Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ • Президент России

 

Минфин России направил в Правительство России проект федерального закона «О цифровой валюте» Поделиться в социальных сетях

Минфин России подготовил и внес 18 февраля 2022 года в Правительство Российской Федерации законопроект о регулировании криптовалют. Проект федерального закона разработан по поручению Правительства РФ на основе утвержденной концепции регулирования механизма организации оборота цифровых валют.

Использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории Российской Федерации будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций.

Законопроектом определены требования к биржам и обменникам (операторам), которые могут осуществлять деятельность, связанную с организацией оборота цифровых валют. Для этого будет создан специальный реестр операторов. Требования касаются корпоративного управления, составления отчетности, хранения информации, внутреннего контроля и аудита, системы управления рисками и размера собственных средств. Деятельность таких компаний будет лицензироваться и контролироваться уполномоченным органом, определенным Правительством. Иностранные криптовалютные биржи для получения лицензии должны будут зарегистрироваться в России.

Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Таким образом, идентификация клиентов будет проводиться как операторами при приеме клиентов на обслуживание, так и банками при открытии банковского счета. Операторы, как и банки, будут обязаны осуществлять комплаенс процедуры и информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях.

Для защиты прав и интересов инвесторов биржи будут обязаны информировать граждан о высоких рисках, связанных с приобретением цифровых валют. Граждане должны будут проходить онлайн тестирование перед приобретением криптовалюты, которое определит уровень знаний о специфике вложений в цифровые валюты и осведомленности о возможных рисках. При успешном прохождении тестирования граждане могут вкладывать средств в цифровые валюты до 600 тыс. рублей ежегодно. Если тестирование не пройдено, то предельный размер вложений будет ограничен 50 тыс. рублей. Квалифицированные инвесторы и юридические лица будут совершать операции без ограничений.

Биржи обязаны отделять в информационной системе цифровую валюту, принадлежащую им, от цифровой валюты участников торгов. На криптовалюту граждан и юрлиц не может быть распространенно взыскание по долгам оператора торговой платформы.

Кроме того, для сохранности денежных средств клиентов для криптобирж вводится режим номинального счета, на котором будут находиться денежные средства участников торгов. Биржи и обменники будут обязаны вести реестры с указанием адресов – идентификаторов каждого обладателя цифровых валют. Законопроектом также предусмотрен порядок ведения таких реестров.

Закрепляется определение цифрового майнинга, как деятельности направленной на получение криптовалюты. Также в законопроекте предусмотрен механизм информирования налоговых органов сведениями, необходимыми для осуществления ими контрольных и надзорных функций.

Предлагаемые изменения направлены на формирование легального рынка цифровых валют c установлением правил их оборота и круга участников.

Минфин России также получил предложения Банка России (с проектом законодательных изменений) о введении запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введении ответственности за соответствующие правонарушения. Полученные предложения Банка России будут учтены при дальнейшей работе над законопроектом в части не противоречащей подходам Минфина России.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

3. Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

4. Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.

6. В информационных системах, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. При этом выпуск, учет и обращение цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона к выпуску, учету и обращению цифровых финансовых активов.

7. Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

8. Для целей настоящего Федерального закона под узлами информационной системы понимаются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей.

9. Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Читать статью  Что такое памп, и как не нужно торговать на криптовалютной бирже / Хабр

10. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном абзацем тринадцатым части первой статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Статья 2. Выпуск цифровых финансовых активов

1. Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов указанному лицу.

2. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, предусматриваются решением о выпуске цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона.

3. Действия по внесению в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов их первому обладателю (далее — выпуск цифровых финансовых активов) вправе осуществлять:

1) физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве индивидуальных предпринимателей;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

4. В случаях и порядке, предусмотренных нормативным актом Банка России, цифровые финансовые активы могут быть зачислены номинальному держателю цифровых финансовых активов, который учитывает права на цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам. В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов не может выступать оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск указанных цифровых финансовых активов.

Статья 3. Решение о выпуске цифровых финансовых активов

1. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать:

1) сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, в том числе для физического лица — фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), место жительства, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, для юридического лица — полное наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, сведения о бенефициарном владельце, а также сведения о сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;

3) вид и объем прав, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и удостоверяемых выпускаемыми цифровыми финансовыми активами, либо указание на то, что выпускаемые цифровые финансовые активы удостоверяют несколько видов прав и обладатель выпускаемых цифровых финансовых активов вправе при наступлении предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов условий по своему выбору определить одно из нескольких прав, которое будет им реализовано;

4) количество выпускаемых цифровых финансовых активов и (или) указание предельной суммы денежных средств, которые необходимо передать в оплату выпускаемых цифровых финансовых активов, и (или) предельного количества иных цифровых финансовых активов, которые необходимо передать в качестве встречного предоставления за выпускаемые цифровые финансовые активы, по достижении которых выпуск цифровых финансовых активов прекращается;

5) условия, при наступлении которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся (завершенным);

6) цену приобретения цифровых финансовых активов при их выпуске или порядок ее определения (при оплате выпускаемых цифровых финансовых активов денежными средствами) и (или) количество иных цифровых финансовых активов, которые необходимо передать для приобретения цифровых финансовых активов при выпуске цифровых финансовых активов, или порядок его определения (при оплате выпускаемых цифровых финансовых активов путем передачи иных цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления);

