Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
методическая разработка на тему

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте учителя.

Методические рекомендации №2 будут интересны педагогам, занимающимся разработкой программ учебных предметов.

Скачать:

Вложение Размер
metod_rek.-1.doc 105.5 КБ
metod._rek_2.docx 24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района

«Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства»

Составитель: Малых Валентина Александровна

заместитель директора по УВР

Концепция бизнеса (резюме) проекта

Описание целей фирмы

В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Основы предпринимательства.

Главная цель этого курса — сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.

В ГБОУ школа № 612 результатом изучения курса Основы предпринимательства является написание и защита бизнес – плана придуманной старшеклассником фирмы.

Бизнес — план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.

Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:

1.Концепция бизнеса (резюме);

2.Описание целей фирмы;

8.Финансовый план фирмы;

9. Представление бизнес – плана.

Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

1.Поиск, сбор и систематизация информации.

Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.

Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.

Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.

Этапы разработки бизнес – плана:

Уточнение и доработка

В последующих главах рассмотрены все мини – проекты бизнес – плана и отражены особенности их выполнения.

1.Концепция бизнеса (резюме.)

Это первый и краткий раздел бизнес-плана. Он содержит общие выводы из последующих мини-проектов. Учащиеся должны знать что важность правильного составления резюме заключается в том, что инвесторы, а это прежде всего бизнесмены — люди занятые, с первых слов краткого описания проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме старшеклассникам предлагается предельно кратко изложить:

1.суть проекта: его цели, эффективность;

2.производством или реализацией какого продукта (товар, услуга) будет заниматься фирма?

3.как и кто будет осуществлять проект;

4.источник финансирования проекта;

5.какова сумма всех затрат на реализацию проекта?

6.основные показатели проекта: чистая прибыль в первый год работы, рентабельность, сроки окупаемости, издержки производства и сбыта.

Объем мини-проекта должен быть размещен на одной – двух страницах.

2.Описание целей фирмы.

Цель фирмы – это генеральные направления ее развития. Их может быть несколько.

Если фирма ориентирована на рост, то ее целями будут:

1.повышение общего объема продаж (до… или в раз…);

2.увеличение доли фирмы на рынке сбыта (до… или в раз…);

3. освоение новых рынков.

Если фирма не ставит своей задачей быстрый темп роста объема производства, то ее главные цели могут быть связаны :

1.с увеличением чистого дохода;

2.повышением качества продукции;

3.увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.

И если фирма задумала изменить ассортимент своей продукции, ее цели будут направлены:

1.на снижение сроков освоения новых видов продукта (товара, услуги);

Читать статью  Как зарегистрировать аккаунт в игре как зарегистрироваться в онлайн игре Подключение

2.росту (темпу роста) объема продукта (товара, услуги);

3.вытеснению старых товаров.

Объем мини-проекта — одна страница.

Выполнение данного проекта позволяет учащимся найти ответ на вопрос: «Стоит ли открывать фирму и окупятся ли затраты?»

В ходе изучения теоретического материала старшеклассники знакомятся с такими понятиями как: исследование и его задачи, методы, инструменты. гипотеза, эксперимент, анкета, опрос и др.

Этапы выполнения мини – проекта:

1.разработка программы и приемов исследования;

2.проведение эмпирического исследования;

3.обработка и анализ данных, формирование выводов;

4. графическое оформление данных социологических исследований.

План маркетинга (план продвижения) должен дать описание программу действий фирмы по доведению товаров (услуг) до потребителей.

В данный мини – проект следует обязательно включить следующие пункты:

1.цели и стратегии маркетинга;

2.ценообразование (выбор цели ценовой политики, метода ценообразования, установление окончательной цены);

Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье рассматриваются проблемы реализации функции планирования в образовательных организациях, связанные с недостатками профессиональной подготовки руководителей системы образования, с принятыми методами планирования, отсутствием требований к достижению планируемых результатов деятельности образовательной организации, определено пять групп обязательных критериев, обеспечивающих эффективность планирования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гараева Л. Т.

