Опип

Какие отходы производства и потребления существуют и их классы в РФ

Опип

› Отходы ›

10.10.2019

Деятельность человека неизбежно ведет к появлению большого количества ее побочных продуктов — отходов.

Это ставит под угрозу экологическую безопасность и вызывает необходимость в систематизации мусора по классам, в зависимости от опасности и возможных путей его дальнейшего использования.

Классификация отходов призвана помогать в распределении мусора для дальнейшей переработки или утилизации.

Виды мусора и его классы

Колоссальное количество разнообразного мусора, остающегося после человеческой деятельности — это давняя и очень серьезная проблема, требующая пристального внимания. Для более эффективного и безопасного обращения с ним было разработано множество классификаций отходов производства и потребления (ОПИП).

Каждая из них основана на приоритетных свойствах, которые объясняют входящие в нее категории. Наиболее часто можно встретить деление по следующим признакам: происхождению, по агрегатному состоянию, опасности для окружающей среды.

По происхождению отходов

Большую часть мусора можно разделить в зависимости от его образования. Эта классификация включает в себя две основные группы:

  • Производственные (бывают возвратные и безвозвратные). Такие отходы также можно назвать промышленными или техногенными. К ним относятся побочные вещества или материалы, образовавшиеся в процессе изготовления целевого продукта (производственный мусор).
  • Потребления. Это предметы, изделия или товары, которые потеряли свою функциональность после окончания срока работоспособности. Также к этой категории относят продукты и различные бытовые отходы, возникшие в результате человеческой деятельности.

По агрегатному состоянию

При транспортировке мусора также необходимо учитывать и его агрегатное состояние, поскольку от этого зависит подбор необходимой тары. Классы отходов по агрегатному состоянию подразделяются на следующие группы:

  • Твердые.
  • Жидкие.
  • Газообразные.

По уровню опасности

Отдельно стоит сказать о распределении по такому важному признаку, как влияние на экологическую среду и/или здоровье человека. Классификация отходов по классам опасности на данный момент включает в себя пять позиций:

  • Отходы первого класса — наиболее опасны, в случае загрязнения ими экологические системы уже не способны восстановиться. К ним относятся материалы, содержащие ртуть, отходы солей мышьяка, крезол, отработанные трансформаторы и конденсаторы, люминесцентные лампы и многое другое. Вывоз этих отходов проходит отдельно от вредных материалов других категорий и требует специального оборудования в виде мусорной тары с повышенной безопасностью, как правило, оцинкованной.
  • Второй класс — характеризуется высокой степенью опасности для окружающей среды. Они наносят огромный ущерб экосистемам, на компенсацию которого уходит не менее 30 лет, если источник загрязнения был полностью устранен. К таким отходам относятся соединения свинца, отработанные аккумуляторные кислота и щелочь, рафинированные остатки нефтепродуктов, отходы хлорида меди и т. д.
  • Под третьим классом подразумеваются отходы, способные нанести умеренный вред экологической среде. После загрязнения ими экосистеме требуется приблизительно 10 лет для восстановления, если были предприняты меры для устранения источника вреда. В эту группу относят отработанное машинное масло, смазочные материалы, цементную и табачную пыль, просроченный ацетон и т. д. Чаще всего эти отходы не требуют отдельного сбора, если только речь не идет о нефтепродуктах, требующих специальных емкостей.
  • Четвертый класс — это фракции мусора с низкой опасностью, после загрязнения им природной среде требуется на восстановление около трех лет. К ним относится асфальтовые и битумные материалы, животный навоз, отработанные покрышки, строительный мусор, оставшийся после разбора зданий, несортированные бытовые отходы и т. д.
  • Отходы пятого класса считаются наименее опасными для экологической обстановки. В их состав входят такие виды мусора, как остатки пищи, натуральные отходы от древесной переработки, бумага и картон, керамика, кирпичный бой и т. д. Благодаря тому, что они практически не наносят вреда природной среде, их можно выбрасывать на свалку, к тому же некоторые виды отходов пригодны для вторичной переработки.

Определяется вид отхода при помощи федерального классификационного каталога (ФККО).