7) дату начала размещения выпускаемых цифровых финансовых активов путем заключения договоров об их приобретении;

8) способ оплаты выпускаемых цифровых финансовых активов (оплата денежными средствами и (или) передача иных цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления);

9) указание на использование для выпуска цифровых финансовых активов сделок, предусматривающих исполнение сторонами возникающих из них обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий (в случае использования таких сделок);

10) при использовании обеспечения выпуска цифровых финансовых активов — указание на то, что выпуск цифровых финансовых активов обеспечивается имуществом лица, выпускающего цифровые финансовые активы, или третьих лиц, описание предмета обеспечения, позволяющего его идентифицировать, и условия обеспечения;

11) при выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, — указание вида, категории (типа) эмиссионной ценной бумаги, возможность осуществления прав по которой (право требовать передачи которой) удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, а в случае, если выпускаемые цифровые финансовые активы удостоверяют право на передачу эмиссионной ценной бумаги, — срок, в течение которого может быть реализовано право требовать передачи эмиссионной ценной бумаги, или указание на событие, которое порождает право требовать передачи эмиссионной ценной бумаги;

12) указание на ограничение оснований и (или) размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы (при наличии такого ограничения);

13) иные положения, включение которых в решение о выпуске цифровых финансовых активов предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. В решении о выпуске цифровых финансовых активов наряду со сведениями, указанными в части 1 настоящей статьи, могут содержаться иные сведения, определенные лицом, выпускающим цифровые финансовые активы.

3. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 1 настоящей статьи требования к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов.

4. В случае, если решение о выпуске цифровых финансовых активов содержит указание на ограничение оснований и (или) размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы, такое указание должно быть явным и недвусмысленным.

5. Решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, выпускающего цифровые финансовые активы, или усиленной квалифицированной электронной подписью (усиленными квалифицированными электронными подписями) лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) функции единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающего цифровые финансовые активы.

6. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов, выпущенных на основании соответствующего решения о выпуске цифровых финансовых активов.

Читать статью  Что такое токены и какова их роль в системе блокчейна — Крипто на vc. ru

7. Размещенное в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, решение о выпуске цифровых финансовых активов, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц.

8. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Статья 4. Учет и обращение цифровых финансовых активов

1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы.

2. Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы.

3. Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в силу их исполнения либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или решением о выпуске цифровых финансовых активов, записи о цифровых финансовых активах должны быть погашены.

4. Записи о цифровых финансовых активах не погашаются в случае, если обладателем цифровых финансовых активов становится лицо, их выпустившее, если иное не предусмотрено решением о выпуске цифровых финансовых активов. При этом по истечении одного года со дня, когда лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, стало их обладателем, запись о таких цифровых финансовых активах должна быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем. Положение статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице в этом случае не применяется.

5. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы.

6. Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы.

7. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям:

1) лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона;

2) лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.

8. Доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, обеспечивается в соответствии с правилами указанной информационной системы, в том числе с использованием программно-технических средств, которые позволяют реализовать обязанности оператора информационной системы, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

9. Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, и (или) признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и (или) совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления.

Статья 5. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов

1. Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может быть включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (далее — реестр операторов информационных систем), юридическое лицо, личным законом которого является российское право (в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли).

2. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России в установленном им порядке. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

3. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан утвердить правила указанной информационной системы, которые должны содержать:

1) правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информационной системы;

2) требования к пользователям информационной системы;

3) правила выпуска цифровых финансовых активов;

4) правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам;

5) требования к защите информации и операционной надежности;

6) способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе, а также внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах в информационную систему;

7) правила обеспечения доступа обладателей цифровых финансовых активов к информационной системе (включая правила использования программно-технических средств, обеспечивающих такой доступ, в случае их использования в информационной системе);

8) порядок ведения реестра пользователей информационной системы, включая правила привлечения узлов информационной системы (для информационных систем на основе распределенного реестра) и (или) операторов иных информационных систем к ведению реестра пользователей информационной системы (при условии их привлечения);

9) правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе, в том числе сроки осуществления операций в реестре владельцев ценных бумаг, в случае, если оператор информационной системы осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих п

Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2022 года

Закон о криптовалюте в России в 2022 году уже работает. Что регулирует закон? Какие понятия вводит в правовое поле? Что нельзя и что можно делать с криптовалютой в России? Разбираемся с законодательными новшествами в области криптовалюты и делаем обзор закона о цифровых финансовых активах в нашем материале.

Читать статью  Владельцев криптовалют смогут привлечь к уголовной ответственности - Ведомости

Основные понятия закона о криптовалюте

Что регулирует закон о криптовалюте в России в 2022 году? Приведем определения понятий, данные в тексте ФЗ о цифровых финансовых активах. Сразу скажем, что понятию «криптовалюта» ФЗ о цифровых активах определения не дает.

Криптовалюта в России регулируется федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2021.

Правила учета акций в бухучете мы описали в нашем материале.

