Институт политического убежища в рф

Институт политического убежища

Институт политического убежища в рф

Политическое убежище — институт современного международного и внутригосударственного права — возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода. Становление института права убежища было непростым и долгим. Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию “Убежища в международном публичном праве”. В ней право убежища было определено следующим образом: “Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком — либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет”. Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.

Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: “Убежище, предоставленное каким — либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве”.

В международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальноепредоставление государством какому — либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.

Убежище дипломатическоепредоставление какому — либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.

Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки. Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища.

Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем.

Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

, которая установила, что “помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права”. Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Признанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права.

На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод.

Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

· высылка является административно — правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

· высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;

· высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача — лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке.

В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства.

Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом. В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

· лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

· уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);

· уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

· лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

Источник: https://studopedia.ru/8_46834_institut-politicheskogo-ubezhishcha.html

Генезис и содержание института политического убежища в Российской Федерации

Институт политического убежища в рф

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

УДК 342.726

ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А.Е. НОВИКОВА А.М. ЖОРНИК

Статья посвящена анализу развития института политического убежища в международном и национальном законодательстве. Представлена авторская позиция относительно содержания данного правового феномена, а также направлений его совершенствования в рамках российского законодательства.

Ключевые слова: право, институт, убежище, временное убежище, политическое убежище, беженцы.

e-mail:

novikova_a@bsu.edu.ru

Право убежища для революционных политэмигрантов как одно из выражений пролетарского интернационала было провозглашено Советским государством еще в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 28 марта 1918 г.

1 С тех пор незыблемый принцип предоставления убежища всем иностранцам, подвергающимся на родине преследованиям за свою, политическую деятельность, научные или религиозные взгляды, неизменно находит закрепление в конституциях всех советских республик.

Этот принцип означает не только отказ в выдаче политэмигрантов или их высылке в другие государства, но и максимальное уравнение в правах с советскими гражданами2.

Конституция РСФСР 1918 г. гласила, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления (ст. 22)з. В Конституции РСФСР 1925 г.

говорилось, что РСФСР предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения (ст. 12)4. Статья 133 Конституции РСФСР 1937 г.

предусматривала, что право убежища предоставляется иностранным гражданам, «преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу»5.

Одной из важнейших особенностей права убежища в РСФСР являлось то, что политические эмигранты пользовались полной свободой в отстаивании тех политических убеждений, за которые они подвергались преследованиям у себя на родине. В Конституции СССР 1977 г.

говорилось, что Союз ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность (ст. 38)6. Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в ст. 63 устано-

1 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 28 марта 1918 г. «О праве убежища» // http://constitution.garant.ru/history/actl600-i9i8/5330/

2Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. – М., 1964. – С. 306.

3 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/

4 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i925/

5 Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. // http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i937/

6 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // http: //constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/i977/

вила, что иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется политическое убежище7. Как справедливо отмечает С. А. Авакьян, Конституция РФ не имеет подобных политических окрасок и в большей мере ориентирована на то, что соответствующие деятельность и убеждения человека должны быть прогрессивными и отвечать демократическим идеалам человечества8.

Анализ литературы показал, что большинство авторов хотя и прямо не называют институт политического убежища, однако они подразумевают именно убежище по политическим мотивам. Об этом свидетельствует, например, такая трактовка В. И.

Менжинского: «предоставление убежища является традиционным суверенным правом каждого государства, которое самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве условия и порядок допуска на свою территорию политических эмигрантов»9, в которой уже заложено отождествление лиц, получивших убежище и политических эмигрантов. В. И.

Лисовский изначально определяет право на убежище как «право государства разрешить въезд и пребывание на своей территории политическому эмигранту, преследуемому в другой стране, и гарантировать ему демократические права человека и основные свободы»10, т.е. безальтернативно полагая, что убежище необходимо человеку только в случае его преследования по политическим причинам. По мнению Г. В.

Игнатенко, во многих государствах принят термин «политическое убежище», потому что «основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера»11.

Также ряд современных исследователей приравнивает понятия права убежища и права политического убежища. Так, профессор И. И. Лукашук интерпретирует право убежище как убежище политического характера, выделяя и такие разновидности убежища, как территориальное и дипломатическое12. О. И.