Переработка мусора

Различные взгляды на то, какие бывают отходы, влияют и на решение вопроса, как справляться с их переработкой. Для разных типов мусора ответ на этот вопрос свой, но в целом используются несколько основных методов:

  • Полигон захоронения мусораЗахоронение на полигонах. Такие полигоны для утилизации отличаются от обычных свалок. Это сложные инженерные сооружения, оборудованные для того, чтобы бороться с загрязнениями воздуха и поземных вод. Относительно других методов утилизации он считается наименее затратным, однако даже применение специальных очистительных фильтров не позволяет полностью исключить загрязнение воды и воздуха.
  • Термическая переработка. В эту категорию входят такие способы переработки, как сжигание, низкотемпературный и высокотемпературный пиролиз. Сжигание — наиболее дешевый метод термической переработки, позволяющий эффективно уничтожить патогенную микрофлору в мусоре и значительно снизить его объем. Однако этот метод чреват выделением канцерогенных и токсичных веществ. Поэтому использование плазменной обработки или пиролиза представляется более предпочтительным: это безопаснее для окружающей среды, и позволяет получить в результате вторичное сырье — остеклованный шлак.
  • Естественные методы разложения. В частности, под этим определением понимается компостирование, применяемое для органических отходов. Этот метод ценен тем, что используется как на специальных площадках, так и в частных хозяйствах. Итоговым результатом такой переработки является компост, который ценится в сельском хозяйстве, например, в качестве удобрения.

Вторичные отходы

Это крайне важный вариант использования мусора, поскольку количество запасов нашей планеты ограничено, и многие из них восстанавливаются крайне медленно или же не восстанавливаются вовсе.

https://www.youtube.com/watch?v=e6R7iXiTasM\u0026list=PLZdpTELZYjSVDWpt_hlMd7UHz4klOYPXH

К тому же это позволяет предотвратить лишнее загрязнение окружающей среды, но, к сожалению, далеко не все материалы пригодны для вторичной переработки.

Вторсырьем называются те вещества или предметы, которые целесообразно использовать в качестве изделий или сырья, возможно, после дополнительной обработки. Вторсырье делится на несколько типов:

  • Биологическое. К нему относят такие виды мусора, как остатки пищи, результаты ассенизации, древесные отходы, макулатура в виде картона, бумаги, текстиля и т. п.
  • Технологическое, которое, в свою очередь, подразделяется на органическое и неорганическое. Органическое сырье включает в себя химикаты в виде щелочи и кислот, нефтепродукты, резину, различные виды пластмасс и сточные воды. В категорию неорганического сырья входят стеклотара, строительные материалы и металлолом различных видов — драгоценный, цветной или черный.
  • Сложные технологические конструкции, подлежащие разборке. К нему относятся механические и электронные изделия, транспорт, одежда и обувь, мебель и архитектурные сооружения.

Для каждого вида вторсырья используется своя технология переработки, основанная в том числе и на экономических факторах.

Зачастую отслужившие свой срок изделия способны стать источником ценных материалов, что более выгодно, чем использовать природное сырье.

Однако если обработка сырья для последующего вторичного использования экономически невыгодна, то итогом ее жизненного цикла становится захоронение или другой подходящий способ переработки.

Какие отходы производства и потребления существуют и их классы в РФСсылка на основную публикацию

Источник: https://othodynet.ru/othody/klassifikatsiya-othodov-proizvodstva-i-potrebleniya

Обращение с отходами производства и потребления

Опип

Охрана озонового слоя.

Тоже особо не о чем говорить. Разрушение озонового слоя происходит под влиянием озоноразрушающих веществ. Озоновую дыру мы обнаружили в 1960ых. Озоновый слой (О3) – третий атом отваливается, появляется обычный О2, пропускает теперь УФ лучи.

Веская конвенция 1983 – по охране озонового слоя и Монреальский протокол 1985 по озоноразрушающим веществам. Конвенция – рамочна, протокол – подробнее регулирует запрет на выброс озоноразр веществ. Ратифицировавшие гос-ва дб к 2000 году полностью прекратить сброс озоноразрушающих веществ.

Мы все подряд ратифицировали, Лондонскую конвенцию 1982 (?) – что нельзя на мор дне размещать отходы. После принятия УК РФ вышел указ Ельцина, которым запрещалось размещение на дне морей и океанов радиоактивных отходов. И в УК добавили норму про запрет размещения радиоактив отходов на дне морей и океанов.

Закон 1991 приняли. У нас вся промышленность работала на фреоне.после ратифицирования двух МД – предприняли 2 научно-тех программы по изучению влияния озоноразр веществ на разрушение озонового слоя.

