Становление профессии юриста в россии

История возникновения профессии Юрист [Солдаты РФ]

Становление профессии юриста в россии

Одной из самых древних профессий считается специальность юриста. Существует много различных версий происхождения права как государственного института. Однако, к происхождению юристов как толкователей и разработчиков права, все источники сходятся к одному.

Древние юристы появились в коллегии понтификов в древнем Риме. Там впервые на профессиональном уровне изучать право и давать толкование применению его нормам.

Одной из основных задач коллегии понтификов являлось предоставление юридических консультаций по применению норм права римским гражданам.

Одновременно, в деревней Греции процветало искусство софизма. Специалисты в этой области были своего рода платными учителями красноречия. Ораторскому искусству в те древние времена предавали большое значение. Правильно и красиво говорить было почетно.

Происходили целые речевые сражения, при этом ораторы не перебивали друг друга, говорили последовательно, а решение в победе того или иного оратора принимала публика. Именно ораторы в древней Греции за деньги готовили граждан Греции к выступлению в суде.

Помогали правильно поставить речь с точки зрения логики и речевых оборотов. Не маловажную роль уделяли и эмоциональным аспектам.

Вместе с тем назвать их юристами можно с натяжкой, так как они не давали информации по применению норм права древней Греции и не создавали судебных прецедентов, были просто мудрыми философами. Вместе с тем они заложили свой камень в создании древней профессии юриста.

Юридическая профессия формировалась одновременно с формированием Римского права. Это одна из самых древних систем права, многие институты которой используются и в современных нормах закона практический всех государств мира.

Именно в этот период появилось понятие частной собственности, а значит необходимости ее защиты. И защиты не физической, а юридической.

Если за преступления судили в те времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к имущественным правам отношение было иное.

Само слово «юрист» произошло от древнего латинского слова jus, означающего право в полном смысле слова, и законность. Со временем данное слово стали применять к названию профессии, связанной с законом в той или иной степени, его толкованием и применением.

Самыми знаменитыми юристами древнего Рима, определяющими во многом происхождение права и написавшие множество книг по юриспруденции были: Публий Муций Сцевола, Гай Атей Капитон, Гай Кассий Лонгин, Аппий Клавдий Цек, Гней Арулен Целий Сабин.

Юристы древнего Рима были по сути и ораторами, как софисты древней Греции. В Риме того времени происходило формирование основ права и государственного устройства. У каждого юриста было свое особое мнение по поводу норм права, методов и способов их применения.

Свое красноречие юристы оттачивали в судах. Это было целое зрелище, собиравшее массу народа. Нередко суды происходили в течении нескольких недель и даже месяцев.

Так как системы процессуального права в тот период еще не было, то судья определял порядок и последовательность каждого судебного заседания. И, соответственно, его срок. Но высказаться давали всем.

В перерывах судебного заседания стороны расходились в разные части помещения суда, и им нельзя было общаться между собой. Выступление каждого судебного оратора заканчивалось либо под аплодисменты, либо под гул недовольства публики.

Древняя Греция похвастаться таким развитием юридического направления не может. Там больше занимались философией и медициной.

Может быть, роль в этом сыграло и небольшие объемы государства, по сравнению с Римом и Римской империей, не такое количество частной собственности и не большие масштабы государственной деятельности. Самыми знаменитыми древнегреческими юристами были Залевк и Кратер.

Они занимались написанием юридических книг, сводов законов. Давали консультации по применению норм права и обучали юридической науке всех желающих.

Таким образом, зарождение профессии юриста произошло в древнем Риме и древней Греции. Эти государства первыми начали использовать закон и толковать его применение. Появились книги по юриспруденции. Многочасовые выступления в судах, красноречие и мудрость судебных ораторов показывала пример населению этих стран, и они желали стать такими же во всех отношениях.

Следующим витком в развитии юриспруденции было Византийское право. Данное древнее учение включало в себя не только Римское, но и Греческое право. По сути объединяло их в себе. Именно древневизантийские юристы стали специалистами по закону. То есть они не знали самого права, не изучали его. Они знали и изучали только материальные законы и применяли их на практике.

Право Византийской империи первым в истории права признало равенство граждан перед законом. Они четко определяли, что равенство не зависит от происхождения и вероисповедания. Здесь рабы впервые получили правовую защиту от государства.