Тиунов пишет, что право убежища «связано с предоставлением по политическим мотивам права безопасного проживания определенному лицу в иностранном государстве, гарантирующем этому лицу основные права и свободы, обязанность предоставления которых закреплена нормами международного права»13. О. И.

Тиунов сконструировал свою схему эволюции института убежища: сначала было религиозное убежище, затем оно стало территориальным, после Французской революции – политическим, а в современный период убежище предоставляется не только за политическую деятельность, но также по национальным, расовым, религиозным и другим основаниям.

По нашему мнению, существует два подхода к пониманию сущности убежища как политического. С точки зрения первого подхода, политическим будет такое убежище, которое предоставляется государством в случае преследования лица именно по политическим мотивам.

Большинство ученых, как показал анализ научной литературы, придерживаются именно такой позиции.

Однако, если следовать такой логике, то многие государства, в том числе и Российская Федерация, в которых прописано право политического убежища, а не просто убежища, ограничивают права иностранных граждан и лиц без гражданства в получении убежища по иным (расовым, национальным, религиозным и др.

) мотивам. И тогда это будет противоречить международным актам, например, Всеобщей декларации о правах че-ловека14, в которой говорится, что каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем.

7 Конституция Российской Федерации: принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

8 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Том 1. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 860.

9 Учебный курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. – М., 1964. – С. 306.

10 Лисовский В.И. Международное право. – М., 1961. – С. 121.

11 Международное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. – С. 387.

12 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М.: Волтер Клувер, 2007. – С. 391.

13 Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. – М.: Норма, 2009. – С. 125.

14 Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. – 1998, 12 декабря.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

Согласно же второму подходу, понятие «политическое убежище» используется именно потому, что это суверенное право каждого государства, а государство – это политическая организация и поэтому то, что исходит от государства, в любом случае будет носить политический оттенок.

Следовательно, понятия «убежище» и «политическое убежище» будут тождественны и государства, в которых провозглашено и гарантируется право политического убежища, нельзя будет обвинить в нарушении общепризнанных принципов и норм международного права.

Поэтому провозглашенное Конституцией РФ право политического убежища мы трактуем как возможность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища на территории нашего государства как по политическим, так и по национальным, расовым, религиозным и иным причинам.

А предметом данного исследования является убежище, предоставляемое Российской Федерацией по политическим мотивам (в том смысле, в котором оно определено в Указе Президента от 21.07.1997 г.15).

Отметим, что в данной работе политическое убежище будет рассматриваться именно как институт права (обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида либо отдельные их компоненты16), а не как субъективное право.

Такой позиции придерживается, например, Б.С.

Эбзеев17 (не исключая при этом возможности понимания политического убежища и как суверенного право каждого государства, и как особое субъективное право, предоставляемое некоторым иностранцам и лицам без гражданства), а также ряд иных авторов18.

Российская Федерация, определив в ч. 1 ст.

63 своей Конституции возможность предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, тем самым установила для себя обязанность разработать систему национальных нормативных правовых актов, которые призваны регулировать данный институт.

Первое место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации (далее – Президент РФ) от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

В соответствии с его положениями Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Также в данном положении указан перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:

• лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

• лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

• лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

• лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

• лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

15 Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (ред. от 12.07.2012 г.) // Российская газета. – 1997, 29 июля; СЗ РФ. – 2012. – № 29. – Ст. 4073.

16 Большая юридическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2010. – С. 222.

17 Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография / Б.С. Эбзеев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – С. 113.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-soderzhanie-instituta-politicheskogo-ubezhischa-v-rossiyskoy-federatsii

9.3. Институт политического убежища в России

Институт политического убежища в рф

Право на политическое убежище в случаепреследования гражданина за своиубеждения – одно из древнейших правчеловека (достаточно вспомнить высылкигосударственных и общественных деятелейиз древних Афин (остракизм) находившихубежище в других греческих государствах- полисах).

