Охрана авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав –

Охрана авторских и смежных прав

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Смежные права — это права человека, участвующего в создании и разработке произведения, но занимающего роль соавтора. Коротко говоря, смежные права — это права соавтора. Защита смежных прав производится так же, как и защита авторских.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд.

С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу.

Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется). Образец свидетельства.
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • -, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-i-smezhnyh-prav/

Защита авторских и смежных прав

Охрана авторских и смежных прав

Некоторые объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану в силу факта их создания. Не требуется их регистрация или получение каких-либо документов, дающих права на их защиту. Они охраняются правом с момента их создания (облечения в объективную форму). К таким объектам относятся объекты авторского права и смежных прав.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает также вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Для правовой охраны других объектов интеллектуальной собственности необходимо получение охранного документа (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений – патента; для топологических интегральных микросхем, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований места происхождения товара – свидетельства; для фирменных наименований юридического лица – регистрация юридического лица, в учредительных документах которого указано его фирменное наименование).

Право на защиту – предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Субъектами права на защиту являются авторы, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. Защиту авторского и смежных прав, в том числе в суде, может осуществлять организация, осуществляющая управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Согласно ст. 201 Уголовного кодекса преступлениями являются:

1. присвоение авторства или принуждение к соавторству (наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет);

2. незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Данные действия, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекших причинение ущерба наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Административно-правовой способ защиты авторс­кого права и смежных прав состоит в рассмотрении жалоб авторов или других заинтересованных лиц, а также протес­тов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов, – министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Согласно ст.

167 КоАП, изготовление или распростра­нение экземпляров произведения либо фонограммы (кон­трафактных экземпляров), что приводит к нарушению авторского права и смежных прав, – влечет наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров произведения либо фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации.

Преобладающим является гражданско-правовой спо­соб защиты.

Поскольку авторское право и смежные права являются частью гражданского права, для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав, нормы, возникающие из причинения морального вреда, об ответственности, нормы общих поло­жений о возмещении вреда.

Защита личных неимущественных прав автора осуще­ствляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов авто­ра. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

В ст. 39 Закона от 11 августа 1998 г. дается определе­ние контрафактного экземпляра произведения или объекта смежных прав. Таковыми являются:

экземпляры произведения, записанного исполне­ния, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав;

• экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь;

• любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами, или которые изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав.

Правообладатели вправе требовать:

1) признания авторского или смежных прав. Споры о праве на произведение возникают главным образом тогда, когда на авторство в отношении одного произведение претендуют несколько лиц;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав. Оно может состоять во внесении соответствующих исправлений произведение, его заглавие или титульный лист. Если исправить нарушение таким образом невозможно, автор может требовать опубликования в печати о допущенных нарушениях;

3) пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушению. К таким действиям может быть отнесен запрет рекламы или презентации произведения, требование прекратить дальнейший выпуск экземпляров произведения в обращение и т.д.

4)возмещения убытков, включая упущенную выгоду.

Под убытками в этом случае понимают как понесенные правообладателем расходы (например, затраты на устранение искажений в произведении), так и не полученные им по вине нарушителя доходы (упущенная выгода); размер убытков определяется с учетом качества произведения, спроса на него и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вслед­ствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат, определяемой судом, вме­сто возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

7) принятия иных мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Меры, указанные в пунктах 4-6, применяются по выбору правообладателя.

Контрафактные экземпляры произведений, записан­ных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирно­го или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, способствующих обходу технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав и незаконно используемых для изготовления и воспроизве­дения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

Контрафактные экземпляры произведения, записанно­го исполнения, фонограммы, передачи организации эфир­ного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организа­ции эфирного или кабельного вещания подлежат уничто­жению или переработке с обращением в доход государства.

Источник: https://studopedia.ru/4_112991_zashchita-avtorskih-i-smezhnih-prav.html

Защита авторских и смежных прав в российской федерации

Охрана авторских и смежных прав

к

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

PROTECTION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

УДК 347.78

Бауэр Рудольф Эдуардович, студент IV курса бакалавриата по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета, E-mail: rudolf.bauer@mail.ru

Чумаченко Василий Андреевич, студент III курса бакалавриата по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета,

E-mail: Chumach1999@mail.ru

Bauer Rudolf, IV-year student of the bachelor degree in Law at Saint Petersburg state University

Chumachenko Vasily, III-year student of the bachelor degree in Law at Saint Petersburg state University

Аннотация

В представленной статье авторы рассуждают об охране авторских и смежных прав в Российской Федерации. Поднимается вопрос о различии терминов «охрана» и «защита» прав.