Их наделяли частной собственностью и были строгие наказания за причинение им увечий и иное издевательство. Объединяя в себе и римское и греческое право появилось множество разновидностей договоров, таких как аренды, залога и многое другое.

Здесь уже на профессиональном уровне приходилось давать разъяснения по применению законов и объяснять их последствия. И делалось это не бесплатно.    

Судебные процессы в Византии были открыты для всех желающих и строились на таких принципах, как и в современном процессе – это состязательность и равенство. Впервые стали образовывается консультации юристов. Появились нотариусы и адвокаты.    

Уголовное право также получило свое развитие в этой системе и было более гуманным, нежели в древнем Риме.

Смертную казнь заменяли телесными наказаниями, хоть и не очень гуманными, как например отрезание носа или других конечностей, но это выглядит более человечным, чем смертная казнь.  Применяли наказания, связанные с лишением жизни лишь за тяжкие преступления.

К стати, к тяжким преступлениям относилось не только убийство, но и гомосексуализм. Современной Европе и Америке такого рода наказания как раз не хватает.  

Стали определять и брачные отношения между мужчиной и женщиною. Супруги наделялись равными правами, как и в современном праве. Появились бракоразводные процессы. А так как такого рода процессы сводились к разделу имущества, то граждане прибегали к помощи юристов.

С развитием и появлением таких отраслей права, как крестьянское, земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала свою популярность. Уже простой оратор, без знания соответствующих норм и правил закона, не мог защитить или научить выступлению в суде.

Это требовало профессионального подхода, поэтому такого рода профессии стали обучать.  

В древней Руси становление системы права и появление такой профессии, как юрист, происходило не так быстро и развивалось вместе с правовым сознанием жителей древней Руси. Огромную роль в становлении и развитии русского права сыграла именно Византийская империя. Договора с этим государством можно отнести к первым источникам права.

Но, главную роль и направление развития права, как института на Руси произвела так называемая Русская Правда. Это древний свод законов и правил, которым руководствовались на Русь с первого тысячелетия нашей эры.

На ровне с данным источником, право содержалось и в княжеских указах, обязательных к исполнению на подконтрольной ему территории.

Однако, такая профессия как юрист, в России появилась только в начале восемнадцатого века. До этого времени юристов, как профессионалов, не было. Вместе с тем, появившись в России данная профессия стала очень востребованной и популярной. Стала формироваться система российского права, взяв за основу романо-германскую правую семью.

При Александре первом стала развиваться правовая система государства в целом. Впервые был создан государственный совет, которые включал в себя законодательные и законосовещательные функции.

Именно в этот период стала востребована профессия юриста. При Александре первом собрали в систему все законодательные акты за всю историю Руси и объединили их в единый свод законов.

В этом свод законов вошли и некоторые судебные прецеденты, которые получили широкое законодательное применение.

В период реформирования права получил открытость и состязательность судебный процесс. Стали соблюдаться права всех его участников, в том числе и преступника. В этом виде получило большое развитие уголовное направление юриспруденции. Уголовные юристы, имея равные права с уголовным обвинением, своим красноречием и логикой поражали зрителей и влияли на судебные решения.

Обучать профессии юриста в России стали в 1758 году в Московском государственном университете. Это год считается зарождением специализации юристов Российской Империи.

Преподавали в университете приглашенные специалисты, так как своих юристов в то время еще не было, а если и были, то понимание права на научном уровне у них еще не было сформированным, а значит передать студентам было мало что.

В начале восемнадцатого века, в связи с началом юридического образования, появилось большое количество профессиональных юристов в Руси. Зародилось так называемое юридическое сообщество, которое по своей инициативе в 1875 году произвело первый съезд российских юристов.

Вопросы, которые обсуждали на этом съезде, носили как научный, так и практический характер. Обсуждалось направление в развитии права, новые законы и указы, необходимость повышения правовой грамотности населения и другие немаловажные вопросы. Ярчайшими примерами правоведов того периода стали знаменитые юристы  Анатолий Федорович Кони и Федор Никифорович Плевайко о которых мы расскажем в отдельных статьях.

В современном мире юридическая профессия очень популярна. Существует множество государственных учреждений высшего образования, готовящих специалистов в обрасти юриспруденции. В разнообразии экономических и иных направлений деятельности, в том числе государственных, появляются узконаправленные юристы, которые квалифицируются только в одной области права.

