Какие права принадлежат автору произведения

Статья 1255 ГК РФ. Авторские права

Какие права принадлежат автору произведения

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Основные положения в этой теме задаёт ст. 1255 ГК РФ, открывающая гл. 70 Кодекса. Авторские права объединяют все виды интеллектуальной деятельности, результатом которой становятся любые научные работы или произведения искусства.

См. все связанные документы >>>

1. Глава 70 ГК содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d'auteur).

Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы.

Вместе с тем авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения, даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название “авторское право” в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства. Это следует из п. 1 комментируемой статьи .

——————————–

В связи с этим заметим, что нет противоречия между названием гл. 70 и названием первой ее статьи – 1255, поскольку в названии главы авторское право понимается в объективном смысле, а в названии статьи – в субъективном. Поэтому в ст. 1255, определяющей круг прав по поводу произведения, оно используется во множественном числе – “авторские права”.

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат – автору произведения или иному лицу – правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке.

2. На основании указанного в ст. 1226 ГК деления интеллектуальных прав в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав, прежде всего, служит наличие данных прав на любое произведение или на определенные виды произведений (служебные, изобразительные, архитектурные и т.д.). Исходя из этого первые указаны в п. 2 рассматриваемой статьи, а вторые – в п. 3.

Поскольку Кодекс исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав.

Учитывая, что ст. 1255 – первая в гл. 70, основное ее назначение состоит в том, чтобы ознакомить с теми интеллектуальными правами, которые возникают на произведение, расставив между ними соответствующие акценты.

Наличие такой статьи является традиционным для кодифицированного акта.

Но помимо доктринального значения ст. 1255 имеет и практический смысл.

Во-первых, как уже отмечалось, в данной статье устанавливается, что под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).

Во-вторых, в п. 2 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации.

Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 – 5 п. 2 ст. 1255).

В-третьих, указанный в п. 2 перечень прав является исчерпывающим в том смысле, что законом не предусматривается никаких иных интеллектуальных прав в отношении любого произведения.

3. В отличие от п. 2 в п. 3 указывается на возможность наличия иных (специальных) прав в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны.

Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования.

Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

Как разъяснено в п. 10.5 Постановления Пленумов от 26.03.2009 N 5/29, “в силу пункта 3 статьи 1255 ГК РФ право следования является самостоятельным правом автора, отличным от принадлежащего ему исключительного права на произведение.

При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением положений ГК РФ о праве следования, необходимо иметь в виду: в соответствии с пунктом 1 статьи 1293 Кодекса существо права следования состоит в том, что автор имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства. В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (пункт 2 статьи 1293 ГК РФ)”.

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 ГК).

То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения.

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК) связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, права на неприкосновенность произведения).

Принадлежащее работнику право на вознаграждение за служебное произведение обусловлено тем, что закон устанавливает безотлагательный переход исключительного права на служебное произведение к работодателю с момента создания такого произведения (п. 2 ст. 1295 ГК) .

——————————–

Данная норма носит диспозитивный характер. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику.

Однако и в этом случае работодатель получает право “использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения.

Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора – судом” (п. 3 ст. 1295 ГК).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что иные авторские права, возникающие в отношении отдельных категорий произведений:

1) направлены на реализацию основных авторских прав и защиту законных интересов авторов, обусловленных этими правами. В этом смысле они носят дополнительный характер по отношению к основным авторским правам, указанным в п. 2 комментируемой статьи;

2) предопределяются теми или иными особенностями использования произведений и распоряжения ими, а равно распоряжения исключительным правом;

3) принадлежат только автору и непередаваемы вне зависимости от того, являются они имущественными или нет.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-4/Razdel-VII/Glava-70/Statya-1255/

Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru

Какие права принадлежат автору произведения

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Материал подготовлен при поддержке n'RIS

Наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы» Российская государственная библиотека

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Основные тонкости авторского права прояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Есть несколько способов, как получить доказательства авторства. Например, издать произведение малым тиражом, хотя бы в одном экземпляре, или отправить его самому себе по почте. Правда, эти методы подходят далеко не для всех видов произведений, а доказательства со временем можно потерять или испортить.

Более надёжный и универсальный способ — депонирование. Это инструмент фиксации своих авторских прав в базе данных. Онлайн-сервис «Депонирование», входящий в экосистему n’RIS, работает на технологии блокчейна. Пользователи вносят данные об авторстве через распределённый реестр, после чего исправить информацию невозможно.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Для проверки произведений на уникальность можно использовать «умный» сервис, который скоро появится в n’RIS, а сейчас находится на стадии финального тестирования. Он сравнивает аудио, видео, изображения и тексты с материалами, размещёнными в обширной базе данных.

Источник: https://vc.ru/promo/69902-avtorskoe-pravo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.