Для возникновения осуществления и защиты смежных прав

Возникновение и осуществление смежных прав

Для возникновения осуществления и защиты смежных прав

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст.

1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права;

3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК).

Права субъектов смежных прав

Исполнителю принадлежат (ст. 1315 ГК):

1. исключительное право на исполнение;

2. право авторства – право признаваться автором исполнения;

3. право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения

4. право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Право на неприкосновенность зачастую связано с вмешательством в деятельность звукорежиссеров, изготовителей фонограмм, которые могут исказить творческий замысел автора или исполнителя. Такие случаи имеют место на практике. Например, использование отрывка произведения в качестве «заставки» к передаче.

В этом случае может быть искажен смысл произведения и задета личность исполнителя.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере.

Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

В соответствии со статьей 1317 ГК исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Способы осуществления исключительного права на исполнение:

1. сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

2. сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3. запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4. воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7. публичное воспроизведение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспроизводится запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

8. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Ст. 1338 ГК РФ устанавливает права публикатора. Публикатору принадлежат:

1. исключительное право публикатора на обнародованное им произведение

2. право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение.

Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Источник: https://studopedia.ru/26_23456_vozniknovenie-i-osushchestvlenie-smezhnih-prav.html

Смежные права: основные положения

Для возникновения осуществления и защиты смежных прав

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Виды объектов смежных прав и их основные признаки

Для возникновения осуществления и защиты смежных прав

Авторскими правами обладает лицо, которое создало произведение любого характера. Это может быть, как физический объект, так и результат интеллектуальной деятельности.

В таких случаях создатель обладает исключительными правами.

Но некоторые из произведений могут стать объектом смежных прав. Это касается результатов совместной деятельности нескольких лиц или компаний.

Понятие и признаки объектов смежных прав по ГК РФ

Объектами смешанных прав являются такие произведения, которые могут использоваться не только лицом, создавшим их, но также и другой стороной. По сути смежное право – это возможность лица, которое не является автором, использовать результат деятельности создателя.

Основным признаком такой категории является, в частности, наличие права использовать произведение одновременно у двух сторон, в рамках достигнутой договоренности. Ещё одной чертой указанной возможности является основание наличия права. Пользоваться таким правом можно только в рамках заключенного договора.

Смежное право примыкает к авторскому, но является ограниченным, в части касающейся распоряжения результатом деятельности. То есть автор может передать возможность использования произведения другому исполнителю.

Виды, установленные в законодательстве

Объекты смежных прав перечислены в статье 1304 ГК РФ.

К ним отнесены:

  1. Результаты деятельности артистов, режиссеров и дирижеров, если исполнение произведений осуществляется в форме, которая позволяет их воспроизвести и распространить с помощью технических средств. Произведение должно сохранять свою узнаваемость.
  2. Фонограммы. К ним отнесены любые звуковые записи исполнений или других звуков. Исключением являются составляющая аудиовизуального произведения. Оно к фонограмме не относится.
  3. Передачи организаций эфирного и кабельного вещания, в том числе созданные ими, либо по их заказу.
  4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.
  5. Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не нужно регистрировать их объект.

О субъектах смежного права можно узнать в статье по ссылке.

Исполнение и постановка

Постановка и исполнение, как объект смежного права представляет собой создание визуального образа результата деятельности автора, в том числе и с использованием технических средств.

Например, написанная книга. Автор передает права режиссеру-постановщику. Последний вместе со своей группой готовит сценарий, а затем снимает кинофильм, либо ставит спектакль. Также примером могут быть стихи. Поэт написал их, композитор переложил на музыку, а певец исполнил. То есть в обоих случаях имеет место постановка и исполнение в рамках смежных прав.

Фонограммы

По сути фонограмма – это только звукозапись. К таковой отнесены как исполнения, так и другие звуки.

В случае с исполнением имеет место другой объект смежных прав. Соответственно необходимо получить разрешение владельца. Например, звуковая студия осуществляет запись с разрешения группы. Хотя чаще всего это происходит на основании заказа автора.

Несколько иначе ситуация складывается в случаях фиксации других звуков, например, шум природных явлений или пение птиц. На такие записи изготовитель фонограммы изначально получает право.

О знаке охраны смежного права можно прочитать в статье по ссылке.

Если фонограмма является частью аудиовизуального произведения, то смежное право на неё не распространяется.
Например, можно записать аудио ряд кинофильма. Нарушением закона это не будет, поскольку аудиовизуальное произведение – единый объект, включающий в себя в качестве составных частей видео и аудио.

Какие смежные права возникают при записи и использовании фонограммы рассказывает юрист:

Базы данных

База данных, как объект СП, представляет собой совокупность отдельных материалов, которые подобраны, обработаны и систематизированы автором. Такой объект должен быть создан с существенными финансовыми, материальными и организационными затратами.

В качестве примера могут выступать базы данных клиентов, абонентов или пользователей. Такие объекты являются результатом авторской работы и на них распространяются правила параграфа 1 главы 71 ГК РФ.

О том, каков срок действия смежного права, смотрите в статье по ссылке.

Сообщения передач в эфир и по кабелю

Данный продукт также является объектом смежных прав. Его отличительным признаком является вещание, а не другой вариант использования информации. Данный объект может быть результатом деятельности организации эфирного или кабельного вещания, либо создан по заказу таковой. Ярким примером такого объекта являются новости.

Свободное использовании интеллектуальной собственности

Законом предусмотрена возможность свободного использования произведений, то есть без получения согласия от автора или другого лица, обладающего правами.

Такое возможно в различных целях.

Личные (статья 1273 ГК РФ), за исключением:

  • Воспроизведение в форме зданий и сооружений.
  • Воспроизведение базы данных и компьютерных программ.
  • Репродукция книг и нотных текстов.
  • записи аудиовизуального произведения при его исполнении в месте, где присутствует значительное число лиц, не являющихся членами семьи.
  • Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Научные, учебные и культурные (статья 1274 ГК РФ):

  • Цитирование научных трудов, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
  • Использование произведений и их частей в качестве учебного материала.
  • Воспроизведение в СМИ, с целью доведения до сведения общества. Это касается политических речей, обращений и докладов.
  • Публичное исполнение в образовательных и медицинских инстанциях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
  • Запись на электронных носителях и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети.

Музыкальное произведение можно свободно использовать во время религиозной церемонии, например, похорон. Это правило указано в статье 1277 ГК РФ.

Допускается свободное использование и в случае производства по делу об административном правонарушении, дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства (статья 1278 ГК РФ).

Статья 1278 ГК РФ. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Свободное использование разрешено и в случаях краткосрочного пользования во время эфира, что определено статьей 1279 ГК РФ.

Организация должна уничтожить такую запись в течение полугода, с момента её изготовления. Такая запись может быть сохранена в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Объектами смежных прав в основном являются результаты интеллектуальной деятельности. Использовать их можно только по договоренности с автором. Допускается применение как всего произведения, так и его части.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe/obekty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.