Такие отношения как налоговые или корпоративные, таможенные или административные требуют постоянного анализа ситуации и тенденции ее развития. Нарастающие межгосударственные отношения требуют своего рода знаний и применений норм международного права.

Теоритические основы права в совокупности с практическими знаниями правовых коллизий очень востребованы на рынке труда современных государств.

Источник: https://www.soldati-russian.ru/news/istorija_vozniknovenija_professii_jurist/2016-04-14-7878

история профессии

Становление профессии юриста в россии

Первыми основоположниками права как отрасли стали древние фило-софы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законо-творчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.

Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.

Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятель-ности людей.

Впервые адвокаты появились в Древнем Риме. Как отмечал русский юрист и историк права польского происхождения Е. В.

Васьковский, «… первыми юристами в Риме были патроны. В лице их совмещались две профессии: юрисконсультов и адвокатов». Адвокатура республиканского периода Древнего Рима была свободной профессией и никакого корпоративного устройства не имела. Корпорация профессиональных защитников в суде сформировалась в Риме в эпоху Империи, то есть до нашей эры.

Документально зафиксированная коллегия юристов-защитников формировалась на основе хорошо известных в позднейшие времена принципов: требовалось быть занесённым в матрикулы (официальный список лиц с определённым уровнем доходов) и успешно сдать испытания (экзамены) по праву. Устройство адвокатуры, сложившееся в эпоху Империи, было классическим.

Оно стало основой всех последующих видоизменений адвокатуры, вплоть до новейшего времени.

Суд Древней Руси, использовавший приёмы так называемого суда Божьего (испытание водой или калёным железом, применение «поля», то есть вооружённого поединка тяжущихся сторон), практически обходился без адвокатуры, так как принцип личной явки в суд неукоснителен, а «суд Божий» требует только истца и ответчика, а не защитника.

О профессиональных поверенных в суде на Руси сообщается в законодательных памятниках XV века. Наиболее известны свидетельства из древнего Новгорода о праве любого тяжущегося в суде иметь поверенного. По Псковской Судной грамоте (1397—1467 гг.

) право иметь поверенного предоставлялось уже не всем, а только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам и глухим. В позднейших памятниках (Судебниках и Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г.) постоянно упоминается о наёмных поверенных.

Однако указание на какую-нибудь организацию профессиональных поверенных в них не содержится.

К середине XVII века В России уже существовало сословие наёмных поверенных, которых закон именовал стряпчими. В 1775 году Екатерина II подписывает Указ «Учреждение о губерниях», по которому стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казённых. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к поверенным не предъявлялось.

Не существовало и их внутренней организации.

При подготовке к судебной реформе в области адвокатуры был использован не только континентальный (европейский), но и имевшийся в самой России опыт столетней деятельности адвокатуры в западных окраинах империи: в Литве и Царстве Польском.

Польская Конституция 1791 года и постановления Литовского статуса требовали, чтобы адвокат был дворянином, имел поместье, не был замечен ни в каком пороке и знал законы. При вступлении в сословие адвокатов кандидат обязан был принести присягу. Молодые люди подготавливались к профессии под руководством опытных адвокатов, которые отвечали за учеников перед законом.

Включение в состав адвокатов зависело от суда, высшей судебно-административной власти Царства Польского.

Законом от 14 мая 1832 года в России был создан институт присяжных стряпчих. Это была попытка отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах.

Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих.

В этот список включались кандидаты, представившие аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства об их звании и поведении, какие они сами признают нужными. Суд вносил их в список или объявлял словесно отказ без объяснения причин.

Нужно отметить, что власть в России в некоторые периоды истории относилась с предубеждением к адвокатуре. Известны, например, следующие высказывания российских монархов. В источниках о посещении Петром I Англии в 1698 г.

сообщается, что, посетив Вестминстер-Холл (суд), Пётр увидел там «законников», то есть адвокатов, в мантиях и париках. Он спросил:«Что это за народ и что они тут делают?» «Это все законники, Ваше Величество» — ответили ему. «Законники? — удивился Пётр.

— К чему они? Во всём моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Екатерина II была того же мнения: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам».

В этом она оказалась совершенно права, и император Николай I с такой же уверенностью говорил князю Голицыну, отстаивавшему необходимость введения адвокатуры: «Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживём и без них».