Право человека на политическое убежищепровозглашено во Всеобщей декларацииправ человека(часть первая статьи14): “Каждый человек имеет право искатьубежище от преследований в другихстранах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежищепредоставляется обычно лицам, преследуемыму себя на родине за политические илирелигиозные убеждения, за антивоеннуюпропаганду, за критику властей, т.е. задействия, не квалифицируемые вмеждународном праве и национальномправе демократических государств какправонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

“Это право не может быть использованов случае преследования, в действительностиоснованного на совершении преступленияили деяния, противоречащего целям ипринципам Организации ОбъединенныхНаций” (часть вторая статьи 14 Всеобщейдекларации прав человека). Иначе говоря,политическое убежище не должнопредоставляться лицам, совершившимтеррористические акты, выступлениярасистского характера, действия,подрывающие общественный порядок,несущие угрозу здоровью или нравственностинаселения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища

Порядок предоставления политическогоубежища иностранным гражданам и лицамбез гражданства в Российской Федерациии их статус определяютсяУказомПрезидента РФ от 21 июля 1997 г.Обутверждении Положения опорядкепредоставления политического убежищав Российской Федерации.

Согласно этому Положению, политическоеубежище предоставляется УказомПрезидента Российской Федерации.

Лицо,которому предоставлено убежище,пользуется на территории РоссийскойФедерации правами и свободами и несетобязанности наравне с гражданами России,кроме случаев, установленных дляиностранных граждан и лиц без гражданствазаконом или международным договором.

Предоставление политического убежищараспространяется на членов семьи лица,получившего политическое убежище, приусловии их согласия с ходатайством.

Инстанция, в которую предоставляетсяходатайство, является Федеральнаямиграционная служба МВД России, аинстанцией, направляющей свои предложенияПрезиденту, –Комиссия по вопросамгражданства при Президенте РоссийскойФедерации.Лицу, которому предоставленополитическое убежище в РоссийскойФедерации, а также членам его семьивыдается свидетельство установленногообразца по месту обращения лица сходатайством.

В международном праве под политическимубежищем принято пониматьпредоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическиммотивам со стороны своего государстваили страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование пополитическим мотивамозначаетпреследование за политические убеждения,общественную, религиозную деятельностьи верования, расовую, национальнуюпринадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежищена территории РФ и в дипломатическомпредставительстве или консульскомучреждении РФ (дипломатическоеубежище).

Применительно ко второму случаю следует,однако, иметь в виду, что ст.41 Венскойконвекции о дипломатических сношениях1961 г.запрещает использование помещенийдипломатического представительства вцелях, несовместимых с функциямипредставительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации отерриториальном убежище от 14 декабря1967 г. убежище предоставляетсягосударством в порядке осуществленияего суверенитета.

Из этого следует, что индивид можетпросить Российскую Федерацию опредоставлении политического убежища,а право государства предоставитьполитическое убежище иностранномугражданину и лицу без гражданства либоотказать в нем.

Россия в праве в своих внутреннихнормативных актах определять основанияи порядок (судебный, административный)предоставления политического убежища,а также политического статус лиц,получивших такое убежище (см. Законы РФ“О беженцах” и “О вынужденныхпереселенцах”).

Можно говорить о существовании обычнойнормы международного права, закрепляющейправо государств по своему усмотрениюпредоставлять политическое убежищеопределенным лицам и обязывающий другиегосударства уважать это право.

Значительное число государств признаютправило, запрещающее предоставлятьдипломатические убежища, котороепродолжает действовать в странахЛатинской Америки.

В международномправе растет число договорных обычныхнорм, обязывающих государства непредоставлять политическое убежищеопределенным категориям лиц.

К нимотносятся в частности, лица, обвиняемыев совершении преступлений противчеловечества, уголовных преступлений,включенных в перечень о выдаче всоответствии с международными договорами(например, террористы).

Россией производится выдача лиц,обвиняемых в совершении преступления,а также пере­дача осужденных дляотбывания наказания в других государствах.Это возможно на основе федеральногозакона или международного договораРоссии.

В этих договорах определен кругподлежащих выдаче лиц и условия ихвыдачи. Аналогичные нор­мы содержатсяв Конвенции стран СНГ о правовой помощии правовых отношениях по гражданским,семейным и уголовным делам от 22 января1993 г.

Вопросы о выдаче решаются Генеральнымпрокурором Российской Федерации.