Мы доказали, что разрушение озон слоя – под влиянием естественных процессов, а не от промышленности произошло. Озоновая дыра над Антарктидой – там вообще нет промышленности. Дыра перемещается, уходит, промышленность не влияет. Но мы уже ратифицировали нашу тему – два МД.

Американцы стали производить заместители озоноразр веществ и продавать.

Индия и Китай мудро поступили: не хотите, чтобы мы фреон выпускали, снабжайте нас технологиями!

А мы тупо ратифицировали конвенции и в З об ОС 1991 – запрещается произ-во и применение озоноразр веществ. И конкретный состав по КоАП за произ-во и выброс озоноразр веществ.

Сегодня же норма Закона 1991 адекватна – формулировка статьи 54 разумнее.

Там указано: в целях охраны озонового слоя устанавливается перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, уст-ся допустимый объем произ-ва таких озоноразрушающих веществ и вводятся запреты на строительство хоз объектов, осущ-щих производство новых озоноразрушающих веществ.

Закон об отходах производства и потребления.

https://www.youtube.com/watch?v=hzCfl5iKwH0\u0026list=PLZdpTELZYjSVDWpt_hlMd7UHz4klOYPXH

Отходы произ-ва и потребления:

1) Остатки сырья и материалов, образованных в рез-те производства и потребления

2) Товары, утратившие свои потребительские свойства

В соответствии с изменениями отходы делятся на 5 классов опасности: с 1 по 5 снижается класс опасности. 5ый – практически не опасный.

При обращении с отходами – след виды д-ти:

1) Сбор

2) Накопление

3) Использование (чего не делаем)

4) Обезвреживание

5) Транспортировка

6) Размещение

Все делается ради размещения. Двух видов оно:

1) Хранение – на поверхности земли

2) Захоронение – на определенной глубине в изолированных емкостях

В Закон об ОПиП отходы 5 класса опасности стали полностью оборотоспособными – по изменению в закон. Это значит, что образователь отходов должен получить паспорт отходов, паспортизировать свои отходы.

Паспорт отхода удостоверяет принадлежность отходов к опр классу опасности. Внесли изменения: Паспортизация отходов и лицензирование д-ти по обращению с отходами необходимы только для отходов 1-4 класса опасности.

Если 5 класс опасности – не нужен паспорт и лицензия.

Когда такие изменения вносились – внесли изменения в З об экол э-зе. Экол э-зе подлежат проекты на объекты, связанные с размещением отходов 1-5 класса опасности! Зачем 5ый класс включили?! Если не опасные, паспортизация + лицензия не нужна.

Лучше бы отходы паспортизировали – 5 класса. Ибо есть ситуация: можно приостановить д-ть юрлица, если д-ть причиняет вред ОС, если отходы 1-4 класса опасности.

А если 5ый класс опасности – приостановить д-ть такого юрлица как мера админ от-ти = нельзя.

Проблема. Любое обращение с отходами возможно только в том случае, если определены нормативы образования отходов, на их основе разработаны лимиты размещения отходов и они утверждены Росприроднадзором. Ростехнадзор сначала был уполномочен, потом полномочия переданы были Росприроднадзору.

Когда речь идет об образовании отходов – есть след лица:

1) Лицо, в рез-те д-ти к-го образуются отходы

2) Организация, транспортирующая отходы

3) Специализированная орг-ция, осущ-щая хранение отходов

Было непонятно, если есть и образователь отходов, и субъект 3) – кто должен образовать нормативы и лимиты на образование отходов? Вопрос долго решался на практике.

Вас в итоге сказал, что обяз-ть по разработке лимитов возлагается на того, чья д-ть образует отходы. Закон об ОПиП – так и сказано. Приказ Минприрод 25.02.

2010 № 50 – регулирует порядок разработки и утверждения нормативов на образование отходов.

Еще вопрос.

Когда отходы направляю в специализированную орг-цию =все скопом направляю на хранение в орг-цию, осущ-щую хранение.

Вопрос: надо ли получать лицензию на осущ-ние д-ти по временному хранению отходов – на накопление у себя же кучи отходов, до того, как отправишь в орг-цию.

Есть закон о лицензировании отдельных видов д-ти – природоохр д-ть под закон подпадает, это только д-ть по обращению с отходами лицензируется. Лицензированию подлежит д-ть по:

1) Сбору

2) Использованию

3) Транспортировке

4) Размещению отходов!

А в Законе об отходах фигурировали след виды д-ти:

1) Д-ть по образованию отходов

2) Д-ть по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов. Про временное хранение/накопление – речи не шло!

Ситуация, что надзорные органы штрафовали лицо за то, что на спец площадке накапливал отходы. Штраф за отсутствие лицензии на хранение отходы. А те, кто бросал свои отходы где не попадя –нет хранения, нет штрафа типа. Абсурд. Поэтому З об ОПиП изменен: под обращением с отходами теперь понимается:

1) Сбор,

2) Накопление = временное хранение до 6 месяцев.

3) использование

4) обезвреживание

5) размещение (включает хранение и захоронение)

6) транспортировка и

7) размещение.

Кто субъект внесения платы? В процессе образования отходов три лица есть:

1) образователь отходов. Заключает договор ВОУ с транспортной орг-цией. Транспортная орг-ция осущ-т договор с орг-цией, осущ-щей ввод в эксплуатацию полигона. Про оплату ничего не говорится.

2) орг-ция, транспортирующая отходы

3) орг-ция, эксплуатирующая полигон по переработке отходов (осущ-щая ввод в эксплуатацию полигона)

Три варианта публ платежа:

1) сам получаю лимиты, сам их размещаю

2) если вступаю в отношения с трансп орг-цией или специализированный орг-ций (полигон) – вопрос: кто платит? Приказы госкомэкологии были, арбитр и практика СОЮ – до 2010 было все адекватно: платежи за негативное воздйствие на ОС осущ- т лица, в отношении к-ых определены нормативы на образование отходов, выдано разрешение на размещение = т.е. образователь отходов.

3) Но в 2010 году ПЛЕНУМ ВАС написал: образователь отходов = не плательщик публичного платежа, если есть д-р с публ орг-цией, хранящей отходы. Она и должна платить публ платеж типа.

(только предприятия малого и среднего бизнеса не обязаны разрабатывать нормативы и утверждать лимиты)

С 2011 года – обращаются, чтобы незаконно взысканные платежи вернули РОсприроднадзор, ибо плательщик не образователь отходов, а специализированная орг-ция (хранящая отходы)!

Орг-ция обратилась в КС в 5 марта 2013 году № 5-П «Тополь».

(Нет утвержденных лимитов = значит, нет разрешения? Мы к вам пятикратный коэ-т сейчас применим!) Но КС адекватно решил: публ-пр платеж должен носить компенсационный х-р, а не чрезмерно ограничивать природопользователей-предпринимателей.

КС про постановление № 632 – в той мере, в какой возлагает обяз-ть по внесению публ платежа на спец орг-цию (полигон) – не должно применяться! Публ-пр платеж должен носить образователь отходов, а не специализ орг-ция! И к ней пятикратный коэф-т нельзя применять к орг-ции в любом случае.

Размещение отходов законно в 2 случаях:

1) Утверждены лимиты

2) Получено разрешение на размещение лимитов. Нет если одного элемента = нет законности размещения.

Но росприроднадзор сказал: нет если разрешения, размещай отходы там, где предусмотрено лимитами! А природопользователю неудобно на той свалке.

ВАС: замена места размещения отходов не влечет квалификацию размещения как незаконного, можно размещать не только там, где указано в лимитах Росприроднадзора.

Источник: https://studopedia.su/16_121530_obrashchenie-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya.html

Отходы производства и потребления. Образование отходов. Производители отходов. Термины и определения

Опип

Все, что добывается, производится, потребляется, в конечном итоге превращается в отходы.

Агрегатное состояние отходов может быть жидким, газообразным, пастообразным, пылеобразным, твердым, в виде шлама, эмульсии и др.

В зависимости от токсичности химических веществ, являющихся компонентами отхода, отходы могут проявлять различное влияние на окружающую среду.

Воздействие отхода на окружающую среду зависит от физико-химических свойств отхода и его компонентного состава.

Все отходы разделяются на 2 группы: отходы производства и отходы потребления.

Рис. 1. Основные отрасли народного хозяйства — источники образования отходов

Отходы производства — это остатки сырья, материалов.

Полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, а также образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. Основные источники образования и виды образующихся отходов в различных отраслях промышленного производства и хозяйственной деятельности приведены в таблице № 1.