Перспективы планирования процесса обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

The article discusses the problems of the implementation of the planning function in educational organizations, associated with the shortcomings in the professional training of the leaders of the educational system, with the adopted planning methods, the lack of requirements for achieving the planned results of the educational organization, five groups of mandatory criteria are determined that ensure the effectiveness of planning.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании»

Гараева Л. Т., магистрант 3 курса, Московский финансово-промышленный университет, Россия г. Москва

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации функции планирования в образовательных организациях, связанные с недостатками профессиональной подготовки руководителей системы образования, с принятыми методами планирования, отсутствием требований к достижению планируемых результатов деятельности образовательной организации, определено пять групп обязательных критериев, обеспечивающих эффективность планирования.

Ключевые слова: функция планирования; планирование развития образовательной организации; компетентность руководителей системы образования; критерии эффективного планирования развития.

Abstract: The article discusses the problems of the implementation of the planning function in educational organizations, associated with the shortcomings in the professional training of the leaders of the educational system, with the adopted planning methods, the lack of requirements for achieving the planned results of the educational organization, five groups of mandatory criteria are determined that ensure the effectiveness of planning.

Key words: planning function; educational development planning; competence of educational leaders; criteria for effective development planning.

Современными исследователями предложены различные модели современных социально-экономических взаимодействий: экономика знаний,

человеческий капитал, новое индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество и др. Все эти концепции не ставят своей целью зафиксировать окончательное состояние современного общества, а имеют своего рода переходный характер, который в нашей стране был ещё в большей степени усилен сменой политической системы. Изменения в политической системе, либерализация и диверсификация экономики стали основными факторами формирования рынка образовательных услуг. С развитием институтов частной собственности и предпринимательства появились условия для появления сегмента потребителей образовательных услуг в сфере бизнес-образования, которая по определению не могла существовать в условиях административно-командной экономики [1].

Сегодня политические, социально-экономические и культурные изменения приводят к пересмотру общественного значения профессионального образования. В недалеком прошлом важнейшим считался социальный аспект, повышение интеллектуального и образовательного уровня нации, развитие граждан, стимулирование их активной позиции. Сегодня профессиональное образование рассматривается, как один из важнейших факторов инновационного развития и экономической конкурентоспособности государства. В то же время развитие профессионального образования в целом и отдельных образовательных структур необходимо рассматривать в региональном контексте, поскольку современные учебные заведения являются достаточно мощными бизнес-структурами, влияющими на региональные экономики и конкурирующие между собой в соответствующих отраслях [2].

Большинство современных планов, которые внедрены в систему образования, как правило, отражают систему советского периода. При этом, следует отметить, что существуют современные «Программы развития. », «Перспективные программы», многие руководители учебных заведений прошли курсы по менеджменту, но на практике эффективного управления образовательной организацией до сих пор недостаточно.

Такое явление считается системным. Поэтому может существенно снизиться оценка эффективности деятельности руководителей системы образования, а также установления нового формата обучения. Отсюда следует рассмотреть критерии, которые помогут решить выше обозначенную проблему, которая существует в бизнес-планировании в сфере образования [5].

Мы сделали анализ нарушений, которые существуют на данный период времени в управленческой практике образовательных организаций.

Итак, критерии оценки следует подразделить на две группы. К первой группе следует отнести:

• Анализ состояния внешней среды и показатели эффективной организации образовательного процесса.

Читать статью  Линкор, бизнес-центр в Москве. Ближайшие остановки и общественный транспорт.

Результат анализа должен определить выводы о том, какого направления развития организации следует придерживаться. На основании данного анализа пересматриваются приоритеты, потенциал образовательного учреждения.

Если рассматривать текущие положение дел, то существующий анализ образовательной деятельности показывает сбор статистических данных о материально-техническом оснащении организации, кадровом составе, введённых программах, данные о микрорайоне.

В данном анализе представлены знания методов SWOT-, PEST-анализ, но при этом использование данных методов не ведет к достижению тех целей, которые эти методы преследуют.

Аналитическая часть, полученная из данных методов, как правило не заканчивается выводами. Единственный вывод, который может быть — это констатация уровня материально-технического, кадрового обеспечения и оснащения программного, которое существует в образовательном учреждения, результат полученных знаний обучающихся [6].

