции:

  • утверждение устава предприятия;
  • назначение руководителей и заключение контрактов с ними;
  • определение цели и предмета деятельности предприятий;
  • осуществление контроля за применением имущества, что принадлежит предприятию, по назначению.

Кроме унитарных муниципальных предприятий есть и другие виды – казенные учреждения, у которых имущество закрепляется на уровне оперативного управления. В настоящее время муниципальные предприятия реформируются.

Это связано с тем, что необходимо улучшить управление, повысить эффективность производства, производительность труда, снизить издержки производства, улучшить финансово-экономические результаты деятельности и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Вторым направлением муниципальной предпринимательской деятельности является участие в делах приватизированного имущества. Продажа муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.

Третьим направлением является занятие предпринимательской деятельностью самими органами местного самоуправления. Государство и муниципальные образования равны между собой юридически, они являются автономными участниками предпринимательских отношений. Ответственность и самостоятельное участие муниципальных образований не свидетельствует о самоизоляции их деятельности в сфере экономики.

Муниципальное унитарное предприятие – направление развития муниципальной ПД

Муниципальное унитарное предприятие – это особый вид юридических лиц. Оно является коммерческой организацией несмотря на то, что относится к товарищеским и хозяйственным обществам.

Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Гражданским кодексом РФ регулируется правовое положение муниципальных предприятий. В соответствии с данным законом, муниципальное предприятие может быть создано в случае:

  • если необходимо использовать имущество, которое нужно для обеспечения безопасности государства;
  • если необходимо осуществлять деятельность с целью решения социальных задач, а также организовать и проводить закупочные и товарные инвентаризации для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность РФ;
  • необходимо осуществлять научно-техническую и научную деятельность в тех отраслях, которые связаны с обеспечением безопасности страны;
  • если нужно изготавливать новые виды продукции, которые находятся в сфере государственных интересов и обеспечивают безопасность РФ;
  • если необходимо производить отдельные виды продукции, которые изъяты из оборота.

В муниципальной предпринимательской деятельности имущество унитарного предприятия формируется:

  • за счет доходов от его деятельности;
  • за счет имущества, которое закреплено за этим предприятием на праве оперативного управления;
  • за счет других источников, которые не противоречат действующему законодательству РФ.

Муниципальное предприятие не имеет право совершать сделки, которые связаны с предоставлением поручительств, займов, получением банковских гарантий, с уступкой требований, а также с другими обременениями. Предприятия данного типа также не имеют право продавать недвижимое имущество, что принадлежит им, отдавать его в залог и сдавать в аренду.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды

Субъекты муниципального предпринимательства

В правоведении субъекты предпринимательской деятельности — это лица, которые могут эту деятельность осуществлять, то есть имеют на это право. Тогда они работают в рамках закона на свой страх и риск, чтобы регулярно получать прибыль, предоставляя свои услуги, пользуясь своим имуществом и пр.

Признаки таких субъектов

  1. Легитимация. То есть эти лица должны зарегистрировать свою деятельность в установленном законом порядке, чтобы работать легально.
  2. Хозяйственная правосубъектность. Сводится к тому, что после легитимации субъект наделяется правами и обязанностями.

    Те определяются законодательно и касаются его деятельности (чем лицо может заниматься, какие сделки совершать и др.). Стоит отметить, что правосубъектность подразделяется на несколько видов.

  • общая — это права и обязанности, которыми наделяются субъекты для занятия предпринимательством в рамках закона;
  • ограниченная — в этом случае права и обязанности ограничиваются учредительными документами, в которых прописывается цель работы предприятия (соответственно, если в работе учредители выйдут за рамки своих прав и обязанностей, учреждение могут привлечь к ответственности);
  • специальная — о ней говорят, если субъекты планируют заниматься деятельностью, цели которой по закону должны быть закреплены в учредительных документах (прежде всего это касается некоммерческих организаций);
  • исключительная — ею наделяются субъекты, выбравшие деятельность, на которую государство накладывает определённые запреты (например, деятельность кредитных учреждений не разрешается совмещать с другими видами деятельности).
  1. Обособленное имущество. Субъекты должны иметь отдельную имущественную базу (ту, которую им передадут учредители, либо ту, что будет куплена в процессе работы) для ведения своей деятельности. Объекты учитываются на балансе.
  2. Имущественная ответственность. Имуществом субъекты отвечают по своим обязательствам перед контрагентами и государством.

Важно! Учредители юрлица или владельцы его имущества не отвечают по обязательствам юрлица, а оно не отвечает по их обязательствам, если иное не закреплено документально.

Виды

Проще всего разобраться с понятием субъектов предпринимательской деятельности через их виды.

