Декрет 10

Декрет № 10: изменение в налоговых льготах для участников инвестдоговоров

Декрет 10

В июльском номере «ФД» (см. с. 6, № 7, 2018) мы начали разговор о том, какие новые нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) и когда вступят в силу.

Мы считаем важным знать и понимать, как это отразится на уже заключенных договорах и что новое будет предложено в льготах и гарантиях для привлечения отечественных и иностранных инвесторов в рамках договоров с госорганами в скором будущем.

Подобные новации мы просто обязаны анализировать заранее и быть готовыми для правильного диалога с инвесторами.

При разработке проекта Декрета № 10 Министерством экономики был проанализирован опыт реализации инвестиционных проектов в рамках заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров‚ приняты во внимание предложения, направленные заинтересованными государственными органами, исполкомами, иными ведомствами.

В проекте Декрета № 10 предусмотрены новшества, которые ранее не были определены инвестиционным законодательством, в частности проект Декрета № 10:

1) Расширяет круг лиц, имеющих право на заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь;

В действующей редакции Декрета № 10 только Управление делами Президента Республики Беларусь имеет право на заключение инвестиционного договора (как организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь).

Однако в целях реализации отдельных инвестиционных проектов Глава государства издает указы, в которых устанавливает государственные органы (организации), ответственные за заключение инвестиционного договора от имени Республики Беларусь.

При этом встречаются случаи, когда таким государственным органом (организацией) выступает не только Управление делами Президента Республики Беларусь.

В целях более широкого охвата круга лиц для заключения инвестиционных договоров, а также возможности применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.07. 2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» предлагается внести соответствующую корректировку в Декрет № 10;

2) вводит единый размер ответственности (неустойку) инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного договора и (или) этапа (этапов) реализации (при их наличии).

Принимая во внимание, что стороной по инвестиционному договору выступает Республика Беларусь, а также в целях единообразного применения условий инвестиционного договора на всей территории Республики Беларусь, полагаем необходимым установить единый максимальный размер неустойки. При этом за госорганом остается право на изменение неустойки и установление ее в инвестиционном договоре в меньшем размере;

3) устанавливает обязательное закрепление в инвестиционном договоре нормы о форс-мажорных обстоятельствах, при которых не наступает ответственность сторон по инвестиционному договору.

Сегодня во многих инвестиционных договорах закреплены положения о форс-мажорных обстоятельствах.

Вместе с тем Декрет № 10 позволяет не предъявлять к инвестору требования о возмещении льгот и (или) преференций и об уплате неустойки (штрафа, пени) лишь в случае нарушения им условий реализации инвестиционного проекта в связи с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации) при отсутствии вины инвестора (инвесторов) и (или) организации и не предусматривает аналогичного подхода в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, в том числе на которые инвестор не мог повлиять либо которые он не мог предвидеть.

Декрет № 10 устанавливает, но не ограничивает перечень обстоятельств чрезвычайной и непреодолимой силы, что позволяет сторонам инвестиционного договора устанавливать широкий круг наступления таких обстоятельств;

4) освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных посадок (кроме случаев удаления объектов растительного мира, произрастающих на землях общего пользования населенных пунктов).

Декрет № 10 освобождает инвестора (инвесторов) и (или) организацию от компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, но при этом у инвестора (инвесторов) и (или) организации возникает обязанность в обеспечении компенсационных посадок объектов растительного мира. Таким образом, действующая льгота носит «мнимый» характер и порождает непонимание со стороны инвесторов (особенно иностранных);

Источник: https://findirector.by/articles/element/dekret-10-izmenenie-v-nalogovykh-lgotakh-dlya-uchastnikov-investdogovorov/

10 от 6 августа 2009 г. Декрет Президента Республики Беларусь

Декрет 10

О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

В целях создания дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь: 1. Установить, что: 1.1.

реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь (далее — инвестиционный договор) в порядке и на условиях, определяемых Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, настоящим Декретом и иными актами законодательства; 1.2.

инвестиционный договор заключается на основании решения: республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь (далее — государственный орган), областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — исполнительный комитет) в случае реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно–территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета; Совета Министров Республики Беларусь в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, на дату его подписания; Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в случаях предоставления инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. Для заключения инвестиционных договоров, указанных: в абзацах втором и третьем части первой настоящего подпункта, не требуются бизнес–план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора (далее — инвестиционный проект), и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта; в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта, требуются бизнес–план инвестиционного проекта и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта;   1.3. проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров, или Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь. З@ключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь; 1.4. в инвестиционном договоре должны быть определены: объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь — сторон инвестиционного договора; ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств; порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства, и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора; порядок внесения изменений в инвестиционный договор; иные условия по соглашению сторон инвестиционного договора; 1.5. инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке; 1.6. по вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с государственными органами и исполнительными комитетами, государственной организацией по вопросам привлечения инвестиций, созданной Советом Министров Республики Беларусь, либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь. 2. Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта: 2.1. имеют право на: строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно–сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства; предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом (далее — земельный участок), с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта; 2.2. освобождаются от: перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Подтверждающим документом для применения данной льготы является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для указанных объектов, согласованный исполнительным комитетом или государственным органом, принявшим решение о заключении инвестиционного договора, или государственным органом, уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь на его согласование по инвестиционным договорам, заключенным в соответствии с абзацами третьим и четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 настоящего Декрета, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок согласования такого перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь. В случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанной льготы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость взыскиваются в соответствии с законодательством; уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства — от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь. 3. Контроль за соблюдением условий инвестиционных договоров, заключенных и зарегистрированных в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, в том числе за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими государственными органами и исполнительными комитетами, а также Комитетом государственного контроля. 4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Декрета: в установленном порядке внести предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Декретом; привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации; обеспечить приведение государственными органами их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Декретом. 5. Рекомендовать областным, Минскому городскому Советам депутатов предусматривать освобождение инвесторов и (или) организаций, в установленном порядке созданных в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, реализующих инвестиционные проекты, от уплаты целевых сборов в местные бюджеты. 6. Настоящий Декрет вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и части первой настоящего пункта, вступающих в силу с даты официального опубликования Декрета, является временным и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь. Действие настоящего Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, з@ключенные до вступления в силу этого Декрета.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Источник: http://a-h.by/s153/archives/10_ot_6_avgusta_2009_g._Dekret_Prezidenta_Respubliki_Belarus.html