Статистические данные не дают возможность разглядеть проблему, а ведь именно скрытые проблемы являются объектом в бизнес-планировании образовательной деятельности. Решив и устранив данные проблемы, можно существенно улучшить развитие образовательной организации.

Если внимательно изучить отчет, который подается администрацией того или иного образовательного учреждения, то можно сделать вывод, что акцент ставится на только те проблемы, которые руководство образовательного учреждения хочет увидеть. А ведь, существует ряд других, которые относим ко второй группе:

• Дополнительные услуги не востребованы, так как существует проблема низкого спроса.

Ведь отчет не составляется с формулировкой: «образовательная среда не способствуют формированию здорового образа жизни у учеников», а составляется с формулировкой: «большой % учащихся имеют хронические заболевания». Это совершенно разные формулировки одной и той же проблемы здоровья.

Вторая формулировка подразумевает простую констатацию. А в первом случае — это выявление проблемы, которую нужно учитывать при бизнес-планировании образовательного учреждения. Если говорить про вторую группу критериев, то здесь целесообразно формулировать цель из проведенного анализа, при этом, важно, чтобы цель принципиально отличалась о той, которая была поставлена в предыдущем периоде.

Большинство документов, которые были проанализированы, имеют цель, но результаты далеко не связаны с целью. Это является типичной ошибкой. Анализ существует отдельно.

Планы и результаты их выполнения — не отличается индивидуальностью. Хотя, образовательные организации имеют разные параметры:

Все это различно. Отсюда, цели и задачи у образовательной организации не могут быть одинаковыми и схожими. Таким образом, можно сделать абсурдные аналитические выводы. Развитие школы, например, будет среднестатистическим, качество дошкольной программы ухудшается, дети в учебных заведениях запущены, здоровье у них достаточно слабое. Тем самым, они с трудом осваивают школьную программу, участников олимпиад достаточно малое количество. Что говорить, ведь последние 5-10 лет планы копировались из года в год. Теперь, руководители стали следить за новизной целей и задач в образовательных учреждениях. Но, при этом, следует отметить тот факт, что выполнение целей проверить практически не представляется возможным. Проблема кроется в завуалированных формулировках. Например, таких: «создание комфортной среды», «развитие умственных и творческих возможностей учеников», «развитие нравственных качеств».

Как проверить достижение данных целей? Или вот, пример формулировок целей для университетов: «формирование современного университета, который сопоставим по своим образовательным, инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами, способность вносить заметный вклад в кадровое и научное обеспечение развития ключевых секторов».

Если первую часть формулировки еще можно как-то сопоставить, то развитие ключевых секторов — имеет очень большую погрешность. Очень сложно измерить степень достижения цели. Можно сделать вывод о том, что цели формируются таким образом, что их нельзя достичь. Можно сказать, что цели формируются по принципу «объять необъятное».

Таким образом, чтобы реализовать и увеличить эффективность во второй группе критериев, следует переформулировать цели и задачи образовательной организации таким образом, чтобы они были конкретны, а тогда можно будет сравнить и проанализировать то, каких результатов достигли обучающиеся [7].

Подводя итоги в нашем анализе, следует сделать вывод о том, что проблемы реализации бизнес-планирования в образовании — имеет (по

объективным причинам) низкий уровень эффективности. Такой низкий уровень эффективности бизнес-планирования объясняется тем, что существуют такие факторы как:

• управленческая компетентность органов управления образовательной организацией.

• профессиональный рост кадрового состава, экономические.

Устранение субъективных причин недостаточно эффективного планирования в системе образования лежит в сфере грамотно выстроенной системы профессионального обучения, переподготовки действующего руководящего состава, т.е. лежит в зоне ответственности самой системы образования. Несмотря на то, что содержательный и методический уровни российского профессионального образования по-прежнему высоки, остается очевидным целый ряд проблем организационного характера, и в первую очередь — неэффективность процессов бизнес планирования, что препятствует решению задачи повышения качества образования [4]. Изменение данных подходов поможет унифицировать относительную оценку различных образовательных программ. Следующей важной целью является обеспечение мобильности обучающихся и реализация принципа непрерывности профессионального обучения через обеспечение соответствия и преемственности программ различных образовательных структур, отвечающим текущим потребностям различных отраслей народного хозяйства [3]. Устранение указанных проблем должно автоматически привести и к адекватному взаимодействию образовательных организаций с факторами внешней среды.