К середине 50-х годов XIX века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс единственный способ судопроизводства. А необходимым условием введения состязательного процесса должно было стать учреждение сословия присяжных поверенных.

Введению судебной реформы способствовал резкий экономический подъём России, вызванный в 1861 году освобождением крестьян, началом железнодорожного строительства, появлением акционерных обществ и финансовых учреждений.

Доминирующие виды деятельности:

  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
  •  изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
  • составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
  •  толкование законов;
  •  контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
  • осуществление методического руководства правовой работы на пред-приятии;
  •  создание архива судебных и арбитражных дел;
  •  участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
  •  обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
  •  изучение правовой практики зарубежных коллег;'
  •  правовая пропаганда;
  •  участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • логическое, аналитическое мышление;
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъяснятся);
  • высокий уровень развития понятного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);
  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
  • способность убеждения;
  • Коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • хорошое познание в разных областяхвысокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному)
  • Умение вести переговори

Личностные качества, интересы и склонности:

  •  организованность;
  •  аккуратность;
  •  уверенность в себе;
  •  эрудированность;
  •  честность и порядочность;
  •  деловая хватка;
  •  ответственность;
  •  объективность;
  •  коммуникабельность;
  •  стремление к самосовершенстванию;
  •  хорошая интуиция;
  •  эмоционально-психическая работоспособность.
  •  умение быстро восстанавливать устойчивость;
  •  энергичность;
  •  настойчивость, принципиальность.

Качества,препятствующие успешному  выполнению профессиональной деятельности:

отсутствие интереса к выполняемой работе;

  •  нерешительность;
  •  неумение быстро принимать решения;
  •  неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
  •  нечестность;
  •  непринципиальность;
  •  неспособность глубоко осмысливать происходящее;
  •  беспечность;
  •  непогашенная судимость;
  •  плохая дикция.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://lh6.googleusercontent.com/proxy/QkGLTcY68ITQ3OYSruV5UrZuPU9DPCZG1sWT-ZCw7t8ytacBNuSXze7ar4k2ZeTUPPSOXb7LNZCkgTv05Q=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:”http://professiondolmatova.blogspot.com/p/blog-page_19.html”,”url”:”http://professiondolmatova.blogspot.com/p/blog-page.html”,”domain”:”professiondolmatova.blogspot.com”,”excerpt”:”Первыми основоположниками права как отрасли стали древние фило-софы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законо-творчества…”,”word_count”:1012,”direction”:”ltr”,”total_pages”:2,”pages_rendered”:2}

Источник: http://professiondolmatova.blogspot.com/p/blog-page.html

Вопрос 14: Особенности становления профессии юриста в России

Становление профессии юриста в россии

Вариант 1

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии.

В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика.

В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях.

При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков.

Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле.

В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

-общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

-применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;

-отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

-а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Вариант 2

Становление профессии юриста относится к эпохе Петра I в период модернизации страны. До этого лишь предпринимались попытки.

Реформы Петра I. Хотел учредить Академию Наук, в которой собирался открыть юридический факультет. (1725)

Юридическое образование не было популярным в стране в те времена. По необходимости юристы приглашались из-за рубежа, особенно из Германии.

Открытие в 1755 году Московского Государственного Университета привело к изменениям в данной области. Юридический факультет МГУ включал три кафедры: всеобщее римское право, теория и история русского права, международное право.

Сначала лекции студентам читали иностранные профессора на своем языке. В 1765 году на юридическом факультете МГУ обучалось всего 11 студентов, в 1767 году – 22 человека.

В 1770 году 300 студентов поступило, но только 2 закончили обучение.

К началу XIX века России не удалось решить проблему подготовки государственных служащих с юридическим образованием. В конце XVIII – начале XIXвв начинают преподавать русские профессора.

Одними из первых были Десницкий и Третьяков. Они внесли в русскую историю знания европейского права.

В 1790 году русский профессор Борюшкин (не имел юридического образования) внес практическое направление в юридическое образование.