Вопрос утраты политического убежищарешается Президентом РФ на основаниипредложений Комиссии по вопросамгражданства при Президенте РФ, попредставлению Федеральной миграционнойслужбы, на основании заключений МИД,МВД, ФСБ.

Источник: https://studfile.net/preview/5715061/page:43/

Институт политического убежища в России

Институт политического убежища в рф

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения – одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах – полисах).

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФпредусматривает предоставление в России политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации.

Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором.

Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством.

Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, – Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки.

В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц.

К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России.

В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 975; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-40282.html

Журнал

Институт политического убежища в рф

ЗливкоАллаПавловна,
ст.преподавательНовороссийскойгосударственнойморскойакадемии,
соискательСовременнойгуманитарнойакадемии,

Политическоеубежище —институтсовременногомеждународногоивнутригосударственногоправа —возможностьиностранца(лица безгражданства)неопределеннодолгое времяоставатьсянатерриторииданногогосударстваипользоватьсязащитойпоследнего вотношениикак себялично, так идля членовсвоей семьи,если у себя народине этотиностранецподвергаетсяпреследованиямпополитическим,религиозным,научным иинымоснованиямподобногорода.[1]Становлениеинститутаправаубежища былонепростым идолгим.
Одна изпервыхпопытокунификациинорм обубежище былапредпринятаИнститутоммеждународногоправа в 1950 г.,принявшимрезолюцию”Убежища вмеждународномпубличномправе”. В нейправоубежища былоопределеноследующимобразом:”Убежищеозначаетпокровительство,котороегосударствопредоставляетна своейтерриторииили в каком —либо другомместе,находящемсяподконтролемегоопределенныхорганов, лицу,которое егоищет”.
Дальнейшеерассмотрениевопросовправоубежища шло врамкахОрганизацииОбъединенныхНаций. Так этивопросы быливключены воВсеобщуюДекларацию отерриториальномубежище 1967г.
Статья14 ВсеобщейДекларацииправчеловекагласит, чтокаждый имеетправо искатьубежище отпреследованияв другихстранах ипользоватьсяэтимубежищем.Правоубежищазакреплено встатье 1Декларации отерриториальномубежище 1967 г.:”Убежище,предоставленноекаким — либогосударствомвосуществлениисвоегосуверенитеталицам,имеющимоснованияссылаться настатью 14Всеобщейдекларацииправчеловека,включающаялиц,борющихсяпротивколониализма,должноуважатьсявсемидругимигосударствами.Оценкаоснованийдляпредоставленияубежищалежит напредставляющемубежищегосударстве”.[2]Декларация1967 г.закрепляеттакжеследующиеположения:

  • неприменять клицу, ищущемуубежище,такие меры,как отказ отразрешенияпереходаграницы или,если оно ужевступило натерриторию,на которойоно ищетубежище,высылку илипринудительноевозвращениев какую — либострану, гделицо можетподвергнутьсяпреследованию.Этот принципможет неприменятьсяпосоображениямнациональнойбезопасностиили в целяхзащитынаселения;
  • лица,получившиеубежище натерриториииностранногогосударства,пользуютсяширокимиправами. Ихправовойстатус, какправило,приравниваетсяк статусуапатридов,однако, они немогутзаниматьсядеятельностью,противоречащейцелям ипринципамООН.

Вмеждународнойпрактикегосударствизвестны двеформыубежища:территориальноеидипломатическое.
Убежищетерриториальное—предоставлениегосударствомкакому — либолицу илилицамвозможностиукрыться от преследованийпополитическиммотивам насвоейтерритории.

[3]Правотерриториальногоубежищапризнаетсябольшинствомгосударствмира и нерассматриваетсякакнарушениесуверенныхправ другихгосударств.

Убежищедипломатическое—предоставлениекакому — либолицувозможностиукрыться отпреследованийпополитическиммотивам впомещениииностранногодипломатическогопредставительстваиликонсульскогопредставительства,а также наиностранномвоенномкорабле.[4]Нужноотметить, чтотакоеубежищепризнаетсялишь внекоторыхстранахЛатинскойАмерики.

Большинствострансчитаетнеприемлемыминеправомерныминститутдипломатическогоубежища.Однако впрактикегосударствимеют местослучаи, когдаубежищепредоставляетсяне только натерриториигосударствкак таковой,но и в зданияхдипломатическихпредставительств,на бортахвоенныхкораблей ивоздушныхсудов, натерриториях,военных баз ипрочие.