Ким Л.Г. Проблемы управления на рынке образовательных услуг// экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2014. №1.

Читать статью  Выбираем лучший эквайринг для ИП в 2022 году

2. Ким Л.Г., Тюрев В.К. Образование — важнейший фактор инновационного развития// Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, 2013. № 4(60). С.68-70.

3. Ким Л.Г., Тюрев В.К. Специфика деятельности образовательных структур в сфере профессионального образования// Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, 2013. № 2(58). С.36-39.

4. Матвеева С.Л., Ким Л.Г. Современное состояние бизнес-образования // в сборнике: Гуманитарные и естественные науки 2016 Российский университет кооперации, Ижевский филиал. Уфа, 2016.С.94-101.

5. Медведева Н.В. Индикаторы достижения целей в системе образования: проблемы формирования и измерения // За качественное образование — Материалы II Всероссийского форума, 2018. С. 86-95.

6. Швецов А.Н. Стратегическое планирование по-российски: торжество централизованного бюрократического выбора // ЭКО. 2018. №8. С. 114-127.

7. Ярулов А.А. Интегративный подход к планированию успешной деятельности образовательной организации // Школьное планирование. 2018. №1. С. 3-62.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сущность и место бизнес-планирования в системе управления образовательной организацией

Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей организации (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования — составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих организаций и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы организации.

Основная цель разработки бизнес-плана — определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, или планирование хозяйственной деятельности организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [22].

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:

  • а) открытие нового дела;
  • б) перепрофилирование существующей организации, выбор новых видов деятельности; подготовка заявок для получения кредитов;
  • в) обоснование предложений по приватизации государственных организаций, предприятий.

Наиболее упоминаемые в литературе функции бизнес-плана:

  • • проработать решения по развитию каждого вида деятельности;
  • • составить план и график работ, действий;
  • • информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);
  • • усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

В условиях рыночной экономики владение искусством бизнес-планирования для руководителей образовательных организаций становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами.

  • 1. В российскую экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта управления предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Современным руководителям образовательных организаций также не хватает знаний и опыта организации предпринимательской деятельности.
  • 2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит опытных руководителей образовательных организаций перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непривычному для них занятию, как борьба с конкурентами.
  • 3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема национальной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

В бизнес-плане обосновываются:

  • • общие и специфические детали функционирования организации в условиях рынка;
  • • выбор стратегии и тактики конкуренции;
  • • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации.

В бизнес-плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуренты, технологии, социально-экономическая среда, политическая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и методическая база, кадры, финансы и др.).

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности организации и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Бизнес-план можно назвать основой управления не только коммерческим или инвестиционным проектом, но и самим учреждением. Правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития организации и отвечает на основной вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли дело те доходы, которые окупят затраты сил и средств?

Благодаря бизнес-плану у руководства образовательной организации появляется возможность взглянуть на собственное учреждение как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

Степень участия руководителя образовательной организации в подготовке бизнес-плана важна. Бизнес-план призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием образовательной организации:

  • • определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место образовательной организации на этих рынках;
  • • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, услуги, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
  • • выявить соответствие кадров организации и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей; проанализировать материальное и финансовое положение организации и определить, соответствуют ли ее ресурсы достижению намеченных целей;
  • • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Руководитель образовательной организации получает от планирования деятельности следующие выгоды:

Источник https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/09/30/metodicheskie-rekomendatsii-biznes

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnogo-biznes-planirovaniya-v-obrazovanii

Источник https://studref.com/414670/pedagogika/biznes_planirovanie_usloviyah_rynochnyh_otnosheniy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: