Интеллектуальная собственность в образовании

Презентация на тему:

Интеллектуальная собственность в образовании

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация на тему: “Интеллектуальная собственность педагогических работников”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайдОписание слайда:

* Интеллектуа́льная со́бственность -юридический термин, обозначающий все временно переданные лицу эксклюзивные нематериальные права. Прежде всего термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами.

Юридическое содержание самого термина интеллектуальная собственность в большинстве стран не определено. В России термин определён в ст.

1225 части четвертой Гражданского кодекса РФ, принятой 24 ноября 2006 года, как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита.

3 слайдОписание слайда:

Авторское право; Смежные права; Патентное право; Права на средства индивидуализации; Право на секреты производства(Ноу-хау); Охрана новых сортов растений. Виды: *

4 слайдОписание слайда:

* В 1883 году была принята знаменитая Парижская конвенция по охране промышленной собственности .

5 слайдОписание слайда:

Промышленная собственность —это вид интеллектуальной собственности.

Объектами промышленной собственности являются: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, топология интегральных схем, селекционное достижение. С 1970-х годов к понятию «Промышленная собственность» относят также «ноу-хау» *

6 слайд 7 слайдОписание слайда:

Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства — это сведения любого характера, которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Ноу-хау не обеспечены патентной защитой.

 Ноу-хау нельзя запатентовать или ещё как-то защитить, его можно только хранить, передать или продать. Многие компании предпочитают не патентовать новые изобретения, а передавать их в качестве ноу-хау на лицензионной основе. Очевиден преимущественный удельный вес создаваемых ноу-хау во всех звеньях школьной системы образования.

Развитие применения в школе оргтехники, компьютерных классов позволяет прогнозировать создание возрастающего количества изобретений, промышленных образцов, оригинальных программ ЭВМ.

Введение частного обучения, развитие различных форм индивидуального обучения в школах-гимназиях, лицеях, колледжах дает основание прогнозировать рост зарегистрированных товарных знаков и числа лицензий, проданных на ноу-хау и товарные знаки. *

8 слайдОписание слайда:

Авторская собственность – это вид интеллектуальной собственности. Объекты авторской собственности являются: литературные и художественные произведения.

Авторская собственность охватывает произведения начиная от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов и заканчивая компьютерными программами, базами данных, рекламой, картами и чертежами. Авторское право неотчуждаемо.

Действует на протяжении всей жизни автора + 50 лет после его смерти. Наследуемо. *

9 слайдОписание слайда:

Смежные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности: -Фонограмм; -Сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания; -Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние и др. Действуют 50 лет после первого исполнения произведения, его записи, передачи в эфир. Патентные права -Изобретения; -Полезные модели; -Промышленные образцы. Основной охранный документ – патент – дает исключительное право пользования изобретением, полезной моделью, пром.образцом. Срок его действия для изобретения – 20 лет, для полезной модели – 10 лет, для промышленного образца – 15 лет. *

10 слайдОписание слайда:

Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое техническое решение задачи. Текст слайда *

11 слайдОписание слайда:

* 9 сентября 1886 года. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений – старейший международный договор в области авторского права.

12 слайдОписание слайда: Для систематизации патентных документов, относящихся к изобретениям и полезным моделям, разработана Международная патентная классификация (МПК), обязательная к использованию всеми патентными ведомствами. *
13 слайдОписание слайда:

Е.Л. Болотова, д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла считает, что результаты труда учителей относятся к ИС и аргументирует, что «согласно положениям ст. 1226 ГК РФ термин “интеллектуальная собственность” непосредственно означает результаты интеллектуальной деятельности, а понятие ИД неотделимо от педагогических работников.

В силу этого к интеллектуальной собственности учителя можно отнести: -научные, художественные произведения, -произведения искусства, -компьютерные программы, базы данных, -полезные модели, селекционные достижения, изобретения и др. Эти результаты могут быть представлены в традиционных для учителя научных и методических публикациях ,электронных презентациях учебных занятий и пр.