Декрет Президента РБ от 16.07.2019 № 4 . Таможенные документы

Декрет 10

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести изменения в следующие декреты Президента Республики Беларусь:

1.1. в Декрете Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 16 “О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему”:

в названии Декрета слово “рассрочки” заменить словом “отсрочки”;

пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1.

Установить, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032 (далее – технологическое оборудование и запасные части к нему), в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок не более 6 месяцев.

Отсрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.”;

1.2. в Положении о Парке высоких технологий, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. N 12:

абзац пятый части четвертой пункта 28 изложить в следующей редакции:

“доходы в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств (включая проценты от размещения денежных средств во вклады (депозиты), а также доходы, указанные в подпунктах 3.1-3.3 и 3.15 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь.”;

часть первую пункта 31 дополнить словами “, если законодательными актами не установлены более льготные условия налогообложения”;

пункт 32 изложить в следующей редакции:

“32. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам Парка высоких технологий иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь:

имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

рекламных, маркетинговых, консультационных услуг;

услуг по обработке информации;

услуг (работ) по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения;

услуг хостинга (размещение информационных ресурсов на сервере и обеспечение доступа к данным ресурсам), в том числе услуг веб-хостинга (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами);

услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях);

услуг по созданию баз данных, обеспечению доступа к ним.

Освобождение от налога на добавленную стоимость, установленное в части первой настоящего пункта, применяется также при оказании услуг, выполнении работ, передаче имущественных прав, перечисленных в части первой настоящего пункта, в электронной форме.”;

в пункте 33:

из абзаца четвертого части первой слова “, предоставленных клиентом,” исключить; в части второй цифры “148” заменить цифрами “191”;

1.3. в пункте 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 “О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь”:

в подпункте 3.1:

в абзаце четвертом части первой:

в первом предложении слово “предъявленных” заменить словом “предъявленных*”;

во втором предложении слова “и начаты в соответствии с актом установления даты начала строительства объекта” заменить словами “и производство строительных, монтажных, иных специальных работ на которых начато в установленном порядке”;

четвертое предложение дополнить словами “(для уплаченных сумм налога на добавленную стоимость – также документов, подтверждающих оплату), электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость”;

дополнить подпункт подстрочным примечанием следующего содержания: “_

* Фактически уплаченных для:

индивидуальных предпринимателей, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь;

сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по обязательствам в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Налогового кодекса Республики Беларусь.”;

из второго предложения абзаца третьего подпункта 3.2 слова “занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми для целей взимания соответственно земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности,” исключить;

1.4. в пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. N6 “О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности”:

из абзаца третьего подпункта 1.2.1 слово “, машино-мест” исключить;

в части четвертой подпункта 1.4:

из абзаца пятого слово “, машино-мест” исключить;

абзацы шестой и седьмой исключить;

1.5. в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. N7 “О развитии предпринимательства”:

в подстрочном примечании к подпункту 3.9 пункта 3:

слова “Положения подпункта 3.9 пункта 3 не применяются в отношении” заменить словами “В отношении”;

дополнить подстрочное примечание словами “обязательность их соблюдения субъектами хозяйствования может также устанавливаться актом законодательства, принимаемым (издаваемым) уполномоченным государственным органом, реализующим государственную политику в соответствующей сфере (области)”;

в пункте 5:

подпункт 5.2 исключить;

в подпункте 5.3 цифры “52” заменить цифрами “55”; подпункт 5.5 исключить;

третье предложение части первой и часть вторую подпункта 5.10 исключить.

2. Действие подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Декрета не распространяется на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до вступления в силу указанного подпункта.

3. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.

4. Настоящий Декрет вступает в силу в следующем порядке:

подпункт 1.1 пункта 1 – с первого числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования настоящего Декрета;

подпункты 1.2-1.4 и абзацы пятый-девятый подпункта 1.5 пункта 1 – после официального опубликования настоящего Декрета и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.;

иные положения данного Декрета – после его официального опубликования.

5. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Источник: https://www.alta.ru/tamdoc/19bls004/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.