Методы регулирования экономической деятельности

Методы государственного регулирования экономики. методов государственного регулирования экономики

Методы регулирования экономической деятельности

Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:

  • Законотворчество, которое состоит из разработки и принятия правовых норм хозяйствования.
  • Создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов.
  • Управление напрямую хозяйствующими субъектами, которые находятся в государственной собственности.
  • Процесс информирования хозяйствующих субъектов относительно экономической ситуации и её возможных изменениях в будущем при планировании и разработке прогнозов и индикативных планов страны или отдельных территориальных образований.
  • Регулирование деятельности регионов, а также отраслей или крупных предприятий с целью реализации общенациональных идей.
  • Финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики.
  • Контроль текущей деятельности предприятий, который осуществляется для устранения и предотвращения неполадок и нарушений согласно законодательства.

Методы государственного регулирования экономики

Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.

Активные методы

Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.

Пример 1

В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.

Пассивные методы

Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.

Пример 2

Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.

Прямые методы регулирования

Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.

К прямому регулированию относятся:

  • Государственные заказы и контракты, которые определяют правила поставки конкретных видов продукции, выполнение определённых работ производителями и т.д.
  • Безвозвратное целевое финансирование каких-либо территорий, отраслей, предприятий, в том числе субвенции или прямые субсидии, включающие в себя дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных фондов различных уровней – общенациональных, региональных или местных.
  • Адресные льготные кредиты производителям.
  • Создание фондов финансовой помощи для строительства объектов государственной собственности.
  • Создание списков и перечней продукции, которая запрещена к выпуску.
  • Лицензирование некоторых видов деятельности, внешнеторговых операций и т.п.

В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.

Косвенные методы регулирования

Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.

Замечание

Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

  • Экономическое прогнозирование, по итогам которого частные компании получают достаточно надёжные ориентиры для собственного развития, а также для реализации собственных инвестиционных проектов.
  • Определение направления стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.д.
  • Реализация некоторых манипуляций, связанных с налогами и системой налоговых льгот.
  • Реализация мер по урегулированию цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.

методов государственного регулирования экономики

Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности.

Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.

Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики.

Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов.

Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.

Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.

Административные методы регулирования экономики

Различают следующие виды административных методов регулирования:

  • Запрет деятельности, признание каких-либо товаров или услуг общественно вредными, ненужными, не допустимыми к применению.
  • Разрешение на ведение различных видов экономической деятельности, в том числе на ввоз и вывоз некоторых групп лекарственных средств.
  • Принуждение к занятию природоохранными мероприятиями, обеспечению безопасных условий труда.
  • Контролирующая деятельность в отношении цен и доходов.

Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.

В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.

Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.

Пример 3

В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.

Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.

Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:

  • Налоги и бюджетные выплаты, посредством которых можно оказывать влияние на хозяйствующие субъекты.
  • Денежно-кредитные инструменты. Здесь подразумеваются различные способы влияния на учётную ставку, которое проводит Центральный банк; определение и изменение размеров минимальных резервов, которые должны храниться в Центральном банке; операции, проводимые с ценными бумагами: эмиссия государственных обязательств, торговля, погашение. Такие инструменты помогают государству периодически менять соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в необходимом направлении.
  • Амортизационная политика.
  • Планирование экономики, а также программирование процессов и прогнозирование.
  • Создание объектов государственной собственности и ведение на их основе предпринимательской деятельности, которая обеспечивает эффективное функционирование частного бизнеса.

В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/ekonomika/makroekonomika/metody-regulirovanija-ekonomiki/

Методы и формы государственного регулирования экономики

Методы регулирования экономической деятельности

Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Т. Н. Агирджанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47016/ (дата обращения: 09.03.2021).



Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Ключевые слова: экономика, государственное регулирование, публичное право, формы регулирования, методы регулирования.

Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности правительства.

В частности, прямо или косвенно государство оказывает влияние на экономический баланс внутри государства, обеспечивая при этом замедление инфляции, стабильность.

Настолько сильно бы государственная власть не была вовлечена в развитие экономики, каким бы образом она её не регулировала, без нее невозможно себе представить осуществление коммерческой деятельности на эффективном, должном уровне.

Государство может оказывать влияние на экономические отношения при помощи различных способов: финансовыми, правовыми [2].

Регламентируя деятельность на рынке, предписывая поведения и позволяя действовать в рамках закона, государство обеспечивает необходимые законные условия существования и нормального функционирования частного сектора. Степень влияния определяется степенью развития сфер предпринимательства.