В XIX и XXвв Россия начинает нуждаться в квалифицированных юристах. Несколько направлений решения проблемы:

1. Проведение преобразований в правовой сфере

2. Проведение судебной реформы 1864 года (издание новых актов «Об адвокатуре, нотариате и судебных приставах»)

3. Открытие и формирование юридических учебных заведений.

https://www.youtube.com/watch?v=cWKwJp-37SI

В XIX веке различные учебные заведения осуществляли подготовку юристов (Царскосельский лицей, МГУ, СПБГУ, Казанский и Демидовский в Ярославле, Варшавский, Киевский, Новороссийский, Пермский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты + училища высшего разряда:Демидовский юридический лицей, Катковский юридический лицей, Институт правоведения, военно-юридическая академия). Срок обучения – 3 года. В программу обучения входили лекции (по 4 часа в день) и практические занятия. Проходили ежегодные испытания. Особо успешные студенты получали звания «кандидат прав», остальные – «действительный юрист».

13 учебных дисциплин подразделялись на три блока. Студенты проходили практику в судах.

1905 г. – разрешение открывать частные вузы.

Отличительные черты юридического образования в России:

1. В России главный организатор юридического образования – государство. Оно определяло формы и содержание юридического образования.

2. Россия активно заимствовала западный опыт.

3. Юридическое образование отличалось ориентированностью на государственные и политические потребности.

4. Юридическое образование испытало воздействие двух крупных реформ (1835, 1864).

Источник: https://studopedia.ru/17_137800_vopros--osobennosti-stanovleniya-professii-yurista-v-rossii.html

Исторические основы становления и развития профессии юрист

Становление профессии юриста в россии

УДК 340.12

Юридические науки

Никитина Алина Петровна, кандидат юридических наук, доцент Заведующий кафедрой «Морское и таможенное право», Юридический институт ФГАОУВО Севастопольский государственный университет, Россия, г.

Севастополь Сулейманова Зейнеп Ресульевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права», Юридический институт СевГУ ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

Россия, г. Севастополь

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИИ ЮРИСТ

Аннотация: в статье автор раскрывает особенности становления и развития адвокатуры в России в сравнительно-историческом аспекте. На его развитие оказали влияние самые насущные потребности общества, способствовавшие развитию великой державы – Российской империи.

Автор указывает на то, что образовательная специальность, ранее называвшаяся «Правоведение», была переименована в «Юриспруденция», при изучении которой используются дисциплины «Теория государства и права», «История государства и права».

Автор подчеркивает, что процесс становления отечественной юриспруденции был очень сложным, непредсказуемым с продолжительностью более столетия. На его развитие оказали влияние самые насущные потребности общества, способствовавшие развитию великой державы – Российской империи.

Значительный вклад в формирование национальной системы высшего юридического образования внес М. В. Ломоносов, отец-основатель МГУ, заложивший фундамент системы университетского юридического образования.

Ключевые слова: юридическая профессия, юрист, Россия, введение в профессию юриста, Юриспруденция, Правоведение.

Annotation: In the article, the author reveals the features of the formation and development of the legal profession in Russia in a comparative historical aspect. Its development was influenced by the most pressing needs of society, which contributed to the development of a great power – the Russian Empire.

The author points out that the educational specialty, previously called “Jurisprudence”, was renamed to “Jurisprudence”, the study of which uses the disciplines “Theory of State and Law”, “History of State and Law”.

The author emphasizes that the process of formation of domestic jurisprudence was very complex, unpredictable with a duration of more than a century. Its development was influenced by the most pressing needs of society, which contributed to the development of a great power – the Russian Empire.

A significant contribution to the formation of the national system of higher legal education was made by M.V. Lomonosov, the founding father of Moscow State University, who laid the foundation for the system of university legal education.

Keywords: legal profession, lawyer, Russia, introduction to the profession of lawyer, Jurisprudence, Jurisprudence.

Нет сомнений в том, что изучение истории любого социального института позволяет нам определить особенности его современного состояния, выявить влияние на общество и прогнозировать перспективы дальнейшего развития.

В связи с этим в данной статье предлагается рассмотреть особенности становления и развития адвокатуры в России в сравнительно-историческом аспекте.

Нынешнее время можно охарактеризовать как период системного кризиса всех основных базовых категорий западной модели мирового порядка, сложившейся в эпоху реформирования и просвещения (демократия, международное право, государственный суверенитет, индивидуальные права

человека). Этот кризис выражается, прежде всего, в том, что эти категории перестают адекватно функционировать в качественно новых условиях глобализирующегося мира.