» Таким образом учитель как лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

  Результаты труда учителя признаются результатами интеллектуальной (творческой) деятельности и имеют полное право так же быть коммерциализированы, а их автор имеет право получить вознаграждение. ИС учителей *

14 слайдОписание слайда:

Под коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности понимается воплощение инновационной идеи, ее практическое применение в виде конкретной технологии или продукта, реализуемого в процессе экономической деятельности субъектов предпринимательства.

Под коммерциализацией технологий понимается так же любая деятельность, которая создает доход от использования результатов научных исследований. Интеллектуальный труд и наукоемкая продукция становятся основополагающим показателем экономики современных государств.

По экспертным оценкам, ежегодный оборот мирового рынка высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину, и составляет триллионы долларов США. Из этой суммы 39% приходится на долю США, 30% – Японии, 16% – Германии.

Россия на рынке высоких технологий представлена более чем скромно – 0,3%, тогда как доля России в фундаментальных науках оценивается в 16%. Коммерциализация *

15 слайдОписание слайда:Основной формой коммерциализации результатов ИС являются заключение лицензионных договоров (Простая и исключительная лицензии).

   В соответствии с ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

-Лицензионный договор заключается в письменной форме. -В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование результата ИС. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Вознаграждение обычно предусматривает следующие виды лицензионных платежей лицензиару: паушальные платежи – фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку; роялти – периодические платежи (чаще в виде процентов от выручки или прибыли) в течение срока действия лицензионного договора; комбинированные платежи (роялти в сочетании с паушальными платежами). Лицензия *

16 слайдОписание слайда:

На XVIII съезде Российского союза ректоров в июне 2010 года бывший президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков заявил, что «в технопарках и инкубаторах часто видим прекрасные экспериментальные образцы, но дело до их тиражирования бизнесом не доходит».

Причины: 1)Длительные сроки прохождения процедуры регистрации результатов интеллектуальной деятельности с точки зрения скорости развития бизнеса в современной рыночной ситуации. Реальные сроки получения патента на изобретение могут составлять 1,5-2 года.

2)Высокие финансовые затраты на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности. 3)Сложности судебной защиты прав интеллектуальной собственности. 4)Высокая стоимость самого результата творческой деятельности, его внедрения на рынок.

В некоторых случаях окупаемость может составить годы, а иногда и вовсе не окупиться. 5)Низкий уровень правовой грамотности в области защиты и коммерциализации результатов их труда. Причины низкой коммерциализации в России: *

17 слайдОписание слайда:

Настоящее достоинство человека гениального — то, что возвышает его над другими и делает его почтенным, — заключается в преобладании интеллекта — этой светлой, чистой стороны человеческого существа. Артур Шопенгауэр Текст слайда Спасибо за внимание! *

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Проверен экспертом

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-intellektualnaya-sobstvennost-pedagogicheskih-rabotnikov-3864854.html

Интеллектуальная собственность в образовании

Интеллектуальная собственность в образовании

УДК 006.011

| ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Балок С.И.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The adequate and enforcement of intellectual property (IP) laws has recently occupied the world stage. The system of IP protection is built to protect the interests of Russian industry andforeign rights holders and opens wider access to global markets for Russian businesses, greatly increasing the Russian Federation’s capacity in providing educational and tourist services.

Проблемы применения права интеллектуальной собственности (ИС) в настоящее время исключительно актуальны во всём мире.

Система защиты ИС создаётся с целью защиты интересов российской промышленности, иностранных и отечественных правообладателей.

Система защиты ИС откроет российским предпринимателям широкий доступ на иностранные рынки и увеличит, таким образом, масштабы предоставления услуг в сфере образования и туризма.

В последние годы в России чрезвычайно острой стала проблема использования изобретений, перевода их в статус инноваций, новшеств, прогрессивных результатов творческой деятельности.

Особую актуальность приобрело развитие инновационного менеджмента, т.к.

приоритетность наукоемких отраслей промышленности требует наличия грамотных специалистов как в технической, так и в юридической и экономической областях.

Рынок интеллектуальной собственности следует рассматривать как систему юридических, технических и экономических отношений между покупателями и продавцами по поводу прав на использование интеллектуальной собственности, позволяющей активизировать процессы труда, средства производства и приносить дополнительную прибыль при их применении.