Таблица 1

Источники образования отходов в различных отраслях промышленности

№ п/пНаименование производстваОсновные процессы — источники образования отходовВиды промышленных отходов
Горная (добывающая) промышленностьДобыча и первичная переработка полезных ископаемых и строительных материалов (проходка горных выработок, выемка полезного ископаемого и строительных материалов), дробление, измельчение, процессы обогащения полезного ископаемого с целью извлечения полезных компонентовПустые породы вскрыши, шламообразные отходы обогатительных фабрик (хвосты), металлолом, нефтепродукты, древесина, остатки реагентов, продукты очистки загрязненных шахтных и карьерных вод и сточных вод ОФ, обрезки труб, строительные отходы
Металлургическая промышленностьПлавление, отливка, ковка, волочение, прокат, формование, штамповкаЛом черных и цветных металлов, окалина, формовочные смеси, связующие материалы, шлаки
Металлообрабатывающая промышленность и машиностроениеИзготовление металлической тары, инструмента, скобяных изделий, водопроводной арматуры, строительных конструкций, оборудования и машин, судов для строительной, горной, транспортной промышленности и флотаМеталлолом, формовочные смеси, древесина, пластмассы, смолы, резина, ткани, ткани, кожа, краски, растворители, нефтепродукты, гальваношлаки, стекло
ПриборостроениеИзготовление аудио- и видеоаппаратуры, лабораторных и исследовательских приборовОтходы черных и цветных металлов, стекла, пластмассы, смолы, кожи, резины, кости, ткани, клея, краски, растворителей
Электротехническая промышленностьИзготовление электротехнического оборудования, приборов и средств связи с использованием станочного оборудования, волочения, формования, сварки, штамповки, гальваники, сушки и пайкиОтходы черных, цветных и редких металлов, графита, стекла, резины, пластмассы, смолы, стекловолокна, краски, растворителей
Производство строительных материалов и стеклаПроизводство цемента, гипса, обработка камня и изготовление изделий из камня, абразивов, асбестоцементных изделий, получение и обработка стеклаОтходы стекла, цемента, глины, керамики, гипса, асбеста, камня, бумаги, абразивных изделий
Химическое и фармацевтическое производствоОбработка и изготовление неорганических химикатов, включая лаки, краски, взрывчатые вещества, лекарства и другие материалыОтходы органических и неорганических химикатов, металлов, пластмасс, резины, стекла, масел, лаков, растворителей, пигментов
Резинотехническая промышленностьИзготовление синтетических каучуков и полимеровОстатки каучука и пластмасс
Лесопильные и деревообрабатывающие заводы, мебельные комбинаты и фабрикиИзготовление и обработка пиломатериалов, деревянных конструкций и изделий, домашней, конторской и мягкой мебели и оборудования, перегородок, торгового оборудованияДеревянные отходы, отходы стружки, опилок, металлов, пластмассы, тканей, клея, шпаклевки, краски, растворителей, набивочного материала
Картонно-целлюлозные комбинаты, типографское и издательское делоИзготовление бумаги и картона, переработка бумаги и картона, изготовление упаковочного материала, издание газет и литературы, типографическая печать, гравирование и переплетные работыОтходы бумаги и картона , тканей, вещества – наполнители бумаги, типографская краска, отходы клея
Швейное производствоРаскрой, пошив, сортировка по размерам, глажениеОтходы тканей, ниток, металлов, пластмасс, резины, кожи, меха
Предприятия по производству продуктов питанияПереработка, упаковка и перевозкаОтходы мяса, жира, масла, костей, овощей, фруктов, злаковых, отходы бумаги, картона, полиэтилена, фольги, пластмассы, деревянной упаковки (паллеты)
Коммунальное хозяйство (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение)Изготовление и установка элементов систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в жилых домах, учреждениях и организацияхОбрезки труб, резины, отходы изоляционных и конструкционных материалов, строительные отходы

Основная масса образующихся отходов — отходы горнодобывающего и горноперерабатывающего производства (70-80 %). Из всего объема добываемых природных ресурсов и минерального сырья используется в конечном итоге всего лишь 5-10 %.

К тому же, существует тенденция к увеличению объема образования отходов.

В связи с ростом населения и, соответственно, с увеличением спроса на товары потребления и с развитием промышленного производства, растет потребность в увеличении объемов добываемого сырья.