В статье говорится о том, что личные неимущественные и имущественные права защищаются в праве интеллектуальной собственности по-разному.

Авторы рассуждают также о мировой проблеме роста количества судебных дел, связанных с нарушением права на имя, права неприкосновенность произведения, права на обнародование произведения и право авторства. При этом российский законодатель пытается

всячески урегулировать и защитить авторские и смежные права, в частности, вводя не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность.

Annotation

In this article, the authors discuss the protection of copyright and related rights in the Russian Federation. The question is raised about the difference between the terms «protection» and «protection» of rights. The article States that personal non-property and property rights are protected in intellectual property law in different ways.

The authors also discuss the global problem of the growing number of court cases involving violations of the right to name, the right to inviolability of the work, the right to publish the work and the right of authorship.

At the same time, the Russian legislator tries to regulate and protect copyright and related rights in every possible way, in particular, by introducing not only civil and administrative, but also criminal liability.

Ключевые слова: защита и охрана, авторское право, смежное право, право интеллектуальной собственности, юридическая ответственность.

Keywords: protection and protection, copyright, related rights, intellectual property rights, legal liability.

Очень важным вопросом является защита авторских и смежных прав. Как всякое правоотношение, оно подлежит охранительному регулированию. При этом важно различать термины «охрана» и «защита» прав.

Охрана прав – это регулятивное отношение, направленное на установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Защита прав – это уже охранительное отношение, последствие нарушенного права.

Точнее это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены1. Стоит сказать, что авторские и смежные права подразумевают гражданские, административные и уголовные меры защиты.

1 Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. № 11.

В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи2.

Основной перечень способов защиты гражданских прав находится в ст. 12 ГК РФ.

Среди них есть признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др. Все эти способы также защищают авторские и смежные права. Притом перечень этих способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав. В силу принципа диспозитивности гражданского права выбор способа защиты нарушенного права принадлежит правообладателю.

Но в большинстве случаев он может пользоваться только конкретным способом защиты, который вытекает из закона или характера нарушенного правоотношения. Прежде всего, стоит сослаться на ст. 1250 ГК РФ, где говорится о защите прав правообладателем.

Личные неимущественные и имущественные права защищаются в праве интеллектуальной собственности по-разному.

За последние полвека все активнее нарушаются личные неимущественные права. В мире растет количество судебных дел, связанных с нарушением права на имя, права неприкосновенность произведения, права на обнародование произведения и право авторства.

Государство и общество придают все больший уровень охраны правам на произведения науки, культуры, литературы и искусства. Очень часто нарушаются права авторов в незаконном копировании, воспроизведении, скачивании, приобретении их интеллектуальных трудов.

Ранее было в порядке вещей не сослаться на автора или издать чужие мысли под своим псевдонимом и именем.

2 «Авторское право: Учебное пособие» (Свечникова И.В.) («Дашков и К», 2009) // СПС «Консультант Плюс»

Очень часто компилировали и ученые, попросту «слизывая» друг с друга на 100% идеи.

Знаменитая история с Поповым и Маркони по поводу изобретения радио – тому прекрасный пример, хотя тут все упирается в своевременное патентование (что тоже стало регулироваться правом интеллектуальной собственности).

В последнее время все больше стало предоставляться защиты ученым, стали бороться с плагиатом, многих преподавателей увольняли из университетов из-за обнаруженного плагиата в научных работах.

Научное общество тогда учредило наукометрические базы данных и базы международного научного цитирования. Такими стали Scorpus и Web of Science. В Российской Федерации был учрежден индекс научного цитирования – РИНЦ, который позволяет бороться с незаконными заимствованиями и плагиатом, а также грамотно охранять авторам интеллектуального труда свои произведения.

Разберем сначала способы защиты личных неимущественных прав автора. Таковыми согласно ст. 1251 ГК РФ являются:

• признание права

• восстановление положения, существовавшего до нарушения права

• пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

• компенсация морального вреда

• публикация решения суда о допущенном нарушении

Стоит заметить, что для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Защите может подлежать и неопубликованное произведение. Например, неопубликованная книга, недоснятый фильм, невыпущенная песня и прочее.

Также на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Об этом гласит ст.208 ГК РФ и дает повышенный уровень защиты интеллектуальной собственности.

Защищать личные неимущественные права могут позже и наследники автора в течение всего срока владения ими этого права.

Вторая категория авторских и смежных прав, которая охраняется российским правопорядком – исключительное право. Способы защиты исключительных прав закреплены в ст. 1252 ГК РФ. Автор произведения или его правообладатель могут обладать следующими способами защиты:

• о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб

• о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним (например, требование о прекращении размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет)

• об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю

• о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя

• о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права

Стоит сказать, что в ГК РФ включено правило о том, что на принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания.