Именно такиеслучаиименуютсядипломатическимубежищем.Правомерностьпредоставленияего, вчастности, вдипломатическихрезиденцияхобъясняетсяихиммунитетом.Однако этопротиворечитп. 3 ст.41 ВенскойКонвенции одипломатическихсношениях 1961 г.

,котораяустановила,что”помещенияпредставительствне должныиспользоватьсяв целях,несовместимыхс функциямипредставительств,предусмотренныминастоящейКонвенциейили другиминормамиобщегомеждународногоправа”.

Еслидипломатическиепредставительства,которымадресованавышеуказаннаянорма,преступаютзапрет, то вданномслучае речьидет озлоупотреблениидипломатическимиммунитетом,овмешательствевовнутренниеделагосударствапребывания.
Признанно,что правоубежищаявляетсяинститутом,основаннымнагосударственномсуверенитете,и носитисключительнополитическиххарактер.

Кроме того,характернымпризнакомправаубежищаявляетсяналичие вкаждомконкретномслучаезаявления(просьбы,прошения) состоронызаинтересованноголица опредоставленииполитическогоубежища.
Одним изосновныхвопросовданногоправовогоинститутаявляетсявопрос округе лиц,которымможет бытьпредоставленоубежище.
Посложившейсявнутригосударственнойпрактикезаконоположенияо правеубежищавключаются вконституционныеактыгосударств суказаниемкатегорийлиц, которыемогутпретендоватьнаприобретениеуказанногоправа. Нагосударстве,предоставившемубежище лицуна своейтерритории,лежитобязанностьвобеспечениигарантиибезопасностиэтого лица, вневыдаче иневысылкеего в страну,где оно можетподвергнутьсяпреследованию,и впредоставленииему основныхправ и свобод.Различиемеждувыдачей ивысылкойзаключаетсяв следующем:

  • высылкаявляетсяадминистративно— правовымактом, авыдачаявляетсяактомправовойпомощи;
  • высылкапредставляетсобойвнутригосударственныйинститут, в товремя каквыдачаявляетсяинститутоммеждународно-правовым;
  • высылкапроизводитсяпоинициативегосударства,натерриториикоторогонаходитсялицо, а выдача— лишь приусловииналичиятребования овыдаче.

Следуетподчеркнуть,что правоубежища какмеждународно-правовойинститутявляетсяправомгосударства,а не правомтого илииногофизическоголица. Болеетого, исходяиз норммеждународногоправа, несуществуетобязанностигосударствпредоставлятьубежище дажеопределеннымкатегориямлиц вбесспорномпорядке.

Вравной меревовнутригосударственныхправовыхнормах ниодного изгосударствнесодержитсяположение отом, чтогражданетого илииногогосударстваимеют правопроситьубежища удругогогосударства.

Индивид,обратившийсяс просьбой киностранномугосударствуопредоставленииубежища,совершаетнеправомерныедействия повнутреннемузаконодательствуегогосударства,Такаяпросьбапредставляетсобойпопыткувыйти из подюрисдикциисвоегогосударствапротивоправнымспособом.

Внациональномзаконодательстверазличныхгосударствоб убежищеобщимоснованиемдля егопредоставленияявляется тотили иной видпреследованиялица у себя народине пополитическиммотивам.
Считаетсяобщепризнанным,что убежищене может бытьпредоставлено:

  • лицам,совершившиммеждународноепреступление(военнымпреступниками др.);
  • уголовнымпреступникам,совершившимпреступлениямеждународногохарактера,выдачакоторыхпредусмотренамногостороннимимеждународно-правовымидокументами(например,угонсамолетов,незаконноераспространениенаркотическихвеществ ипсихотропныхпрепаратов идр.);
  • уголовнымпреступникам,выдачакоторыхпредусмотренадвустороннимиилимногостороннимидоговорамигосударств овыдаче;
  • лицам,совершившимдеяния,противоречащиецелям ипринципамООН.

Вслучаенеправомерногопредоставленияубежищагосударствогражданствавправетребоватьвыдачи лица,получившеготаковое, агосударствоубежищеобязановыдать его.