Система государственного регулирования экономики характеризуется в российских реализациях несколькими основными тенденциями [4].

В первую очередь, степень государственного вмешательства в экономику постепенно уменьшается, как минимум, этот процесс в рыночных условиях в развитом правовом и демократическом государстве должен постоянно быть ориентирован на уменьшение роли последнего.

Кроме того, происходит и переход от преимущественно административных способов государственного регулирования непосредственно к экономическим.

Необходимость осуществления государством экономических функций предполагает собой наличие у него содержательного инструментария.

В реализации процесса государственного регулирования экономики важную роль играют методы и формы государственного вмешательства в жизнь общества — способы регулирования экономики [3].

В современных социально-экономических условиях регулирование экономики государством представляет собой целенаправленное воздействие уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка при помощи марко- и микроэкономических регуляторов для обеспечения равновесного роста экономической системы в целом.

Все применяемые государством регуляторы экономической жизни можно отнести или к способам косвенного, или прямого влияния на экономику.

Методы прямого воздействия основаны на властных распорядительных отношениях, они сводятся к административному влиянию на деятельность субъектов хозяйственной деятельности [2].

Такие меры предполагают собой, что те или иные экономические субъекты будут в различных случаях вынуждено принимать решения, основанные не на личном индивидуальном экономическом выборе, а только на предписаниях государства.

Среди методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования [4].

С сектором государственного инвестирования инвестициями связано определение государственного предпринимательства.

О государственном предпринимательстве ведут речь, когда подразумевают создание, а также функционирование государственных предприятий производственного толка в определенной отрасли.

Чаще всего предприятия государственной формы собственности появляются в малорентабельных и капиталоемких отраслях, в отраслях, определяющих научно-технических прогресс, производство и накопление человеческого капитала, а также проведение научных исследований.

Государственное предпринимательство обычно развивается в тех сферах, где функционирование той или иной негосударственной формы собственности в конечном счете может привести к отрицательным последствиям.

В частности, государства реализует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий однозначно развивались бы намного медленнее.

Постоянным объектом субсидирования в ряде государств является аграрное производство, добывающая промышленность и пр.

Реализация мер регулирования прямого имеет свои положительные и отрицательные черты — создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослаблении и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата [5].

Методы косвенного регулирования обычно предполагают, что государство должно заложить условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или иных экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, которые в основном соответствуют экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономики неизбежны и временные неурядицы между принятие государством экономических решений и мер, их восприятием субъектами рынка, конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Основываясь на организационно-институционных особенностях применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно подразделить на несколько главных группы: экономические, административные, правовые.

Правовые средства государственного воздействия на экономику обеспечивают правовую инфраструктуру, создают для частного сектора разумные правовые условия функционирования [1].

Правовое регулирование экономики заключается в установлении государством определенных групп правил экономического поведения для потребителей и фирм-производителей.

Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды [3].

Административные меры делятся на меры запрета, меры разделения, меры принуждения. Они никак не связаны с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно основываются на силе власти государства.

Административные меры могут использования непосредственном при государственном контроле над доходами, ценами, валютным курсом, учетной ставкой.

Меры регулирования административного характера в странах с развитой рыночной экономикой применяются в относительно небольших масштабах, обычно они ограничиваются охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.

Роль и значение административных методов в критических ситуациях возрастает — во времена тяжелого экономического положения, в годы войны и пр. [1]

Экономические инструменты регулирования экономики включают в себя совокупность мер, которые оказывают воздействие на рыночный процесс, на характер развивающихся рыночных связей и пр. Это возможно к осуществлению путем воздействия на спрос и предложение в национальных пределах, на структуру экономики, а также путем активизации факторов экономического роста.

Чтобы достигнуть таких целей обычно необходимо применять бюджетно-налоговую политику, программирование, денежно-кредитную политику, планирование и прогнозирование.

Прогнозирование, программирование, планирование — все это верховные формы регулирования экономики на государственном уровне, которые в целом отражают косвенный вариант государственного воздействия [3].

Государственные программы обладают рекомендательным характером для частного сектора. Программирование может быть ориентировано на отдельные отрасли и регионы [5].

Очевидно, что достижение экономической политики требует по отношению к себе применения тесно взаимосвязанного инструментария, то есть комплексного применения всего перечня способов и методов государственного влияния на экономические отношения.