В силу важности проблемы подготовки специалистов в сфере инновационного ме-неджмента в программы многих учебных заведений страны введены курсы основ интел-лектуальной собственности.

В сфере общего и среднетехнического образования разраба-тываются программы изучения научно-технического творчества, патентного и авторского права.

В Российском государственном университете туризма и сервиса на многих техни-ческих и некоторых экономических специальностях введены курсы «Основы твор-

чества и изобретательства», «Защита интеллектуальной собственности», «Патентоведение и автор-ское право в деревообработке».

Однако ограниченный объем учебного времени перечисленных курсов не позволяет в должной мере подготовить будущих специалистов, способных решать проблемы в области промышленности и услуг на высоком уровне, создавая и используя объекты промышленной собственности и авторского права.

Обучение специалистов нового типа требует ведения большой научной, образовательной и методической работы в сфере интеллектуальной собственности на протяжении длительного времени.

Именно поэтому возникает необходимость создания и использования инноваций в сфере образования в канун вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В настоящее время для российской экономики актуальным является создание рынка интеллектуальной собственности не только в промышленности, но и в сфере услуг, активизирующие использование объектов интеллектуальной собственности и прогрессивных результатов творческой деятельности.

Воспитание правовой культуры у молодого поколения, в частности, выпускников высших учебных заведений позволит не только успешно решить проблемы интеллектуального пиратства, но поднять инновационные процессы на новый уровень. Представляется, что

Интеллектуальная собственность в образовании

получение знаний в сфере интеллектуальной собственности в системе непрерывного образования необходимо строить во взаимосвязи «ученик—студент—специалист высшей квалификации».

Еще в старших классах школы и техникуме следует знакомить ученика с основами правовой культуры, в том числе в области интеллектуальной собственности. В институте студент, особенно технических специальностей, учится комплексному подходу к инновациям.

Затем осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации, кандидатов и докторов наук.

Важнейшим условием эффективного формирования интеллектуальной собственности (ИС) в сфере образования является готовность педагога к инновационной деятельности, умение решать творческие задачи и использовать разные объекты интеллектуальной собственности в своей профессиональной деятельности. Применение знаний интеллектуальной собственности в образовании способно вывести образование на качественно новый социальнопедагогический уровень.

Конечной целью образования видится развитие интеллектуальных, духовных, нравственных способностей личности для более быстрого и эффективного освоения научно-технических достижений.

В педагогическом творчестве возможно как изобретательство, так и инновационная деятельность.

Практика показывает, что инновации часто отождествляют только с изобретениями.

На самом деле изобретение является лишь одним из объектов интеллектуальной собственности, которая в соответствии со ст.

138 Гражданского кодекса РФ трактуется как «исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг».

Широкий спектр объектов интеллектуальной собственности составляют, прежде всего, объекты промышленной собственности, а именно изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также объекты авторского права. К официально регистрируемым способам авторского права относятся программы для ЭВМ и базы данных. Правом особого рода защищены также редко встречае-

мые объекты (такие, например, как топологии интегральных микросхем и селекционные достижения). Все перечисленные объекты могут быть созданы в образовательных учреждениях в процессе обучения соответствующей специальности и при грамотном правовом подходе получить соответствующую правовую охрану и защиту.

Инновационный потенциал в той или иной степени свойственен почти каждому человеку.

У каждого большого или малого предприятия или учреждения есть более или менее мощный интеллектуальный потенциал, который зависит от среды его развития и поддержки.

Однако на пути реализации новшеств стоят: инертность, нежелание переучиваться, удовлетворенность работников своим положением, консерватизм, временные убытки, корпоративные интересы и т.д.

За последнее время в силу качественно новых производственных отношений значительно повысились требования к уровню подготовки молодых специалистов во всех отраслях. В том числе и нашей отрасли бытового обслуживания. Это в значительной мере связано с проблемой формирования и развития сознания учащихся — будущих специалистов, которым предстоит жить в эпоху высоких технологий.

Низкий уровень патентных знаний или их отсутствие в дальнейшем может вызвать трудности в их профессиональной карьере.