Вовнутригосударственномправе правополитическогоубежища —особоеличное право,котороеконституциии законыдемократическихгосударствпредоставляютиностраннымгражданам илицам безгражданства.
Предоставлениеполитическогоубежищаявляетсясувереннымправом РФ каксубъектамеждународногоправа.

Принятиерешений опредоставленииполитическогоубежища —прерогативаПрезидента,которыйреализуетсвоиконституционноеполномочиеот имениРоссийскогогосударствас учетомгосударственныхинтересовРоссии наоснованииобщепризнанныхпринципов инорммеждународногоправа всоответствиисКонституцией.Этимвопросампосвящена ст.63 и ст. 89КонституцииРФ.

Статья 63КонституцииРФ гласит:

  • РФпредоставляетполитическоеубежищеиностраннымгражданам илицам безгражданствавсоответствиисобщепризнанныминормамимеждународногоправа.
  • В РФ недопускаетсявыдачадругимгосударствамлиц,преследуемыхзаполитическиеубеждения, атакже задействия (илибездействия),непризнаваемыев РФпреступлениями.

Статья89.ПрезидентРФ:

  • РешаетвопросыгражданстваРФ ипредоставленияполитическогоубежища.

РФпредоставляетполитическоеубежищеиностраннымгражданам илицам безгражданства,ищущимубежища изащиты отпреследованияили реальнойугрозы статьжертвойпреследованияв странесвоейгражданскойпринадлежностиили в странесвоегообычногоместожительствазаобщественно—политическуюдеятельностьи убеждения,которые непротиворечатдемократическимпринципам,признаннымимировымсообществом,нормамимеждународногоправа.
Положениео порядкепредоставленияРФполитическогоубежища,утвержденноеУказомПрезидентаРФ от 21 июля 1997 г.акцентируетвнимание натом, чтопредоставлениеубежищадолжносоответствоватьгосударственныминтересамРоссии, непринижая приэтомзначенияупоминаемыхобщепризнанныхпринципов инорммеждународногоправа, ккоторымотсылаетконституционныйтекст. Однакосформулированныеи признанныегосударствамидоговоренностив сферепредоставленияполитическогоубежища неносятхарактераобщепризнанныхпринципов инорммеждународногоправа хотя быпотому, чтоположенияДекларации отерриториальномубежище посвоейюридическойприродеявляютсярекомендательными.
Всоответствиис названнымположениемРФпредоставляетполитическоеубежищелицам,которые ищутубежища изащиты, т.е.политическипреследуемымлицам, подкоторымиЖеневскаяКонвенция обеженцах(принята 28июня 1951 г. всоответствиис резолюцией429 (v) ГА ООН от 14декабря 1950 г.)понимаеткаждого, ктопо причинесвоейрасовой,религиозной,национальной,социальнойпринадлежностиили заполитическиеубежденияподвергаетсяпреследованиюс угрозой дляжизни илиограничениюличнойсвободы либодостаточнымиоснованиямиопасаетсятакогопреследования.
Российскиеправилапредполагаютпредоставлениеполитическогоубежища изащиту непросто заполитическуюдеятельностьи убеждения, ачто оченьважно — задеятельностьи убеждения,которые непротиворечатдемократическимпринципам,признанныммировымсообществом,и нормаммеждународногоправа.
Преследованиепополитическиммотивам,согласнороссийскимправиламдолжно бытьнаправленонепосредственнопротив лица,котороеобращается сходатайствомопредоставленииполитическогоубежища.
ПредоставлениеполитическогоубежищапроизводитсяуказомПрезидентаРФ.
ПорядокпредоставленияРФполитическогоубежища ипроцедурарассмотренияходатайствпо этимвопросамустановленыПоложением,утвержденнымУказомПрезидентаот 21 июля 1997 г. №746.
Лицо,желающееполучитьполитическоеубежище натерриторииРФ, обязано втечение 7-идней поприбытию натерриториюРоссии или смоментавозникновенияобстоятельств,непозволяющихэтому лицувернуться встрану своейгражданскойпринадлежностилибо странусвоегообычногоместожительства,обратитьсялично втерриториальныйорганФедеральноймиграционнойслужбыРоссии поместу своегопребывания списьменнымходатайством,котороезатемнаправляетсявФедеральнуюмиграционнуюслужбуРоссии.
ФедеральнаямиграционнаяслужбаРоссиирассматриваетпоступившиеходатайства,запрашиваетзаключениеМинистерствавнутреннихдел РФ,Министерстваиностранныхдел РФ,ФедеральнойслужбыбезопасностиРФ и затемнаправляетвсематериалы вКомиссию повопросамгражданстваприПрезидентеРФ со своимзаключениемовозможностиицелесообразностипредоставлениялицуполитическогоубежища РФ.
Комиссияпо вопросамгражданстваприПрезидентеРФрассматриваетходатайстваи материалы кним и вноситсвоипредложенияпо каждомуходатайствуПрезидентуРФ дляпринятия имрешения. Срокрассмотренияходатайствво всехперечисленныхвыше органахне долженпревышатьодногомесяца вкаждом изэтих органов.
УказПрезидентаРФ опредоставленииРФполитическогоубежища лицавступает всилу со дняегоподписания.
ФедеральнаямиграционнаяслужбаРоссии в7-дневный сроксо дняизданияуказаПрезидентаРФуведомляетлицо,ходатайствующееопредоставленииполитическогоубежища,через своитерриториальныеорганы опринятомрешении.
Лицо,которомупредоставленополитическоеубежище,пользуетсянатерриторииРФ правами исвободами инесетобязанностинаравне сгражданамиРФ, кромеслучаев,установленныхдляиностранныхграждан и лицбезгражданствафедеральнымзаконом илимеждународнымдоговором РФ.
Предоставлениеполитическогоубежищараспространяетсяи на членовсемьи лица,получившегополитическоеубежище, приусловии ихсогласия сходатайством.Согласиядетей, недостигших 14лет, нетребуется.
Положениемрегулируетсятакжепорядоклишения РФполитическогоубежища наоснове указаПрезидентапосоображениямнациональнойбезопасности,а также вслучаезанятиядеятельностью,противоречащейцелям ипринципамООН, либо еслилицосовершилопреступлениеи в отношениинего имеетсявступивший взаконнуюсилуприговор.
Такимобразом, вмеждународномправе правополитическогоубежищарегулируетсяв основномобычаямимеждународно-правовыми,а такжеДекларацией”Отерриториальномубежище”,принятойГенеральнойАссамблеейООН от 14декабря 1967 г. Вовнутригосударственномправе правополитическогоубежища —особоеличное право,котороеКонституцияи законыдемократическихгосударствпредоставляютиностраннымгражданам илицам безгражданства.