Также закон относит к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права, могут быть приняты обеспечительные меры, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и

материалы. Иногда возникает необходимость обеспечить иск автора или иного правообладателя. В частности, чтобы пресечь дальнейшей нарушение права.

Допустим, обеспечительные могут быть наложены на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными или на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение3.

Например, в ст. 1302 ГК РФ говорится о том, что суд обладает правом на запрет ответчику совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров интеллектуального труда, в отношении которых есть предположение, что они являются контрафактными.

Это может быть изготовление, воспроизведение, продажа, сдача в прокат, импорт, использование, а также транспортировка, хранение или владение контрафактных копий интеллектуального труда.

Что означает контрафактные копии? Данный термин происходит от французского слова «contrefason» и означает «нарушающий авторские или смежные права».

С конца XX века основными нарушителями авторских и смежных прав являются субъекты-контрафакторы, которые допускают незаконное использование и способствуют распространению, а другие субъекты-пираты незаконно приобретают и пользуются такими незаконными копиями и контентом. Почему именно «пираты»? Данная терминология произошла от английского неологизма «piracy», т.е. переводящиеся как нарушение прав интеллектуальной собственности.

Также стоит заметить, что вина в совершении гражданско-правового нарушения авторских и смежных прав не учитывается вовсе. Отсутствие вины не освобождает нарушителя таких интеллектуальных прав от ответственности и не исключает применение в отношении него мер юридической ответственности. Например, пресечение действий, нарушающих исключительное право либо

3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2014.

создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.

Стоит упомянуть и об административной ответственности за нарушение в сфере авторских и смежных прав. Этому посвящена ст. 7.12 КоАП РФ4, которая именуется «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».

Объективная сторона правонарушения сводится к незаконным действиям лиц, которые используют фонограммы или произведения, являющимися контрафактными либо на них указана ложная информация об их изготовителях, месте их производства, обладателях авторских и смежных прав, а равно иным образом нарушающих авторские и смежные права в целях извлечения доходов. Данное нарушение влечет наказание только в виде административного штрафа.

Но даже гражданско-правовая и административно-правовая ответственность не могут остановить нарушителей закона и авторских прав. В России еще с 1990-х годов сложилась массовая и повальная практика в торговом обороте с продажей контрафактных товаров (DVD-кассет и CD-дисков)5.

Еще недавно на компьютерах аж правительственных и крупных банковских учреждений были установлены пиратские и нелицензионные программы обеспечения. На данный момент в Российской Федерации только 10-15 % пользователей имеют лицензионную копию программного обеспечения.

Кому скажешь, что ты купил Windows 10, то над тобой посмеются. К сожалению, в российской действительности такое положение дел на данный момент. Пиратские и контрафактные копии дешевле, а иногда и вовсе бесплатны. Например, система скачивания игр «Торрент».

Естественно, пользователи будут пиратами скачивать контент бесплатно.

Тогда российский законодатель решил бороться с таким положением главной «панацеей от всех бед» – уголовной ответственностью. Но по факту, изменилось мало что.

4 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5 Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена уголовная ответственность в ст. 146 УК РФ6. Удивительно то, что при составлении Уголовного кодекса РФ отнесли данное преступления к виду нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. При этом, максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде ареста на срок от трех до шести месяцев.

Сама объективная сторона преступления складывается из объявления себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. В ч. 2 и ч. 3 ст. 146 УК РФ уже имеются квалифицирующие признаки для преступления.

Но данные преступные деяния все равно не предусматривают лишения свободы и ограничиваются в основном наказанием в виде штрафа.

Литература

1. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. № 11.

2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19.

3. «Авторское право: Учебное пособие» (Свечникова И.В.) («Дашков и К», 2009) // СПС «Консультант Плюс»

4. Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 182 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-avtorskih-i-smezhnyh-prav-v-rossiyskoy-federatsii

Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: общие положения | Студент-Сервис

Охрана авторских и смежных прав

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права. Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности).

При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст.

1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г.

N 15 “О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах”, при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

– принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран – участниц Конвенции, в любой другой стране- участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

– принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

– принцип предоставления охраны во всех странах – участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством.

Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

– авторам, которые являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

– авторам, которые не являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

– на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран – участниц Бернской конвенции;

– на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране – участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране – участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

– для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

– для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

– для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст.

1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

Иными словами, технические средства защиты (англ.

“DRM” – digital rights management) – это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий.

Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

– осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

– изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст.

12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре;
возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав. Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или имущественные.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/grazhdansko-pravovaya-zashhita-avtorskih-i-smezhnyh-prav-obshhie-polozheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.