С другой стороны, доступные запасы полезных ископаемых, с большим содержанием полезных компонентов постепенно исчерпываются и в разработку вовлекаются запасы бедных и труднообогатимых руд с более сложными геологическими и гидрогеологическими условиями залегания месторождения. Удельное образование отходов на производство 1 т конечной продукции увеличивается. Соответственно увеличивается количество образования отходов и площади, занимаемые под складирование этих отходов, а значит и зоны и степень воздействия на окружающую среду.

Важно отметить, что отсутствует эффективной системы управления отходами. При добыче полезных ископаемых, попутно извлекается большое количество пустых пород, которые могли бы служить сырьем в строительной отрасли.

Но породы складируются в отвалы и с течением времени, изменяют свои физико-химические свойства, что увеличивает степень их влияния на окружающую среду.

При этом для обеспечения сырьем и материалами строительной отрасли, разрабатываются карьеры по добыче песка, природного камня, материала для производства щебня, гравия и др.

Отходы сельскохозяйственного производства — отходы, образующиеся при выращивании и уборке урожая, хранении, переработке и подготовке к продаже продуктов сельскохозяйственного производства.

Большая часть отходов — полевые отходы (ок. 50 %), ок. 30 % — отходы обработки.

Значительное количество отходов образуется в животноводстве и птицеводстве. Например, на ферме, на которой содержится сто дойных коров, в сутки образуется ок. 14 т твердых отходов; на птицеферме, производительностью 1 млн. яиц в сутки, за 1 сутки образуется ок. 50 т отходов.

Основные виды отходов, образующихся на животноводческих и птицеводческих фермах, — мешки из-под удобрения, кормов; древесина; остатки и отходы удобрений; навоз; птичий помет; туши животных и птиц; сено; солома.

Большая часть отходов животноводства и птицеводства — навоз. Навоз утилизируют путем вывоза на поля с последующей перепашкой.

Отходы потребления — материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа, а также отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

Источники образования отходов:

– жилые индивидуальные и многоэтажные дома;

– хозяйственные учреждения;

– магазины;

– культурные учреждения;

– учебные заведения;

– больницы;

– тюрьмы;

– предприятия общественного питания;

– гостиницы;

– работа коммунальных служб — снос и ремонтные работы в зданиях и сооружениях, уборка улиц, работы по благоустройству территорий;

– содержание парков, пляжей, водоснабжение и водоотведение;

– жизнедеятельность сотрудников предприятий промышленного производства, сельскохозяйственных предприятий, административных организаций, сферы обслуживания.

Примерный состав твердых бытовых отходов (ТБО) представлен в виде диаграммы на рис. 2.

Рис.2 . Средний состав твердых бытовых отходов.

Морфологический состав ТБО зависит от многих факторов: экономические условий страны, в которой образуются отходы, от времени годы, климатической зоны и других факторов.

2. Законодательная база, регулирующая отношения в области обращения с опасными отходами:

  1. Федеральный Закон от 12.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Источник: https://studopedia.ru/4_159453_othodi-proizvodstva-i-potrebleniya-obrazovanie-othodov-proizvoditeli-othodov-termini-i-opredeleniya.html

О необходимости в установленный срок прекратить использование водоохранной зоны водного объекта с целью размещения опип

Опип

Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 2020 г. по делу № А42-11547/18

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа о необходимости в установленный срок прекратить использование водоохранной зоны водного объекта с целью размещения отходов производства и потребления.

Решение суда:

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Общества.Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.

Верховный суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки, Административный орган установил, что принадлежащий Обществу объект размещения отходов (шлакоотвал) размещается в границах установленной двухсотметровой водоохранной зоны водного объекта рыбохозяйственного значения высшей категории.

Полагая, что действия Общества являются нарушением требований п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г.

№ 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ), Административный орган выдал Обществу предписание о необходимости в установленный срок устранить указанное нарушение. При этом Общество указало, что требование п. 2 ч. 15 ст.

65 Водного кодекса РФ подразумевают запрет на создание именно новых объектов размещения отходов в границах водоохранной зоны после вступления в силу указанной нормы, и не распространяет своё действие на уже созданные объекты.

Не согласившись с предписанием Административного органа, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, ссылаясь на то, что положения п. 5 ст.

12 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») не предусматривают запрет на размещение отходов в границах водоохранных зон с целью их хранения.

