Интеллектуальная собственность картинки

12 фактов об интеллектуальной собственности, которые нужно знать каждому

Интеллектуальная собственность картинки
Apr 14, 2016 · 4 min read

Уверен, все читатели этого поста, владеют правами на интеллектуальную собственность.

Если в своей жизни вы сделали хотя бы одну фотографию, рисунок, написали песню, сочинение, дипломную работу, компьютерную программу, вам принадлежат права на эти произведения.

Хотя бы что-то из этого списка создал каждый — мы все можем гордо носить звание авторов и авторок (правда второго слова нет в гражданском кодексе).

автор картинки — лепер unreal_ainger

Мир полон владельцев интеллектуальной собственности, но ее концепция понятна не всем. Даже некоторые юристы, занимающиеся гораздо более сложными вещами, признаются, что интеллектуальная собственность им кажется слишком запутанной. Наверное, потому что это нечто неосязаемое, что сложно представить. В общем, у этой темы своя атмосфера.

Уровень сложности

На мой взгляд, ничего сверхсложного в интеллектуальной собственности нет. Чтобы понять это явление достаточно знать несколько тезисов. Еще я слышал, что даже самые скучные вещи проще усвоить при помощи гифок.

(1) Объект интеллектуальной собственности — это не вещь, он всегда нематериальный. Изображение на картине — интеллектуальная собственность. Сама картина (холст и слой краски) — материальный носитель. На материальный носитель интеллектуальные права не распространяются, это физический объект. Права на носитель и воплощенное в нем произведение могут принадлежать разным людям.

(2) Защита интеллектуальной собственности не зависит от её художественной или коммерческой ценности. Например, если вы скачали альбом Канье Уэста, и он вам не понравился, это не основание для возврата денег.

(3) Интеллектуальная собственность разная. И в разных странах ее защита отличается. Например, в нескольких странах у одного автора на одну и ту же фотографию может быть различный набор прав.

(4) Некоторые виды интеллектуальной собственности нужно регистрировать. Например, товарные знаки, патенты. Без регистрации ни прав, ни самих товарных знаков с патентами не существует.

Патент на айфон в США и патент на айфон в России — два разных патента.

(5) Но чаще интеллектуальную собственность не требуется регистрировать. Например, объекты авторских прав — литературные и музыкальные произведения, фотографии, компьютерные программы. А также “права, смежные с авторскими”, которые распространяются на исполнения произведений, театральные постановки, фонограммы.

Эти объекты защищены во всех странах, где такой вид интеллектуальной собственности признается местным законодательством. Когда произведение создано, на него возникают права, дополнительно ничего не нужно делать.

(6) В России владельцам интеллектуальной собственности могут принадлежать права двух категорий — личные имущественные и личные неимущественные.

(7) Имущественные права на интеллектуальную собственность называются исключительными. Исключительные права разрешают коммерческое или некоммерческое использование. В том числе воспроизведение или трансляцию, копирование, изменение и переработку (например, перевод).

Такими правами можно распорядиться по договору — продать их полностью (договор об отчуждении прав) или предоставить на время (лицензионный договор). Исключительные права могут принадлежать кому угодно — человеку, юридическому лицу, государству.

(8) Неимущественные права включают право считаться автором или исполнителем произведения, право на обнародование произведения и его неприкосновенность от искажений. Такие права могут принадлежать только автору произведения, то есть человеку. Продать их нельзя. После смерти автора, его неимущественные права реализуют наследники.

(9) Товарный знак — это способ защиты бренда. В качестве товарного знака можно зарегистрировать слово, слоган, картинку, много что еще — об этом отдельно поговорим. Без товарного знака даже самый классный бренд довольно слабо защищен.

(10) Идея правом не защищена. Чтобы застолбить идею можно зарегистрировать патент (если идея достаточно технологична) или ввести режим коммерческой тайны (если идея никому не известна и имеет коммерческую ценность).

(11) Правообладатель самостоятельно решает как распорядиться правами на интеллектуальную собственность — разрешить всем пользоваться бесплатно или требовать деньги. Может не давать никому пользоваться даже за вознаграждение.

Если ваш любимый сериал не показывают в вашей стране, это не значит, что его пиратское распространение законно.

(12) Но разрешены некоторые случаи бесплатного использования без спроса правообладателя — fair use. Цитирование, пародия, использование в научных или образовательных целях.

“,”author”:”Artemy I.”,”date_published”:”2016-07-25T18:41:25.883Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/729/1*yasnm-c787Y4UpNbsCotpQ.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/juris-prudence/12-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-9b04c49dc715″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”И гифки, их иллюстрирующие”,”word_count”:573,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/juris-prudence/12-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-9b04c49dc715

Авторские права на фотографию: главные особенности

Интеллектуальная собственность картинки

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами).

Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет.