Литература

  1. Большойюридическийсловарь./Подред.А.Я.Сухарева. -М.: ИНФРА. – 2001.
  2. Действующеемеждународноеправо.Документы в2-х томах./СоставителиЮ.М.Колосов,Э.С.Кривчикова.- Т.1.- М.:Международныеотношения. -2002.
  3. КолосовЮ.М.,КривчиковаЭ.С.Международноеправо/Учебникдля вузов. – М.:Международноеправо. – 2000.
  4. Российскаяюридическаяэнциклопедия.- М.: ИНФРА.-1999.

[1]Российскаяюридическаяэнциклопедия— М.:издательстводом ИНФРА —1999,
[2]Действующеемеждународноеправо.Документы в2-х т. — т,1.СоставителиЮ.М.Колосов,Э.СКривчикова.Учебноепособие. — М.:Международныеотношения,2002.
[3]Большойюридическийсловарь / подредакциейА.Я.Сухарева.— М: ИНФРА — 2001.
[4]Большойюридическийсловарь / подредакциейА.Я.Сухарева.— М: ИНФРА — 2001.

Источник: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1003/3.html

Институт политического убежища в Российской Федерации

Институт политического убежища в рф

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения – одно из древнейших прав человека.

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.[97]

Часть 1 статьи 63 Конституции РФтакже предусматривает предоставление в Российской Федерации политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г.

№ 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации»[98].

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором.

Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством.

Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД РФ, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, – Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).

Применительно ко второму случаю следует иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г.

запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Россию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статуса лицам, получившим такое убежище.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки.

В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц.

К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/4837.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.