Правовое обоснование:

1.Ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При этом в соответствии с ч. 16 ст.

65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

2.Суд указал, что объект размещения отходов Общества, представляющий собой насыпь производственных отходов, не является тем сооружением, возможность расположения в водоохранной зоне которого предусмотрена положениями ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.

В частности, включение шлакоотвала в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) в качестве объекта размещения отходов с указанием назначения – хранение отходов, не свидетельствует о его соответствии всем требованиям действующего законодательства.

Из представленных Обществом документов не следует, что на земельном участке, предоставленном Обществу в целях производственной деятельности, изначально шлакоотвал был спроектирован и введен в эксплуатацию с нахождением в двухсотметровой водоохранной зоне водного объекта.

На основании изложенного, суд указал, что запрет, установленный положениями п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, не предполагает каких-либо исключений по наличию/отсутствию негативного воздействия отходов производства и распространяется на объекты размещения отходов вне зависимости от того, включены ли они в перечень объектов накопленного экологического ущерба, либо нет.

3.Суд также отметил, что положениями п. 2 ч. 15 статьи 65 Водного кодекса РФ не предусмотрено, что ограничения по размещению объектов размещения отходов касаются только вновь создаваемых объектов размещения отходов.

Ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», установлено, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Соответственно в отношении объекта размещения отходов Общества, осуществляющего размещение (хранение) отходов производства после внесения изменений в ст. 65 Водного кодекса РФ, подлежат применению ограничения, установленные п. 2 ч. 15 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

4.Суд указал, что установленные требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.

Кроме того, как отметил суд, в данном случае указанная норма тем более подлежит применению, поскольку спорный объект размещения отходов имеет назначение – хранение отходов, которое не подразумевает постоянное нахождение отходов на объекте размещения отходов, а лишь временное их складирование с последующей утилизацией, обезвреживанием, захоронением.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что размещение шламоотвала в водоохранной зоне рыбохозяйственного водного объекта высшей категории представляет собой угрозу изменения естественного русла водного объекта, ввиду осыпания складированных отходов. При этом одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о границах зоны с особыми условиями не свидетельствует об отсутствии таких границ.

Резюме суда:

Установленные действующим законодательством требования по ограничению размещения объектов размещения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон, информация о которых отсутствует в ЕГРН, подлежат применению как к уже имеющимся, так и к возводимым объектам.

Позиция Центра:

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г.

№ 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.

65 Водного кодекса РФ за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива.

При этом ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
  • от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
  • от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

В соответствии с подп. 13 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий в т.ч. водоохранная (рыбоохранная) зона.

Согласно п.п 1, 24 ст.

106 Земельного кодекса РФ правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены.

При этом зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено данной статьей, федеральным законом.

На основании ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г.

№ 17) (далее – Правила) границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 4 указанного нормативного правового акта в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных Правил, обеспечивают:

  • определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
  • описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
  • отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
  • установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

На основании изложенного, водоохранная зона является видом зон с особыми условиями использования территорий.

При этом водоохранная зона устанавливается в силу федерального закона; положение о водоохранных зонах или иная проектная документация для целей создания водоохранной зоны не разрабатывается.

Необходимо отметить, что водоохранная зона считается установленной с момента внесения сведения о ней в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, в случае, если сведения о водоохранной зоне отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, ограничения на осуществление хозяйственной или иной деятельности в такой водоохранной зоне не установлены.

При этом применительно к таким водоохранным зонам требования о соблюдении режима водоохранной зоны не соответствуют действующему законодательству.

На основании изложенного, Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 2020 г. по делу № А42-11547/18 является спорным.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab8d3e100b3dd0aa08055e1/o-neobhodimosti-v-ustanovlennyi-srok-prekratit-ispolzovanie-vodoohrannoi-zony-vodnogo-obekta-s-celiu-razmesceniia-opip-5ed92a4fdf920913e2cafd3a

Ооо титан, экологическое проектирование

Опип

Чем дальше от каменного века уходит человек, тем больше остается на планете мусора от его жизнедеятельности и тем острее встает вопрос, как с ним поступать.

Для решения проблемы в нормативно-правовые акты по проблемам экологического контроля регулярно вносятся изменения.

Они уточняют понятия, принятые раньше, вводят новую терминологию, в том числе по такому злободневному вопросу, как классификация твердых отходов.

С тбо на тко

Федеральный закон от 29 января 2014 г. за № 458-ФЗ своими положениями внес изменения в главный закон, касающийся всех отходов, – «Об отходах производства и потребления». Одно из изменений, например, касается твердых бытовых отходов, сокращенно – ТБО. Теперь они именуются твердыми коммунальными отходами – сокращенно ТКО.

Виды отходов и их классификация

Классификация твердых отходов определена требованиями ГОСТ-25916-83. Согласно им, принято деление на отходы:

  1. производства,
  2. потребления.

Все отходы, их классификация, переработка, система сбора – все это и многое другое оговаривается в нормативных актах. Например, классификация отходов по происхождению. Они делятся на органического и искусственного происхождения. Органические отходы не наносят вреда природе и человеку.

Отходы производства

К производственным относят поставляемые отраслями:

  • энергетика. Сжигая твердое топливо, отрасль в большом количестве поставляет шлаки;
  • черная, цветная металлургия, которая оставляет формовочную землю, массу, содержащую коксовые остатки, шлаки;
  • угледобывающая. В процессе добычи полезных ископаемых образуются отвалы, не пригодные больше ни на что, углесодержащие массы;
  • деревообрабатывающая, оставляющая опилки, стружки;
  • химическая. Здесь остаются и жидкие массы с содержанием в них вредных химических веществ. Классификация жидких отходов – отдельный вопрос.

Классификация отходов производства выделяет отходы, в которых содержатся пластмассы, полимеры, резина, асбест, стекло, строительные материалы, волокна – шерстяные и шелковые, хлопчатобумажные и синтетические, кожа, мех. По классификации промышленных отходов к ним относят и то, что остается от сельскохозяйственного, пищевого производства.

Отходы потребления

К твердым коммунальным, которые иначе именуются бытовые отходы, по классификации относят не только тот мусор, который скапливается в контейнерах рядом с жилыми домами, но и твердые продукты, задерживаемые на очистных установках и сооружениях.

В контейнеры попадают:

  • изношенные и ненужные изделия из текстиля, кожи, пластмассы, резиновые, асбестосодержащие;
  • макулатура: книги, газеты, упаковка;
  • стекло: как оконное, так и изделия из стекла – банки, бутылки;
  • древесина в виде отслужившей мебели и упаковок;
  • металл в виде ненужных металлических частей различных вещей.

Это идеальное содержание мусорных контейнеров. В жизни же в них может оказаться и то, что представляет большую опасность для человека и экологии в целом, если содержимое контейнера вывозится на полигон. Например, батарейки, содержащие ртуть лампы…  Потому стал актуальным вопрос раздельного сбора.

Классификация отходов потребления подразделяет их на несколько классов опасности, каждому из которых должен быть применен свой метод утилизации.

Классификация отходов потребления по уровню воздействия

Твердые отходы разделены на уровни вредного воздействия. Наименее безопасный – V класс опасности. Сюда относятся отходы, которые не причиняет никакого вреда ни человеку, ни экологии. Это тот мусор, который природа способна переработать самостоятельно – к нему можно отнести остатки пищи, изделий из керамики, древесные стружки, осколки посуды, битый кирпич.

Макулатура, древесина, автомобильные покрышки, пластик – отходы, которые относятся к IV классу опасности. Они не опасны для человека, отрицательно не влияют на экологическую обстановку. Причем их можно и нужно подвергать переработке, так как они представляют собой ценное сырье.

Наименьший вред экологии из всех наиболее вредных для природы отходов наносят отходы III класса. Сюда относятся металлические предметы, ацетон, краска, цементный раствор. Причем если природе наносится ущерб при неправильной утилизации этого вида отходов, ей придется восстанавливаться до прежнего нормального состояния более 10 лет.

Отходы II класса – это всевозможные аккумуляторы и машинные масла. Но если такие отходы вовремя убрать из природной среды, экологический урон будет не таким большим. Природа способна восстановиться без вмешательства человека.

Отходы I класса (опасные отходы) представляют угрозу очень серьезную. К ним относятся ртутьсодержащие изделия – отработавшие люминесцентные лампы, градусники на основе ртути, а также батарейки.

Законодательные акты в сфере экологического контроля, изменения, вносимые в них, свидетельствуют о возросшем внимании к классификации и сбору отходов со стороны правительства.

Источник: http://www.eTitan.ru/articles/article/statya/klassifikatciya-othodov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.