Из этого следует, что, поскольку фотографии — также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер — определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

  1. Выбор освещения для фотосъемки;

  2. Оформление обстановки;

  3. Управление размещением объекта съемки;

  4. Обработка фото в соответствующих программах;

  5. Иные (см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно — см.

дело № 2-2383/11). Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно — человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото.

Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело №А70-4971/2014).

Учитывая авторитет Суда по интеллектуальным правам (о нем см. отдельную статью), можно предположить, что именно его позиция сместила вектор практики относительно преимущественного признания фотографий объектами авторского права.

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя.

Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом).

Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами.

Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в этой статье).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права — ©. По большому счету все его функции сводятся к одному — информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель — лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта.

Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является.

Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/454/

Какие права на фотографию имеет фотограф. Авторские права фотографа

Интеллектуальная собственность картинки
© Владимир Белов
Если вам нужна бесплатная юридическая консультация -жмите сюда

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время.

Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции.

Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией.

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию.

Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель.

Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Вывод: авторские права на произведение и право собственности на материальный носитель – это разные права.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии, т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

Авторские права на фотографию делятся на:

1. исключительное право на произведение;

2. право авторства;

3. право автора на имя;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии, то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии;

6) сообщение в эфир или по кабелю, то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии. Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение:

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите.

Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность.

О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

© Владимир Белов
Если вам нужна бесплатная юридическая консультация -жмите сюда

Источник: https://YuristPrav.ru/kakie-prava-na-fotografiyu-imeet-fotograf-avtorskie-prava-fotografa

Фотографам

Интеллектуальная собственность картинки

Фотографии в России являются охраняемыми авторским правом объектами (ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Это означает, что такие фотографические произведения можно использовать только с разрешения того, кто имеет право по закону давать разрешение.

Фотографическое произведение это гораздо шире, чем фотография – всё, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах, например (переработанная фотография), и способами аналогичными фотографии.

Разрешение на использование фотографий может давать их автор – фотограф, если он не передал такое право другим лицам по договору. (ст. 1270 ГК РФ).

Художник по свету, художник-постановщик, дизайнер, режиссёр и другие творческие участники съемки не создают фотографию, но могут стать её авторами, если между ними и фотографом будет заключен договор о распределении авторских прав на фотографии (ст. 1258 ГК РФ).

Те, кто оказывают техническое, консультационное, организационное или материальное содействие не могут признаваться авторами фото (автор идеи, помощники, а возможно и гримеры – ст. 1226 ГК РФ). Таким образом, если фотограф не передал свои права или не пообещал их передать, то выдает разрешения на использование фото именно он.

Заказать фотографии может работодатель или конкретное лицо, заинтересованное в разовой услуге. Работодатель заключает трудовой договор и дает фотографу задания на создание конкретных фотографий. Такие задания могут быть устными, главное чтобы создание фотографий было закрепленными документами трудовыми обязанностями (ст.

1295 ГК РФ) и прием фотографий фиксировался работодателем. Заказчик может также заключить договор авторского заказа на создание фотографий (ст. 1288 ГК РФ), или приобрести права на фотографии после их создания по лицензионному договору (ст.

 1233 ГК РФ) для использования в изданиях, печатной продукции, промышленности, на товарах, например на фотошторах, обоях и других аналогичных продуктах.

Работник обязан передать работодателю права на фотографии, только если работодатель дал задание на их создание.

Между заказчиком и фотографом может быть заключен договор заказа или приобретения фотографий (купли-продажи) и прав на них после их создания (отчуждения или лицензионный).

По договору заказа заказчик имеет право без согласия фотографа и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал фотографии и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этой фотографии для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ), даже если договор не предусматривает получение заказчиком каких-либо прав на фотографии. Все передаваемые заказчику права должны быть точно указаны.

Чаще всего, вознаграждение работникам-фотографам указывается в положении или приказе по организации и устанавливается как единовременная плата. По договору отчуждения предполагается единовременная оплата. Лицензионный договор предусматривает фиксированные отчисления или в процентах за перечисленные случаи и виды использования фотографии.

Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию.

Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае своё авторство фотографу будет доказать не просто.

Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях.

Модель, изображенная на фотографии, также определяет ее судьбу. Если с моделью есть договор, из которого следует, что модель позирует за плату, то специальное согласие модели не требуется (ст. 152 ГК РФ).

Договор с моделью может заключать как фотограф, так и заказчик, в зависимости от того, кто собирается использовать фотографии.

Если модель позировала не за плату, но в общественных интересах – например, реклама вакцинации населения, борьбы с курением, то договор можно не заключать.