В то же время развитие и существование Российской Федерации как независимого суверенного государства, которое нацелено на защиту прав своих граждан и социальной справедливости, требует своевременного реагирования на внешние и внутренние вызовы.

То есть в практической разработке тех моделей общественных отношений, которые в максимальной степени позволяют достичь целей государства и общества в глобально меняющемся мире.

Таким образом, существует проблема управленческого персонала, способного принимать решения в новых условиях со строгим соблюдением национальных ценностей, то есть проблема реформирования системы образования в целом и системы юридического образования в частности.

Как заявил один из американских государственных деятелей Ф. Франк-Фуртер, «в конечном счете какие юристы, такое и право. А право и юристы такие, какими делает их образование».

Другими словами, качество профессиональных юридических услуг зависит, прежде всего, от качества образования.

Поэтому большое внимание всегда уделялось юридическому образованию в России, подготовке специалистов, способных заниматься различными юридическими видами деятельности.

Процесс становления отечественной юриспруденции был очень сложным, непредсказуемой продолжительностью более столетия.

На его развитие оказали влияние самые насущные потребности общества, способствовавшие развитию великой державы – Российской империи.

Основная роль в его формировании принадлежит императору Петру I, который, в свою очередь, дал толчок формированию основ светского юридического образования, имевшего в тот исторический период большое практическое значение для Российской империи.

Значительный вклад в формирование национальной системы высшего юридического образования внес М. В. Ломоносов, отец-основатель МГУ, заложивший фундамент системы университетского юридического образования.

К концу XVIII в. Российская система образования состояла из следующих частей: работа юридического факультета МГУ; преподавание различных юридических дисциплин в школах; изучение основ права с будущими должностными лицами в специальных школах непосредственно на службе в государственных органах.

Только благодаря усиленной учебно-научной деятельности профессоров МГУ в то время были заложены необходимые, прочные фундаментальные основы отечественной правовой системы, сформировалась концепция, а также структура юридического образования в МГУ, появилась профессора «натуральные русские» [3], был создан первый труд по отечественному праву [6, с. 227-228].

Российское юридическое образование живет под знаком перемен.

Резкий наплыв студентов, рост числа вузов, в которых можно получить диплом, сделали специальность «Юриспруденция» одной из самых популярных на рынке образовательных услуг.

Это понятно – новые реалии социально-экономической жизни создали спрос на юристов. Профессия стала одной из самых престижных; в массовом сознании это прочно связано с идеями высокой заработной платы, влияния, социального успеха.

Хотя слово «Юриспруденция» сегодня используется довольно часто, но как понятие оно не имеет полного смысла. Информация о законе в России очень скудная. Более того, в советское время проблемы, связанные с законом, были спутаны.

Образовательная специальность, которая ранее называлась «Юриспруденция», переименовывалась в название «Юриспруденция», но это важное событие оставалось практически незаметным в юридической науке. Учебников по праву как не было, так и до сих пор нет.

Как уже отмечалось, понятие «Юриспруденция» отсутствует ни в российской правовой энциклопедии, ни в Большом энциклопедическом словаре.

В этом словаре содержится понятие «юридическая наука», которое, с точки зрения авторов, является синонимом понятия «юриспруденция» [3].

Между тем юридическая наука, как и любая другая наука, является сферой человеческой деятельности для развития, производства определенных знаний.

Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Поэтому юриспруденция — это область знаний о государстве и праве.

Как и в России по специальности «Юриспруденция» выделяются дисциплины «Теория государства и права», «История государства и права» [3].

Истоки западной цивилизации восходят к античности -государственности и культуре древних греков и римлян. Современная западная цивилизация есть, в первую очередь, и по определению правовая цивилизация.

Отсюда и другое обозначение культуры греко-римского мира-классики (от лат.

Qassicus-first-rate), поскольку она давно стала собственной социальной практикой моделью или идеалом возможных институциональных решений.

В правовой сфере античность оставила нам наследие не только терминологии, но и фундаментальных политических и правовых концепций [1, с. 370].

Следует отметить, что процесс зарождения системы правового воспитания в России был сложным и длился более 100 лет.

Традиционно юридическое образование рассматривается в нескольких ипостасях. Являясь составной частью общей системы образования, юридическое образование представляет [8, с.

41-43]: а) совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической деятельностью; б) систему подготовки специалистов- юристов вюридических учебных заведениях [7, с. 7578].