Важно также сформировать у учащихся уважительное отношение к авторскому праву.

Для этого на примерах из жизни следует поднять проблему «пиратства» — рассмотреть права разработчика программного продукта, автора изобретения, промышленного образца и т.д.

В зависимости от уровня начальной подготовки учащихся, а также их профессиональных склонностей преподаватель должен варьировать содержание материала, оперативно выносить коррективы в процессе обучения.

Объем учебного материала, который следует отразить в программе по основам интеллектуальной собственности должен быть обширен, но не сложен для восприятия.

Надо умело отбирать материал, иллюстрируя примерами то или иное положение законодательства.

Важную роль в повышении патентной культуры будущих специалистов играет пре-подавательнаставник, особенно если он сам является активным новатором, своего рода генератором идей. Творчески активный пре-

подаватель может воспитать целый коллектив молодых новаторов, которые, почувствовав вкус и интерес к творчеству, уже на студенческой скамье могут стать авторами изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, программного обеспечения и т.д.

Существующее в настоящее время фрагментарное изучение основ интеллектуальной собственности всего в течение одного семестра недостаточно эффективно, т.к. не позволяет сформировать у студента практические навыки в области интеллектуальной собственности.

Существовавшая ранее практика участия студентов в научно-исследовательских работах позволяла студентам получать от преподавателей выпускающих кафедр индивидуальные задания на курсовые, а затем дипломные работы, которые являлись частью разработки НИР.

Работая в творческом коллективе, студент приобщался к творчеству и вырастал в специ-алистановатора, способного решать проблемы на самом высоком новаторском уровне.

Стандарты, созданные по каждой специальности среднетехнического и высшего профессионального образования, в настоящее время не отражают вопросы, касающиеся правовой охраны интеллектуальной собственности.

Это относится, например, к стандартам по специальностям «Экономика предприятия», «Бухгалтер предприятия», «Модельер одежды» и т.д.

В настоящее время ставится вопрос разработки новой программы подготовки молодых специалистов, позволяющей быстрее и активнее включаться в творческую работу на производстве. Это повысит уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

С этой целью в рамках сотрудничества с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) организовано в России дистанционное обучение с использованием сети Интернет по русскоязычной версии программы «Основы интеллектуальной собственности», разработанной Всемирной академией ВОИС.

Эта программа позволяет получить основополагающие знания об интеллектуальной собственности, она доступна пониманию самого широкого круга лиц, к которым относятся, в частности, работники образовательных учреждений, включая научнопреподавательские кадры и обучающиеся в системах высшего и послевузовского образования.

Это обучение может сопровождаться консультациями у специалистов патентных подразделений.

Дистанционное обучение во Всемирной академии ВОИС отечественных специалистов формирует правовую эвристическую образовательную среду, способствующую интеллектуальному росту и накоплению знаний в сфере интеллектуальной собственности, создающую предпосылки крепкой и здоровой экономики.

В сфере образования происходят значительные перемены в менталитете преподавателей нового поколения, привыкших к новым технологиям, и учащихся. Эффективное управление созданием и продвижением объектов интеллектуальной собственности должно привести к повышению конкурентоспособности образовательных учреждений.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-sobstvennost-v-obrazovanii

Защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий

Интеллектуальная собственность в образовании

Валкирный, С. С. Защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий / С. С. Валкирный.

— Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 73-76. — URL: https://moluch.

ru/conf/law/archive/227/12311/ (дата обращения: 09.03.2021).



Исследуется современное состояние нормативно-правовой базы в части охраны прав интеллектуальной собственности в сфере образования c применением дистанционных технологий.

Ключевые слова: авторское право, защита интеллектуальной собственности, дистанционные технологии, бизнес-образование

Российское законодательство о защите интеллектуальной собственности развивается динамично и постоянно претерпевает значительные трансформации. Задачи по конструированию новой правовой системы, вызванное интеграцией России в мировое экономическое и правовое пространство заставляет снова и снова возвращаться к комплексу вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

На VII съезде Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин уделил особое внимание вопросу интеллектуальной собственности и назвал важнейшим направлением деятельности государства, а также обозначил необходимость «принимать долгосрочную концепцию государственного развития» [7].

Отечественные нормативно-правовые акты базируются на принципах защиты прав интеллектуальной собственности с учетом лучших мировых практик, заложенные во «Всемирной декларации по интеллектуальной собственности» от 26 июня 2000 г.

и «Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года.

Между тем система правовой охраны прав интеллектуальной собственности в России достаточно сложна.

«…У нас 22 ведомства и министерства, функции по управлению, по координации, по развитию интеллектуальной собственности распределены» — отметил Президент В. В.

Путин [7] Создана обширная нормативно-правовая база для организации правоохранной деятельности в сфере предупреждения нарушений авторских и смежных прав, и тем не менее по-прежнему имеются существенные пробелы.

Одной из таких сфер является «дополнительное профессиональное образование», которое «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (далее Бизнес-образование). [2]. Мировой рынок бизнес-образования развивается в условиях высокой защищенности прав интеллектуальной собственности его субъектов, то в Российской Федерации нормативная правовая база по охране интеллектуальной собственности только формируется [8].

Согласно статье 1259 4-й части ГК РФ, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения.

Согласно пп. 5–6 статьи 1259, «авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования».

«Не являются объектами авторских прав официальные документы, государственные символы и знаки, фольклор, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Рассмотрим объекты интеллектуальной собственности в более масштабной перспективе, с целью убедиться, не вводит ли новое информационное поле интернета каких-либо иных объектов интеллектуальной собственности, использование которых тесно переплетается с авторскими правами. В статье 1225 4-й части ГК РФ определенны результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в этом, установленном законом перечне можно чётко различить три составляющие:

– произведения искусства и культуры, включающие объекты авторского права и смежных прав;

– технологические инновации, относящееся к объектам патентного права;

– средства коммерческой индивидуализации.

Дистанционные технологии широко применяются в образовательной среде, в том числе и в сфере бизнес-образования.

Их способность охватить бóльшую аудиторию, нацелена на обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности, в течение всей жизни человека [7]. Однако, остро возникает получения качественного образовательной продукта в интернет-среде.

Так, Премьер-министр Д. А. Медведев отметил, что «нет никаких гарантий, что полученная в Сети информация является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента» [8]

Одним из ключевых критериев развития бизнес-образования в условиях глобальной интеграции в Интернет-пространство является развитие вопросов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности авторов образовательных программ для бизнеса.

Не соблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных, наличие риска плагиата и «пиратского» использования обучающих материалов снижает количество и качество разрабатываемых и внедряемых инновационных образовательных продуктов.

Сложность данного вопроса обусловливается спецификой бизнес-образования с применением дистанционных технологий с точки зрения правовой защиты интеллектуальной собственности, которая заключается в следующем.

  1. Сложность четкого определение объектов защиты в сфере бизнес-образования и подтверждения их уникальности и новизны.

Анализ широкого спектра продуктов, предлагаемых на данном рынке в настоящее время, показывает существующее разнообразие форматов обучения:

– краткосрочные образовательные программы (on-lain курсы и практикумы, вебинары, семинары, тренинги);

– долгосрочные образовательные программы (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, MBA);

– корпоративное обучение (образовательные программы, адаптированные для нужд отдельных компаний (отрали));

– выездные программы, бизнес-форумы;

– коучинг (бизнес-обучение по индивидуальным образовательным траекториям, вектору).

Выше описанные векторы обучения являются компилятивными, поскольку в каждой образовательной программе сочетаются авторские и заимствованные методики, печатные, видео и фото-материалы, презентационное сопровождение публичные выступления, и т. д.

В этой связи вопрос о конкретизации объекта защиты прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования является дискуссионным, так как, согласно ст. 1259 ГК РФ, «авторское право распространяется на произведения являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права распространяются, как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».

Интеллектуальная собственность по определению Всемирной организации интеллектуальной собственности это «творения человеческого разума: изобретения; литературные и художественные произведения; символику, названия и изображения, используемые в коммерческих целях» [1].

В образовательных программах, разрабатываемых для бизнеса с применением дистанционных технологий, необходимым является корректное определение объекта защиты прав.