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Фотограф из Светлогорска (Калининградская область) разместил в своем аккаунте несколько оригинальных фотографий. Увидев, что они скопированы и присутствуют на другом сайте (социальной сети), автор обратился в суд с требованием защитить его права и взыскать компенсацию с постороннего пользователя, перепостившего изображения без согласования с ним >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

О взыскании с информационного агентства AFP и фотобанка GettyImages в пользу правообладателя фотографа Дэниэла Морела 1,2 миллиона долларов за нарушение его авторских прав. Ответчики позволили незаконно пользоваться его авторcкими фотографиями, распространяя их без уведомления и согласования >>>

Если многие из нас грешат копированием в Интернете красивых фоторабот с использованием их для оформления собственных аккаунтов, это никого не волнует, потому что такова устоявшаяся практика. На Западе владельцы фото очень чувствительны к краже своей собственности и готовы добиваться защиты авторских прав в судах. Особенно, если это может сыграть для их репутации промо-роль >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

Удивительный по нелепости промах допустили редакторы «Комсомольской Правды», осуществив публикацию 57 чужих авторских фотографий без согласования с правообладателями >>>

Подведены итоги ежегодного популярного сетевого конкурса «Блог Рунета 2012» >>>

[  1   2  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/practika/avtoramizdatelyam/fotograf/

Картинки в интернете — интеллектуальная собственность. Как не стать нарушителем

Интеллектуальная собственность картинки

Многие что-то слышали об интеллектуальной собственности, о чем-то догадываются, и даже знают об ответственности за нарушение чужих интеллектуальных прав, но чаще всего надеются, что размещая найденную в интернете картинку в своём блоге или статье, они ничего не нарушают. Однако, это не всегда так.

Прежде всего нужно понять, что закон (часть IV ГК РФ) относит любые изображения (рисунки, фотографии) к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, независимо от их художественной ценности и других параметров (ст. 1225 ГК РФ).

Любому лицу, создавшему любое произведение изобразительного искусства, или даже просто сделавшего фотографию чего угодно своим смартфоном, принадлежит как исключительное (вещное) право на это произведение, так и личные неимущественные права на него — право на имя, право авторства, право распространения и другие (ст. 1226 ГК РФ).

Личные неимущественные права авторов неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от них ничтожен (ст. 1228 ГК РФ), а вот исключительные права на произведение (ст. 1229 ГК РФ) могут свободно отчуждаться и использоваться их правообладателем самыми различными способами.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Именно поэтому, добавив к своей статье найденную в интернете картинку, Вы почти наверняка становитесь нарушителем чьих-то интеллектуальных прав, и при желании, правообладатель может привлечь Вас к ответственности, которая в зависимости от масштабов нарушения может быть как имущественной (ст. 1301 ГК РФ, ст. 1515 ГК РФ), так и административной (ст. 7.12 КОАП РФ, ст. 14.10 КОАП РФ), и даже уголовной (ст. 146 УК РФ, ст. 180 УК РФ).

При этом, доказывать правомерность использования чужого произведения, придётся именно Вам, поскольку правообладателю достаточно доказать только своё авторство или наличие у него исключительного права на произведение, которое и без того презюмируется.

Однако, не всё так уж печально — в некоторых случаях разрешения на использование чужого произведения не требуется. Вот основные случаи, когда использование чужих произведений является правомерным и не требует выплаты авторского вознаграждения:

Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ) допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином, если это не связано с предпринимательской деятельностью или иным коммерческим использованием.

Любую понравившуюся картинку Вы можете распечатать и повесть у себя в спальне, хранить в памяти своего компьютера, и любоваться ей безвозмездно и беспрепятственно, но добавив её к своей заметке в социальной сети, Вы сразу становитесь нарушителем.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ) требует обязательного указания имени автора и источника заимствования, но очень жестко связано с целями и формами использования произведения.

В частности, допускается разумное цитирование в объеме, оправданном целью цитирования. Цитата — это выдержка, часть, фрагмент, поэтому хотя бы не используйте «честно позаимствованные» картинки целиком, довольствуйтесь их фрагментами (цитатами), хотя это и не 100% защита от возможного преследования. 

Так же допускается свободное использование чужих произведений в качестве иллюстраций в научных, учебных, образовательных целях, но так же в объеме, оправданном поставленной целью. Границы такого использования конечно довольно размыты, но большинство публикаций на Праворубе, подпадают именно под п. 2 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ.

Существуют и другие варианты свободного использования чужих произведений, но все они объединяются научными и образовательными целями, и некоммерческим характером их использования, а это значит, что как только Вы попробуете извлекать прибыть от использования чужого произведения, за это придётся платить. 

Что же делать? Как не стать нарушителем чужих интеллектуальных прав?

Самое простое — использовать собственные произведения. К примеру, для иллюстрации этой статьи, я просто нарисовал простую картинку, исходя из принципа: «я художник, я так вижу»(не судите моё произведение слишком строго — я старался).

Используйте фотографии размещённые их авторами на фотостоках специально для этих целей на условиях лицензий Creative Commons, например этот. Или просто купите нужную Вам картинку на многочисленных фотостоках, цены там невелики, но автор получит своё вознаграждение, и Вам будет спокойнее.

Источник: https://pravorub.ru/articles/83432.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.