Источники правового регулирования лицензирования

Современное нормативно – правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности

Источники правового регулирования лицензирования

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)[36].

Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере в настоящее время является Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[37].

Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Общая правоспособность приобретается субъектами предпринимательства на основании п. 1 ст. 49 и ст. 51 ГК РФ с момента государственной регистрации.

Основанием последующего возникновения статуса лицензиата является конкретизирующий объем правоспособности субъекта предпринимательства акт государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченного законом на предоставление соответствующих разрешений (п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Индивидуальный предприниматель не всегда может быть соискателем лицензии. Например, согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г.

№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[38] поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены особенности лицензирования филиалов юридических лиц. Например, в соответствии с п.

21 Положения о лицензировании образовательной деятельности[39] по каждому филиалу лицензиата оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения филиала. Документ, подтверждающий наличие лицензии, без приложения (приложений) недействителен.

Кроме того, иногда лицензирования недостаточно для возможности осуществления отдельных видов деятельности. Имеются в виду примеры установления законодательством более сложного, комплексного порядка правоприобретения: например, на конкурсной основе[40].

Такая практика обусловлена прежде всего необходимостью рационального использования ограниченных ресурсов (в частности, радиочастотного спектра), потребностями усиления защиты наиболее значимых интересов общества (жизни, здоровья населения).

Подобное явление смешанного регулирования причисляется некоторыми авторами к феномену «административного конкурса», прямо не предусмотренного ни гражданским, ни административным законодательством и занимающего промежуточное место между административным актом и гражданско-правовой сделкой[41]

Далее из рассматриваемых специальных административно-правовых режимов, направленных на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, является режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности. Этот режим можно условно разделить на две части:

первая — лицензирование отдельных видов деятельности;

вторая — выдача иных государственных разрешений.

Административно-правовое регулирование в данной сфере обусловлено необходимостью государственного надзора и контроля за отдельными видами предпринимательской деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации[42].

Следует подчеркнуть, что административно-правовой режим лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности может рассматриваться и как режим, направленный на легализацию предпринимательской деятельности, и как режим, обеспечивающий ее безопасность для гражданского общества и государства. При этом, несмотря на то, что одной из целей реализации режима является предоставление субъектам предпринимательской деятельности специальной правоспособности на осуществление отдельных видов деятельности, которая может представлять опасность для гражданского общества и государства, целевые установки режима, в первую очередь, преследуют цели обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Именно поэтому данный административно-правовой режим, по нашему мнению, следует отнести к режимам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а не к режимам ее легализации[43].

Компетенцию субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование в этой сфере, а также правовой статус субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время определяют следующие основные нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации (ст. 8, 34, п. «ж», «о» ст. 71, п. «к» ст. 72)[44];

2. ГК РФ (ст. 49,173,556, 559, 789,825,835, 845, 908, 938,1031,1063);

3. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[45] (ст. 40, 41);

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[46] (ст. 6, 7);

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[47];

7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[48];

8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[49];

Источник: https://studopedia.ru/14_29775_sovremennoe-normativno--pravovoe-regulirovanie-litsenzirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Лицензирование предпринимательской деятельности

Источники правового регулирования лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

№ 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст.

1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.).

Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ.

Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей; в) лицензируемая деятельность; г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата; е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:
  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.

Источник: https://be5.biz/pravo/p007/17.html

Правовое регулирование лицензирования

Источники правового регулирования лицензирования

Матвеенко П.В., консультант по налогам ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”.

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК – РФ)).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя.

В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

По общему правилу общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со ст.

23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В то же время индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 г.

индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Следует отметить, что существует мнение о том, что лицензируемые виды деятельности обязательно должны быть сопряжены с предпринимательством. Однако это не соответствует законодательству Российской Федерации (например, ст. 19.20 КоАП РФ). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 января 2004 г. по делу N Ф09-2532/03-АК.

В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

N 2300-1 “О защите прав потребителей”, если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г.

N 38-ФЗ “О рекламе” установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности, установленные ст. 17 указанного Закона.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.

Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования.

Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в ст. 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

  • лицензирование банковских операций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны, подлежит лицензированию в порядке, установленном Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне”;
  • порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”;
  • Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ “О связи” установлен порядок лицензирования деятельности в области связи;
  • лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле”.

Указанные Законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах.

В связи с этим не лишним будет напомнить читателю, что высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона.

В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/14991-pravovoe-regulirovanie-licenzirovaniya

Правовое регулирование лицензирования — Audit-it.ru

Источники правового регулирования лицензирования

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя.

В данном случае, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов таким образом осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В любом случае, юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

По общему правилу, общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Правоспособность индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового, прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В тоже время, индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности.

Так, например, с 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели не смогут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

Следует отметить, что существует мнение о том, что лицензируемые виды деятельности обязательно должны быть сопряжены с предпринимательством. Однако, это не соответствует законодательству Российской Федерации (например: статья 19.20 КоАП РФ). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 января 2004 года по делу №Ф09-2532/03-АК.

В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта.

Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.

Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании).

Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности установленные статьей 17 указанного Закона.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии Законом о лицензировании.

Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования.

Лицензирование иных видов деятельности, не перечисленных в статье 17 Закона о лицензировании, регулируется иными законами. Например:

лицензирование банковских операций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»;

порядок лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» установлен порядок лицензирования деятельности в области связи;

лицензирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1992 года №2383-1 «О товарной бирже и биржевой торговле».

Указанные законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах.

В связи с этим не лишним будет напомнить читателю, что высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона.

В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.

Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a81/43837.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.