  1. ИП, или индивидуальные предприниматели

Это физлица, которые могут заниматься бизнесом, не открывая свою компанию, что разрешается ст. 23 ГК РФ. Для этого им необходимо зарегистрироваться.

К слову, в госрегистрации ИП могут отказать, если гражданин недееспособен.

По общему правилу он таковым считается до 18 лет, то есть до момента, когда может самостоятельно заключать сделки, выполнять обязательства по ним, покупать имущество и распоряжаться им и пр.

Другие признаки, позволяющие получить статус ИП:

  • правоспособность — в РФ гражданин получает её при рождении и теряет при смерти (ст.17 ГК РФ);
  • наличие места жительства, где человек живёт постоянно или большую часть времени.

ИП может работать в частном или госучреждении, если его работу можно совмещать с предпринимательством.

Это организации (коммерческие и некоммерческие), владеющие обособленным имуществом и наделяющиеся правами и обязанностями. То есть с момента госрегистрации сама организация приобретает права и обязанности, а не её учредители. Соответственно, она может отстаивать свои интересы в суде и пр.

Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности и их характеристики

Коммерческими учреждениями называются юрлица, которые работают ради получения прибыли и распределения её между учредителями, участниками.

В свою очередь, такие учреждения подразделяются на несколько видов.

  • Хозяйственные товарищества. Это те, у которых уставной капитал формируется долями учредителей. Таким образом, имущество, созданное за счёт таких вложений либо приобретённое в процессе работы, принадлежит такой организации. Хозяйственные товарищества могут функционировать в виде акционерных обществ, ООО, корпораций, коммандитных обществ, концернов и пр.
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Формируются группой физлиц, у которых есть в собственности имущество (земля, хозпостройки, мелиоративные сооружения, животные, птица, с/х техника, транспорт и пр.), помогающее им получать прибыль. Например, производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать продукцию.

Важно! КФХ могут регистрироваться и в качестве ИП. При этом они имеют право на единый сельскохозяйственный налог, УСН (освобождение от уплаты налогов на прибыль, имущество и т. д.).

  • Производственные кооперативы (ПК). Объединения лиц (не менее 5 членов), в том числе юрлиц, для работы в любой отрасли. ПК может нанимать персонал, но его доля не должна превышать 30% от доли пайщиков. Могут быть разные виды ПК: сельскохозяйственный (колхоз), рыболовецкий, кооперативное хозяйство (коопхоз) и пр.
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарными называются коммерческие учреждения, не получающие право собственности на имущество, которое предписывает ему владелец. То есть принадлежит имущество РФ, муниципальному учреждению, а предприятие его может просто использовать в работе.

Как правило, перед регистрацией учредители изучают все виды субъектов предпринимательской деятельности, их ключевые понятия и признаки, а потом выбирают совместно с юристами наиболее подходящий им для работы.

Некоммерческие организации

Это учреждения, целью работы которых не является получение прибыли. В то же время она может им поступать, однако, вместо того чтобы разделять её между участниками, руководство будет перенаправлять её на достижение целей организации (социальных, образовательных, благотворительных и т. д.).

Основные виды:

  • Потребительские кооперативы. Это объединения юрлиц и физлиц для удовлетворения материальных и других потребностей кооператива через совместные вклады пайщиков. У таких организаций есть устав, где прописывается их местонахождение, особенности паевых вкладов и пр. Создают такие кооперативы с разными целями. Например, гаражно-строительные, чтобы курировать строительство каких-то сооружений, а жилищно-строительные — для реконструкции определённой высотки. Бывают и сельскохозяйственные кооперативы. Их регистрируют производители товаров или лица, ведущие подсобное хозяйство, для работы с с/х продукцией (переработки, сбыта, снабжения и т. д.).
  • Общественные организации. Это объединения на основании общности интересов, которые создаются, чтобы способствовать решению определённых социальных или политических проблем. При этом эти организации не стремятся к власти, но совместными усилиями участников стараются достичь поставленных целей. К таким организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, писателей, объединения ветеранов и т. д.
  • Ассоциации. Это объединения лиц, юрлиц и/или физлиц, для координации их предпринимательской деятельности, защиты имущественных прав (такие учреждения выступают собственниками своего имуществами) и пр. У ассоциации должно быть не менее 2 учредителей. По их решению она может быть преобразована в фонд, общественную организацию.
  • Религиозные объединения. Создаются постоянно и законно проживающими в РФ лицами преимущественно для удовлетворения духовных потребностей и ради религиозного воспитания либо совершения религиозных церемоний и пр. Могут быть местными (состоят минимум из 10 совершеннолетних участников, всё время проживающих на одной территории, в одном селе, например) и централизованными. Последние представляют собой объединение трёх и более местных организаций. Действуют такие субъекты также на основании своего устава.
  • Благотворительные и другие фонды. Создаются физлицами и/или юрлицами и добровольно и бескорыстно помогают обществу (людям и предприятиям): дают деньги, оказывают услуги, поддержку и пр. Существуют на взносы, но могут также заниматься предпринимательской деятельностью ради своих целей, собирать пожертвования, получать гранты, инвестировать во что-то ради прибыли.

Сравнительная характеристика статуса ИП и юрлица

Юридическое лицо и ИП — это основные субъекты предпринимательской деятельности. Для её ведения они наделяются равными правами. В то же время есть некоторые особенности.

  • Предприниматель — это всё же физлицо, которое может заниматься бизнесом. После регистрации он не теряет своих прав и обязанностей и может работать в государственных и частных структурах, если это не запрещено, получать наследство, завещать имущество и т. д. Предприниматель имеет право на компенсацию морального вреда, неприкосновенность частной жизни. Он может вступать в брак либо расторгать его. ИП не может отказаться от правоспособности или дееспособности, в то время как юрлицо может ограничить собственную правосубъектность (такие сделки не будут считаться ничтожными). Наконец, если ИП регистрирует гражданин, то юрлицо может быть образовано другими юрлицами.
  • ИП легче пройти регистрацию и работать, так как разобраться с документами и нормами можно и без бухгалтерского образования. При этом у предпринимателя может быть печать, счёт в банке, он может брать кредиты, нанимать сотрудников на основании договоров подряда, например (при этом выплачивать компенсацию при сокращении, как юрлица, ИП не обязан).
  • Ставки налогообложения для ИП чаще всего ниже, чем для юрлиц, к тому же предприниматели могут использовать УСН. Если они работают в посёлке, используя свои дома под мастерскую и не привлекая наёмных сотрудников, они могут оплачивать электроэнергию по тарифам для населения (они ниже, чем тарифы для юрлиц).
  • В случае невыполнения своих обязательств, предприниматель отвечает своим имуществом, включая нажитое до регистрации этого статуса, в то время как юрлицо — имуществом компании.
  • ИП может работать только в определённых сферах, в то время как у юрлиц ограничений значительно меньше. Например, предприниматель не может вести банковскую деятельность.
  • Наконец, в случае с юрлицом можно продать свою компанию или долю в ней, в то время как ИП этого сделать не может (ИП — это просто статус физлица). Но предприниматель может продавать своё имущество.

Порядок прекращения предпринимательской деятельности

Если предпринимательство приносит убыток или предприниматель/учредитель компании больше не заинтересован в работе, он может прекратить её.

Ключевые этапы прекращения деятельности ИП

  1. Сдать отчётность, внести налоговые взносы, снять с учёта кассовый аппарат, если он использовался.
  2. Оплатить страховые взносы, получить справку в ПФ об отсутствии задолженности.
  3. Закрыть счета в банке, открытые на ИП. В течение 7 дней с момента закрытия счетов уведомить об этом органы (ФНС, ПФ).

  4. Написать заявление по форме Р26001 от руки печатными буквами и заверить подпись предпринимателя на нём нотариально.
  5. Оплатить госпошлину (160 руб.).
  6. Подать документы в ФНС по месту жительства (имеются в виду заявление, квитанция об оплате, справка из ПФ).

При подаче ИП нужно иметь при себе паспорт.

Ликвидируется статус в течение 5 рабочих дней.

Важно! Если деятельность прекращается в связи со смертью предпринимателя, статус теряет силу в связи с данными, полученными из ЗАГСа. Если прекращается в связи с банкротством, ликвидация осуществляется принудительно по решению суда.

Прекращение деятельности юрлицом

Для ликвидации предприятия:

  1. назначается ликвидационная комиссия, она устанавливает порядок, сроки ликвидации, о чём уведомляется ФНС, а также орган, выполнявший госрегистрацию;
  2. этот орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ;
  3. комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации, письменно уведомляет о процедуре кредиторов;
  4. орган ФНС согласует промежуточный ликвидационный баланс предприятия;
  5. комиссия уведомляет ФНС и подаёт документы (справки о закрытии счетов, акты передачи документов в архив, уничтожения печати и пр.);
  6. в ЕГРЮЛ делают запись о ликвидации и выдают на её основании выписку.

Также предприятие могут ликвидировать через суд.

Выводы

Планируя заняться бизнесом, важно не только выбрать нишу, придумать идею, продумать бизнес-стратегию, но также разобраться с понятиями и видами субъектов предпринимательской деятельности. В дальнейшем это позволит избежать вопросов со стороны проверяющих органов и достичь успеха в своей области.

Источник: https://bbooster.online/stati/subekty-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.