В Интернет-среде это могут стать электронные книги семинары, тренинг, курсы, видео-контент и т. п. Также объектом права может быть авторская компиляция уже имеющихся образовательных методик и технологий.

Ключевым является издание образовательного контента в какой-либо объективной форме и подтверждение их уникальности и новизны [3].

  1. Защита авторских прав образовательных продуктов в сети Интернет сталкивается с определенными трудностями, которые обусловлены следующими обстоятельствами

В настоящее время сеть Интернет, является основной площадкой для организации бизнес обучения -on-lain. Образовательные продукты, созданные на различные, на различных площадках, в соответствии с действующим законодательством РФ относятся к аудиовизуальным произведениям.

Следовательно, произведений авторы и создатели данных, имеют право на авторство, имя, обнародование и неприкосновенность произведения.

Следует подчеркнуть, что весь комплекс мер по защите данных прав в сети Интернет требует более глубокой проработки и уточнения положений нормативных правовых актов.

Тем не менее, согласимся с утверждением Д. В. Грибанова, что «на практике авторские права в сети Интернет часто игнорируются», что вызывает необходимость более внимательного рассмотрения данного аспекта [4].
  1. Сложность контроля за нарушениями авторских прав в сфере бизнес-образования с сети Интернет.

Как справедливо указывает Е. В.

Шипова, одной из основных функций норм авторского права является «создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное им творческим трудом произведение» и в то же время «создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц» [10].

Следовательно, основная сложность по контролю за соблюдением авторского права в сфере бизнес–образования, является доступности и популяризация образовательного контента, с одной стороны, и необходимость спутывающей охраны авторских прав, с другой стороны. Предполагается, что действенным способом решения данной проблемы выступает предупреждение авторами бизнес-программ слушателей о том, что предлагаемый контент защищен авторским правом, и их использование может быть осуществлено только для личных целей.

Подчеркивая определенную аутентичность защиты прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования в Интернет-среде, обозначим следующие рекомендации:

1) заключение международных соглашений и принятие международных законодательных актов по охране интеллектуальной собственности с учетом специфики бизнес-образования и национальных правовых режимов.

И. Ю. Мирских справедливо утверждает, что право на интеллектуальную собственность имеет территориальный характер, «преодолеть который можно с помощью специальных международных договоров» [6].

Согласно Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, «следует поощрять сотрудничество правительств в вопросах всемирной охраны и использования интеллектуальной собственности как в традиционных, так и во вновь возникающих областях» [1];

2) существенное значение для результативности инновационной деятельности в сфере бизнес-образования имеет порядок регулирования авторских прав на служебные произведения, т. е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебных заданий работодателя.

Служебные произведения создаются авторами, работающими на предприятии, в силу чего создание и использование таких произведений имеет определенные особенности. Согласно ст. 1295 ГК РФ авторское право на служебное произведение принадлежит его автору.

Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения (если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное).

Автору же выплачивается авторское вознаграждение, размер которого за каждый вид использования служебного произведения и порядок выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3) создание неправительственных организаций, осуществляющих консультативную поддержку разработчикам образовательных программ для бизнеса;

4) создание площадок по обмену опытом по защите прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования с применением дистанционных технологий, спикеров, коучеров и потребителей данных услуг.

5) Одним из типичных нарушений прав на образовательный бизнес-контент, является создание дополнений к нему без согласия правообладателя. В связи с этим автор предлагает понимать под переработкой, как способом использования мультимедийного продукта любое его изменение за исключением адаптации.

В качестве выводов следует отметить, что защита прав интеллектуальной собственности в сфере бизнес-образования является не простым, но очень актуальным вопросом, требующим развития подходов к его решению.

При этом вопрос об охране интеллектуальной собственности образовательных продуктов в Интернет-среде недостаточно проработан и законодательно оформлен.

Укрепление правовой базы в данной области позволит авторам ресурсов в сфере образования создать значительное число высококачественных и инновационных продуктов, а потребителям образовательного контента, быть более конкурентоспособными в современной бизнес-среде.

Литература:

1. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rupto.ru/docs/interdocs/worldwide_declaration.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12311/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.