Появление профессионального юридического образования в России восходит к XVШ веку, эпохе Петра I, когда в стране происходила серьезная модернизация.

Образовательные реформы Петра Великого преследовали исключительно утилитарные цели, поскольку он расширил список должностей

государственной службы, которые требовали специалистов в области права. Петр I, следуя примеру европейских государств, предпринял попытку создать Академию наук, где предполагалось иметь отдельный юридический факультет [1, с. 370].

Обращает на себя внимание тот факт, что правовое воспитание в России в течение XIX — XX вв. Получило сильную государственную поддержку, поскольку в стране ощущалась острая необходимость в государственном аппарате, имеющем специалистов по юридической подготовке. Эта проблема была решена несколькими способами.

Во-первых, путем повышения образовательного уровня бюрократии посредством обучения в гимназии и введения «экзамена на звание». Во-вторых, путем проведения преобразований в правовой сфере – систематизация законодательства Российской империи.

В-третьих, посредством судебной реформы 1864 года [2], разработка нового законодательства и создание новых правовых институтов – адвокатура, нотариус, судебные приставы. Соответственно, произошло формирование системы юридических вузов.

Советский период в развитии юридического образования ознаменовался прежде всего упразднением в 1918 году юридических факультетов университетов, закрытием частных учебных заведений и передачей управления всеми учебными заведениями Наркомату образования [4, с. 26].

За годы Советской власти система образования в целом и правовая система в частности неоднократно реформировались.

Постепенно руководство страны пришло к выводу о необходимости выделения юридического образования в самостоятельном направлении.

Однако его главная цель состояла в том, чтобы поднять уровень образования сотрудников судов и прокуратуры, среди которых в середине 30-х годов 6% судей и 8% прокуроров имели высшее образование.

В настоящее время в Российской Федерации прием в государственные и муниципальные вузы, в том числе юридический, осуществляется на конкурсной основе. Это может быть реализовано в следующих формах: очная, заочная,

заочная [5]. Университеты имеют право использовать технологии дистанционного обучения, но они, как и заочная форма получения юридического образования, не получают широкого одобрения научного сообщества. Считается, что личное общение с преподавателем значительно повышает качество знаний и профессиональных навыков [9, с. 9].

Таким образом, знание истории становления отечественной правовой юриспруденции, ее организации, подходов к пониманию практической юриспруденции может быть полезным в современной России. Популярность и престиж этой профессии в России диктует необходимость разработки наиболее эффективной системы подготовки юристов.

Слепое заимствование западных образовательных технологий и систем в разработке доктрины собственного юридического образования не сможет решить эту проблему и, более того, усугубит ее.

Однако некоторые положительные черты западного юридического образования могут быть применены при реформировании отечественной системы подготовки юристов.

Библиографический список:

1. Введение в юридическую профессию. 2-е издание. Учебник для бакалавровПод ред. Радько Т.Н. – Москва,2017. – Проспект. – 370 с.

2. Газимагомедов А.А.Становление юридического образования в России в 18-19 веках / А.А. Газимагомедов // Правовая гарантия. – 2017. – № 3.

3. Дильтей Ф.Г. «Начальные основания вексельного права, а особливо русского купно со шведским» / Ф.Г. Дильтей. – Москва, 1768.

4. Кодинцев А.Я. Реорганизационных мероприятий по развитию системы юридического образования в СССР накануне Великой Отечественной войны / А.Я. Кодинцев // Юридическое образование и наука. – 2007. – №2. -С.26.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой. – 2000. -№ 2.

6. Покидченко М. Г. С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков // М.В. Ломоносов и его время. Антология (социально-экономические проблемы). — ТЕИС Москва, 2011. — С. 227-228.

7. Российское образование: проблемы реформирования. Выпуск II Аналитический вестник Совета Федерации //ФС РФ. – 2000. – №12 (79). – С.75-88.

8. Смыкалин А.С. Юридическое образование в СССР и Российской Федерации: исторический аспект / А.С. Смыкалин // Юридическое образование и наука. 2000. – №2. – С.41- 43.

9. Шумков Д. Реформа юридического образования / Д. Шумков// Законодательство и экономика. – 2009. – №6. – С.9.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-osnovy-stanovleniya-i-razvitiya-professii-yurist

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.