Стратегические инвестиции
Стратегические инвестиции это инвестиции долговременного характера служащие реализации стратегических целей предприятия или организации. Цели могут быть различными, но главной стратегической целью предприятия является сохранение предприятия и укрепление его позиций на рынке.
Стратегические цели предприятия — основа стратегических инвестиций
Достижение этой главной стратегической цели требует непрерывного совершенствования производства на базе научно-технического прогресса, совершенствования системы управления предприятия, постоянного улучшения профессионализма кадров, создания социальных условий для работников, необходимых для эффективной отдачи ими труда, навыков, умений на производстве. Внешняя среда существенно влияет на формирование стратегических целей предприятия, поэтому необходимо постоянно изучать окружение, конкурентов и реагировать на вызовы рынка. На реализацию этих целей и направляются стратегические инвестиции.
Стратегические цели на отдельных этапах их реализации могут не соответствовать общей цели бизнеса как такового – максимизации прибыли от своей деятельности. Соответственно и стратегические инвестиции также не оцениваются по этому критерию. Однако стратегический инвестор это оценивает всегда, даже если в ближайшей перспективе его вложения не дают экономической выгоды, он рассчитывает ее получить позднее. Поэтому настоящий стратегический инвестор вкладывает деньги также и в развитие социальной инфраструктуры предприятия, в обучение детей работников, улучшение их жилищных условий. Таким образом, объектами стратегических инвестиций являются не только основной капитал предприятия, но и его инфраструктура, включая социальную инфраструктуру.
Стратегические цели должны быть формализованы и иметь конкретные параметры для определения размеров стратегических инвестиций. Должны иметь подцели в виде дерева целей, и достижение каждой подцели должно находить отражение в стратегическом планировании инвестиций со сроками их достижения и размерами вложений.
Стратегические инвестиции – структура и состав
Стратегические инвестиции это в основном реальные инвестиции, хотя иногда включают и финансовые инвестиции. Такие стратегические инвестиции появляются, когда предприятие нацелено на свое развитие и расширение путем слияний и поглощений других предприятий. В стратегические цели такого предприятия включены поглощение предприятий, путем приобретения их контрольного пакета акций. Процесс такого поглощения может длиться годами и финансовые инвестиции в этот процесс приобретают вид стратегических инвестиций.
В целом структура стратегических инвестиций выглядит следующим образом:
- Реальные инвестиции
- Инвестиции в основной капитал
- Инвестиции в основные фонды
- Инвестиции в недвижимое и движимое имущество
- Инвестиции в земельные участки и месторождения ресурсов
- Инвестиции в научные разработки
- Инвестиции в патенты, лицензии и ноу-хау
- Инвестиции в товарные знаки, бренды и франчайзинг
- Инвестиции в акции дружественных компаний и акции конкурентов
- Инвестиции в публичное размещение собственных акций на фондовом рынке
- Инвестиции в имиджевые проекты предприятия
Поскольку стратегия есть выбор путей достижения цели при ограниченных ресурсах, то состав стратегических инвестиций полностью определяется стоящими перед предприятиями целями и возможностями их реализации. Предприятие может выбрать из структуры стратегических инвестиций то направление или их сочетание, которое соответствует его возможностям и скорейшему достижению поставленной цели или целям. Это достаточно сложная задача. Поэтому формирование стратегических инвестиций доверяют специалистам по стратегическому планированию, которому руководство предприятием ставит стратегические цели.
Оценка стратегических инвестиций
Стратегические инвестиции как любые другие нуждаются в оценке их эффективности. В связи с длительным периодом реализации стратегических инвестиций возможна их прогнозная укрупненная оценка эффективности: технической, экономической, социальной и экологической.
Для технической оценки инвестиций в стратегические инвестиционные проекты создается экспертная комиссия, оценивающая техническую часть инвестиционного проекта и определяющая перспективность технического решения в настоящем и будущем.
Экономическая оценка стратегических инвестиций базируется на прогнозных оценках основных общеэкономических показателей, предоставляемых в разработках государственных институтов на пятилетие или большие сроки. Это динамика цен на основные ресурсы, уровень инфляции в стране, ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным Банком России, уровень безработицы и средней заработной платы, а также структурные сдвиги в экономике страны на долгосрочный период. С учетом этих прогнозных оценок рассчитывается экономическая эффективность стратегических инвестиций.
Социально-экономическая эффективность стратегических инвестиций определяется прежде всего оценкой достижения поставленной цели и уровнем затрат на ее достижение.
Экологическая эффективность стратегических инвестиций оценивается точно также как социально-экономическая. Только цели включают в себя сохранение окружающей среды, уменьшение промышленных выбросов в атмосферу и другие мероприятия. Для достижения этих целей предприятие вкладывает средства в очистные сооружения, воздушные фильтры, совершенствование технологий, превращение технологий в безотходные и т.п.
«Российская благотворительность — это подросток, которого нужно отпустить и позволить ему дальше расти»
Как некоммерческий сектор налаживает диалог с государством и существует ли сегодня «индустрия» благотворительности в России — о чем еще говорили на конференции «Ведомостей».
На чем строится партнерство с государством
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова уверена, что у государства и некоммерческих организаций единая цель — помочь человеку, которому сейчас труднее всего. Разница состоит только в том, что государство видит ситуацию сверху, а НКО находятся рядом и понимают потребности людей более тонко.
Главная задача, по мнению спикера, сблизить эти позиции и усилить партнерство. Основной же инструмент достижения партнерства — побыть на стороне НКО, глубоко погрузиться в их работу, буквально почувствовать ее руками.
«В прошлом году наш департамент отобрал 70 чиновников и направил их на стажировку в НКО. Ничто не помогает лучше понять процессы и технологии как такое погружение», — утверждает Александрова.
В то же время, несмотря на близость некоммерческих организаций к людям, они не всегда могут быть в курсе, какая помощь и в каком размере нужна. По словам эксперта, благодаря технологиям и большим данным государство может отследить те категории граждан, которые не обращаются в НКО, однако им тоже нужна помощь.
Еще одна задача не теряет своей актуальности — обучение организаций правильно писать заявки на гранты. Сейчас ни одна грантовая поддержка не существует без соответствующего обучения, утверждает Александрова. В частности, Москва предлагает большое количество подобных программ для НКО — от завтраков до стратегических сессий.
Пример подхода к качественной заявке также рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова.
«Все наши общероссийские программы мы проводим через региональных партнеров — без них мы не сможем ни эффективно потратить ресурсы, которые нам выделяются, ни оставаться в тесном контакте с благополучателями.
Наши партнеры проводят обучающие вебинары и стратегические сессии даже на самых маленьких территориях — чтобы местное сообщество могло лучше понять, в чем суть конкурса, что от них ожидают. Только так можно предложить идеи для проектов, которые на самом деле отразят ключевые проблемы на той или иной территории, и написать хорошую заявку», — уверена Морозова.
Советник по развитию фонда «Наше будущее» Роман Давыдов заявил, что при оценке проектов их команда всегда оценивает социальный возврат инвестиций. Выяснилось, что на каждый вложенный в социальных предпринимателей рубль фонд в среднем получает возвратом три рубля социальных благ.
Этого удалось добиться за счет создания целой импакт-экосистемы вокруг фонда, куда входят собственная лаборатория соцпредпринимательства, собственные акселераторы, конкурсы. Благодаря такому подходу поддержанные НКО быстро становятся самодостаточными и уже сами начинают осуществлять поддержку своих регионов.
Директор Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Мария Черток согласна, что за последнее время государство ввело массу новых инструментов, улучшающих жизнь некоммерческих организаций. Например, на волне ковида НКО наряду с бизнесом смогли получить необходимые субсидии. С другой стороны, объем бюрократической отчетности для НКО продолжает оставаться колоссальным, независимо от размера организации.
Благотворительность — это индустрия?
Председатель правления благотворительного фонда «Друзья» Оксана Разумов а уверена, что сегодня благотворительность в России — это индустрия, причем молодость — ее главный плюс, так как в ней происходит гораздо больше изменений, чем в любой устоявшейся индустрии. Главная задача сектора при этом — профессионализация отрасли, а задача властей — понять, когда «можно начать доверять своему ребенку-подростку, отпустить его и позволить ему расти самому».
Учитывая, в каких условиях часто работают сотрудники НКО — постоянная нехватка ресурсов, высокий уровень стресса и при этом рост спроса на услуги, — люди в НКО как минимум не менее профессиональны чем в бизнесе, уверена Мария Черток.
«За последнее время сектор сильно профессионализировался — это видно по тому, как растет его инфраструктура. То есть разными инфраструктурными потребностями занимаются разные организации: кто-то учит, кто-то консультирует и так далее. Также появились разные способы удостоверения качества: рейтинги, реестры. Кроме того, сектор стал в определенной степени известен широкому населению — почти все знают, что такое фонд и кто такой волонтер», — заверяет Черток.
Александра Александрова утверждает, что некоммерческий сектор стал не просто партнером государства наряду с бизнесом, но НКО, по ее словам, являются законодателями методик в социальной сфере. Государство, в свою очередь, может только эти методики тиражировать, но не создавать.
Сколько должно быть контроля
При этом «партнерство» все-таки не всегда получается справедливым. Так, Мария Черток еще раз обращает внимание, что в последние годы усиливается закрепощение НКО в плане строгости отчетности и жажды контроля.
Однако, это вполне нормальный подход для партнеров, уверен директор по устойчивому развитию и член управляющего комитета директоров компании L’Oreal в России Василий Фокин. По его мнению, в бизнесе контроль — это данность, и дело тут не в отсутствии доверия, а в давно установившихся правилах — все контролируют друг друга.
Мария Морозова также утверждает, что контроль — это неизбежная история в силу ограниченности любых ресурсов, за которые приходится конкурировать и доказывать на них свое право. К тому же для некоммерческого сектора особенно важно проявление ответственности перед людьми, для которых они работают.
«Мы все вмешиваемся в жизнь реальных людей, и, чтобы не возник комплекс Бога — у донора или у организации, — мы должны быть уверены, что ресурсы не только прозрачно потрачены, но и что благодаря нашему вмешательству мы добились тех результатов, под которыми подписались» , — уверена эксперт.
«Благотворительность в России» – XVIII конференция делового издания «Ведомости», объединяющая на одной площадке некоммерческий сектор, представителей бизнеса и ведущих экспертов отрасли для обсуждения текущих вопросов повестки сообщества.
Источник https://kudainvestiruem.ru/klassifikatsiya/strategicheskie-investicii.html
Источник https://www.asi.org.ru/news/2022/02/11/konferenciya-vedomosti-2022/
Источник
- Инвестиции в основной капитал