Литература:

  1. Миронова О. Ф., Дометова Г. И. Перспективы государственного регулирования экономики в России // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2013. — С. 112–123.
  2. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013.
  3. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Логос, 2016. — 353 с.
  4. Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 88 — С. 692–712.
  5. Нитовкин Д. В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — С. 17–20.

Основные термины(генерируются автоматически): частный сектор, государственное предпринимательство, государственное регулирование экономики, государство, государственное вмешательство, государственное воздействие, государственное регулирование, окружающая среда, прямое регулирование.

Источник: https://moluch.ru/archive/183/47016/

Государственное регулирование экономики

Методы регулирования экономической деятельности

Регулирование экономики внутри страны осуществляется путем различных мер, причем их комплекс постоянно увеличивается. Это можно объяснить тем, что масштаб экономики растет. В связи с усложнением структуры экономики необходимо делать точные прогнозы, уметь предугадывать и своевременно реагировать на возникающие факторы, которые негативным образом влияют на рынок.

Государственное регулирование экономики – это комплекс мер, которые осуществляет конкретное государство для поддержания высоких темпов экономического роста и экономической, социальной стабильности общества.

Способы государственного регулирования экономики

Существуют различные варианты экономической политики, проводимой государством в тех или иных условиях. Оно может устанавливать ограничительные нормы, поддерживать отечественного производителя или укреплять международное торговое сотрудничество. Рассмотрим основные способы регулирования экономики.

Прямое регулирование

Данный вариант предполагает, что государство вмешивается в экономическую сферу жизни общества, применяет административные методы. Прямое вмешательство государства оказывает воздействие на принятие законодательных актов, систему государственных заказов.

Это выражается в:

  • принятии экономических законов. Например, антимонопольный закон, запрещающий фирмам искусственно объединяться. Или закон о защите частной собственности.
  • развитии государственного сектора в экономике. Например, постройка государственных фабрик и заводов.
  • перераспределении доходов и ресурсов.

Косвенное регулирование

Методы косвенного вмешательства оказывают влияние только на экономические интересы предприятий. К ним относятся, например, регулирование курса валюты, штрафы, пошлины, квоты. Государством используются методы бюджетно-налоговой (фискальной), кредитно-денежной (монетарной) политики.

При использовании этих методов государство напрямую не вмешивается в деятельность предприятий и различных субъектов экономики. Лишь создает такие условия, чтобы при принятии экономических решений предприятия шли тем путем, который соответствует задачам и целям государственной экономики.

Фискальная или бюджетно-налоговая политика государства

Заключается в контроле над экономикой с помощью изменения величин доходов и расходов в государственном бюджете.

Цели такой политики будут: стабилизация экономического роста государства, контроль уровня безработицы, полная ресурсная занятость, поддержание стабильного уровня цен.

Чтобы достичь вышеперечисленных целей, государство использует налоги, штрафы, трансферты, гос. закупки, пошлины, субсидии и т.п.

Кредитно-денежная или монетарная политика

Представляет собой политику государства, которая оказывает влияние на объем денежных масс, введенных в оборот с целью обеспечения стабильности внутренних цен, занятости населения и роста показателей производства. В Российской Федерации монетарную политику осуществляет Центральный Банк.

Различают два вида монетарной политики:

  1. Стимулирующая. Проводится в период «спада» экономического цикла с целью поддержания экономики, и борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая. Проводится в период «бума» и направлена на борьбу с инфляцией.

Политика протекционизма

Представляет собой комплекс ограничений импорта с помощью ввода высоких таможенных пошлин.

Государство запрещает ввоз определённых продуктов, используются различные меры по борьбе с конкуренцией иностранных изделий с местными.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. При протекционизме в государстве поддерживаются только отечественные производители.

Политика меркантилизма

Проводилась с целью продвижения идеи о преобладании вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота, средств внутри страны. Заключалась в поощрении экспорта.

Экономические меры регулирования экономики

Нацелены на создание условий, с помощью которых можно направить субъекты рынка в нужную государству «сторону» (монетарная, фискальная политика, прогнозы, планы и программы развития экономики.)

Вмешательство государства в экономику является неотвратимым и необходимым процессом для поддержания комфорта и стабильности жизни общества.

Регулируется денежное обращение, курс валюты, уровень безработицы и др.

Экономисты признают государственное регулирование целенаправленным процессом влияния на части внутреннего и внешнего рынка для достижения равновесия и стабильности роста экономической системы.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.