Итак, вместо распространенного термина «криптовалюта» закон о цифровых активах использует термин «цифровая валюта». И сразу поясним: пусть определение цифровой валюты (ЦВ) не вводит никого в заблуждение. На данный момент расплачиваться ей на территории РФ запрещено. Подробнее об этом — ниже.

ВАЖНО! Рассматриваемый закон не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью. Подробности в нашем материале.

Нюансы операций с ЦВ

Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы.

Так, в законе о противодействии легализации доходов (115-ФЗ); законе, затрагивающем банкротство (127-ФЗ); законе об исполнительном производстве (229-ФЗ), а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом.

При этом, например, в Семейном и Гражданском кодексах ЦВ не упоминается до сих пор. То есть, например, как ее делить между супругами и наследовать, пока законодательно не определено.

Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ.

Кроме того, чтобы иметь право на судебную защиту в части операций с ЦВ, лицо обязано информировать об обладании ЦВ и совершении сделок с ней по правилам, установленным законодательно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно письму Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085 к цифровой валюте не относятся бонусные баллы, накопленные на дисконтных картах, начисленные организациями за их услуги и товары.

Особенности оборота ЦФА

Цифровые финансовые активы (ЦФА) выпускают на основе решения о выпуске, которое должно содержать следующие данные:

Решение создается в электронном виде и подписывается ЭЦП ИП или директора организации, выпускающими ЦФА.

ВАЖНО! Выпускать ЦФА могут только ИП или юридические лица.

Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье.

Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя, внесенного в информационную систему. Учет ЦФА производится в информационной системе, где они были выпущены, путем внесения записей в систему. Записи могут вноситься по указанию лиц, выпускающих ЦФА, или по указанию обладателей ЦФА.

ВАЖНО! Выпуск и учет ЦФА производится только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра (это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов) или иную информационную систему.

Обладателем ЦФА, согласно закону о цифровых финансовых активах, является лицо:

  • включенное в реестр пользователей информационной системы, ведущей учет ЦФА;
  • одновременно с этим имеющее доступ к системе через уникальный код.

Банк России определил ЦФА, которые может приобретать только квалифицированный инвестор. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и перейдите в перечень ЦФА, которые не доступны неквалифицированным инвесторам.

259-ФЗ о цифровых финансовых активах не дает определенного перечня операций, которые могут быть произведены с ЦФА, но упоминает, в частности:

  • сделки купли-продажи ЦФА;
  • обмен ЦФА одного вида на ЦФА иного вида.

Участники операций с ЦФА

Согласно закону о цифровых активах и криптовалюте операции с ЦФА невозможно производить без участия:

Большая часть закона о цифровых финансовых активах и криптовалюте посвящена именно этим двум лицам.

Оператор информационной системы

Таковым может стать юридическое лицо (в том числе банки и организаторы торговли), внесенное в специальный реестр операторов информационных систем. Порядок ведения реестра утвержден положением Банка России от 16.12.2022 № 746-П.

Закон о цифровых активах и криптовалюте в 2022 году предъявляет определенные условия к операторам информационных систем:

  • единоличный исполнительный орган оператора и главный бухгалтер должны удовлетворять квалификационным требованиям;
  • оператор обязан обеспечивать бесперебойную работу информационной системы, надежное хранение информации;
  • оператор должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить должностное лицо, ответственное за эти участки деятельности;
  • оператор должен вести реестр пользователей информационной системы;
  • оператор обязан предоставлять имеющиеся у него сведения в определенных законом случаях (например, по требованию суда).

Оператор обмена ЦФА

Сделки с ЦФА совершаются через оператора обмена ЦФА.

Требования, предъявляемые к оператору информационных систем практически аналогичны требованиям, предъявляемым к оператору обмена ЦФА.

Налоги и цифровые активы

Правовые нормы операций с цифровыми активами только разрабатываются. Будут вноситься дополнения и изменения в действующие акты, упорядочивающие работу с криптовалютой. Будет меняться и сам закон о криптовалюте в России.

На конец мая 2022 года в первом чтении принят законопроект № 106872-8, где обговариваются некоторые вопросы налогообложения деятельности операторов информационных систем и операций с ЦФА:

  • предполагается освободить от НДС услуги операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА;
  • предполагается освободить от НДС реализацию ЦФА;
  • предложены особые правила определения налоговой базы по НДС в отношении ЦФА и применения вычета;
  • вводится порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ по операциям с ЦФА.

Если всё пойдет по плану, новшества вступят в силу с 01.01.2022.

Об учете ЦФА в целях УСН было выпущено письмо Минфина России от 17.11.2020 № 03-03-11/99914. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и прочитайте разъяснения чиновников.

Итоги

С 01.01.2021 в России действует закон о криптовалюте. Он регулирует понятие цифровых финансовых активов и ЦВ (криптовалюты), а также порядок их выпуска и учета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37774-minfin_rossii_napravil_v_pravitelstvo_rossii_proekt_federalnogo_zakona_o_tsifrovoi_valyute

Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/45766

Источник https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/zakon-o-cifrovyh-finansovyh-aktivah-i-kriptovalyute-v-rossii-2022-goda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: